Обоснование выбора методологического инструментария 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование выбора методологического инструментария



интернет зависимость личность психологический

Получение необходимой исходной информации является первым шагом любого исследования. Для решения этой задачи были применены следующие психодиагностические методы.

Тестирование:

1) Методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла сокращенный вариант С (№105), предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами.

биполярных факторов:

А - обособленность - сердечность

В - низкий интеллект - высокий интеллект

С - эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость

Е - конформность - доминантность

F - озабоченность - беспечность

G - недобросовестность - высокая совестливость

H - застенчивость - смелость в общении

I - суровость - мягкосердечность

L - доверчивость - подозрительность

M - практичность - мечтательность

N - наивность - расчетливость

О - самоуверенность - склонность к чувству вины

Q1 - ригидность - гибкость

Q2 - социабельность - самодостаточность

Q3 - низкий самоконтроль поведения - высокий самоконтроль поведения

Q4 - расслабленность - напряженность

Опросник содержит 105 вопросов (форма С), на которые предлагается ответить обследуемым и занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос (а, b, c). Обработка полученных данных производилась с помощью «ключа». Средний темп проработки теста 5-6 ответов в минуту (30 минут).

Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в 2 балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Полученное значение каждого фактора переводится в стены с помощью таблиц. Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации внимание уделяется в первую очередь «пикам» профиля (1-3 и 8-10). Кроме того, можно выделить четыре фактора второго порядка: тревожность - адаптированность (F1), интроверсия - экстраверсия (F2), чувствительность - реактивная уравновешенность (F3), конформность - независимость (F4), расчет которых производится по формулам.

Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязях в таких, например, блоках: интеллектуальные особенности (В,М,Q1); эмоционально-волевые особенности (C,G,I,O,Q3,Q4); коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (A,H,F,E,Q2,N,L).

С помощью данного теста необходимо выявить личностные качества, присущие сотрудникам компании интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс», а именно: контроль своего поведения и эмоций, мнительность, подозрительность, осторожность, тревожность, склонность к самоупрекам, заниженная самооценка, ориентированность на групповое мнение (зависимость и привязанность к группе), необходимость в поддержке окружающих, общительность.

2) Опросник Мини-мульт (Mini-Mult, адаптирован в СССР в 60-х годах в институте им. В.Н. Бехтерева Ф.Б. Березиным и М.П. Мирошниковым) сокращенный вариант многопрофильного личностного опросника MMPI, содержит 71 вопрос. Тест предназначен для углубленного изучения интрапсихических механизмов психической адаптации и прогнозирования особенностей поведения человека.

Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: верно или неверно (если согласны с утверждением «+», если не согласны «-»). Обработка полученных данных производилась с помощью «ключа». Время проведения опроса не ограничивается, но оно не должно быть слишком большим (время для выполнения MMPI 40 минут).

Подсчет «сырых» баллов производится в соответствии с ключом к опроснику. Набранное количество баллов по каждому из показателей записывается в бланке теста в правой его части.

Первая шкала - шкала ипохондрии, болезненной мнительности, когда человек ищет в себе несуществующие болезни. Вторая шкала измеряет свойство личности испытуемого с гипотимическим типом. Третья шкала свидетельствует о выраженности у испытуемого истерических черт. Четвертая шкала говорит о склонности испытуемого с социопатическим вариантом развития личности. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалы используется шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, его склонность к паранойяльным проявлениям. Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала определяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость.

По данным тестирования вычерчивается личностный профиль испытуемого. Высокими оценками для каждой из описанных выше шкал являются оценки в «сырых» баллах, превышающие их номинальные значения, соответствующие показателю 70 по шкале Т. Низкими оценками считаются оценки, которые по своему значению не превышают отметки 40 по шкале Т.

При построении профиля личности испытуемого предварительно необходимо «сырые» баллы по базовым шкалам 1, 4, 7, 8, 9 перевести в условные баллы, т.е. откорректировать их в соответствии со значением оценочной шкалы К при помощи формул.

С помощью Мини-мульта необходимо выявить следующие качества присущие сотрудникам компании Интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс»: неосознанный контроль поведения, тревожность, боязливость, неуверенность в себе, нерешительность, агрессивность, конфликтность.

3)       Тест-опросник Г. Айзенка, состоит из 57 вопросов, из них 9 составляют шкалу «лжи» (по которой определяются тенденции обследуемого представить себя в лучшем свете). Предназначен для выявления индивидуально-психологических особенностей личности, диагностики экстраверсии и интроверсии, нейротизма и эмоциональной стабильности. Испытуемым предлагают ответить на вопросы «да» или «нет». Время тестирования не ограничено, но задержек на обдумывание быть не должно. Обработка полученных данных производится с помощью «ключа» и начинается с проверки достоверности ответов испытуемых (сумма более 7 - данные тестирования недостоверные, дальнейшая обработка не производится). Если ответы совпадают с указанными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл. Подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсии - интроверсии и нейротизма. Далее по полученным результатам выстраивается двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка («круг Айзенка»).

Опросник Г. Айзенка применили для определения высоких показателей экстраверсии и нейротизма, которые свидетельствуют о общительности и эмоционально неустойчивом типе личности (тревожность, заниженная самооценка, склонность опираться на мнение большинства).

)   Опросник Спилбергера-Ханина (адаптирована в русском переводе Ю.Л. Ханиным), диагностика личностной и ситуационной тревожности. Единственная методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. Стоит из 40 суждений, которые делятся на две шкалы: ситуационной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ). Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемому предлагают ответить на вопросы, выбрав ответ который более всего соответствует его мнению (4 варианта ответа по степени интенсивности: нет, это не так; пожалуй, так; верно; совершенно верно).

Обработка результатов и определение показателей ситуативной и личностной тревожности, производят при помощи ключа. Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал и делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого: 3,5-4,0 балла - очень высокая тревожность; 3,0-3,4 балла - высокая тревожность; 2,0-2,9 балла - средняя тревожность; 1,5-1,9 балла - низкая тревожность; 0,0-1,4 балла - очень низкая тревожность.

Опросник Спилбергера-Ханина применили для выявления повышенного уровня личностной и ситуативной тревожности у сотрудников компании Интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс».

)   Тест Басса-Дарки определяет показатели агрессивности и враждебности, состоит из 75 утверждений. Испытуемому предлагают ответить на вопросы «Да» или «Нет». На основе полученных ответов на тест выявляются проявления агрессии и враждебности. При этом могут быть выявлены следующие виды реакции испытуемого.

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия - агрессия, направляемая окольным путем.

.   Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

.   Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

.   Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

.   Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

.   Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

.   Чувство вины выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что совершает злые поступки, а также ощущаемые им угрызения совести.

Реакции 5 и 6 можно определить как враждебные, реакции 1, 2, 7 - как агрессивные. К особым отнесены реакции 3, 4, 8 без которых анализ враждебных и агрессивных реакций был бы недостаточно полным.

Подсчет суммы баллов по каждому из видов реакций испытуемого осуществляется с помощью кода ответов. Норма реакций зафиксирована в таблице. Для реакций «физическая агрессия», «раздражение», «подозрительность», «вербальная агрессия» нормой считается номинальная сумма 4-6 баллов. Для других типов реакций этот показатель несколько ниже.

Этот тест применили для выявления видов агрессии и враждебности у сотрудников компании интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс».

)   Для выявления Интернет-зависимости была использована шкала «Интернет-зависимости» из опросника «Поведение в Интернете» А. Жичкиной. Методика была апробирована и стандартизирована учеными кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ в 1999 году. Методика состоит из 42 утверждений и содержит 3 шкалы: шкала активности в действии, шкала активности в восприятии альтернатив и шкала Интернет-зависимости (7 утверждений). Испытуемый должен выбрать тот вариант ответа, который лучше всего подходит для описания его поведения в интернет-среде.

Сокращенные версии методик применялись в целях уменьшения времени затраченного на тестирование, т. к. оно проходило во время рабочего дня в свободное время.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.009 с.)