Особенности восприятия детей дошкольного возраста с нарушением функций ОДА 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности восприятия детей дошкольного возраста с нарушением функций ОДА



 

Лица с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных психологов, логопедов, дефектологов (Р.Я. Абрамович-Лехтман, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, Кириченко, Е.М. Мастюкова, К.А. Семёнова, Н.В. Симонова, Е.М. Смуглин и др.).

В нашей работе мы остановимся на изучении особенностей восприятия детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом (ДЦП).

Первое клиническое описание ДЦП было сделано английским врачом - хирургом В.Д. Литтлем в 1853 г. В течение почти 100 лет ДЦП назывался болезнью Литтля.

Сам термин «ДЦП» ввел З. Фрейд в 1893 г., предложив объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей.

Современные исследователи рассматривают ДЦП как заболевание, возникающее в результате поражения мозга, перенесённого в пренатальном периоде или в периоде незавершённого процесса формирования основных мозговых структур, что обусловливает сложную сочетанную структуру расстройств: замедленный темп психического развития в целом и диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций (И.И. Мамайчук, Л.М. Шипицына, 2004).

В отечественной клинической практике принято использовать классификацию К.А. Семёновой (1979 г.). Согласно которой выделяют 6 основных форм ДЦП:

. Двойная гемиплегия - самая тяжелая форма, возникающая при значительном поражении мозга во внутриутробном периоде развития. Все клинические проявления связаны с выраженными деструктивно - атрофическими изменениями, расширением субарахноидальных пространств и желудочковой системы мозга. Оказываются тяжело нарушенными все важные для жизни функции: двигательные, психические, речевые. Прогноз дальнейшего развития ребёнка крайне неблагоприятен;

. Спастическая диплегия (или синдром Литтля) - тетрапарез: поражены руки и ноги, но нижние конечности в значительно большей степени. У детей с этим диагнозом часто наблюдается вторичная задержка психического развития, устраняемая при рано начатом и правильном лечении. Тяжесть речевых, психических и двигательных нарушений зависит от степени тяжести и время поражения мозга. Подвижность языка и глазных яблок ограничена. Формируются и закрепляются стойкие патологические позы и установки тела. У 30-35% детей наблюдается умственная отсталость в лёгкой степени, у 70% - речевые расстройства; Прогностически спастическая диплегия - благоприятная форма заболевания в отношении преодоления психических и речевых расстройств. Ребёнок может научиться обслуживать себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков.

. Гемипаретическая форма - характеризуется поражением односторонних руки и ноги. Возможно самостоятельное передвижение, но с нарушением движений. Моторное развитие отстает от возрастной нормы. Двигательные нарушения не прогрессируют, но носят стойкий характер, несмотря на проводимую терапию. У 25-35% детей отмечается лёгкая степень умственной отсталости, у 45-50% - вторичная задержка психического развития, преодолеваемая при своевременно начатой коррекционной работе, у 20-35% - речевые нарушения; Прогноз развития благоприятный при ранней и систематической помощи специалистов.

. Гиперкинетическая форма - тяжелый двигательный дефект: гиперкинезы (насильственные движения), мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Возможность самообслуживания ограничена, но уровень интеллектуального развития при этой форме ДЦП значительно выше. Нарушения речевой функции встречаются у 90% больных, ЗПР - у 50%, нарушения слуха - у 25-30%. Прогностически это благоприятная форма ДЦП в отношении обучения и социальной адаптации. Течение заболевания зависит от характера и интенсивности гиперкинеза.

. Атонически-астатическая форма встречается значительно реже других форм, характеризуется парезами, низким тонусом мышц и наличием патологических тонических рефлексов, нарушением координации движения, равновесия. Речевые нарушения наблюдаются у 60-75%, имеет место ЗПР, умственная отсталость. Эта форма прогностически тяжёлая.

. Смешанная форма ДЦП встречается наиболее часто. При ней имеются сочетания всех перечисленных выше форм: спастико-гиперкинетическая, гиперкинетически-мозжечковая и т.д. Нарушения речи и интеллекта встречаются с той же частотой. Прогноз зависит от сочетания проявлений и от работы со специалистами.

По двигательному дефекту различаются три степени тяжести ДЦП при всех перечисленных формах заболевания:

·   лёгкая - физический дефект позволяет передвигаться, пользоваться городским транспортом, иметь навыки самообслуживания;

·   средняя - дети нуждаются в частичной помощи окружающих при движении и самообслуживании;

·   тяжёлая - дети целиком зависят от окружающих;

Говоря о восприятии окружающего мира, о различных формах чувственного познания (ощущение, представление) необходимо отметить, что это основные ступени в развитии знаний человека об объективной действительности. Здоровый ребёнок познаёт окружающий мир посредством всех данных ему природой анализаторов. Особенность двигательных нарушений при ДЦП в том, что они существуют с рождения, поэтому оказывают неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно - психических функций ребёнка. Здоровый малыш уже с 4 мес. старается схватить любой предмет и ощупать его. Следовательно, у него возникают первые ощущения и представления о фактуре, форме, величине различных предметов. Страдающий церебральным параличом, получает ничтожную долю этой информации, ведь длительное вынужденное положение в постели, нарушение движений глаз, ограничивают поле зрения. Соответственно у него задерживается развитие стереогноза.

Анализ работ учёных, изучавших эту проблему, подтверждает наше предположение о том, что комплексное нарушение двигательной функции ведет к неправильному формированию психомоторной сферы с момента рождения ребенка.

Рассмотрим особенности развития восприятия здорового ребенка и больного, страдающего церебральным параличом, в различные возрастные периоды (см. таблицу 1).


Таблица 1. Сравнительная характеристика развития зрительно-моторных функций у детей дошкольного возраста в условиях нормы и двигательной патологии

Функция, проявления

Возраст ОДА Норма
1 мес. У ребенка отсутствуют рефлексы поворота головы и глаз к свету. Предмет глазами не фиксирует. Отсутствует сосредоточение взгляда на блестящих и ярких предметах; Ребенок щурится от яркого света, поворачивает к нему голову. Отмечается мигание век на звуковой раздражитель, прислушивается к звукам речи, к пению. Появляется первая улыбка в ответ на разговор взрослого;
4 мес. Ребенок безучастен к окружающим, не реагирует на появление взрослых. Лицо амимичное. Игрушками не интересуется. «Комплекс оживления» не наблюдается; Ребенок рассматривает свои ручки, ощупывает и захватывает висящие над кроватью игрушки. Начинает интересоваться окружающей действительностью, фиксирует глазами предмет, прислушивается к звучащим игрушкам, по звуку отыскивает невидимый объект, поворачивает голову к источнику звука. Сосредоточивает свой взгляд на лице взрослого. В ответ на разговор проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук и ног («комплекс оживления»);
7 мес. Ребенок игрушками не интересуется. К окружающим относится безразлично; Ребенок берет игрушки, совершает манипулятивные действия с ними. Проявляет интерес к окружающим: дифференцирует близких и посторонних людей;
8 мес. Только начинает отличать близких людей от чужих. Следит за игрушками, но не тянется к ним. Подражательнае действия не выполняет. Развивается гуление; Долго занимается игрушками. Повторяет за взрослым различные движения. Произносит различные слоги;
9 мес. Не откликается на своё имя. Слово не связывает с предметом и действием. Берёт игрушки в руки, но не играет с ними в соответствии с их свойствами; Знает своё имя, реагирует на него. По просьбе взрослого находит и подаёт названную игрушку. По-разному манипулирует предметами. Появляются первые слова;
10 мес. Не подражает речи окружающих, реакция на обращение неяркая. Частичная амимия лица. Одна сторона тела становится ведущей при совершении действий; Повторяет за взрослым звуки и слоги. В действиях с предметами преобладают вынимание и выкладывание;
11 мес. Действия по просьбе взрослого не выполняет. В гулении появляются бессмысленные лепетные слова; По предложению взрослого выполняет разнообразные действия с предметами. Появление первых осмысленных лепетных слов. Показывает у себя части тела, одежды;
12 мес. Кубики перебирает бессмысленно, постройки делать не может; Начинает делать первые постройки (ставит кубики один на другой). Запас слов около 10, он постепенно увеличивается;
18 мес. В процессе одевания участия не принимает. Цвета не различает, даже по подобию. Зрительное восприятие формы не развивается (шар и кирпич не различает); «Рисует», листает книгу с картинками, участвует в процессе одевания. Формируется зрительное восприятие цвета и формы, различает основные цвета спектра, дифференцирует формы: шар, кирпич (по аналогии);
2 года. Цвета не всегда дифференцирует, даже по аналогии; Разбирает и собирает пирамидку и матрёшку, знает по названию 3-4 цвета;
3 года. Координация движения недостаточная. Рисует только хаотические линии. Восприятие ситуационное и недифференцированное. Путает названия предметов. Основные направления в пространстве не определяет. Не ориентируется в схеме тела. Периоды суток не вычленяет, чередование режимных моментов не улавливает. Признаки предметов не вычленяет; Двигательная функция уже довольно хорошо развита. Листает книгу по одной странице. Рисует домик, машину. Различает округлые и краеугольные фигуры. Доступно восприятие контуров знакомых предметов. Правильно соотносит предмет и слово. Верно определяет направления в пространстве: верх, вниз, вперед, назад. Ориентируется в схеме тела. Складываются временные представления: различает последовательность в чередовании режимных моментов, день, ночь. Сравнивает предметы и явления по общему (наглядному) признаку;
4 года. Двигательные возможности резко ограничены, ручные действия тоже. Путает основные цвета и формы предметов. Дифференцировка пространственных представлений отстает: не определяет параметры предметов. Проводит отдельные штрихи, лишённые смыслового содержания. Обобщение затруднено; Моторные функции хорошо развиты. Ручные действия развиваются в играх с предметами: конструирует из кубиков, строит из песка и т.д. Сформированы представления об основных цветах спектра. Различает геометрические формы и пространственные направления предметов: направо, налево и т.д. Может соотносить предметы по длине, ширине, высоте. Выполняет постройки из конструктора по рисунку. По заданию проводит вертикальные и горизонтальные линии. Сочетает изображение округлых и прямых форм: рисует круги, квадраты, четырёхугольники. Сам окрашивает предметы. Рисует красками. Классифицирует предметы по их функциям;
5 лет. Статико-динамические функции определяются тяжестью и формой заболевания. Узнаёт 4-5 цветов спектра. Понятия протяжённости (шире - уже, длиннее - короче) не сформированы. Начинает дифференцировать угольные и округлые фигуры. Отмечается грубый астереогноз. Правильное соотнесение предмета в пространстве и словесное определение его местоположения в пространстве затруднено. Конструирует по инструкции. Соотносить детали не может, сбивается на признак цвета. Практически не рисует; Движения рук и ног координированы, осанка правильная. Различает все цвета спектра. Сравнивает предметы по длине, широте, высоте. Узнаёт и называет предметы различных форм. Развивается стереогностическое восприятие: правильно определяет фактуру, дифференцирует плоские и объёмные фигуры. Верно объясняет местоположение предмета в пространстве. Конструирует по собственному замыслу. Соотносит детали по цвету, форме, величине. Рисует круглую, овальную, прямоугольную, треугольную формы и строение предметов. Формируется сюжетное рисование;
6 лет. Двигательные навыки несовершенны. Фонематический слух нарушен. Не соотносит форму реальных предметов с заданной геометрической формой. Самостоятельно рисовать не может, иногда копирует образец. Движения точно координированы. Фонематический слух сформирован. Правильно соотносит форму реальных предметов с заданной геометрической формой. Рисует домик, столик и т.д.
7 лет. Нарушения фонематического слуха затрудняют обучение письму и чтению. Отставание в формировании словаря и семантические нарушения. Обучается в школе. Фонематический слух и анализ, оптико-пространственные представления, пассивный и активный словарь сформированы для овладения программным материалом.

 

При сопоставлении особенностей развития ребенка с ДЦП и их здоровых сверстников мы опирались на психологические данные установленные Р.Я. Абрамович-Лехтман, Р.Ф. Горчаковой, 1958; М.П. Денисовой, 1949; М.М. Кольцовой, 1958; А.А. Люблинской, 1971; Н.А. Менчинской, 1941; Н.Л. Фигуриным, Ф.Н. Шемякиным, 1959; Д.Б. Элькониным, I960.

Анализ представленного материала, позволяет констатировать отставание психомоторного развития ребенка с ДЦП с первого месяца жизни, особенно заметным эти проявления становится к четырем месяцам. К 1 году у малыша с церебральной патологией значительно ограничены сенсорные возможности. К трем годам этот разрыв увеличивается, так как в этот период здоровый ребенок передвигается в пространстве, и у него формируется речевая коммуникация.

Таким образом, предпосылки отставания в развитии функции восприятия у детей с церебральным параличом происходит из-за тяжелых нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата. Количественное отставание в развитии новых навыков и получения сенсорной информации влечет за собой невозможность созревания и задержку формирования других психических функций (мышления, речи, внимания, памяти).

Анализ литературы по данной теме, позволяет нам сделать вывод о том, что восприятие можно понимать не только как отдельный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира, но и как относительно самостоятельную перцептивную деятельность (А.А. Зарудная).

Вследствие того, что дети с диагнозом ДЦП имеют тяжёлое заболевание нервной системы, характеризующееся двигательными нарушениями, в сочетании с нарушением функции анализаторных систем (зрения, слуха), у них наблюдается задержанное и нарушенное формирование всех психических функций (внимание, память, мышление, речь и пр.).

Успешность этого процесса во многом будет зависеть от уровня сенсорного развития ребёнка. Он является фундаментом для формирования полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме величине и положении в пространстве.

Таким образом, у детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия искажается в связи с двигательной депривацией, вследствие чего их предметно-манипулятивная деятельность ограничена, и восприятие предметов на ощупь затруднено. Сочетание данных нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Это ограничивает практический опыт и становится одной из причин искажённого развития высших психических функций. Исходя из выше сказанного, можно отметить следующие особенности восприятия детей, страдающих церебральным параличом:

· Нарушение стереогноза (или астереогноз)

а) затруднение в определении фактуры предмета;

б) невозможность определить форму предметов;

в) ошибки при определении формы различных геометрических тел.

· Дефекты зрительного восприятия формы, сочетающиеся с нарушением стереогностической функции, а также и с нарушением пространственных представлений.

·   Нарушение временных представлений, причем особенно страдает временная последовательность и определение количества событий, возможных в единицу времени;

·   Значительная недостаточность словарного запаса, распространяемая в основном на слова, обозначающие пространственные и временные представления, и на обобщающие понятия.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что патология зрительного восприятия влечёт за собой комплексные нарушения познавательной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.46.120 (0.028 с.)