ТОП 10:

Влияние Интернета на личность



 

С появлением для пользователей информации и возможности активно участвовать в информационных потоках «виртуальной реальности» (иллюзорное, воображаемое пространство, создаваемое программными средствами в сети), возник вопрос, какое влияние оказывает «виртуальная реальность» (Интернет) на личность.

В ходе проведенного в университете Карнеги-Меллоуна (США) лонгитюдного исследования 1998 году получены предварительные данные, согласно которым интенсивное применение Интернета ведет к сужению социальных связей вплоть до одиночества, сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний [15]. В начале 2000 года появились сведения об исследовании, проведенном специалистами в Станфордском университете в США, в ходе которого были получены во многом аналогичные результаты [15].

Также в США в недавнее время было выявлено, что материальные аспекты доступа к современным информационным и коммуникационным технологиям и часто сопровождающий их дефицит знаний усугубляют неравенство между людьми [15].

Применение Интернета может способствовать аутизации детей и подростков, вести к неадекватным эффектам в процессах социальной перцепции (Бабаева Ю.Д, А.Е. Войскунский, 1998 г.). Одним из примеров объективного отношения к психологическим последствиям применения современных информационных и коммуникационных технологий может быть отнесена позиция всемирно известных исследователей психологии застенчивого поведения: отмечая такие очевидные последствия, как ослабление непосредственных контактов между людьми и частичную замену их опосредствованными контактами [15].

Рассмотрим данные, полученные В.А. Астафьевым, при исследовании Интернет-пользователей. По методике диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана: у 10% испытуемых пониженный уровень социальной фрустрированности, у 25% - неопределенный, 40% имеют умеренный уровень, 20% - повышенный и у 5% очень высокий уровень фрустрированности, т.е. большая часть испытуемых относится к группе риска людей, имеющих психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей, удовлетворению потребностей [5].

По методике многофакторного исследования личности Р. Кэттелла были выявлены преобладающие максимальные показатели по группе факторов: при высокой интеллектуальности, смелости, аналитичности и хорошей информированности, общительности, артистичности, находчивости и групповой независимости у респондентов наблюдаются неуступчивость и самоуверенность, конфликтность и своенравность, эгоцентричность и ревнивость, высокая тревожность, чувствительность, агрессивность.

Проанализировав полученные данные, можно сказать, что пользователи Интернета - это люди обладающие высоким интеллектом и умеющие его использовать в достижении своих целей. Собранность и сообразительность, абстрактность мышления и интеллектуальная приспособляемость дают им возможность вливаться в виртуальные сообщества и управлять ситуацией со стремлением к доминированию. Самодостаточность и высокое самомнение проявляются нередко в грубости и агрессивной враждебности. Наблюдается высокая тревожность [5].

Применив методику выявления Интернет-аддикции - шкала «Интернет-зависимости» из опросника «Поведение в Интернете» А.Е. Жичкиной выявили, что: 40% принявших участие в исследовании не имеют склонности к аддикции, 55% склонны к зависимости и 5% явно зависимы от Интернета [5].

Из полученных данных, можно увидеть, что большой процент (65%) пользователей подвержены состоянию фрустрации (чаще всего реакцией на состояние фрустрации является возникновение внутренней тенденции к агрессивности, которая либо сдерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто прорывается в виде гнева и может повлечь за собой аффект) и при высоких показателях интеллектуальности и общительности имеются максимальные значения по факторам самоуверенность, конфликтность, агрессивность. Для таких людей, анонимность и условно безграничные возможности Интернета являются той средой, в которой они могут себя чувствовать свободнее и независимее, где состояние фрустрированности пропадает, но при выходе из Интернета вновь возникает, что и подтверждают данные полученные с помощью методики выявления Интернет-аддикции (60%), со всеми вытекающими психологическими и физическими симптомами, отмеченными нами выше [5].

Склонность к зависимости основывается на ряде конституционных личностных факторов, которые у испытуемых, склонных к зависимости, более выражены: непринужденность, работоспособность, стремление к доминированию, упрямство, неуступчивость, независимость, общительность, импульсивность, эгоцентричность, неуверенность в себе, себялюбие, высокая тревожность, хрупкая эмоциональность и другие. Они ищут общения, потребность в общении у них очень сильно выражена. Но в реальном мире, из-за тревожности и неуверенности в себе, им труднее устанавливать и поддерживать социальные контакты, а, учитывая возможности Интернета для коммуникаций, они могут, как свободно перейти к общению, так и свободно его прекратить. Многие исследователи психологии Интернета отмечают также, что анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору [5].

Изучение индивидуально-психологических особенностей людей, склонных к Интернет-зависимости, позволяет на предварительных этапах исследования сделать предположение, что большая часть из них испытывает определенный психологический дискомфорт в реальной жизни. Например, наличие высокой тревожности обусловливает склонность к Интернет-зависимости более 50% пользователей сети [5].

Изучая индивидуально-психологические особенности пользователей Интернета, можно прийти к выводу, что причины склонности к зависимости и возможной Интернет-аддикции кроются не в Интернете, а в самой личности (использование в профилактической и коррекционной работе психологических служб) [24, 266; 5].







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.006 с.)