Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феномен «Интернет-зависимость»
Человек стремится к оптимальному согласованию внешних и внутренних условий своей деятельности, разных уровней свой активности - начиная психической и кончая социально-психологической. Показателем оптимальности является продуктивность деятельности: при оптимальном согласовании происходит возрастание, умножение психической и личностной активности. Ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества [5]. В действительности же не любая личность самовыражается в деятельности, т. к. не любая деятельность отвечает притязаниям личности. И тогда личность ищет возможность самовыражения в опосредованных формах, например, посредством Интернета, который занимает всё более значимое место в жизнедеятельности людей [5]. В наше время при помощи Интернета можно осуществлять такие виды деятельности, как общение, познание и игра (развлечение) - которые обладают свойством захватывать человека целиком, не оставляя ему иной раз ни времени, ни сил на другие виды деятельности. Это вызывает серьёзные опасения в связи с появлением феномена Интернет-зависимости или Интернет-аддикции [24, 262-263; 5]. Исследователи исходят из возможности развития зависимости (аддикции) не только от вводимых в организм материальных сущностей, но и от производимых субъектом действий и сопровождающих их эмоций. По определению Короленко и Сигала (1991 г.) аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния [27; 43]. То есть вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы «на потом» [13; 43]. Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку (употребление алкогольных напитков, азартные игры и пр.). Проблема аддикции (патологической зависимости) начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности [13; 14]. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии [13]. Этому процессу могут способствовать биологические (например, индивидуальный способ реагирования на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние), психологические (личностные особенности, психотравмы), социальные (семейные и внесемейные взаимодействия) факторы. Важно отметить, что аддиктивная реализация включает в себя не только аддиктивное действие, но и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения [13].
Американский психолог, доктор Айвен Голдберг - автор термина «Интернет-зависимость» (1996 г.) - характеризует Интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности» [13; 5; 45; 43; 36]. Голдберг предпочитал использовать термин «патологическое использование компьютера» (PCU - pathological computer use). В настоящее время этот термин употребляется для более широкой категории, в которой некто патологически использует компьютер вообще, включая виды использования, не относящиеся к социальным, а термин «Интернет-зависимость» используется для обозначения патологического использования компьютера для вовлечения в социальные взаимодействия [13; 45; 36, 135]. В 1994 году американский психолог Кимберли Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник по Интернет-зависимости (доступен на сайте www.netaddiction.com). На него было получено около 500 ответов от людей, из которых около 400 были признаны, согласно выбранному критерию, аддиктами. В 1998-1999 гг. были опубликованы первые материалы по данной проблеме [45; 26; 43; 14; 36]. Результаты исследований показывают, что возникновение Интернет-аддикции не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками. Так, если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается [45; 26; 43].
По данным Кимберли Янг, 25% аддиктов приобрели, зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия и 17% - вскоре по прошествии года. При этом 52% опрошенных одновременно проходили курс терапии, связанный с другими пристрастиями, а 54% испытывали депрессию [45; 43; 14]. Чаще всего Интернет-аддикция (или её разновидности) понимается как: - зависимость от компьютера, т.е. обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); - «информационная перегрузка», т.е. компульсивная навигация по так называемой всемирной паутине, поиск в удаленных базах данных; компульсивное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым (в режиме настоящего времени) аукционам или электронным покупкам; зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернет: от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными (буквально, мнимыми); зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернет, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых». Таким образом, с психологической точки зрения Интернет-зависимость можно определить, как навязчивое желание находиться в компьютерных сетях. Кимберли Янг приводит четыре признака Интернет-зависимости («Пойманные в Сеть») [13; 21; 43; 14]: · навязчивое желание проверить электронную почту; · предвкушение следующего сеанса он-лайн (выхода в Интернет); · увеличение времени, проводимого в он-лайн (жалобы окружающих); · увеличение количества денег, расходуемых на Интернет. Невролог Х. Циммерль совместно с Б. Панош, на основе результатов своего исследования составили список критериев, согласно которым можно идентифицировать патологическую склонность к пользованию Интернета [43; 14]. Если четыре из приведенных ниже критериев наблюдаются во временном интервале, превышающем 6 месяцев, специалисты считают, что болезненная зависимость от Интернета сменяется хронической: часто возникающее непреодолимое желание войти в Интернет; отсутствие контроля (длительное желание находиться в сети) связанное с возникающим от этого чувством вины; социально-опасное эксцентричное поведение в кругу ближайшего окружения; слабая работоспособность; сокрытие приобретенной привычки к Интернету; психическая раздражительность, возникающая в случае отсутствия доступа к Интернету, вызванного определенными препятствиями (может проявляться в форме нервозности, повышенной возбудимости и депрессии); многочисленные неудачные попытки перебороть себя и возобладать над страстью к Интернету [43; 14]. По мнению Айвена Голдберга, Интернет-зависимость можно констатировать при наличии трех моментов из следующих признаков: 1. Количество времени, которое нужно провести в Интернете, чтобы достичь удовлетворения (иногда чувство удовольствия от общения в сети граничит с эйфорией), заметно возрастает. . Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается.
Голдберг считает, что первый и второй пункт отражают возникновение такого феномена, как толерантность. Похожие признаки можно наблюдать у курящих людей, алкоголиков и наркоманов, когда для получения удовольствия необходимо постоянно увеличивать дозировку. В данном случае «дозировкой» является количество времени затраченного на пребывание в виртуальном мире. . Пользователь совершает попытки отказаться от Интернета или хотя бы меньше проводить в нем времени. . Прекращение или сокращение времени проводимого в Интернете приводит пользователя к плохому самочувствию («синдрому отказа»), которое развивается от нескольких дней до месяца и выражается двумя или более факторами: а) эмоциональное и двигательное возбуждение б) тревога, раздражительность в) навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет г) фантазии и мечты об Интернете д) произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре е) снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности 5. Использование Интернета позволяет избежать «синдрома отказа». . Интернет часто используется в течение большого количества времени или чаще, чем было задумано. . Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использование Интернета. 8. Использование Интернета продолжается, несмотря на знание об имеющихся или постоянных физических, психологических, социальных, профессиональных проблемах, которые вызываются использованием Интернета (недосыпание, семейные и супружеские проблемы, опоздания на назначенные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями, или чувство оставленности близкими людьми). При изучении феномена Интернет-зависимости были выделены некоторые основные поведенческие характеристики, а также психологические и физиологические симптомы [45; 21; 14; 36, 258]. К поведенческим характеристикам относится: нежелание прервать работу в Интернете на некоторое время; пренебрежение домашними делами, учебой или служебными обязанностями и собственным здоровьем; разрушение семьи, потеря круга общения из-за поглощенности Интернетом; недостаток физической активности [45; 21; 14; 36, 258]. Американский врач-психиатр Мариса Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для патологического использования компьютера [21; 14]:
К психологическим симптомам относятся: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени проводимого за компьютером; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой [21; 14; 36, 258]. К физиологическим симптомам относятся: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройство сна, изменение режима сна [21; 14; 36, 259]. В работах С.Э. Давтяна (специалист кафедры психиатрии СПб ГУ) выделены III стадии формирования «Интернет-аддикции» (различающиеся по степени выраженности расстройств) [28]: I стадия: увлечение «новой игрушкой», трудно преодолимое, желанное влечение к сеансу общения в сети, зачастую в ущерб другим, более важным занятиям. Среди симптомов - появление душевного подъема, радостного возбуждения в предвкушении начала он-лайн общения, искажение чувства времени в сети (резкое ускорение субъективного темпа времени), причем как правило человек старается утаить от близких, что долго «сидел» в Интернете или заигрался так, что просто не мог остановиться. II стадия (абстинентная): · нарушение внимания, снижение умственной работоспособности; навязчивые мысли, представления и воспоминания, возникающие при продолжительном воздержании от общения в Сети; · эмоциональную неустойчивость: перепады настроения с эпизодами немотивированной эйфории и раздражительности; · бессонница, снижение аппетита вплоть до полной утраты чувства голода, прием пищи «не отходя от компьютера»; · резкое повышение в таких "естественных" стимуляторах общения, как курение, кофе, алкоголь; · соматовегетативные расстройства, как следствие недосыпания, недоедания, психического и физического переутомления: потливость, тахикардия, колебания артериального давления, головные боли, тошнота, озноб, боли в спине, глазах, запястье. III стадия(социальная дезадаптация): · появляется постоянная потребность в сетевом общении при отсутствии ощутимого удовольствия от него; · выраженное депрессивное состояние при непродолжительном воздержании от общения в Сети; · нарастающая апатия, вялость, сужение круга интересов, резкое снижение активности; · профессиональный крах, глубокие семейные проблемы, социальная изоляция. Риск формирования Интернет-аддикции, по предположению С.Э. Давтяна, зависит как от патологических особенностей личности (шизоидные, неустойчивые, сензитивные и другие черты), так и от средовых психотравмирующих факторов. Ведущим звеном, лежащим в основе формирования зависимости, является эмоциональная депривация.
Исследование Интернет-зависимости, проведенное Янг в 1996 году, выявило, что Интернет-аддикты чаще всего используют чаты (37%), MUDs (игры) (28%), телеконференции (15%), E-mail (электронную почту) (13%), WWW (7%), информационными протоколами типа «ftp», «gopher» (2%). В исследовании Янг было также установлено, что Интернет-независимые пользуются преимущественно теми технологиями Интернета, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. А Интернет-зависимые преимущественно пользуются теми средствами Интернета, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высокоинтерактивной среде. Отсюда можно видеть, что большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами Интернета, связанными с общением. Распространенность Интернет-зависимости по данным Янг в России составляет не более 2%, а в Америке - 5% [5; 21; 43; 14]. Причем гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, более подвержены Интернет-зависимости, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67%). Скорее всего, это связано с тем, что пока женщины пользуются Интернетом меньшее, чем мужчины. Зарегистрированы данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих Интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки. В деятельности «аддикта» наблюдаются глубокая заинтересованность, бескорыстное любопытство, гипермотивированность (субъект, увлеченный процессом познания). Наиболее адекватным психологическим аналогом феномена зависимости от Интернета может быть опыт «потока» - возникает ощущение переноса в новую реальность, нарушается чувство времени, происходит отвлечение от окружающей физической и социальной среды. Кроме того, опыт потока граничит с вызовом, имеющимся у субъекта знаниям, умениям, навыкам и способностям, в целом его компетентности в решении проблем [17]. Исследования Кимберли Янг особенностей Интернета показали, что наиболее привлекательным для Интернет-зависимых (и играющие главные роли в развитии Интернет-зависимости) являются: 86% - анонимность (анонимность и персональный контроль передаваемой информации), 63% - доступность (интерактивных зон и порнографических изображений), 58% - безопасность и 37% - простота использования [7; 13; 45; 6]. С помощью контент-анализа Янг были выявлены три главные области подкрепления, присущие интерактивным аспектам Интернета: социальная поддержка, сексуальное удовлетворение и возможность «творения персоны», вызывая тем самым определенную реакцию окружающих и получая их признание [7; 13; 6]. Социальная поддержка осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу, Интернет-сообщество, культура которого обладает своим собственными ценностями, стандартами, языками пользователей. Являясь членами виртуальной группы, Интернет-зависимые способны высказывать весьма противоречивые мнения - о науке, культуре, религии, жизненных ценностях - без страха отвержения, конфронтации или осуждения. Часто в реальной жизни Интернет-зависимые не могут высказать аналогичные мнения даже своим близким. Такое поведение обусловлено слабой досягаемостью со стороны других людей и возможностью маскировки идентичность самого коммуникатора. Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь межличностно обеднена, в таких случаях люди используют общество Интернет как альтернативу реального окружения [7; 13; 6]. Сексуальное удовлетворение является областью подкрепления, когда Интернет-зависимые рассматривают «киберсекс» как полностью анонимный и такой, который оставляет их вне досягаемости. Это позволяет им не тормозить самозапретные в реальности сексуальные побуждения и вести себя так, как они никогда не стали бы вести себя в жизни. Для Интернет-зависимых с непривлекательной внешностью или тех, кто имеет мало возможностей в реальной жизни познакомиться с кем-либо, Интернет является более легкой и простой возможностью знакомства [7; 13; 6]. Следуя Янг, значимым явлением представляется создание персоны. В реальности ее определяют социально-экономический статус, пол, возраст и раса. Именно они играют роль в конструировании идентичности, на которой основывается межличностное общение. В виртуальности все эти параметры отходят на второй план. Все общающиеся пользователи равны. Отсутствие социальной идентичности при виртуальном общении дает возможность создания виртуальной личности [7; 13; 6]. Исследовательская группа факультета психологии МГУ в 1999-2000 гг. провела опрос в ходе, которого предполагалось выяснить, какие факторы лежат в основе формирования Интернет-зависимости [23]. По данным западных исследований (К. Янг, И. Голдберг, М. Гриффитс), Интернет-зависимые - это люди, страдающие от одиночества в реальной жизни, те, кто стремится получить недостающие им эмоциональную поддержку и общение в Интернете. Чтобы проверить это предположение, в опросник были введены вопросы, отражающие то, насколько испытуемый может получить в Интернете и в реальном общении эмоциональную поддержку, возможность пообщаться тогда, когда ему скучно, а также вопросы, отражающие потребность в поддержке, общении и раскрепощенности. Выяснилось, что вопреки устоявшемуся мнению, Интернет-зависимые не решают в сети свои проблемы в общении и не пытаются спастись от одиночества. То есть общение посредством Интернета представляет собой обычное человеческое общение с поддержкой на уровне высоких технологий [23]. К сожалению, в настоящее время вопросы профилактики и коррекции Интернет-зависимости практически не разработаны. Из аналитического обзора следует, что: · Личность - это человек, включенный своей деятельностью в социальные отношения. Источником формирования представления о личности человека является поведение и деятельность. · Интернет, несомненно, привлекателен своей анонимностью, психологической безопасностью, дистантностью, свободой выбора, отсутствием макетов телесности и доступностью. · Интернет оказывает непосредственное влияние на личность при этом можно выделить следующие личностные особенности у пользователей склонных к Интернет-зависимости: общительность (при некотором ослаблении непосредственных контактов между людьми и частичной замены их опосредствованными контактами), тревожность, агрессивность, конфликтность, эгоцентричность, импульсивность, упрямство, независимость, самодостаточность, непринужденность, неуверенность в себе, стремление доминировать. · Причины интернет-зависимости кроются в самой личности пользователя Интернетом.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.54.171 (0.029 с.) |