Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Теоретические основы формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

Поиск

Содержание

Введение...………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников …………….................................................6

1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников...........................................................................................6

1.2. Анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младшего школьника в воспитательно-образовательном процессе...………...................13

1.3. Критерии, показатели и средства диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников ……….................…………………………...19

Выводы по первой главе...…………………………………………………...…24

Глава II. Педагогические пути и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения.................................................................................................................26

2.1. Ознакомление младших школьников с миром труда и профессий........................................................................................... 26

2.2. Методы и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения.......31

Выводы по второй главе...………………………………………………...…...36

Заключение............................................................................................................37

Список литературы...…………………………...……………………………….39

Приложения...………………………...……………..…………………………..43

 

Введение

 Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. В условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность; уметь самореализовываться.

 Стадия конкретно-наглядных представлений о мире труда и профессий берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно формировать его представления о различных профессиях и о труде. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.

 На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире труда и профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

 Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

 Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий».

  Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические пути и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

  Объект исследования: процесс формирования представлений о мире труда и профессий.

    Предмет исследования: педагогические пути и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий.     

    Гипотеза исследования: формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий будет эффективным, если:

- осуществляется ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий;

- используются разнообразные методы и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения.

Задачи исследования:

1. Определить психолого-педагогическую сущность формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

2. Проанализировать практический опыт решения проблемы формирования представлений о мире труда и профессий в начальной школе.

3. Разработать диагностику уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

4. Разработать педагогические пути и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий.

Методы исследования:

· анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

· анализ практики работы педагогов в данном направлении, знакомство с учебными и внеклассными планами педагогов.

· педагогическое наблюдение;  

· тестирование.

 

 

Выводы по первой главе

  В ходе теоретического анализа литературы были сделаны следующие выводы:

  1. Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения. Формирование представлений о мире труда и профессий у детей осуществляется путем познания учащимися о трудовой жизни людей, о разнообразии мира профессий взрослых, и сопровождается формированием таких качеств личности как трудолюбие, честность, ответственность. Возрастные особенности младшего школьника, которые состоят в эмоциональности, любознательности, особой восприимчивости, способствуют формированию представлений о мире труда и профессий.

  2. Анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в воспитательно-образовательном процессе, показывает богатые возможности различных учебных предметов в данном направлении. В работе педагогов начальной школы широко используются проблемные ситуации, игровые формы обучения, развивающие задания и другие.

  3. С целью выявления уровня сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий используется диагностика, которая представляет общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Диагностика осуществлялась по определенным критериям: по когнитивному, мотивационно-потребностному и деятельностно-практическому. Определены средства измерения сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий – тестирование, методика неоконченных предложений, наблюдение, анализ продуктов деятельности. Определены уровни сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий – высокий, средний, низкий - и составлены их характеристики. На базе 3 «Б» класса средней школы №102 был проведен констатирующий эксперимент, который показал преобладание у учащихся среднего уровня сформированности представлений о мире труда и профессий.

 

Выводы по второй главе

 

  Анализ педагогических путей и средств формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников позволил сделать следующие выводы:

  1. Ознакомление младших школьников с миром труда и профессий. В процессе обучения учащиеся получают разнообразные знания о мире труда, о разнообразных профессиях, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо усиливать данный аспект в процессе обучения на уроках чтения, русского языка, естествознания, трудового обучения, математики, используя для этого специфические особенности данных предметов.

  2. Методы и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения. С целью формирования у младших школьников представлений о мире труда и профессий могут быть использованы рассказ, беседа, дискуссия, в ходе которых учащиеся усваивают некоторые понятия, явления, связанные с трудовой, профессиональной и  профориентационной темой. Эффективно использование иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, демонстрация опытов, кинофильмов и т.п. позволит учащимся не только более прочно усвоить необходимые понятия, но и создаст более яркий образ того будущего, которое ожидает учащихся. Особое значение в процессе формирования у учащихся представлений о мире труда и профессий имеет использование игровых методов, нетрадиционных уроков, проблемных ситуаций. Важное образовательное, воспитательное, развивающее значение имеют профориентационные экскурсии, которые не только конкретизируют представления учащихся о труде взрослых, о различных профессиях, но и углубляют их знания, расширяют кругозор, оказывают влияние на эмоциональную сферу учащихся, воспитывают нравственное отношение к труду.

Заключение

 

  Актуальность проблемы формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль представлений учащихся о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

  В ходе исследования выдвинута цель: выявить и научно обосновать педагогические пути и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

  Объектом исследования определен процесс формирования представлений о мире труда и профессий, предметом исследования – педагогические пути и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий

    В ходе исследования была определена психолого-педагогическая сущность формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников, выяснилось, что формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения; проведен анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младшего школьника в воспитательно-образовательном процессе, в работе педагогов начальной школы находит отражение использование игровых форм обучения, проблемных ситуаций, развивающих заданий, творческой деятельности.

  С целью выявления сформированности представлений учащихся о мире труда и профессий разработаны  критерии, показатели, определены средства измерения, уровни сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий. Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод о том, что уровень сформированности представлений о мире труда и профессий у учащихся средний.

  Анализ путей и средств формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения позволил выявить, что процесс формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения будет эффективным, если осуществляется ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий; используются разнообразные методы и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения.

   Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза исследования в ходе теоретического анализа подтверждена.

 

Список литературы

1. Антоненко, А. А. Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» [Текст] / А.А. Антоненко, С.Н. Лавринова, Н.Г. Гайнутдинова // Начальная школа. - 1996. - № 4. - С. 48-59.

2. Васильева, Т.В. Путешествие по городу мастеров: Экспериментальная программа. III класс [Текст]/Т.В. Васильева. – Кемерово: ОблИУУ, Институт общего среднего образования, 1996. – 83 с.

3. Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах[Текст] /Т.Л. Денисова //Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ, 221.- С.34-36

4. Елькина О.Ю. «Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии» [Текст]/О.Ю. Елькина. – Кемерово, 1997. – 46 с.

5. Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика: Учеб.пособие для высшей школы [Текст]/Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192с.

6. Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст]/Е.Н. Землянская// Начальная школа. – 2002. -№ 12. – С. 40-43

7. Игумнова, Е.Л. Банкир, фермер иль портной... Кто же я буду такой?  [Текст]/Е.Л. Игумнова. – Новосибирск: Призвание, 1994. – 174 с.

8. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст]/Л.А. Йовайша. – М.: Педагогика, 1983. – 129 с.

9. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст]/Е.А. Климов. – М., 1990. – 158 с.

10.  Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону, 1996. – 509 с.

11.  Копытов, А.Д. Формирование профессиональных интересов учащихся школ и ПТУ [Текст]/А.Д. Копытов. – Томск, 1993. – 80 с.

12.  Кочетов, А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников [Текст]/А.И. Кочетов. – Минск, 1984. – 160 с.

13.  Ожегов, С.А. Словарь русского языка: около 57 000 слов [Текст]/под ред. Чл.-корр АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.

14.  Осовская, С.Н. Город мастеров [Текст]/С.Н. Осовская// Школьный психолог. – 2006. -№ 13. – С. 12-15

15.  Профессиональная ориентация школьников в условиях рыночной экономики: Межвузовский сборник научных трудов. – Ленинск-Кузнецкий: НГПИ, 1994. – 186 с.

16.  Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. – М., 1993. – 88 с.

17.  Пряжников, Н.С. Работа по профориентации в младших классах [Текст]/ Н.С. Пряжников // Педагогика. – 1993. - № 5. – С. 33 – 37.

18.  Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст]/Е.Н. Прошицкая. – М., 1991. – 143 с.

19.  Прошицкая, Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии [Текст]/Е.Н. Прошицкая// Школа и производство. – 1993. -№ 4. – С. 22-25

20.  Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии [Текст]/Е.Н. Прошицкая. – М., 1995. – 152 с.

21.  Пряжников, Н.С. Профориентационные игры. Проблемные ситуации, задачи, карточные методики: Учеб. пособие. [Текст]/Н.С. Пряжников – М.: МГУ, 1991. – 87 с.

22.  Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов [Текст]/Г.В.Резапкина – М.: Генезис, 2000. – 128 с.

23.  Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для пед. ин-тов [Текст]/А.Д. Сазонов. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.

24.  Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе: Тезисы Всерос. науч. – практ. конф. – Кемерово: ОблИУУ, 2001. – 289 с.

25.  Скударнова, И.Н. Профессиональная ориентация учащихся 4-5 классов на уроках русского языка и литературы[Текст] /И.Н. Скударнова //Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ, 221.- С.31-33.

26.  Тамбовкина, Т.В. Мир профессий [Текст]/Т.В. Тамбовкина// Начальная школа. – 1999. -№ 21. – С. 12-13

27.  Тихоненко, А.В. Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач [Текст] /А.В. Тихоненко// Начальная школа.- 2001.- №8.- С.76-83.

28.  Фукуяма, С. Теоретические основы профессиональной ориентации [Текст]/С. Фукуяма. – М.: МГУ, 1989. – 108 с.

29.  Чернышенко, И.Д. Трудовое воспитание школьников [Текст]/И.Д. Чернышенко. – М.: Педагогика, 1981. – 326 с.

30.  Чистякова, С.Н. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» [Текст]/С.Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуканов.– М.: Просвещение, 1999

31.  Чистякова, С.Н. Методика профессиональной ориентации школьников [Текст]/С.Н. Чистякова, М.Л. Кондюрина. – Петрозаводск, 1991. – 131с.

32.  Чистякова, С.Н. Основы профориентации школьников [Текст]/С.Н. Чистякова. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

33.  Чистякова, С.Н. Твоя профессиональная карьера [Текст]/С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина. – М.: Просвещение, 1997. – 191 с.

34.  Чистякова, С.Н. Школа и выбор профессии [Текст]/С.Н. Чистякова. – М.: Педагогика 1987. – 114 с.

35.  Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление [Текст]/С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.

36.  Шалавина, Т.И. Мир труда и профессий: Учебно-методическое пособие [Текст]/Т.И. Шалавина. – Кемерово: ОблИУУ, 1995. – 196 с.

37.  Шалавина, Т.И. Профориентация и методика профориентационной работы с младшими школьниками: Программа спецкурса для подготовки учителя-профориентолога начальных классов [Текст]/Т.И. Шалавина. – Новокузнецк: НГПИ, 1994. – 42 с.

38.  Щегорцев, В.А. Организация профориентационной и профконсультационной работы [Текст]/ В.А. Щегорцев. – М., 1998.

39.  Яковлева, С.В. Мир профессий [Текст]/С.В. Яковлева// Начальная школа. – 1998. -№ 29. – С. 12-13

 

 

Приложения

Приложение 1.

Тест «Знаешь ли ты профессии?»

1. Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?

а. Художник

б. Оформитель

в. Маляр – 1 балл

2. Чем занимается хлебороб?

а. Печет хлеб

б. Выращивает хлеб – 1 балл

в. Сеет зерно

3. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?

а. Строитель

б. Чертежник

в. Архитектор – 1 балл

4. Представитель какой профессии лечит животных?

а. Врач

б. Животновод

в. Ветеринар – 1 балл

5. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Высокий уровень – 15 и более баллов

Средний уровень – 10-14 баллов

Низкий уровень – 9 и менее баллов

Приложение 2.

Методика неоконченных предложений.

  Дополни предложения своими взглядами и отношениями к труду и профессии.

  Я считаю, что люди должны трудиться, потому что___________________ __________________________________________________________________.  

  Труд должен приносить людям____________________________________ __________________________________________________________________.

  Я хотел(а) бы выбрать профессию ___________________________ потому, что________________________________________________________ __________________________________________________________________.

  Высокий уровень. Учащийся понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы.

  Средний уровень. Учащийся представляет трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы.

  Низкий уровень. У учащегося отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.

 

 

Приложение 3.

«Строим дом!»

(экскурсия)

  Экскурсия проводится на стройке жилого дома.

Подготовительная работа. За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут экскурсии, места остановки для пояснений, бесед, объекты, которые будут наблюдать ученики. Учитель встречается с людьми нескольких строительных профессий, которые потом покажут детям строительную площадку и расскажут им о своих профессиях (рассказы предварительно обсуждаются с учителем).

  Ребята получают задание – подобрать стихи, загадки, иллюстрации, интересные сведения о строительстве и строителях.

  Учитель рассказывает детям о технике безопасности.

  Сценарий экскурсии:

1. Вводное слово учителя (повторение техники безопасности и правил поведения на стройке).

2. Знакомство со строительными объектами, наблюдение за работой строителей.

  Учитель проводит беседу, используя следующие вопросы, стихи и загадки:

- Первый объект для наблюдения – разровненная строительная площадка, ведь именно с нее начинается строительство дома. Площадку подготавливают с помощью специальной техники.

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он – станет гладко,

Будет ровная площадка. (Бульдозер)

Учитель: - Как называют человека, работающего на бульдозере? (Бульдозерист)

Ребята наблюдают за работой бульдозера.

Учитель: - Бульдозер – это маленький трактор. Впереди у него стальной щит, острая часть которого врезается в землю и разравнивает площадку.

  После бульдозера на строительной площадке требуется другая машина:

К нам во двор забрался кот,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

«Ложкой» с зубьями копает. (Экскаватор)

  К детям подходит экскаваторщик. Он рассказывает о своей работе и машине, отвечает на вопросы ребят. Школьники идут по стройке к месту, где хорошо видна работа подъемного крана.

Учитель: - Какие строительные машины вы видели, пока шли?

Ребята называют, затем учитель вместе с ними читает об этих машинах стихи, интересные факты, вспоминают загадки.

Во дворе стоит машина –

Ростом с дом ее кабина,

А колеса – выше двери...

Не увидишь – не поверишь! (Самосвал)

  Когда школьники рассматривают подъемный кран, учитель может предложить им такую загадку:

Длинной шеей поверчу –

Груз тяжелый подхвачу,

Где прикажут – положу,

Человеку я служу. (Подъемный кран)

Учитель дает задание: - Посмотрите и скажите, как может передвигаться подъемный кран? (Вперед, назад, поворачиваться, поднимать и опускать стрелу)

В ходе наблюдения учитель и строители задают ребятам вопросы:

· Зачем нужен на стройке кран? (Краном разгружают строительные материалы, подают детали и другие материалы для сборки здания.)

· Из каких частей состоит башенный кран? (Стрела, механизмы для ее перемещения; башня, закрепленная в верхней части стрелы; кабина для машиниста крана)

Учитель может сообщить следующую информацию:

- С помощью рычагов управляет краном машинист или иначе – крановщик. Он работает, сидя в кресле. Машинист должен хорошо знать устройство крана, уметь устранять неисправности.

Учитель выясняет, какими, по мнению детей, качествами должен обладать машинист башенного крана. Затем он дополняет ответы ребят: работа крановщика требует хорошего зрения, слуха, устойчивости вестибулярного аппарата (не должно быть боязни высоты), хорошего глазомера, умения быстро реагировать на команды строителей.

Ребята наблюдают за работой крановщика.

  Заключительная беседа. Ребятам предлагают написать и оформить рисунками домашние сочинения о работе на стройке, о понравившейся им профессии.

 

 

Приложение 4.

Профессии легкой промышленности

(КВН)

Подготовка.

1. Из учащихся класса организуется две команды.

2. Команды готовят домашнее задание:

· название, девиз, приветствие;

· визитную карточку

· музыкальный номер;

· члены команд находят информацию о профессиях в легкой промышленности (разрисовщики ткани, портные, модельеры, закройщики и др.)

3. Готовятся все необходимые предметы для конкурсов, табло.

4. Выбирается жюри.

5. Готовятся награды.

Примерный ход игры:

1. Представление команд (максимальная оценка – 3 балла)

2. Визитная карточка (3 балла)

Каждая команда представляет своих членов: разрисовщики ткани (4 чел.), портные (4 чел.), модельеры (4 чел.), закройщики (4 чел.).

3. Разминка (5 баллов)

Команды обмениваются вопросами о профессиях, которые представлены в командах. Например:

· определите, какая из тканей расписана вручную (батик), а какая с помощью машин;

· назовите инструменты и материалы, которыми пользуется разрисовщик тканей (кисти, стеклянные трубочки, анилиновые и масляные красители, воск и др.);

· что такое эскиз? (предварительный рисунок фасона);

· перечислите виды одежды (плащ, пальто, куртка и др.)

· когда появились первые швейные машины? (в XVIII веке);

· какими инструментами работают портные? (игла, ножницы, мел, лекало, линейка, циркуль, картон, швейная машина, утюг, булавки, нитки, зеркало);

· какую пословицу должен знать каждый закройщик? (семь раз отмерь, один раз отрежь)

4. Конкурс капитанов (5 баллов)

Капитаны должны обвинить противника в том, что его команду составляют неквалифицированные работники, и защитить свою (в юмористической форме).

5. Конкурс для членов команд

«Разрисовщики ткани» (5 баллов, учитываются качество и художественность). Задание: за 3 мин. придумать рисунок для ткани и нанести его на ткань (бумагу).

«Портные» (5 баллов). Задание: каждый портной получает пуговицу и лоскуток, иголку с ниткой; кто быстрее и правильнее пришьет пуговицу.

«Модельеры» (5 баллов). Задание: модельеры каждой команды создают эскизы моделей школьной формы (4 мин.). Модельеры представляют с комментариями свои эскизы жюри.

«Закройщики» (5 баллов). Задание: закройщики выкраивают из бумаги «на глаз» детали моделей, представленных модельерами. Портные помогают им сколоть булавками на манекенщике полученную модель.

6. Демонстрация моделей

7. Аукцион песен, стихов (музыкальный футбол)

Команды по очереди исполняют строчки из песен, в заголовки которых вынесены названия профессий. Например, «Люди в белых халатах», «Монтажники-высотники», «Три танкиста» и др. Побеждает команда, исполнившая строчку последней.

8. Подведение итогов, награждение победителей.

 

Содержание

Введение...………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников …………….................................................6

1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников...........................................................................................6

1.2. Анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младшего школьника в воспитательно-образовательном процессе...………...................13

1.3. Критерии, показатели и средства диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников ……….................…………………………...19

Выводы по первой главе...…………………………………………………...…24

Глава II. Педагогические пути и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения.................................................................................................................26

2.1. Ознакомление младших школьников с миром труда и профессий........................................................................................... 26

2.2. Методы и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения.......31

Выводы по второй главе...………………………………………………...…...36

Заключение............................................................................................................37

Список литературы...…………………………...……………………………….39

Приложения...………………………...……………..…………………………..43

 

Введение

 Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. В условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность; уметь самореализовываться.

 Стадия конкретно-наглядных представлений о мире труда и профессий берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно формировать его представления о различных профессиях и о труде. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.

 На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире труда и профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

 Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

 Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий».

  Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические пути и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

  Объект исследования: процесс формирования представлений о мире труда и профессий.

    Предмет исследования: педагогические пути и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий.     

    Гипотеза исследования: формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий будет эффективным, если:

- осуществляется ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий;

- используются разнообразные методы и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения.

Задачи исследования:

1. Определить психолого-педагогическую сущность формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

2. Проанализировать практический опыт решения проблемы формирования представлений о мире труда и профессий в начальной школе.

3. Разработать диагностику уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

4. Разработать педагогические пути и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий.

Методы исследования:

· анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

· анализ практики работы педагогов в данном направлении, знакомство с учебными и внеклассными планами педагогов.

· педагогическое наблюдение;  

· тестирование.

 

 

Глава I. Теоретические основы формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.73 (0.011 с.)