Теоретический базис исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический базис исследования



Введение

 

В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности. Рост количества пользователей компьютерных технологий, распространение компьютерных сетей, различного рода программ - факторы, так или иначе влияющие на каждого.

Интернет стал новым слоем повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей [9]. Поэтому его изучение представляет собой актуальную задачу для психологической науки. В Интернет-среде, называемой также виртуальной, взаимодействие и поведение субъектов не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В ней, как компоненте целостной информационной среды, осуществляется целый спектр человеческой деятельности, основу которых составляет коммуникативная деятельность [16].

Все больше пользователей ежедневно подключается к «Всемирной паутине». В результате компьютеризации, в частности российского общества, стала актуальной проблема последствий этой связи «компьютер-психика».

Первыми с последствиями воздействия Интернета на психику человека столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию «он-лайн».

В конце 80-х годов доктор Айвен Голдберг описал патологическое влечение к Интернету, а потом, в 1996 году, предложил термин «Интернет-зависимость» для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета [13].

Технические возможности мировой информационной сети создают условия, ранее не доступные и не существовавшие в сфере человеческой деятельности. Сегодня Интернет - это совершенно новая среда для бизнеса и новый инструмент для зарабатывания денег. Появилась возможность создания бизнес-площадок электронной торговли, позволяющих совершать операции электронных торгов между участниками, к примеру, фармацевтического рынка - производителями лекарственных средств, оптовыми поставщиками, аптеками и лечебно-профилактическими учреждениями. Торги в глобальной сети Интернет проходят в режиме реального времени, в связи с этим необходима бесперебойная работа сайта, поддержка актуальности информации и постоянная техническая поддержка с необходимой модернизацией.

Сотрудники таких фирм наиболее подвержены Интернет-зависимости, т. к. им, как правило, предоставляется неограниченный доступ к Интернету. В Интернете сотрудники могут осуществлять коммуникативную и игровую деятельность, поиск информации и т.д.

В нашей работе мы рассмотрим индивидуальные психологические особенности сотрудников компании интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс», в связи с необходимостью выявления влияния Интернет-технологий на личность сотрудников и выявления психологических критериев Интернет-зависимых. Контрольной группой будет выступать информационное издательство «Медлайн-Медиа» (сотрудники которого не связаны с работой Интернета и вообще используют компьютер лишь во вспомогательных целях).

Целью исследования является выявление основных личностных особенностей сотрудников компании интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс».

Объект исследования: сотрудники компании «Медлайн-Экспресс», занимающиеся электронной торговлей (при помощи Интернета).

60 испытуемых, из которых 30 - экспериментальная группа, сотрудники компании интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс», и 30 - контрольная группа, сотрудники информационного издательства «Медлайн-Медиа» (работа которых не связана с Интернетом).

Предмет исследования: личностные особенности сотрудников компании Интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс», деятельность которых связана с работой в Интернете.

Гипотеза: ключевыми личностными особенностями сотрудников компании Интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс» являются общительность, тревожность, зависимость от группы, неуверенность в себе, низкая самооценка, контроль поведения и эмоций, агрессивность, конфликтность (которые могут быть признаками склонной к Интернет-зависимости личности, в данных условиях работы).

На основании цели и гипотезы определили следующие

задачи исследования:

1. провести теоретический анализ литературы по проблеме личностных особенностей специалистов интернет-бизнеса;

2. определить базу исследования и методики;

3. спланировать и провести экспериментальное исследование для выявления:

- особенностей личности, присущих специалистам компании Интернет-бизнеса и Интернет-зависимости;

существенных различий личности специалистов компании «Медлайн-Экспресс» и «Медлайн-Медиа»;

взаимозависимости переменных тестирования для дальнейшего совершенствования исследований.

Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут служить:

·   для целесообразного подбора персонала в компании интернет-бизнеса;

·   для оценки положительного и отрицательного влияния Интернета на личность сотрудников компаний;

·   для профилактической и коррекционной работы с Интернет-зависимыми.

 


Программа исследования

 

Исследование проводилось с февраля по апрель месяц 2006 года в бизнес-центре «Ленниипроект» города Санкт-Петербурга, в офисах компаний на рабочих местах. Оно проходило в рабочие часы в свободное время, во второй половине дня. Проводился инструктаж по каждой методике, и предлагалось указать: Ф.И.О. (по желанию), возраст, пол, образование, стаж работы сотрудников компании интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс». Гарантировалась полная анонимность.

Цель исследования является выявление основных личностных особенностей сотрудников компании интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс».

Объект исследования: сотрудники компании «Медлайн-Экспресс» занимающиеся электронной торговлей (при помощи Интернет).

В данном исследовании принимали участие 60 человек, из которых 30 - сотрудников компании интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс» СПб (экспериментальная группа) и 30 - сотрудников информационного издательства «Медлайн-Медиа» СПб (контрольная группа, сотрудники не связаны с работой в сети Интернет, мало связанная с компьютером вообще).

Сотрудники компании «Медлайн-Экспресс» имеют в основном высшее образование (техническое - 14 человек, гуманитарное - 5 человек, медицинское - 3 человека) - 70%, а также среднее (техническое - 3 человека, специальное - 5 человек) - 30%. По половому признаку испытуемые распределились следующим образом: 56,6% (17 человек) - женщины, 43,3% (13 человек) - мужчины. Минимальный возраст испытуемых - 21 год, максимальный - 64 года, средний возраст - 35 лет. Стаж работы в компании «Медлайн-Экспресс» от 1 года до 8 лет. Полученные анкетные данные по выборке представлены в таблице (Таблица 2.1.).

 


Таблица 2.1. Анкетные данные по выборке

№ испыт. Возраст Пол Образование Стаж работы в компании Интернет-бизнеса
1 24 ж Высшее техническое 1 год
2 47 ж Высшее техническое 6 лет
3 21 м Среднее техническое 1 год
4 24 м Высшее техническое 1 год
5 23 ж Высшее гуманитарное 1 год
6 56 ж Высшее медицинское 1 год
7 64 ж Высшее техническое 8 лет
8 33 ж Высшее медицинское 4 года
9 41 ж Среднее специальное 4 года
10 38 ж Высшее гуманитарное 3 года
11 47 ж Высшее техническое 3 года
12 27 ж Н/высшее гуманитарное 5 лет
13 40 ж Среднее специальное 5 лет
14 36 м Высшее техническое 7 лет
15 33 м Высшее медицинское 5 лет
16 25 м Высшее техническое 2 года
17 27 м Высшее техническое 3 года
18 42 ж Среднее специальное 4 года
19 46 ж Высшее техническое 3 года
20 23 м Среднее техническое 2 года
21 30 м Высшее техническое 3 года
22 26 м Высшее техническое 2 года
23 26 м Высшее техническое 2 года
24 27 ж Высшее гуманитарное 5 лет
25 32 ж Среднее специальное 4 года
26 38 ж Высшее гуманитарное 3 года
27 47 м Высшее техническое 6 лет
28 48 м Высшее техническое 8 года
29 36 ж Среднее специальное 5 лет
30 23 м Среднее техническое 2 года

 

Контрольная группа на 56% состоит из сотрудников с высшим образованием (медицинским - 2 человека, гуманитарным - 8 человек, техническим - 7 человек) и на 43% из сотрудников со средним (специальным - 12 человек, техническим - 1 человек). В исследовании приняло участие 60% (18 человек) - женщин и 40% (12 человек) - мужчин. Минимальный возраст в контрольной группе - 19 лет, максимальный - 76 лет, средний возраст - 35 лет.

Предмет исследования: личностные особенности сотрудников компании интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс», деятельность которых связана с работой Интернет.

Гипотеза: ключевыми личностными особенностями сотрудников компании Интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс» являются: общительность, тревожность, зависимость от группы, неуверенность в себе, низкая самооценка, контроль поведения и эмоций, агрессивность, конфликтность (которые могут быть признаками склонной к Интернет-зависимости личности, в данных условиях работы).

На основании цели и гипотезы определили следующие

задачи исследования:

1. провести теоретический анализ литературы по проблеме личностных особенностей специалистов Интернет-бизнеса;

2. определить базу исследования и методики;

3. спланировать и провести экспериментальное исследование для выявления:

- особенностей личности, присущих специалистам компании Интернет-бизнеса, и возможной Интернет-зависимости;

существенных различий личности специалистов компании «Медлайн-Экспресс» и «Медлайн-Медиа»;

взаимосвязей между переменными тестирования для повышения качества будущих исследований.

 

Методики исследования

 

)   16-факторный личностный опросник Р.Б. Кэттелла (сокращенный вариант С, №105):

Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. - М.: Дело, 1999. 78-105 с.

2) Опросник Мини-мульт (Mini-Mult) сокращенный MMPI:

Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. - М.: Дело, 1999. 107-120 с.

3) Тест-опросник Г. Айзенка (построение двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма):

Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. - М.: Дело, 1999. 122-128 с.

4) Опросник Спилбергера-Ханина (личностная и ситуационная тревожность):

Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. - М.: Дело, 1999. 193-197 с.

5) Тест Басса-Дарки (диагностика агрессивности и враждебности):

Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. - М.: Дело, 1999. 187-192 с.

6) Для выявления Интернет-зависимости была использована шкала «Интернет-зависимости» из опросника «Поведение в Интернете» А. Жичкиной:

Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический Журнал, 2000, том 21, №2, с. 75-78; Интернет-публикации: http://flogiston.ru/articles/netpsy/addiction

 

Тестирование:

1) Методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла сокращенный вариант С (№105), предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами.

биполярных факторов:

А - обособленность - сердечность

В - низкий интеллект - высокий интеллект

С - эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость

Е - конформность - доминантность

F - озабоченность - беспечность

G - недобросовестность - высокая совестливость

H - застенчивость - смелость в общении

I - суровость - мягкосердечность

L - доверчивость - подозрительность

M - практичность - мечтательность

N - наивность - расчетливость

О - самоуверенность - склонность к чувству вины

Q1 - ригидность - гибкость

Q2 - социабельность - самодостаточность

Q3 - низкий самоконтроль поведения - высокий самоконтроль поведения

Q4 - расслабленность - напряженность

Опросник содержит 105 вопросов (форма С), на которые предлагается ответить обследуемым и занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос (а, b, c). Обработка полученных данных производилась с помощью «ключа». Средний темп проработки теста 5-6 ответов в минуту (30 минут).

Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в 2 балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Полученное значение каждого фактора переводится в стены с помощью таблиц. Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации внимание уделяется в первую очередь «пикам» профиля (1-3 и 8-10). Кроме того, можно выделить четыре фактора второго порядка: тревожность - адаптированность (F1), интроверсия - экстраверсия (F2), чувствительность - реактивная уравновешенность (F3), конформность - независимость (F4), расчет которых производится по формулам.

Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязях в таких, например, блоках: интеллектуальные особенности (В,М,Q1); эмоционально-волевые особенности (C,G,I,O,Q3,Q4); коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (A,H,F,E,Q2,N,L).

С помощью данного теста необходимо выявить личностные качества, присущие сотрудникам компании интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс», а именно: контроль своего поведения и эмоций, мнительность, подозрительность, осторожность, тревожность, склонность к самоупрекам, заниженная самооценка, ориентированность на групповое мнение (зависимость и привязанность к группе), необходимость в поддержке окружающих, общительность.

2) Опросник Мини-мульт (Mini-Mult, адаптирован в СССР в 60-х годах в институте им. В.Н. Бехтерева Ф.Б. Березиным и М.П. Мирошниковым) сокращенный вариант многопрофильного личностного опросника MMPI, содержит 71 вопрос. Тест предназначен для углубленного изучения интрапсихических механизмов психической адаптации и прогнозирования особенностей поведения человека.

Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: верно или неверно (если согласны с утверждением «+», если не согласны «-»). Обработка полученных данных производилась с помощью «ключа». Время проведения опроса не ограничивается, но оно не должно быть слишком большим (время для выполнения MMPI 40 минут).

Подсчет «сырых» баллов производится в соответствии с ключом к опроснику. Набранное количество баллов по каждому из показателей записывается в бланке теста в правой его части.

Первая шкала - шкала ипохондрии, болезненной мнительности, когда человек ищет в себе несуществующие болезни. Вторая шкала измеряет свойство личности испытуемого с гипотимическим типом. Третья шкала свидетельствует о выраженности у испытуемого истерических черт. Четвертая шкала говорит о склонности испытуемого с социопатическим вариантом развития личности. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалы используется шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, его склонность к паранойяльным проявлениям. Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала определяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость.

По данным тестирования вычерчивается личностный профиль испытуемого. Высокими оценками для каждой из описанных выше шкал являются оценки в «сырых» баллах, превышающие их номинальные значения, соответствующие показателю 70 по шкале Т. Низкими оценками считаются оценки, которые по своему значению не превышают отметки 40 по шкале Т.

При построении профиля личности испытуемого предварительно необходимо «сырые» баллы по базовым шкалам 1, 4, 7, 8, 9 перевести в условные баллы, т.е. откорректировать их в соответствии со значением оценочной шкалы К при помощи формул.

С помощью Мини-мульта необходимо выявить следующие качества присущие сотрудникам компании Интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс»: неосознанный контроль поведения, тревожность, боязливость, неуверенность в себе, нерешительность, агрессивность, конфликтность.

3)       Тест-опросник Г. Айзенка, состоит из 57 вопросов, из них 9 составляют шкалу «лжи» (по которой определяются тенденции обследуемого представить себя в лучшем свете). Предназначен для выявления индивидуально-психологических особенностей личности, диагностики экстраверсии и интроверсии, нейротизма и эмоциональной стабильности. Испытуемым предлагают ответить на вопросы «да» или «нет». Время тестирования не ограничено, но задержек на обдумывание быть не должно. Обработка полученных данных производится с помощью «ключа» и начинается с проверки достоверности ответов испытуемых (сумма более 7 - данные тестирования недостоверные, дальнейшая обработка не производится). Если ответы совпадают с указанными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл. Подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсии - интроверсии и нейротизма. Далее по полученным результатам выстраивается двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка («круг Айзенка»).

Опросник Г. Айзенка применили для определения высоких показателей экстраверсии и нейротизма, которые свидетельствуют о общительности и эмоционально неустойчивом типе личности (тревожность, заниженная самооценка, склонность опираться на мнение большинства).

)   Опросник Спилбергера-Ханина (адаптирована в русском переводе Ю.Л. Ханиным), диагностика личностной и ситуационной тревожности. Единственная методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. Стоит из 40 суждений, которые делятся на две шкалы: ситуационной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ). Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемому предлагают ответить на вопросы, выбрав ответ который более всего соответствует его мнению (4 варианта ответа по степени интенсивности: нет, это не так; пожалуй, так; верно; совершенно верно).

Обработка результатов и определение показателей ситуативной и личностной тревожности, производят при помощи ключа. Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал и делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого: 3,5-4,0 балла - очень высокая тревожность; 3,0-3,4 балла - высокая тревожность; 2,0-2,9 балла - средняя тревожность; 1,5-1,9 балла - низкая тревожность; 0,0-1,4 балла - очень низкая тревожность.

Опросник Спилбергера-Ханина применили для выявления повышенного уровня личностной и ситуативной тревожности у сотрудников компании Интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс».

)   Тест Басса-Дарки определяет показатели агрессивности и враждебности, состоит из 75 утверждений. Испытуемому предлагают ответить на вопросы «Да» или «Нет». На основе полученных ответов на тест выявляются проявления агрессии и враждебности. При этом могут быть выявлены следующие виды реакции испытуемого.

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия - агрессия, направляемая окольным путем.

.   Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

.   Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

.   Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

.   Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

.   Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

.   Чувство вины выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что совершает злые поступки, а также ощущаемые им угрызения совести.

Реакции 5 и 6 можно определить как враждебные, реакции 1, 2, 7 - как агрессивные. К особым отнесены реакции 3, 4, 8 без которых анализ враждебных и агрессивных реакций был бы недостаточно полным.

Подсчет суммы баллов по каждому из видов реакций испытуемого осуществляется с помощью кода ответов. Норма реакций зафиксирована в таблице. Для реакций «физическая агрессия», «раздражение», «подозрительность», «вербальная агрессия» нормой считается номинальная сумма 4-6 баллов. Для других типов реакций этот показатель несколько ниже.

Этот тест применили для выявления видов агрессии и враждебности у сотрудников компании интернет-бизнеса «Медлайн-Экспресс».

)   Для выявления Интернет-зависимости была использована шкала «Интернет-зависимости» из опросника «Поведение в Интернете» А. Жичкиной. Методика была апробирована и стандартизирована учеными кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ в 1999 году. Методика состоит из 42 утверждений и содержит 3 шкалы: шкала активности в действии, шкала активности в восприятии альтернатив и шкала Интернет-зависимости (7 утверждений). Испытуемый должен выбрать тот вариант ответа, который лучше всего подходит для описания его поведения в интернет-среде.

Сокращенные версии методик применялись в целях уменьшения времени затраченного на тестирование, т. к. оно проходило во время рабочего дня в свободное время.

 

Заключение

 

Итак, как и планировалось, мы провели 3 исследования, одно из которых касалось решения главной задачи - установления различий между группами работников интернет-бизнеса и обычной, а также характерных особенностей работников интернет-бизнеса. Второе и третье исследование определяли взаимосвязь между переменными тестов, которые использовали, то есть помогали решить вспомогательную задачу.

Мы пришли к следующим выводам относительно нашей гипотезы: она почти не подтвердилась. Действительно, некоторые показатели неусидчивости, беспокойства (Q4 тест Кэттелла) оказались у экспериментальной группы заметно выше, но в основном все, что характеризует устойчивость нервной системы в целом, выше у контрольной группы (Q3 - импульсивность, Ma - гипомания «Мини-Мульт», раздражение, негативизм, обидчивость по Басу-Дарки и, чуть менее значимого порога, подозрительность и вербальная агрессия). Другие виды агрессивности по своему уровню не отличаются. В то же время у экспериментальной группы выше интеллект (В), чувствительность (I), практичность (М) и, если сделать поверхностную оценку незначимых по различию параметров, видно, что Интернет - работники гибче, смелее, беспечнее и увереннее. Все это не оказалось значительным при оценке различий из-за большого разброса результатов тестирования, но складывается вполне закономерную картину. Гипотеза об их большей общительности и Интернет-зависимости не подтвердилась. Объяснение этому видится вот где. Основой гипотезу стали исследования зарубежных психологов, о которых сказано в теоретической части. Там, в развитых странах, нет существенной разницы в уровне жизни и социальном статусе людей, работающих с компьютером в Интернете, и людей, работающих по-иному. В нашей стране, такая работа обычно (хотя конечно, не всегда) сочетается с выше среднего уровня благополучием и социальным положением. А это качества, играющие в психологическом состоянии любого человека, роль гораздо более важную, чем форма и особенности его работы (если, конечно, она не связана, с чем-то экстремальным). Вот почему-то, что было верно для Запада, у нас оказалось не так. К тому же существует и обратная зависимость: чтобы устроиться на выгодную работу (а такая работа у нас считается выгодной), нельзя быть ни неуверенным, ни зависимым, ни слишком тревожным, а тем более чувствовать собственную неполноценность. Вот и получился результат, расходящийся с аналогичным у западных исследователей. Влияние Интернета и даже в целом компьютера не столь велико, чтобы сыграть большую роль, нежели благополучие и статус.

Что касается Интернет-зависимости, то, по-нашему, она возникает не у тех, кто работает в Интернете, а у тех, кто в нем отдыхает.

Наша работа не была напрасной, несмотря на то, что гипотеза почти не подтвердилась. Суть научных исследований и заключается в проверке сопоставимых по вероятности «за» и «против». Если б мы не сделали этой проверки, истина не выяснилась бы, и мы получили бы ложную, точнее не подходящую для нашей страны гипотезу.

Исследование взаимосвязи между параметрами выявили, что тестирование, несмотря на некоторые противоречия, прошло успешно. Тестам можно доверять, так как предполагаемые показатели оказались взаимосвязаны. Выделено 6 факторов, по которым можно сгруппировать тестовые параметры. Специальных тренингов для исправлений недостатков характера работников сферы Интернета пока не требуется. Данные вполне могут практически использоваться работниками отдела кадров при отборе персонала.

 

 


Список литературы

 

1.  Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация (введение в интерпретативную социологию). - СПб.: Алетейя, 1999. - 265 с.

2. Алексеев А.П. Информатика 2002. - М.: Солон-р, 2002. - 400 с.

.   Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: МПСИ, 1996. - 384 с. Данные электронной библиотеки http://www.terpsy.ru/page/430.shtml

.   Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 288 с.

.   Астафьев В.А. Индивидуально-психологические особенности пользователей интернет. Конференция «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 24.04.2001 - 26.04.2003) Секция: «Психология общества». Доклад. Данные Интернет-публикации http://psynet.by.ru/texts/astaf3.htm

.   Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кобелев В.В., Тихомиров О.К. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии, 1983, №2, с. 25-34.

.   Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете/ Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. - 11-39.

.   Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. - М.: Дело, 1999. - 240 с.

.   Белинская Е.П. К обоснованию социокультурного подхода в исследованиях виртуальной реальности II Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. Данные Интернет-публикации http://www.isn.ru/info/seminar-doc/soc(1).doc

.   Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.

.   Боровиков А.М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности. Психологический журнал т. 21, №1, 2000, стр. 68-75.

.   Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. - Спб.: Питер, 2001. - 656 с.: ил.

.   Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости // Вестник МГУ, 2000, с. 11-20. Или данные Интернет-публикации http://www.user.lvs.ru/vita/doclad.htm http://www.erudition.ru/referat/printref/id.34440_1.html

.   Войскунский А.Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема // Конференция на портале «Аудиториум», «Социальные и психологические последствия информационных технологий», 2005. Данные Интернет-публикации http://psynet.by.ru/texts/voysk8.htm http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1106583709&archive=1129709116&start_from=&ucat=15&

.   Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - с. 240-245.

Или данные Интернет-публикации http://psynet.by.ru/texts/voysk2.htm

16. Войскунский А.Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета. Данные Интернет-публикации http://psynet.carfax.ru/texts/voysk6.htm

17. Войскунский А.Е., Бабаева Ю.Д. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998, т. 20, №1, с. 88-100.

.   Горностай П.П., Титаренко Т.М. Психология личности: словарь-справочник. - Киев: Рута, 2001. - 320 с. Данные интернет-публикации http://testlab.kiev.ua/PUBLICAT/PSY/PSYTEOR/txt07.htm

.   Джеймс У. Психология/Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

.   Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 2000. - 544 с.

.   Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете //Copyright FLOGISTON, 1999. Данные Интернет-публикации http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf

.   Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический Журнал, 2000, том 21, №2, с. 75-78.

.   Жичкина А.Е., Ефимов К.Ю. Результаты исследования поведения в Интернете //Copyright FLOGISTON, 1999. Данные Интернет-публикации http://flogiston.ru/projects/articles/oprosrezults.shtml

.   Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. - М.: Финстатинформ, 2002. - 360 с.

.   Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Кемерово, 1999. Данные Интернет-публикации http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2

.   Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обзор. Психиат. и мед. психол., 1991, №1, с. 34-41.

.   Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. Данные Интернет-публикации http://www.azps.ru/hrest/80/6094298.html

.   Котова И. Появился новый сильнодействующий наркотик под названием Интернет. Данные Интернет-публикации http://psynet.by.ru/texts/davtyn.htm

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия, 2004. - 352 с. Данные электронной библиотеки http://www.lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt

.   Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1990. - Т. I, 392 с.

.   Личность: определение и описание // Вопросы психологии, №3-4, 1992. - С. 35.

.   Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы/ Пер. с англ. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

.   Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т. / Под ред. действ. чл. РАО, проф. В.В. Рубцова. Т. I. Кн. 2. - М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. - 464 с.

.   Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш.пед.учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.

.   Панферов В.Н. Психология человека: Учебное пособие. 2-е издание. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 253 с.

.   Психология зависимости: Хрестоматия/сост. Сельченок К.В. - Мн.: Харвест, 2004. - 592 с. - (Библиотека практической психологии).

.   Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. - 544 с.

.   Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - Спб.: Питер, 2002. - 432 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века")

.   Ромек В.Г., Сатин Д.К. Сохранение надежности многофакторных тестов при их использовании в сети Интернет // Психологический Журнал, 2000, том 21, №2, с. 70-75.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2000. - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»). Данные электронной библиотеки http://www.krotov.info/lib_sec/shso/77_rub1.html

.   Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2000. - 350 с.: ил.

.   Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователей. Краткий курс. - М.: Инфра-М, 2004. - 638 с. (55-69)

.   Хашба Б.Г., Филичева К.А. Интернет-зависимость. Данные Интернет-публикации http://www.depressia.com/page_180.html

.   Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - М.: КСП+, 1997. - 720 с., илл. Пер. с англ. И.Б. Гриншпун.

.   Янг К.С. Диагноз: Интернет-зависимость // Мир Internet, 2000, №2, с. 24-29. Или данные Интернет-публикаций: http://www.narcom.ru/ideas/common/15.html http://www.iworld.ru/magazine/index.phtml?fnct=page&p=51779010

Введение

 

В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности. Рост количества пользователей компьютерных технологий, распространение компьютерных сетей, различного рода программ - факторы, так или иначе влияющие на каждого.

Интернет стал новым слоем повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей [9]. Поэтому его изучение представляет собой актуальную задачу для психологической науки. В Интернет-среде, называемой также виртуальной, взаимодействие и поведение субъектов не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В ней, как компоненте целостной информационной среды, осуществляется целый спектр человеческой деятельности, основу которых составляет коммуникативная деятельность [16].

Все больше пользователей ежедневно подключается к «Всемирной паутине». В результате компьютеризации, в частности российского общества, стала актуальной проблема последствий этой связи «компьютер-психика».

Первыми с последствиями воздействия Интернета на психику человека столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию «он-лайн».

В конце 80-х годов доктор Айвен Голдберг описал патологическое влечение к Интернету, а потом, в 1996 году, предложил термин «Интернет-зависимость» для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета [13].

Технические возможности мировой информационной сети создают условия, ранее не доступные и не существовавшие в сфере человеческой деятельности. Сегодня Интернет - это совершенно новая среда для бизнеса и новый инструмент для зарабатывания денег. Появилась возможность создания бизнес-площадок электронной торговли, позволяющих совершать операции электронных торгов между участниками, к примеру, фармацевтического рынка - производителями лекарственных средств, оптовыми поставщиками, аптеками и лечебно-профилактическими учреждениями. Торги в глобальной сети Интернет проходят в режиме реального времени, в связи с этим необходима бесперебойная работа сайта, поддержка актуальности информации и постоянная техническая поддержка с необходимой модернизацией.

Сотрудники таких фирм наиболее подвержены Интернет-зависимости, т. к. им, как правило, предоставляется неограниченный доступ к Интернету. В Интернете сотрудники могут осуществлять коммуникативную и игровую деятельность, поиск информации и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.83.97 (0.119 с.)