![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности восприятия детей дошкольного возраста с нарушением функций ОДАСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Лица с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных психологов, логопедов, дефектологов (Р.Я. Абрамович-Лехтман, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, Кириченко, Е.М. Мастюкова, К.А. Семёнова, Н.В. Симонова, Е.М. Смуглин и др.). В нашей работе мы остановимся на изучении особенностей восприятия детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом (ДЦП). Первое клиническое описание ДЦП было сделано английским врачом - хирургом В.Д. Литтлем в 1853 г. В течение почти 100 лет ДЦП назывался болезнью Литтля. Сам термин «ДЦП» ввел З. Фрейд в 1893 г., предложив объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. Современные исследователи рассматривают ДЦП как заболевание, возникающее в результате поражения мозга, перенесённого в пренатальном периоде или в периоде незавершённого процесса формирования основных мозговых структур, что обусловливает сложную сочетанную структуру расстройств: замедленный темп психического развития в целом и диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций (И.И. Мамайчук, Л.М. Шипицына, 2004). В отечественной клинической практике принято использовать классификацию К.А. Семёновой (1979 г.). Согласно которой выделяют 6 основных форм ДЦП: . Двойная гемиплегия - самая тяжелая форма, возникающая при значительном поражении мозга во внутриутробном периоде развития. Все клинические проявления связаны с выраженными деструктивно - атрофическими изменениями, расширением субарахноидальных пространств и желудочковой системы мозга. Оказываются тяжело нарушенными все важные для жизни функции: двигательные, психические, речевые. Прогноз дальнейшего развития ребёнка крайне неблагоприятен; . Спастическая диплегия (или синдром Литтля) - тетрапарез: поражены руки и ноги, но нижние конечности в значительно большей степени. У детей с этим диагнозом часто наблюдается вторичная задержка психического развития, устраняемая при рано начатом и правильном лечении. Тяжесть речевых, психических и двигательных нарушений зависит от степени тяжести и время поражения мозга. Подвижность языка и глазных яблок ограничена. Формируются и закрепляются стойкие патологические позы и установки тела. У 30-35% детей наблюдается умственная отсталость в лёгкой степени, у 70% - речевые расстройства; Прогностически спастическая диплегия - благоприятная форма заболевания в отношении преодоления психических и речевых расстройств. Ребёнок может научиться обслуживать себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков.
. Гемипаретическая форма - характеризуется поражением односторонних руки и ноги. Возможно самостоятельное передвижение, но с нарушением движений. Моторное развитие отстает от возрастной нормы. Двигательные нарушения не прогрессируют, но носят стойкий характер, несмотря на проводимую терапию. У 25-35% детей отмечается лёгкая степень умственной отсталости, у 45-50% - вторичная задержка психического развития, преодолеваемая при своевременно начатой коррекционной работе, у 20-35% - речевые нарушения; Прогноз развития благоприятный при ранней и систематической помощи специалистов. . Гиперкинетическая форма - тяжелый двигательный дефект: гиперкинезы (насильственные движения), мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Возможность самообслуживания ограничена, но уровень интеллектуального развития при этой форме ДЦП значительно выше. Нарушения речевой функции встречаются у 90% больных, ЗПР - у 50%, нарушения слуха - у 25-30%. Прогностически это благоприятная форма ДЦП в отношении обучения и социальной адаптации. Течение заболевания зависит от характера и интенсивности гиперкинеза. . Атонически-астатическая форма встречается значительно реже других форм, характеризуется парезами, низким тонусом мышц и наличием патологических тонических рефлексов, нарушением координации движения, равновесия. Речевые нарушения наблюдаются у 60-75%, имеет место ЗПР, умственная отсталость. Эта форма прогностически тяжёлая. . Смешанная форма ДЦП встречается наиболее часто. При ней имеются сочетания всех перечисленных выше форм: спастико-гиперкинетическая, гиперкинетически-мозжечковая и т.д. Нарушения речи и интеллекта встречаются с той же частотой. Прогноз зависит от сочетания проявлений и от работы со специалистами. По двигательному дефекту различаются три степени тяжести ДЦП при всех перечисленных формах заболевания:
· лёгкая - физический дефект позволяет передвигаться, пользоваться городским транспортом, иметь навыки самообслуживания; · средняя - дети нуждаются в частичной помощи окружающих при движении и самообслуживании; · тяжёлая - дети целиком зависят от окружающих; Говоря о восприятии окружающего мира, о различных формах чувственного познания (ощущение, представление) необходимо отметить, что это основные ступени в развитии знаний человека об объективной действительности. Здоровый ребёнок познаёт окружающий мир посредством всех данных ему природой анализаторов. Особенность двигательных нарушений при ДЦП в том, что они существуют с рождения, поэтому оказывают неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно - психических функций ребёнка. Здоровый малыш уже с 4 мес. старается схватить любой предмет и ощупать его. Следовательно, у него возникают первые ощущения и представления о фактуре, форме, величине различных предметов. Страдающий церебральным параличом, получает ничтожную долю этой информации, ведь длительное вынужденное положение в постели, нарушение движений глаз, ограничивают поле зрения. Соответственно у него задерживается развитие стереогноза. Анализ работ учёных, изучавших эту проблему, подтверждает наше предположение о том, что комплексное нарушение двигательной функции ведет к неправильному формированию психомоторной сферы с момента рождения ребенка. Рассмотрим особенности развития восприятия здорового ребенка и больного, страдающего церебральным параличом, в различные возрастные периоды (см. таблицу 1). Таблица 1. Сравнительная характеристика развития зрительно-моторных функций у детей дошкольного возраста в условиях нормы и двигательной патологии
При сопоставлении особенностей развития ребенка с ДЦП и их здоровых сверстников мы опирались на психологические данные установленные Р.Я. Абрамович-Лехтман, Р.Ф. Горчаковой, 1958; М.П. Денисовой, 1949; М.М. Кольцовой, 1958; А.А. Люблинской, 1971; Н.А. Менчинской, 1941; Н.Л. Фигуриным, Ф.Н. Шемякиным, 1959; Д.Б. Элькониным, I960. Анализ представленного материала, позволяет констатировать отставание психомоторного развития ребенка с ДЦП с первого месяца жизни, особенно заметным эти проявления становится к четырем месяцам. К 1 году у малыша с церебральной патологией значительно ограничены сенсорные возможности. К трем годам этот разрыв увеличивается, так как в этот период здоровый ребенок передвигается в пространстве, и у него формируется речевая коммуникация.
Таким образом, предпосылки отставания в развитии функции восприятия у детей с церебральным параличом происходит из-за тяжелых нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата. Количественное отставание в развитии новых навыков и получения сенсорной информации влечет за собой невозможность созревания и задержку формирования других психических функций (мышления, речи, внимания, памяти). Анализ литературы по данной теме, позволяет нам сделать вывод о том, что восприятие можно понимать не только как отдельный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира, но и как относительно самостоятельную перцептивную деятельность (А.А. Зарудная). Вследствие того, что дети с диагнозом ДЦП имеют тяжёлое заболевание нервной системы, характеризующееся двигательными нарушениями, в сочетании с нарушением функции анализаторных систем (зрения, слуха), у них наблюдается задержанное и нарушенное формирование всех психических функций (внимание, память, мышление, речь и пр.). Успешность этого процесса во многом будет зависеть от уровня сенсорного развития ребёнка. Он является фундаментом для формирования полноценных представлений о внешних свойствах предметов, их форме величине и положении в пространстве. Таким образом, у детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия искажается в связи с двигательной депривацией, вследствие чего их предметно-манипулятивная деятельность ограничена, и восприятие предметов на ощупь затруднено. Сочетание данных нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Это ограничивает практический опыт и становится одной из причин искажённого развития высших психических функций. Исходя из выше сказанного, можно отметить следующие особенности восприятия детей, страдающих церебральным параличом: · Нарушение стереогноза (или астереогноз) а) затруднение в определении фактуры предмета; б) невозможность определить форму предметов; в) ошибки при определении формы различных геометрических тел. · Дефекты зрительного восприятия формы, сочетающиеся с нарушением стереогностической функции, а также и с нарушением пространственных представлений. · Нарушение временных представлений, причем особенно страдает временная последовательность и определение количества событий, возможных в единицу времени; · Значительная недостаточность словарного запаса, распространяемая в основном на слова, обозначающие пространственные и временные представления, и на обобщающие понятия. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что патология зрительного восприятия влечёт за собой комплексные нарушения познавательной деятельности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.122.130 (0.008 с.) |