ТОП 10:

Понятие личности в психологии



 

Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она - продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой. Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин «личность» означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [34, 284].

Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

К понятию личности следует относить тот отпечаток, который остается в душах окружающих при общении и совместной деятельности с данным индивидом [20, 197]. Личность - это компонент общности людей [35, 47]. Личность - это человек, включенный в социальные отношения своей деятельностью [20, 197; 35, 52].

Отношение к пониманию «личности» у различных исследователей было и остается различным.

Уильям Джеймс (1842-1910 г., американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии) называл личность «хозяином» психических функций. Рассматривал сознание, понимаемое как «поток сознания», в плане его приспособительных функций [19, 8]. Предложил одну из первых в психологии теорию личности. В «эмпирическом Я», или «личности» им были выделены:

1. Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.;

2. Социальная личность как форма признания в нас личности со стороны других людей;

.   Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т.п., с центром в чувстве активности «Я».

Исходя из психоаналитической теории личности Зигмунда Фрейда (1856-1939 г., австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник классического психоанализа), личность образуется тремя структурными компонентами: ид (оно), эго (я), суперэго (сверх-Я).

Сфера ид - это инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере ид, требуют своей реализации и определяют поведение личности. Фрейд назвал ид «истинной психической реальностью», поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности [44, 49; 38, 137].

В целом функционировании сферы ид подчиняется принципу удовольствия. Фрейд выделяет два основных инстинкта - сексуальный или инстинкт жизни (либидо, эрос), и деструктивный, разрушительный инстинкт или инстинкт смерти (мортидо, танатос) [44, 50; 38, 138].

Сфера эго - это рациональная часть личности, т.е. сфера сознания. Она находится в постоянном взаимодействии со сферой ид, пытаясь предотвратить опасные, дезадаптивные проявления двух базовых инстинктов. Функционирование сферы эго определяется принципом реальности [44, 51; 38, 138].

Сфера суперэго - это сфера морального «Я» личности, включающая в себя систему норм, ценностей, этических представлений, согласующихся с требованиями социума. Эта сфера формируется в процессе социализации и является, по Фрейду, последним компонентом развивающейся личности. Сфера суперэго так же как и ид находится в противоречии с рациональным эго, пытаясь убедить эго в приоритете идеалистических целей над реалистическими [44, 50; 38, 138].

Согласно Эмилю Дюркгейму (1858-1917 г., французский социолог-позитивист), человек есть «раздвоенная реальность», в которой индивидуальное и социальное сосуществуют, фактически не смешиваясь.

Люди не только сами устанавливают правила социальной жизни в реальном процессе интерсубъектного взаимодействия (а не наоборот - строят взаимодействие по уже существующим правилам), но и постоянно интерпретируют смысл и значение возникающих интерактивных ситуаций.

Альфред Адлер (1870-1936 г., австрийский психолог и психиатр, создатель «индивидуальной психологии») делал акцент на уникальность личности. Представлял каждого человека как уникальную систему мотивов, черт, интересов, ценностей; каждое действие человека несет печать свойственного именно ему жизненного стиля [44, 141; 38, 138].

По Адлеру, люди - изначально социальные существа [44, 140, 146].

Центр личности - сознание, что делает его пионером эго-ориентированной психологии. Люди - сознательные существа, обычно понимающие причины своего поведения [44, 140-141]. «Я» у Адлера - высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма (креативное Я) [44, 141].

Разработанная Адлером теория личности экономна и строится на немногих базовых понятиях: фиктивный финализм, стремление к превосходству, чувство неполноценности и компенсация, социальный интерес, стиль жизни, креативное «Я» [44, 142].

Карл Густав Юнг (1875-1961 г., швейцарский психолог и психиатр) создатель аналитической психологии, главное внимание уделял бессознательным психическим процессам. Личность, по Юнгу,- чрезвычайно сложная структура и представляет частично закрытую энергетическую систему [44, 107]. Юнг полагает, что люди постоянно прогрессируют или стараются прогрессировать от менее совершенного к более совершенному. Он считает также, что человечество в целом постоянно эволюционирует к более дифференцированным формам существования [44, 113].

Гарри Стек Салливан (1892-1949 г., американский психиатр и психолог, создатель новой концепции «межличностная теория психиатрии») утверждал, что личность - это «относительно продолжительный паттерн периодически возникающих межличностных ситуаций, характеризующих жизнь человека» [6, 162]. Личность - это некая гипотетическая сущность, которая не может быть оторвана от межличностных ситуаций, и межличностное поведение является все, что может быть рассмотрено как личность [44, 162].

Гордон Оллпорт (1897-1967 г., американский психолог, сторонник диспозиционной теории личности, инициатор разработки системного подхода к изучению личности) определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личность стремится к реализации своего жизненного потенциала, к самоактуализации.

Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. «Личность - это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление» [44, 21]. Или «Личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые детерминируют его уникальное приспособление к среде» [44, 409].

Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует. Он также считал, что: «Личность есть то, что человек в действительности» [44, 21]. «Личность есть нечто и делает нечто…Она есть то, что лежит за специфическими актами и внутри индивида» [44, 409].

Личность для Оллпорта - это загадка, которую нужно максимально адекватно разгадать при помощи инструментов середины двадцатого столетия [44, 407].

С точки зрения Эриха Фромма (1900-1980 г., немецко-американский философ, социолог и психолог сторонник гуманистического психоанализа) личность - это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным.

Личность включает в себя и темперамент, и способности, и особенности эмоционально-волевой сферы, и характер. Но все-таки сущность личности - это ее ценностные ориентации, ее мотивационная сфера, ее система социальных отношений и установок, в том числе обязательно и самоотношение [38, 122].

Личность человека развивается соответственно возможностям, предоставляемым конкретным обществом. «К примеру, в капиталистическом обществе человек может обретать чувство собственной идентичности, став богатым, или чувство укоренности, став зависимым и облеченным доверием служащим богатой компании» [44, 154].

Тезис Фромма: характер (личность) влияет на социальную структуру и социальные изменения и сам испытывает их влияние [44, 157].

Философ Исаак Франк (умер в 1966 г.) утверждает, что трудно найти теоретика личности кто не высказывал бы - явно или скрыто - моральных суждений относительно вредного влияния на человека со стороны социального окружения [44, 185].

Карл Роджерс (1902-1987 г., американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии), чья теория личности выросла из его опыта терапевтической работы, делает главный акцент на «внутренней жизни», т.е. переживаниях, чувствах и ценностях человека [44, 274].

Основная тенденция личности по Карлу Роджерсу, это стремление к актуализации, утверждению, усилению в направлении завершенности и целостности [44, 281]. «У организма есть одна основная тенденция - стремление к актуализации, утверждению, усилению», - Карл Роджерс [44, 281]. Эта актуализирующая тенденция избирательная, направлена на те аспекты среды, которые обещают конструктивное движение личности в направлении завершенности и целостности. С одной стороны, есть одна мотивирующая сила, - стремление к самоактуализации; с другой стороны, есть одна цель жизни - стать самоактуализированной и целостной личности.

Личность в понимании Карла Роджерса - это человек, открытый опыту, находящийся в постоянном росте и развитии.

Исходя из теории оперантного подкрепления Берреса Скиннера (1904-1990 г., американский психолог, бихевиорист): личность во всех своих проявлениях формируется окружающей средой, причем как большинство форм поведения, так и моральные принципы, установки приобретаются путем научения, которое имеет всеобъемлющий характер. Личность является накопленным набором изученных моделей поведения [1, 57; 44, 625].

Английский психолог Рэймонд Бернард Кэттелл (1905-1998 г., разработал теорию личности, основанную на факторном анализе) дает общее определение личности: «Личность - это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации. Цель психологического исследования личности - установить законы, по которым люди ведут себя во всех видах социальных ситуаций и общих ситуациях среды… Личность… связана со всем поведением индивида, как внешним, так и внутренним» [44, 504].

Абрахам Маслоу (1908-1970 г., американский психолог, один из основателей гуманистической психологии) утверждал, что: «Изучение внутреннего мира личности - необходимая основа для понимания того, что она может сообщить миру и что мир может сообщить ей» [32, 104].

«Эта внутренняя природа не столь сильна, сверхвлиятельна и безошибочна, как инстинкты животных. Она слаба, хрупка, тонка, легко одолевается привычкой, давлением культуры, неправильным к ней отношением. Но, даже будучи слабой, она вряд ли исчезает у здорового человека - а быть может и у больного. Даже отвергаясь, она продолжает подпольное существование, вечно стремясь к актуализации», - писал Абрахам Маслоу [44, 262].

Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960 г., философ, психолог, профессор, кафедра психологии педагогического отделения Ленинградского педагогического института им. Герцена) определил личность как триединство [40]:

·   чего человек хочет, что имеет для него привлекательность (это так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы);

·   что может человек (способности и дарования как человеческие возможности и потенциал);

·   и, наконец, что есть он сам (характер как доминирующие и устойчивые тенденции использования, реализации и расширения возможностей, т.е. что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере).

В этом триединстве непротиворечиво соединены и динамические характеристики личности (направленность, мотивы) и ее устойчивые качества - характер и способности. Можно сказать, что личность как субъект вырабатывает способ соединения своих желаний, мотивов со способностями в соответствии со своим характером в процессе их реализации в жизни, соответственно ее целям и обстоятельствам. Характер - «каркас» личности.

В более широком смысле слова личность как субъект деятельности - это личность деятеля, или деятельная личность, т.е. качество действующей личности, способ самовыражения личности через деятельность, которое раскрывается прежде всего в контексте жизненного пути личности [40].

С.Л. Рубинштейн писал: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных единичных неповторимых свойств, человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в ней минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знания, но и как отношения. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности» [3, 247].

Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973 г., русский ученый, психиатр и психолог) единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Мясищев писал в своем труде «Личность и неврозы» (1960 г.), что структура личности - это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.

Рассматривая вопросы, касающиеся основных характеристик человека и его развития, выдающийся психолог Борис Герасимович Ананьев (1907-1972 г., отечественный психолог) писал: «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности» [40]. Он выделил иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность.

По Ананьеву в структуру личности входят такие свойства [40]:

·   определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

·   динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

·   статус и социальные функции-роли;

·   мотивация поведения и ценностные ориентации;

·   структура и динамика отношений.

Формируется структура личности в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

) жизненный путь человека (история личности).

Строится структура личности по двум принципам одновременно:

. Субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

. Координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них.

Ананьев утверждал, что «личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотивацией. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Они ориентированы на определенные эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идеологии. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта исторического процесса» [37, 251].

«Личность есть синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно изменяющейся среде» [31, 35].

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979 г., советский психолог) говорил, что личность представляет собой некоторую целостность, не сводимую к ее элементам. Кроме того, изучение личности - это «исследование того, ради чего и как использует человек врожденные и приобретенные качества (даже черты темперамента и, уж конечно, приобретенные знания, умения, навыки... мышление)» [30, 385].

Леонтьев говорил о том, что личность изменчива как жизнь, но вместе с тем сохраняет свое постоянство независимо от накапливаемого опыта, событий и физических изменений, человек как личность остается для других и самого себя тем же [29]. Личность - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе [29]. А.Н. Леонтьев рассматривает личность в неразрывной связи с деятельностью: «личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» [29].

В своей книге «Психология личности» (ЛГУ, 1970 г.) Александр Григорьевич Ковалев (1913-1997 г., доктор психологических наук, профессор) выделяет в структуре личности следующие подструктуры:

·    Темперамент (структура природных свойств)

·   Направленность (система потребностей, интересов и идеалов)

·   Способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Сегодня «личность» - это научное теоретическое понятие, используемое философами, социологами и психологами при изучении человека. Понятие «личность» указывает на некоторую совокупность свойств человека, а человек, живущий и действующий в мире действительности, рассматривается как обладатель, носитель этой совокупности свойств, которые им проявляются, более или менее произвольно, в поступках, совершаемых на протяжении своего жизненного пути [33, 2]. Проблема личности в психологии рассматривается теперь как часть более общей проблемы человека, изучаемой практически всей совокупностью гуманитарных и значительной частью естественных наук.

В наше время к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относятся средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. Это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Мир рубежа веков все чаще категоризируют как информационное общество (социально-экономическая и социокультурная реальность, в которой информация становится самостоятельным экономическим и социальным ресурсом, определяя как процессы материального и духовного производства, так и социальную стратификацию.

Появление возможности для пользователей информации активно участвовать в информационных потоках посредством Интернет. В силу ряда объективных технологических особенностей (анонимность, дистантность, отсутствие маркеров телесности) Интернет задает для пользователя максимальные возможности в самоопределении и непосредственном самоконструировании [4, 260; 24, 262; 9].

интернет личность психология виртуальный







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.009 с.)