Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическая сущность формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Е.А Климов считает, что внеклассные мероприятия, посвященные формированию представлений о мире труда и профессий, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Информация о профессиях и мире труда, поданная в доступных и интересных формах, поможет детям в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий [10, c.233]. На наш взгляд, такое руководство восприятием процесса труда позволит детям проследить весь процесс профессионального труда от начала до конца, установить логические связи между компонентами, осмыслить значимость каждого компонента, то есть понять сущность того или иного конкретного вида профессионального труда. А.И. Кочетов отмечает, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. «Мой педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, старается осознать свое будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодежи» [12, c.12]. С.Н. Чистякова определяет формирование у младших школьников интереса к профессиональной деятельности как основную цель пропедевтики профессионального самоопределения. Достижение этой цели предполагает выполнение следующих задач: – формирование осознанных представлений о мире труда и профессий; – развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; – развитие рефлексии и обучение навыкам самопознания; – развитие реалистической самооценки [34]. А.Д. Сазонов считает, что основная задача педагога – использовать все возможности учебно-воспитательного процесса, чтобы на максимальном уровне сформировать представления о мире труда и приблизить ребенка к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности. «Для младших школьников характерны восприимчивость, любознательность и эмоциональность. Они стремятся быть хорошими учениками, получают удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания. Взрослые, особенно учителя, имеют достаточно высокий авторитет у младших школьников» [23, c.23]. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, и, конечно, прежде всего, в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии [8]. Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений. Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности. Все эти особенности облегчают работу учителя. Но, как и любой возрастной период, младший школьный возраст имеет свои проблемы. Они в основном связаны с эмоционально-ценностным отношением к себе. В первую очередь, каждый ребенок сталкивается с проблемой компетентности. Перед ним ежедневно возникают разнообразные познавательный задачи, которых невозможно избежать, какими бы трудными они ни были; у ребенка нет свободы действий, которая есть у взрослых. Поэтому Е.Н. Прошицкая выделяет задачу для учителей и родителей. «Они должны помочь ребенку научиться воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не дефект личности или признак неминуемой неудачи» [18]. Г.В. Резапкина считает, что учителю необходимо учитывать особенности самооценки младших школьников: чем младше дети, тем более они склонны оценивать свою работу не по реальным достижениям, а по величине приложенных усилий; сначала формируются критерии оценки по отношению к другим, затем по отношению к себе; младшему школьнику легче оценить результаты учебной работы, качества, наблюдаемые в поведении, чем личностные качества. Например, первоклассник способен оценить такие качества, как «сильный», «ловкий», «вежливый». Но в то же время затрудняется в оценке качеств «добрый», «хороший», из-за неясности критериев их оценки [22]. «С развитием личности младшего школьника его знание о себе становится более точным, растет умение разбираться в своих силах возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Самооценка становится более обоснованной и охватывает более широкий круг качеств» [23]. Психологические особенности младшего школьника производны от ведущего вида деятельности – учебы. По словам Божович Л.И., для младшего школьника учение не просто деятельность по усвоению знаний, оно осознается и переживается как его собственная трудовая деятельность. «Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность к самосознанию; ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте» [24]. Кроме того, учение – первый вид социальной деятельности, с которой сталкивается школьник. Поэтому активность в обучении представляет собой одновременно и условие, и результат, и средство формирования личности младшего школьника. Своеобразно развивается и мышление в этот период. Психологи и педагоги отмечают, что для учащихся 1-2 класса характерно наглядно-действенное мышление, специфика которого заключается в тесной связи мыслительных и практических действий. Только примерно к 3-му классу конкретный, предметный характер мышления обогащается наглядно-образным, дающим возможность обобщения, абстрагирования, возможность представлять предмет, не оперируя им. А.И. Кочетов [12] считает, что психофизиологические особенности и возможности детей младшего школьного возраста определяют целевые установки профориентационной работы: воспитание трудолюбия, дисциплинированности, умение и желание работать сообща. Работа педагога, психолога-практика по профориентации и профконсультации неизбежно предполагает то или иное понимание категорий «труд», «профессия», «специальность». Следует отметить, что и в научной литературе, и в практическом словоупотреблении они понимаются в разных случаях по-разному. Так, употребляя слово «профессия», имеют в виду либо объективную область приложения сил человека [9], либо общность людей, занятых определенным видом труда [18], либо систему подготовленности, присущую данному человеку [7], либо разновидность деятельности [36]. Все указанные варианты значений этого понятия правомерны, если ясно помнить, о чем в каждом случае идет речь. Основным значением будем считать следующее: профессия – род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки (приобретение соответствующих знаний и практических навыков) [36]. Что касается слова «труд», то мы сталкиваемся со значительным разнобоем в его понимании. Чаще всего трудом считают так называемый физический или производственный труд. «А под производством часто понимают только самое основное его звено – материальное производство» [9, с.45]. Здесь возникает теоретическая трудность, поскольку деятельность, например организатора, разработчика проектов, работа художника как бы невольно противопоставляется труду. Что же касается трудового воспитания, то «оно фактически суживается до подготовки школьников к материально-производственному труду» [9, с.46]. Подготовленность учащихся к труду, к жизни – результат работы школы в целом [9, c.52]. На наш взгляд, это вполне логично, так как воспитание – это прежде всего воспитание такого человека, который ориентирован на общественные ценности, то есть человека, который может, в частности, сознательно и самостоятельно планировать и активно строить свой конкретный жизненный и трудовой путь. «Для младших школьников выбор профессии связан со стремлением участвовать в жизни взрослых и обычно выступает как элемент ролевой игры, своеобразно удовлетворяющей эту потребность» [22]. А.Д. Копытов считает, что основная задача педагога младших классов – сформировать представления детей о профессиях и труде взрослых, учитывая их интересы, склонности, индивидуальные особенности и потребности общества в кадрах. «Учитель должен воспитывать интерес к будущей профессии для того, чтобы впоследствии этот интерес перерастал в склонность и увлеченность» [11, c.23]. На наш взгляд, такой подход очень актуален в наше время, так как он означает, что школьникам нужно дать знания о профессиях вообще и о предпочитаемой в частности; помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. По мнению А.И. Кочетова, школа и учителя не располагают отлаженными методиками, посредством которых можно было бы, если не безошибочно, то с большой вероятностью выявить способности и склонности школьников к профессиям. «Такие методики, как карта интересов, диагностические опросники, требуют много времени на сбор и обработку данных; они чаще используются специалистами-консультантами» [12, c.28]. Также А.И. Кочетов отмечает, что в массовой школьной практике основными методами диагностирования склонностей и способностей школьников является беседа, письменные сочинения, наблюдения. «Они направлены на выявление любимого предмета, занятия, общественного поручения» [12, c.30]. Поэтому о способностях и склонностях школьника к гуманитарным, естественным наукам, к организаторской деятельности, к рабочим профессиям судят в основном по успехам в учении и участию в общественной работе. Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.
1.2. Анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младшего школьника в воспитательно-образовательном процессе. В работе педагогов начальной школы существует определенный практической опыт формирования представлений о мире труда и профессий у младшего школьника в воспитательно-образовательном процессе. В ходе исследования были проанализированы публикации по данной теме, представленные в журналах «Начальная школа», и «Школьный психолог», на основе которых был выявлен следующий опыт. Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе: формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитее интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения. Е.Н. Землянская (г. Москва) [6] предлагает в структуру уроков начальной школы включать профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными. Например, на уроке природоведения детям предлагается решить кроссворд, у которого по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала. 1. Какой плод до зимы доживет? (Рябина) 2. На тонкой гибкой ветке Выросли конфетки Для мальчика и девочки, И для рыжей белочки. (Орех) 3. Зубастую муравушку всяк сторонится: И царь и царица, И думный дьяк, И Иван-дурак. (Крапива) 4. Был цветок Как медок молодым. А когда постарел, Стал как дым. (Одуванчик) 5. Лекарь вырос у дороги, Он больные лечит ноги. (Подорожник) 6. Похож на музыкальный инструмент, Но звука музыкального в нем нет. (Колокольчик) Таким образом, отгадав предметы труда данного профессионала, дети по вертикали получают слово, обозначающее его профессию: ботаник. На уроках по развитию речи Е.Н. Землянская предлагает давать школьникам игру-сочинение «Начинающий журналист». Готовя материал для сочинения, школьник выступает в роли журналиста, готовит вопросы и интервьюирует взрослого (кого-нибудь из родителей, соседей): чем тот занимается на своей работе, в каких условиях он трудится, что производит, как получил свою профессию. Значительным профориентационным потенциалом, по мнению Е.Н. Землянской, обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок краеведения). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается и дидактическая задача (закрепление навыков устного счета), и воспитательная (культура общения). К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»). В игре «Отдел кадров» учитель объясняет детям, что наилучших результатов добиваются люди (существа), чьи индивидуальные качества наилучшим образом соответствуют требованиям профессии. В этой игре школьникам предлагается подобрать профессию для инопланетян, посетивших нашу планету, а также придумать и рассказать об образе жизни этих существ. (Вариант задания: он выглядит как человек, но может изменять свою форму, почти как пластилин. Он способен читать мысли и любит, когда его хвалят. Варианты ответа: манекен; полицейский; дрессировщик; воспитатель, проходчик в узких тоннелях; разведчик, актер в мультфильма или ужастиках.) Профориентационная игра «О, счастливчик!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов. Пример: Какой современный профессионал соответствует старинному названию «ростовщик»? а) овощевод, б) банкир, в) воспитатель. Дерево ценят по плодам, а человека по... а) деньгам, б) делам, в) глазам. Какое профессионально важное качество необходимо бухгалтеру? а) музыкальный слух, б) ловкость рук, в) аккуратность [6]. Анализ данного опыта позволяет сделать вывод о том, что подобные уроки показывают учащимся, какие профессии существуют, какими предметами труда пользуются представители различных профессий, в каких условиях они трудятся. В дальнейшем эти представления учащихся, развиваясь и обогащаясь, закладывают основу выбора своих будущих профессий. Немаловажное значение в формировании у учащихся представлений о мире труда и профессий имеет развитие у них таких важных качеств, как самостоятельность, самоанализ, самоконтроль, а также развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления). Т.В. Васильева делится опытом развития у детей таких качеств как самостятельность и самоконтроль, а также развития у детей познавательных процессов. Учитель предлагает использовать профориентационную игру «Путешествие по городу Мастеров» [2], в процессе которой происходит знакомство детей с миром труда и профессий. Игра проводится в виде путешествия по районам вымышленного города. Коллективная форма занятий с элементами соревновательности усиливает обучающий эффект. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и помогают развивать самостоятельность, произвольность поведения, самоконтроль, элементы самоанализа, познавательные процессы (память, внимание, мышление). Игра носит пролонгированный характер, поэтому возможны различные варианты ее организации: в форме факультативного курса (например, для группы продленного дня); в качестве сквозной процедуры в процессе изучения некоторых учебных предметов (технологии, окружающего мира, экономики); возможно также использование фрагментов игры для проведения утренников и КВН. Для систематизации знаний о мире труда и профессий в данной игре используется игровой сюжет – путешествие по городу, состоящему из шести районов. Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер, выделенных на основе классификации Дж. Голланда [19]. В процессе изучения каждого района города детям предлагается задание исследовать жизнь его обитателей: - составить план района; - придумать названия улиц и переулков; - продумать, какие предприятия и учреждения должны находиться в этом районе, разместить их на плане; - «заселить» дома известными сказочными персонажами; - рассказать об их образе жизни; - описать типичный день жителя района. Помимо этого, школьники вовлекаются в диагностические и развивающие упражнения, соответствующие логике данного района. 1. Район «Умелые ручки» (практическая профессиональная среда в терминологии Дж. Голланда [19]) 2. Район «Знайки» (исследовательская профессиональная среда). 3. Район «Помогай» (социальная профессиональная среда). 4. Район «Канцелярский» (конвенциональная профессиональная среда). 5. Район «Предприимчивый» (предпринимательская профессиональная среда). 6. Район «Артистический» (артистическая профессиональная среда) [2]. Особое место в педагогическом опыте занимает работа по формированию представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения. С.В. Яковлева (г. Москва) [39] делится опытом формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий на уроках чтения. Учитель использует в своей работе неоконченные фразы, которые должны продолжить учащиеся, а в итоге получается стихотворение. Например: Трактор водит.... Электричку –.... Стены выкрасил.... Доску выстругал.... В доме свет провел.... В шахте трудится.... В жаркой кузнице –.... Кто все знает –.... На уроках русского языка С.В. Яковлева предлагает детям придумать 10 профессий, например на букву П (плотник, пекарь, продавец, писатель, повар, почтальон и т.д.). Также на уроках русского языка учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.). Т.В. Тамбовкина (г. Калининград) предлагает в начальной школе проводить классные часы, посвященные формированию представлений учащихся о мире труда и профессий, например такие, как «Кем я хочу быть» (цель: формировать у детей первоначальный интерес к какой-либо профессии), «Профессии родителей» (цель: расширить представления детей о профессиях), «Новые профессии» (цель: познакомить детей с новыми профессиями) и другие. Анализ педагогической литературы показывает, что в формировании представлений о мире труда и профессий у младших школьников в воспитательно-образовательном процессе имеются богатые возможности, которые находят свое воплощение в работе педагогов начальной школы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.009 с.) |