Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ результатов исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
В ходе проведения первой методики, цель которой - определить знание названий цветов умение соотносить их, было обнаружено, что в экспериментальной группе 22,2% детей знают названия цветов и соотносят их между собой; 66,6% соотносят, но не называют цвет, принимают помощь взрослого; 11,1% не соотносят и не называют цвет предметов, не принимают помощь взрослого. В контрольной группе 77,7% испытуемых получили 3 балла; 22,2% по 2 балла; низких результатов не оказалось. Следовательно, в основной группе общий процент знания названий цветов составляет 2%, а в группе сравнения 2,8%. (рис 1) Вторая методика, направленная на выяснение способности различать величины, показала, что 33,3% детей с ДЦП различают предметы отличные и одинаковые по величине и соотносят предметы одинакового размера самостоятельно; 44,4% соотносят только предметы одинаковой величины, но не называют её, принимают помощь взрослого; 11,1% не соотносят величину, не принимают помощь взрослого. Среди детей, не имеющих нарушения функции ОДА, 66,6% набрали 3 балла; 44,4%-2 балла; низкие показатели отсутствуют. Итак, в основной группе общий процент успешного различения величины, составляет 2%, а в группе сравнения 2,6%. (рис 2) Предъявление третьей методики, определяющей способность различать геометрические формы, выявило, что в основной группе 33,3% детей соотносят и называют геометрические формы, самостоятельно; 55,5% соотносят часть фигур, не называя их, нуждаются в помощи; 11,1% не соотносят и не называют формы, не принимают помощь. В контрольной группе все испытуемые с заданием справились на 3 балла. Таким образом, в основной группе общий процент верного различения геометрических форм, составляет 2,3%, а в группе сравнения 2,9%. Четвёртая методика, имеющая целью выяснить, знают ли испытуемые названия бытовых предметов, обнаружила, что 22,2% детей с ДЦП самостоятельно правильно называют все предметы, изображенные на картинке; 55,5% называет только часть из них, прибегая к помощи; 22,2% не называют изображенные предметы. Дети, не имеющие нарушения функции ОДА, все набрали по 3 балла. Следственно, в основной группе общий процент знания названий бытовых предметов составляет 1,9%, а в группе сравнения 2,9%. При проведении пятой методики, направленной на определение умения выделить существенные признаки предмета, было обнаружено, что в экспериментальной группе 11,1% испытуемых самостоятельно и без ошибок определили существенные признаки предметов; 44,4% задание выполнили не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого; 44,4% с заданием не справились, несмотря на помощь взрослого. В контрольной группе 55,5% испытуемых получили 3 балла; 44,4% по 2 балла; низких результатов не оказалось. Итак, в основной группе общий процент способности выделить существенные признаки предмета составляет 1,6%, а в группе сравнения 2,7%.
Шестая методика, выявляющая наличие конкретных предметных образов, показала, что 11,1% детей с ДЦП имеют конкретные образы представления и восприятия предметов; 22,2% допустили ошибки, дорисовывая предмет; 66,6% не справились с заданием. Среди детей, не имеющих нарушения функции ОДА, 55,5% набрали 3 балла; 44,4%-2 балла; низкие показатели отсутствуют. Таким образом, конкретные предметные образы, в основной группе имеют 1,3%, а в группе сравнения 2,5%. Предъявление седьмой методики, определяющей умение восстановить по образцу структуру целого предмета, разделённого на части, выявило, что в экспериментальной группе 22,2% детей способны восстановить по образцу пространственную структуру целого предметного изображения, разделенного на части; 44,4%-не полностью; 66,6%-не выполнили, задание. В контрольной группе 88,8% испытуемых получили 3 балла; 11,1% по 2 балла; низких результатов не оказалось. Значит, восстановить по образцу структуру целого предмета, в основной группе могут 1,7%, а в группе сравнения 2,7%. Восьмая методика, оценивающая концентрацию и устойчивость зрительного внимания, обнаружила, что у 22,2% детей с ДЦП концентрация внимания высокая, зрительное внимание устойчивое, переключаемость соответствует возрастному нормативу; у 44,4% средняя устойчивость и переключаемость внимания; у 33,3% переключаемость, концентрация и устойчивость внимания крайне низкие. У 77,7% детей, не имеющих нарушения функции ОДА, выявлены результаты, указывающие на средний уровень переключаемости и устойчивости внимания; у 22,2% - средние показатели по изучаемым характеристикам. То есть, уровень концентрации зрительного внимания в основной группе составляет 1,6%, а в группе сравнения 2,5%.
Рассмотрение выявленных результатов двух групп в сравнении обнаружило, что в экспериментальной группе полученные результаты ниже. Это позволяет сделать предположение об особенностях зрительного восприятия у детей с нарушением ОДА.
Заключение
Подводя итоги нашей исследовательской работы по проблеме особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом, мы пришли к некоторым выводам. Восприятие сложно по своей структуре и формируется постепенно. Двигательные нарушения (ограниченность произвольных движений, нарушение моторики руки) замедляют и искажают ход формирования этой психической функции, вызывая многочисленные трудности во взаимодействии с предметами окружающего мира. Что в свою очередь приводит к различным нарушениям в познавательной сфере. При отсутствии коррекции это затрудняет обучение в школе. Из всего вышесказанного, очевидна актуальность выбора темы нашей курсовой работы: «Исследование особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ДЦП», т.к. именно рассматриваемый психический процесс является одной из важнейших предпосылок для нормального психического развития ребёнка. Вследствие дефицитарного типа развития, дети с нарушением ОДА имеют особенности развития восприятия. Кроме того, патология функции ОДА является очень распространённой на сегодняшний день и имеет тенденцию к росту. По данным Госкомитета РФ, число детей-инвалидов, состоящих на учёте, за последние 8 лет увеличилось почти на 60 тыс. человек. Каждый десятый ребёнок-инвалид имеет инвалидность по причине заболеваний ОДА. У большинства таких детей причиной патологии является именно ДЦП. Количество исследований по этой проблеме ограничено. Они принадлежат Даниловой, Э.С. Калижнюк И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой, О.Г. Приходько, Л.М. Шипицыной и др. Нас удивило, то, как немного трудов посвящено данному вопросу и интересен был практический результат исследования. Всё вышеперечисленное повлияло на выбор темы нашей курсовой работы, в которой мы предположили, что зрительное восприятие детей дошкольного возраста с ДЦП будет иметь специфические особенности (вследствие дефицитарного типа развития), в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Для подтверждения или опровержения заявленной гипотезы мы проанализировали психолого-педагогическую литературу, отражающую особенности развития детей с ДЦП, раскрыли зависимость формирования процесса восприятия от наличия или отсутствия двигательной патологии, подобрали методики по изучению зрительного восприятия и адаптировали их, исходя из реалий. Исследование проводилось на базе МДОУ №49 г. Хабаровска, в специализированной группе для детей, имеющих нарушение функции ОДА. Мы сравнили показатели испытуемых экспериментальной и контрольной групп. Анализ полученных результатов позволил нам увидеть существенные различия между зрительным восприятием у испытуемых двух групп: в процентном соотношении у испытуемых контрольной группы все показатели значительно выше результатов продемонстрированных испытуемыми экспериментальной группы (см. гистограмму 3). Что свидетельствует о наличии ярко выраженных особенностей зрительного восприятия у детей с ДЦП.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что полноценное формирование зрительного восприятия ребёнка во многом определяется особенностями моторного развития. Познание окружающего мира, возможно только через непосредственное взаимодействие с ним. В полной мере это осуществляется лишь при возможности самостоятельного движения, что крайне затруднительно или невозможно при патологии опорно-двигательного аппарата. Список литературы восприятие дошкольный двигательный патология 1. Абрамович-Лехтман, Р.Я. Об особенностях нервно-психического развития детей./ Р.Я. Абрамович-Лехтман - Л., 1965. 2. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания./ Б.Г. Ананьев - М., 1960. . Бадалян, Л.О. и др. Детские церебральные параличи./ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина - Киев, 1988. . Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович - М.,: Просвещение, 1961. . Запорожец, А.В. Восприятие и действие./ А.В..Запорожец - М.,: Просвещение, 1967. . Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». М., 2002. . Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом./ Л.И. Данилова - Л.,: Медицина, 1977. . Калижнюк, С.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах./ С.С. Калижнюк - М., 1990. . Ковалёв, А.Г. Психологические особенности человека./ А.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев В.Н, Т.1. Л., 1957. . Кольцова, М.М. О формировании высшей нервной деятельности ребёнка./ М.М. Кольцова - М., 1958. . Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата./ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько - М.,: Академия, 2001. . Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики./ А.Н. Леонтьев - М.,: Мысль, 1965. . Люблинская, А.А. Детская психология./ А.А. Люблинская - М., 1971. . Маклаков, А.Г. Общая психология./ А.Г. Маклаков - СПб.,: Питер, 2001. 15. Мастюкова, Е.М. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития: Хрестоматия./ Е.М. Мастюкова - СПб., 2001. . Немов, Р.С. Психология. Т.2./ Р.С. Немов - М., 1998. . Зарудная, А.А. Психология: Учебн. Пособие для студентов педагогических институтов/ А.А. Зарудная - Минск,: Вышэйш. школа, 1970. . Шипицына, Л.М. и др. Психолого-медико-педагогическая консультация: Пособие для учителя - дефектолога/ Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, М.А. Жданова - СПб., 1999. . Семёнова, К.А., и др. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей./ К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова - М., 1972. . Столяренко, Л.Д. Основы психологии./ Л.Д. Столяренко - Ростов н|Д.,:Феникс, 2005. . Фигурин, И.Л. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года./ И.Л. Фигурин, М.Б Денисова. М. - Л., 1949. . Финкель, Н.В. Социально-психологические особенности личности больных ДЦП./ Н.В. Финкель - М., 1991. . Шипицына, Л.М. Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата./ Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук И.И. - М.,:Владос, 2004. . Эльконин, Д.Б. Детская психология./Д.Б. Эльконин - М., 1960.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.146 (0.01 с.) |