ТОП 10:

Методический аппарат исследования



 

С целью изучения особенностей зрительного восприятия нами были использован диагностический инструментарий М.Г. Борисенко, Н.А. Лукиной: «Диагностика развития ребёнка».

Цель: исследование зрительного восприятия у детей с ДЦП (компоненты: цвет, величина, различение геометрических форм, умение соотносить предметы и вычленять их существенные признаки, сформированность конкретных предметных образов-представлений и образов-восприятий,способность восстанавливать по образцу пространственную структуру целого изображения, уровень концентрации зрительного внимания).

Предъявляемые задания:

Изучение знаний о названии цветов

Цель: Изучение знаний о цвете, дифференциация цветов.

Оборудование: картинка с шапками и шарфами, разных цветов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Назови цвет. Найди шарфики такого же цвета. Соедини шапочку с шарфиком такого же цвета».

Критерии интерпретации:

3 балла - соотносит, называет цвет шапки и шарфика без помощи взрослого;

балла - соотносит, но не называет цвет шапочки и шарфика, принимает помощь взрослого;

балл - не соотносит и не называет цвет предметов, не принимает помощь взрослого.

В этом и в последующих заданиях рассматриваются два вида помощи: незначительная - инструкция типа «смотри внимательней»; значительная - указательный жест «а это что?».

Изучение умения различать величину

Цель: выяснить различает ли ребёнок предметы разной величины (большой, средней, маленькой) и называет ли их самостоятельно.

Оборудование: картинка, с матрёшками разной величины и их контуром.

Инструкция: «Посмотри внимательно на матрешек. Покажи большую матрешку. Покажи маленькую матрешку. Покажи среднюю матрёшку. Найди «домики» для каждой матрешки. Назови их величину. Bвозьми карандаш и соедини матрешку с ее «домиком».

Критерии интерпретации:

3 балла - соотносит, называет величину и «домик» каждой матрешки самостоятельно, без помощи взрослого;

2 балла - соотносит матрешку с ее «домиком», но не называет величину, принимает помощь взрослого;

балл - не соотносит и не называет величину «домиков» и матрешек, не умеет принимать помощь взрослого.

Изучение умения называть геометрические формы

Цель: выяснить соотносит ли ребёнок предметы по просьбе взрослого, называет ли самостоятельно их форму (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Оборудование: изображение геометрических форм и рисунок дома, детали которого такой же формы как фигуры.

Инструкция: «Покажи круг. Покажи квадрат. Покажи прямоугольник. Покажи треугольник. Рассмотри нарисованный на картинке дом. Найди детали дома такой же формы, как изображенные фигуры». (Круглое чердачное окно, прямоугольная дверь, треугольная крыша, квадратное окно.)

Критерии интерпретации:

балла - соотносит, называет формы, находит названные фигуры в изображенном на картинке доме самостоятельно, без помощи взрослого;

балла - соотносит часть фигур, не называя их, принимает помощь взрослого; 1 балл - не соотносит и не называет формы, не умеет принимает помощь взрослого.

4. Выяснение умения соотносить предметы

Цель: Изучение особенностей соотношения свойств предметов.

Оборудование: картинки с изображением сладкого и солёного продуктов питания.

Инструкция: Просим ребенка: «Рассмотри картинки. Назови изображенные на них предметы. Обведи все сладкое синим фломастером, а все соленое подчеркни красным фломастером. Назови вкус каждого изображенного на картинке предмета».

Критерии интерпретации:

балла - называет все изображенное на картинке, правильно называет вкусовые качества самостоятельно, без помощи взрослого;

балла - соотносит и называет только часть, принимает помощь взрослого;

балл - не соотносит и не называет вкусовые качества изображенных предметов.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.005 с.)