ТОП 10:

Анализ результатов исследования



 

В ходе проведения первой методики, цель которой - определить знание названий цветов умение соотносить их, было обнаружено, что в экспериментальной группе 22,2% детей знают названия цветов и соотносят их между собой; 66,6% соотносят, но не называют цвет, принимают помощь взрослого; 11,1% не соотносят и не называют цвет предметов, не принимают помощь взрослого. В контрольной группе 77,7% испытуемых получили 3 балла; 22,2% по 2 балла; низких результатов не оказалось. Следовательно, в основной группе общий процент знания названий цветов составляет 2%, а в группе сравнения 2,8%. (рис 1)

Вторая методика, направленная на выяснение способности различать величины, показала, что 33,3% детей с ДЦП различают предметы отличные и одинаковые по величине и соотносят предметы одинакового размера самостоятельно; 44,4% соотносят только предметы одинаковой величины, но не называют её, принимают помощь взрослого; 11,1% не соотносят величину, не принимают помощь взрослого. Среди детей, не имеющих нарушения функции ОДА, 66,6% набрали 3 балла; 44,4%-2 балла; низкие показатели отсутствуют. Итак, в основной группе общий процент успешного различения величины, составляет 2%, а в группе сравнения 2,6%. (рис 2)

Предъявление третьей методики, определяющей способность различать геометрические формы, выявило, что в основной группе 33,3% детей соотносят и называют геометрические формы, самостоятельно; 55,5% соотносят часть фигур, не называя их, нуждаются в помощи; 11,1% не соотносят и не называют формы, не принимают помощь. В контрольной группе все испытуемые с заданием справились на 3 балла. Таким образом, в основной группе общий процент верного различения геометрических форм, составляет 2,3%, а в группе сравнения 2,9%.

Четвёртая методика, имеющая целью выяснить, знают ли испытуемые названия бытовых предметов, обнаружила, что 22,2% детей с ДЦП самостоятельно правильно называют все предметы, изображенные на картинке; 55,5% называет только часть из них, прибегая к помощи; 22,2% не называют изображенные предметы. Дети, не имеющие нарушения функции ОДА, все набрали по 3 балла. Следственно, в основной группе общий процент знания названий бытовых предметов составляет 1,9%, а в группе сравнения 2,9%.

При проведении пятой методики, направленной на определение умения выделить существенные признаки предмета, было обнаружено, что в экспериментальной группе 11,1% испытуемых самостоятельно и без ошибок определили существенные признаки предметов; 44,4% задание выполнили не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого; 44,4% с заданием не справились, несмотря на помощь взрослого. В контрольной группе 55,5% испытуемых получили 3 балла; 44,4% по 2 балла; низких результатов не оказалось. Итак, в основной группе общий процент способности выделить существенные признаки предмета составляет 1,6%, а в группе сравнения 2,7%.

Шестая методика, выявляющая наличие конкретных предметных образов, показала, что 11,1% детей с ДЦП имеют конкретные образы представления и восприятия предметов; 22,2% допустили ошибки, дорисовывая предмет; 66,6% не справились с заданием. Среди детей, не имеющих нарушения функции ОДА, 55,5% набрали 3 балла; 44,4%-2 балла; низкие показатели отсутствуют. Таким образом, конкретные предметные образы, в основной группе имеют 1,3%, а в группе сравнения 2,5%.

Предъявление седьмой методики, определяющей умение восстановить по образцу структуру целого предмета, разделённого на части, выявило, что в экспериментальной группе 22,2% детей способны восстановить по образцу пространственную структуру целого предметного изображения, разделенного на части; 44,4%-не полностью; 66,6%-не выполнили, задание. В контрольной группе 88,8% испытуемых получили 3 балла; 11,1% по 2 балла; низких результатов не оказалось. Значит, восстановить по образцу структуру целого предмета, в основной группе могут 1,7%, а в группе сравнения 2,7%.

Восьмая методика, оценивающая концентрацию и устойчивость зрительного внимания, обнаружила, что у 22,2% детей с ДЦП концентрация внимания высокая, зрительное внимание устойчивое, переключаемость соответствует возрастному нормативу; у 44,4% средняя устойчивость и переключаемость внимания; у 33,3% переключаемость, концентрация и устойчивость внимания крайне низкие. У 77,7% детей, не имеющих нарушения функции ОДА, выявлены результаты, указывающие на средний уровень переключаемости и устойчивости внимания; у 22,2% - средние показатели по изучаемым характеристикам. То есть, уровень концентрации зрительного внимания в основной группе составляет 1,6%, а в группе сравнения 2,5%.

Рассмотрение выявленных результатов двух групп в сравнении обнаружило, что в экспериментальной группе полученные результаты ниже. Это позволяет сделать предположение об особенностях зрительного восприятия у детей с нарушением ОДА.

 


Заключение

 

Подводя итоги нашей исследовательской работы по проблеме особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом, мы пришли к некоторым выводам. Восприятие сложно по своей структуре и формируется постепенно. Двигательные нарушения (ограниченность произвольных движений, нарушение моторики руки) замедляют и искажают ход формирования этой психической функции, вызывая многочисленные трудности во взаимодействии с предметами окружающего мира. Что в свою очередь приводит к различным нарушениям в познавательной сфере. При отсутствии коррекции это затрудняет обучение в школе.

Из всего вышесказанного, очевидна актуальность выбора темы нашей курсовой работы: «Исследование особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ДЦП», т.к. именно рассматриваемый психический процесс является одной из важнейших предпосылок для нормального психического развития ребёнка. Вследствие дефицитарного типа развития, дети с нарушением ОДА имеют особенности развития восприятия. Кроме того, патология функции ОДА является очень распространённой на сегодняшний день и имеет тенденцию к росту. По данным Госкомитета РФ, число детей-инвалидов, состоящих на учёте, за последние 8 лет увеличилось почти на 60 тыс. человек. Каждый десятый ребёнок-инвалид имеет инвалидность по причине заболеваний ОДА. У большинства таких детей причиной патологии является именно ДЦП.

Количество исследований по этой проблеме ограничено. Они принадлежат Даниловой, Э.С. Калижнюк И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой, О.Г. Приходько, Л.М. Шипицыной и др. Нас удивило, то, как немного трудов посвящено данному вопросу и интересен был практический результат исследования.

Всё вышеперечисленное повлияло на выбор темы нашей курсовой работы, в которой мы предположили, что зрительное восприятие детей дошкольного возраста с ДЦП будет иметь специфические особенности (вследствие дефицитарного типа развития), в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Для подтверждения или опровержения заявленной гипотезы мы проанализировали психолого-педагогическую литературу, отражающую особенности развития детей с ДЦП, раскрыли зависимость формирования процесса восприятия от наличия или отсутствия двигательной патологии, подобрали методики по изучению зрительного восприятия и адаптировали их, исходя из реалий.

Исследование проводилось на базе МДОУ №49 г. Хабаровска, в специализированной группе для детей, имеющих нарушение функции ОДА. Мы сравнили показатели испытуемых экспериментальной и контрольной групп.

Анализ полученных результатов позволил нам увидеть существенные различия между зрительным восприятием у испытуемых двух групп: в процентном соотношении у испытуемых контрольной группы все показатели значительно выше результатов продемонстрированных испытуемыми экспериментальной группы (см. гистограмму 3). Что свидетельствует о наличии ярко выраженных особенностей зрительного восприятия у детей с ДЦП.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что полноценное формирование зрительного восприятия ребёнка во многом определяется особенностями моторного развития. Познание окружающего мира, возможно только через непосредственное взаимодействие с ним. В полной мере это осуществляется лишь при возможности самостоятельного движения, что крайне затруднительно или невозможно при патологии опорно-двигательного аппарата.


Список литературы

восприятие дошкольный двигательный патология

1. Абрамович-Лехтман, Р.Я. Об особенностях нервно-психического развития детей./ Р.Я. Абрамович-Лехтман - Л., 1965.

2. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания./ Б.Г. Ананьев - М., 1960.

.   Бадалян, Л.О. и др. Детские церебральные параличи./ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина - Киев, 1988.

.   Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович - М.,: Просвещение, 1961.

.   Запорожец, А.В. Восприятие и действие./ А.В..Запорожец - М.,: Просвещение, 1967.

.   Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». М., 2002.

.   Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом./ Л.И. Данилова - Л.,: Медицина, 1977.

.   Калижнюк, С.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах./ С.С. Калижнюк - М., 1990.

.   Ковалёв, А.Г. Психологические особенности человека./ А.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев В.Н, Т.1. Л., 1957.

.   Кольцова, М.М. О формировании высшей нервной деятельности ребёнка./ М.М. Кольцова - М., 1958.

.   Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата./ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько - М.,: Академия, 2001.

.   Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики./ А.Н. Леонтьев - М.,: Мысль, 1965.

.   Люблинская, А.А. Детская психология./ А.А. Люблинская - М., 1971.

.   Маклаков, А.Г. Общая психология./ А.Г. Маклаков - СПб.,: Питер, 2001.

15. Мастюкова, Е.М. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития: Хрестоматия./ Е.М. Мастюкова - СПб., 2001.

.   Немов, Р.С. Психология. Т.2./ Р.С. Немов - М., 1998.

.   Зарудная, А.А. Психология: Учебн. Пособие для студентов педагогических институтов/ А.А. Зарудная - Минск,: Вышэйш. школа, 1970.

.   Шипицына, Л.М. и др. Психолого-медико-педагогическая консультация: Пособие для учителя - дефектолога/ Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, М.А. Жданова - СПб., 1999.

.   Семёнова, К.А., и др. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей./ К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова - М., 1972.

.   Столяренко, Л.Д. Основы психологии./ Л.Д. Столяренко - Ростов н|Д.,:Феникс, 2005.

.   Фигурин, И.Л. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года./ И.Л. Фигурин, М.Б Денисова. М. - Л., 1949.

.   Финкель, Н.В. Социально-психологические особенности личности больных ДЦП./ Н.В. Финкель - М., 1991.

.   Шипицына, Л.М. Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата./ Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук И.И. - М.,:Владос, 2004.

.   Эльконин, Д.Б. Детская психология./Д.Б. Эльконин - М., 1960.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.007 с.)