Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности восприятия детей дошкольного возраста с нарушением функций ОДА
Лица с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных психологов, логопедов, дефектологов (Р.Я. Абрамович-Лехтман, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, Кириченко, Е.М. Мастюкова, К.А. Семёнова, Н.В. Симонова, Е.М. Смуглин и др.). В нашей работе мы остановимся на изучении особенностей восприятия детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом (ДЦП). Первое клиническое описание ДЦП было сделано английским врачом - хирургом В.Д. Литтлем в 1853 г. В течение почти 100 лет ДЦП назывался болезнью Литтля. Сам термин «ДЦП» ввел З. Фрейд в 1893 г., предложив объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. Современные исследователи рассматривают ДЦП как заболевание, возникающее в результате поражения мозга, перенесённого в пренатальном периоде или в периоде незавершённого процесса формирования основных мозговых структур, что обусловливает сложную сочетанную структуру расстройств: замедленный темп психического развития в целом и диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций (И.И. Мамайчук, Л.М. Шипицына, 2004). В отечественной клинической практике принято использовать классификацию К.А. Семёновой (1979 г.). Согласно которой выделяют 6 основных форм ДЦП: . Двойная гемиплегия - самая тяжелая форма, возникающая при значительном поражении мозга во внутриутробном периоде развития. Все клинические проявления связаны с выраженными деструктивно - атрофическими изменениями, расширением субарахноидальных пространств и желудочковой системы мозга. Оказываются тяжело нарушенными все важные для жизни функции: двигательные, психические, речевые. Прогноз дальнейшего развития ребёнка крайне неблагоприятен; . Спастическая диплегия (или синдром Литтля) - тетрапарез: поражены руки и ноги, но нижние конечности в значительно большей степени. У детей с этим диагнозом часто наблюдается вторичная задержка психического развития, устраняемая при рано начатом и правильном лечении. Тяжесть речевых, психических и двигательных нарушений зависит от степени тяжести и время поражения мозга. Подвижность языка и глазных яблок ограничена. Формируются и закрепляются стойкие патологические позы и установки тела. У 30-35% детей наблюдается умственная отсталость в лёгкой степени, у 70% - речевые расстройства; Прогностически спастическая диплегия - благоприятная форма заболевания в отношении преодоления психических и речевых расстройств. Ребёнок может научиться обслуживать себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков.
. Гемипаретическая форма - характеризуется поражением односторонних руки и ноги. Возможно самостоятельное передвижение, но с нарушением движений. Моторное развитие отстает от возрастной нормы. Двигательные нарушения не прогрессируют, но носят стойкий характер, несмотря на проводимую терапию. У 25-35% детей отмечается лёгкая степень умственной отсталости, у 45-50% - вторичная задержка психического развития, преодолеваемая при своевременно начатой коррекционной работе, у 20-35% - речевые нарушения; Прогноз развития благоприятный при ранней и систематической помощи специалистов. . Гиперкинетическая форма - тяжелый двигательный дефект: гиперкинезы (насильственные движения), мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Возможность самообслуживания ограничена, но уровень интеллектуального развития при этой форме ДЦП значительно выше. Нарушения речевой функции встречаются у 90% больных, ЗПР - у 50%, нарушения слуха - у 25-30%. Прогностически это благоприятная форма ДЦП в отношении обучения и социальной адаптации. Течение заболевания зависит от характера и интенсивности гиперкинеза. . Атонически-астатическая форма встречается значительно реже других форм, характеризуется парезами, низким тонусом мышц и наличием патологических тонических рефлексов, нарушением координации движения, равновесия. Речевые нарушения наблюдаются у 60-75%, имеет место ЗПР, умственная отсталость. Эта форма прогностически тяжёлая. . Смешанная форма ДЦП встречается наиболее часто. При ней имеются сочетания всех перечисленных выше форм: спастико-гиперкинетическая, гиперкинетически-мозжечковая и т.д. Нарушения речи и интеллекта встречаются с той же частотой. Прогноз зависит от сочетания проявлений и от работы со специалистами.
По двигательному дефекту различаются три степени тяжести ДЦП при всех перечисленных формах заболевания: · лёгкая - физический дефект позволяет передвигаться, пользоваться городским транспортом, иметь навыки самообслуживания; · средняя - дети нуждаются в частичной помощи окружающих при движении и самообслуживании; · тяжёлая - дети целиком зависят от окружающих; Говоря о восприятии окружающего мира, о различных формах чувственного познания (ощущение, представление) необходимо отметить, что это основные ступени в развитии знаний человека об объективной действительности. Здоровый ребёнок познаёт окружающий мир посредством всех данных ему природой анализаторов. Особенность двигательных нарушений при ДЦП в том, что они существуют с рождения, поэтому оказывают неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно - психических функций ребёнка. Здоровый малыш уже с 4 мес. старается схватить любой предмет и ощупать его. Следовательно, у него возникают первые ощущения и представления о фактуре, форме, величине различных предметов. Страдающий церебральным параличом, получает ничтожную долю этой информации, ведь длительное вынужденное положение в постели, нарушение движений глаз, ограничивают поле зрения. Соответственно у него задерживается развитие стереогноза. Анализ работ учёных, изучавших эту проблему, подтверждает наше предположение о том, что комплексное нарушение двигательной функции ведет к неправильному формированию психомоторной сферы с момента рождения ребенка. Рассмотрим особенности развития восприятия здорового ребенка и больного, страдающего церебральным параличом, в различные возрастные периоды (см. таблицу 1). Таблица 1. Сравнительная характеристика развития зрительно-моторных функций у детей дошкольного возраста в условиях нормы и двигательной патологии
При сопоставлении особенностей развития ребенка с ДЦП и их здоровых сверстников мы опирались на психологические данные установленные Р.Я. Абрамович-Лехтман, Р.Ф. Горчаковой, 1958; М.П. Денисовой, 1949; М.М. Кольцовой, 1958; А.А. Люблинской, 1971; Н.А. Менчинской, 1941; Н.Л. Фигуриным, Ф.Н. Шемякиным, 1959; Д.Б. Элькониным, I960.
Анализ представленного материала, позволяет констатировать отставание психомоторного развития ребенка с ДЦП с первого месяца жизни, особенно заметным эти проявления становится к четырем месяцам. К 1 году у малыша с церебральной патологией значительно ограничены сенсорные возможности. К трем годам этот разрыв увеличивается, так как в этот период здоровый ребенок передвигается в пространстве, и у него формируется речевая коммуникация. Таким образом, предпосылки отставания в развитии функции восприятия у детей с церебральным параличом происходит из-за тяжелых нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата. Количественное отставание в развитии новых навыков и получения сенсорной информации влечет за собой невозможность созревания и задержку формирования других психических функций (мышления, речи, внимания, памяти). Анализ литературы по данной теме, позволяет нам сделать вывод о том, что восприятие можно понимать не только как отдельный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира, но и как относительно самостоятельную перцептивную деятельность (А.А. Зарудная). Вследствие того, что дети с диагнозом ДЦП имеют тяжёлое заболевание нервной системы, характеризующееся двигательными нарушениями, в сочетании с нарушением функции анализаторных систем (зрения, слуха), у них наблюдается задержанное и нарушенное формирование всех психических функций (внимание, память, мышление, речь и пр.). Успешность этого процесса во многом будет зависеть от уровня сенсорного развития ребёнка. Он является фундаментом для формирования полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме величине и положении в пространстве. Таким образом, у детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия искажается в связи с двигательной депривацией, вследствие чего их предметно-манипулятивная деятельность ограничена, и восприятие предметов на ощупь затруднено. Сочетание данных нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Это ограничивает практический опыт и становится одной из причин искажённого развития высших психических функций. Исходя из выше сказанного, можно отметить следующие особенности восприятия детей, страдающих церебральным параличом: · Нарушение стереогноза (или астереогноз) а) затруднение в определении фактуры предмета; б) невозможность определить форму предметов; в) ошибки при определении формы различных геометрических тел. · Дефекты зрительного восприятия формы, сочетающиеся с нарушением стереогностической функции, а также и с нарушением пространственных представлений. · Нарушение временных представлений, причем особенно страдает временная последовательность и определение количества событий, возможных в единицу времени; · Значительная недостаточность словарного запаса, распространяемая в основном на слова, обозначающие пространственные и временные представления, и на обобщающие понятия. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что патология зрительного восприятия влечёт за собой комплексные нарушения познавательной деятельности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.46.120 (0.028 с.) |