ТОП 10:

Феномен «Интернет-зависимость»



 

Человек стремится к оптимальному согласованию внешних и внутренних условий своей деятельности, разных уровней свой активности - начиная психической и кончая социально-психологической. Показателем оптимальности является продуктивность деятельности: при оптимальном согласовании происходит возрастание, умножение психической и личностной активности. Ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества [5]. В действительности же не любая личность самовыражается в деятельности, т. к. не любая деятельность отвечает притязаниям личности. И тогда личность ищет возможность самовыражения в опосредованных формах, например, посредством Интернета, который занимает всё более значимое место в жизнедеятельности людей [5].

В наше время при помощи Интернета можно осуществлять такие виды деятельности, как общение, познание и игра (развлечение) - которые обладают свойством захватывать человека целиком, не оставляя ему иной раз ни времени, ни сил на другие виды деятельности. Это вызывает серьёзные опасения в связи с появлением феномена Интернет-зависимости или Интернет-аддикции [24, 262-263; 5].

Исследователи исходят из возможности развития зависимости (аддикции) не только от вводимых в организм материальных сущностей, но и от производимых субъектом действий и сопровождающих их эмоций.

По определению Короленко и Сигала (1991 г.) аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния [27; 43]. То есть вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы «на потом» [13; 43].

Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку (употребление алкогольных напитков, азартные игры и пр.). Проблема аддикции (патологической зависимости) начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности [13; 14]. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии [13]. Этому процессу могут способствовать биологические (например, индивидуальный способ реагирования на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние), психологические (личностные особенности, психотравмы), социальные (семейные и внесемейные взаимодействия) факторы. Важно отметить, что аддиктивная реализация включает в себя не только аддиктивное действие, но и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения [13].

Американский психолог, доктор Айвен Голдберг - автор термина «Интернет-зависимость» (1996 г.) - характеризует Интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности» [13; 5; 45; 43; 36]. Голдберг предпочитал использовать термин «патологическое использование компьютера» (PCU - pathological computer use). В настоящее время этот термин употребляется для более широкой категории, в которой некто патологически использует компьютер вообще, включая виды использования, не относящиеся к социальным, а термин «Интернет-зависимость» используется для обозначения патологического использования компьютера для вовлечения в социальные взаимодействия [13; 45; 36, 135].

В 1994 году американский психолог Кимберли Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник по Интернет-зависимости (доступен на сайте www.netaddiction.com). На него было получено около 500 ответов от людей, из которых около 400 были признаны, согласно выбранному критерию, аддиктами. В 1998-1999 гг. были опубликованы первые материалы по данной проблеме [45; 26; 43; 14; 36]. Результаты исследований показывают, что возникновение Интернет-аддикции не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками. Так, если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается [45; 26; 43].

По данным Кимберли Янг, 25% аддиктов приобрели, зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия и 17% - вскоре по прошествии года. При этом 52% опрошенных одновременно проходили курс терапии, связанный с другими пристрастиями, а 54% испытывали депрессию [45; 43; 14].

Чаще всего Интернет-аддикция (или её разновидности) понимается как:

- зависимость от компьютера, т.е. обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

-   «информационная перегрузка», т.е. компульсивная навигация по так называемой всемирной паутине, поиск в удаленных базах данных;

    компульсивное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым (в режиме настоящего времени) аукционам или электронным покупкам;

    зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернет: от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными (буквально, мнимыми);

    зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернет, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых».

Таким образом, с психологической точки зрения Интернет-зависимость можно определить, как навязчивое желание находиться в компьютерных сетях.

Кимберли Янг приводит четыре признака Интернет-зависимости («Пойманные в Сеть») [13; 21; 43; 14]:

·   навязчивое желание проверить электронную почту;

·   предвкушение следующего сеанса он-лайн (выхода в Интернет);

·   увеличение времени, проводимого в он-лайн (жалобы окружающих);

·   увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.

Невролог Х. Циммерль совместно с Б. Панош, на основе результатов своего исследования составили список критериев, согласно которым можно идентифицировать патологическую склонность к пользованию Интернета [43; 14]. Если четыре из приведенных ниже критериев наблюдаются во временном интервале, превышающем 6 месяцев, специалисты считают, что болезненная зависимость от Интернета сменяется хронической: часто возникающее непреодолимое желание войти в Интернет; отсутствие контроля (длительное желание находиться в сети) связанное с возникающим от этого чувством вины; социально-опасное эксцентричное поведение в кругу ближайшего окружения; слабая работоспособность; сокрытие приобретенной привычки к Интернету; психическая раздражительность, возникающая в случае отсутствия доступа к Интернету, вызванного определенными препятствиями (может проявляться в форме нервозности, повышенной возбудимости и депрессии); многочисленные неудачные попытки перебороть себя и возобладать над страстью к Интернету [43; 14].

По мнению Айвена Голдберга, Интернет-зависимость можно констатировать при наличии трех моментов из следующих признаков:

1. Количество времени, которое нужно провести в Интернете, чтобы достичь удовлетворения (иногда чувство удовольствия от общения в сети граничит с эйфорией), заметно возрастает.

. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается.

Голдберг считает, что первый и второй пункт отражают возникновение такого феномена, как толерантность. Похожие признаки можно наблюдать у курящих людей, алкоголиков и наркоманов, когда для получения удовольствия необходимо постоянно увеличивать дозировку. В данном случае «дозировкой» является количество времени затраченного на пребывание в виртуальном мире.

. Пользователь совершает попытки отказаться от Интернета или хотя бы меньше проводить в нем времени.

. Прекращение или сокращение времени проводимого в Интернете приводит пользователя к плохому самочувствию («синдрому отказа»), которое развивается от нескольких дней до месяца и выражается двумя или более факторами:

а) эмоциональное и двигательное возбуждение

б) тревога, раздражительность

в) навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет

г) фантазии и мечты об Интернете

д) произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре

е) снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности

5. Использование Интернета позволяет избежать «синдрома отказа».

. Интернет часто используется в течение большого количества времени или чаще, чем было задумано.

. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использование Интернета.

8. Использование Интернета продолжается, несмотря на знание об имеющихся или постоянных физических, психологических, социальных, профессиональных проблемах, которые вызываются использованием Интернета (недосыпание, семейные и супружеские проблемы, опоздания на назначенные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями, или чувство оставленности близкими людьми).

При изучении феномена Интернет-зависимости были выделены некоторые основные поведенческие характеристики, а также психологические и физиологические симптомы [45; 21; 14; 36, 258].

К поведенческим характеристикам относится: нежелание прервать работу в Интернете на некоторое время; пренебрежение домашними делами, учебой или служебными обязанностями и собственным здоровьем; разрушение семьи, потеря круга общения из-за поглощенности Интернетом; недостаток физической активности [45; 21; 14; 36, 258].

Американский врач-психиатр Мариса Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для патологического использования компьютера [21; 14]:

К психологическим симптомам относятся: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени проводимого за компьютером; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой [21; 14; 36, 258].

К физиологическим симптомам относятся: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройство сна, изменение режима сна [21; 14; 36, 259].

В работах С.Э. Давтяна (специалист кафедры психиатрии СПб ГУ) выделены III стадии формирования «Интернет-аддикции» (различающиеся по степени выраженности расстройств) [28]:

I стадия: увлечение «новой игрушкой», трудно преодолимое, желанное влечение к сеансу общения в сети, зачастую в ущерб другим, более важным занятиям. Среди симптомов - появление душевного подъема, радостного возбуждения в предвкушении начала он-лайн общения, искажение чувства времени в сети (резкое ускорение субъективного темпа времени), причем как правило человек старается утаить от близких, что долго «сидел» в Интернете или заигрался так, что просто не мог остановиться.

II стадия (абстинентная):

·         нарушение внимания, снижение умственной работоспособности; навязчивые мысли, представления и воспоминания, возникающие при продолжительном воздержании от общения в Сети;

·         эмоциональную неустойчивость: перепады настроения с эпизодами немотивированной эйфории и раздражительности;

·         бессонница, снижение аппетита вплоть до полной утраты чувства голода, прием пищи «не отходя от компьютера»;

·         резкое повышение в таких "естественных" стимуляторах общения, как курение, кофе, алкоголь;

·         соматовегетативные расстройства, как следствие недосыпания, недоедания, психического и физического переутомления: потливость, тахикардия, колебания артериального давления, головные боли, тошнота, озноб, боли в спине, глазах, запястье.

III стадия(социальная дезадаптация):

·         появляется постоянная потребность в сетевом общении при отсутствии ощутимого удовольствия от него;

·         выраженное депрессивное состояние при непродолжительном воздержании от общения в Сети;

·         нарастающая апатия, вялость, сужение круга интересов, резкое снижение активности;

·         профессиональный крах, глубокие семейные проблемы, социальная изоляция.

Риск формирования Интернет-аддикции, по предположению С.Э. Давтяна, зависит как от патологических особенностей личности (шизоидные, неустойчивые, сензитивные и другие черты), так и от средовых психотравмирующих факторов. Ведущим звеном, лежащим в основе формирования зависимости, является эмоциональная депривация.

Исследование Интернет-зависимости, проведенное Янг в 1996 году, выявило, что Интернет-аддикты чаще всего используют чаты (37%), MUDs (игры) (28%), телеконференции (15%), E-mail (электронную почту) (13%), WWW (7%), информационными протоколами типа «ftp», «gopher» (2%).

В исследовании Янг было также установлено, что Интернет-независимые пользуются преимущественно теми технологиями Интернета, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. А Интернет-зависимые преимущественно пользуются теми средствами Интернета, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высокоинтерактивной среде. Отсюда можно видеть, что большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами Интернета, связанными с общением.

Распространенность Интернет-зависимости по данным Янг в России составляет не более 2%, а в Америке - 5% [5; 21; 43; 14]. Причем гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, более подвержены Интернет-зависимости, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67%). Скорее всего, это связано с тем, что пока женщины пользуются Интернетом меньшее, чем мужчины. Зарегистрированы данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих Интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки.

В деятельности «аддикта» наблюдаются глубокая заинтересованность, бескорыстное любопытство, гипермотивированность (субъект, увлеченный процессом познания). Наиболее адекватным психологическим аналогом феномена зависимости от Интернета может быть опыт «потока» - возникает ощущение переноса в новую реальность, нарушается чувство времени, происходит отвлечение от окружающей физической и социальной среды. Кроме того, опыт потока граничит с вызовом, имеющимся у субъекта знаниям, умениям, навыкам и способностям, в целом его компетентности в решении проблем [17].

Исследования Кимберли Янг особенностей Интернета показали, что наиболее привлекательным для Интернет-зависимых (и играющие главные роли в развитии Интернет-зависимости) являются: 86% - анонимность (анонимность и персональный контроль передаваемой информации), 63% - доступность (интерактивных зон и порнографических изображений), 58% - безопасность и 37% - простота использования [7; 13; 45; 6].

С помощью контент-анализа Янг были выявлены три главные области подкрепления, присущие интерактивным аспектам Интернета: социальная поддержка, сексуальное удовлетворение и возможность «творения персоны», вызывая тем самым определенную реакцию окружающих и получая их признание [7; 13; 6]. Социальная поддержка осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу, Интернет-сообщество, культура которого обладает своим собственными ценностями, стандартами, языками пользователей. Являясь членами виртуальной группы, Интернет-зависимые способны высказывать весьма противоречивые мнения - о науке, культуре, религии, жизненных ценностях - без страха отвержения, конфронтации или осуждения. Часто в реальной жизни Интернет-зависимые не могут высказать аналогичные мнения даже своим близким. Такое поведение обусловлено слабой досягаемостью со стороны других людей и возможностью маскировки идентичность самого коммуникатора. Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь межличностно обеднена, в таких случаях люди используют общество Интернет как альтернативу реального окружения [7; 13; 6].

Сексуальное удовлетворение является областью подкрепления, когда Интернет-зависимые рассматривают «киберсекс» как полностью анонимный и такой, который оставляет их вне досягаемости. Это позволяет им не тормозить самозапретные в реальности сексуальные побуждения и вести себя так, как они никогда не стали бы вести себя в жизни. Для Интернет-зависимых с непривлекательной внешностью или тех, кто имеет мало возможностей в реальной жизни познакомиться с кем-либо, Интернет является более легкой и простой возможностью знакомства [7; 13; 6].

Следуя Янг, значимым явлением представляется создание персоны. В реальности ее определяют социально-экономический статус, пол, возраст и раса. Именно они играют роль в конструировании идентичности, на которой основывается межличностное общение. В виртуальности все эти параметры отходят на второй план. Все общающиеся пользователи равны. Отсутствие социальной идентичности при виртуальном общении дает возможность создания виртуальной личности [7; 13; 6].

Исследовательская группа факультета психологии МГУ в 1999-2000 гг. провела опрос в ходе, которого предполагалось выяснить, какие факторы лежат в основе формирования Интернет-зависимости [23]. По данным западных исследований (К. Янг, И. Голдберг, М. Гриффитс), Интернет-зависимые - это люди, страдающие от одиночества в реальной жизни, те, кто стремится получить недостающие им эмоциональную поддержку и общение в Интернете. Чтобы проверить это предположение, в опросник были введены вопросы, отражающие то, насколько испытуемый может получить в Интернете и в реальном общении эмоциональную поддержку, возможность пообщаться тогда, когда ему скучно, а также вопросы, отражающие потребность в поддержке, общении и раскрепощенности. Выяснилось, что вопреки устоявшемуся мнению, Интернет-зависимые не решают в сети свои проблемы в общении и не пытаются спастись от одиночества. То есть общение посредством Интернета представляет собой обычное человеческое общение с поддержкой на уровне высоких технологий [23].

К сожалению, в настоящее время вопросы профилактики и коррекции Интернет-зависимости практически не разработаны.

Из аналитического обзора следует, что:

·   Личность - это человек, включенный своей деятельностью в социальные отношения. Источником формирования представления о личности человека является поведение и деятельность.

·   Интернет, несомненно, привлекателен своей анонимностью, психологической безопасностью, дистантностью, свободой выбора, отсутствием макетов телесности и доступностью.

·   Интернет оказывает непосредственное влияние на личность при этом можно выделить следующие личностные особенности у пользователей склонных к Интернет-зависимости: общительность (при некотором ослаблении непосредственных контактов между людьми и частичной замены их опосредствованными контактами), тревожность, агрессивность, конфликтность, эгоцентричность, импульсивность, упрямство, независимость, самодостаточность, непринужденность, неуверенность в себе, стремление доминировать.

·   Причины интернет-зависимости кроются в самой личности пользователя Интернетом.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.008 с.)