Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы исследования личностных особенностей держателей дисконтных картСтр 1 из 9Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕРЖАТЕЛЕЙ ДИСКОНТНЫХ КАРТ Основные положения потребительской психологии Социальная психология покупателя и потребительского поведения Модель психологии покупки на основе разработки мотивационных инструментов воздействия на покупателей . МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Эмпирическая база и характеристика выборки Методики и программы исследования . ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕРЖАТЕЛЕЙ ДИСКОНТНЫХ КАРТ Результаты эмпирического исследования личности держателя дисконтных карт Выводы и рекомендации ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования индивидуально-личностных особенностей держателей дисконтных карт обусловлена значительным увеличением численности этого контингента, а также сложным этапом радикальных экономических преобразований в России. Специалисты говорят о новой психологической особенности покупателя с дисконтной картой: в ее основе лежит стремление получить максимальную скидку, ради чего потребитель готов тратить больше. На сегодняшний день именно дисконтные карты являются, пожалуй, наиболее эффективным способом стимулирования сбыта продукции - они получают все большее распространение и прочно входят в нашу жизнь. Дисконтные карты сейчас выпускают продуктовые магазины и видеопрокаты, рестораны и бутики, ювелирные магазины и ломбарды. Для оценки личностных характеристик в психологии используется ряд дихотомий - противоположных психотипов, с помощью которых определяется та или иная ориентация личности, например «интроверты-экстраверты», «эстеты-прагматики», «гедонисты-аскеты» и прочие. Большинство таких дихотомий эффективно разделяют потребителей на группы, проявляющие различное поведение в потребительском алгоритме. Большой вклад в разработку многофакторных моделей поведения потребителей внесли американские исследователи А. Андреасен, Р. Блэкуэл, Д. П. Миниард, Ф. Никосиа, Дж. Ховард, Дж. Шет, Энджелл и др. Несмотря на преимущества данных моделей, связанных с комплексным подходом к изучению поведения потребителей, в настоящее время они широко подвергаются критике, поскольку уже не отвечают растущим требованиям конкурентной среды рынка товаров и услуг, а также в них игнорируется активность потребителей по отношению к экономическим стимулам (Г. Фоксолл, А. Л. Лукьянова и др.).
Как показывает анализ литературы, мотивация поведения потребителей на рынке товаров и услуг преимущественно является предметом изучения маркетинга, причём эти исследования тесно связаны с практикой, и в зависимости от целей специалисты заимствуют различные теоретические и методологические конструкты из психологии (И.В. Алёшина, А.А. Козырев, Ф. Котлер, М. Соломон, Д. Статт и др.). В психологической науке работы по изучению мотивации поведения потребителей наиболее широко представлены в области психологии рекламы (А.Н. Лебедев-Любимов, О.Л. Перлина, К. Ротцолл, Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер и др.). Также данная проблема рассматривается в рамках зарубежной экономической психологии. Но как отмечается в литературе, в большинстве случаев подобные исследования ограничиваются индивидуальным практическим опытом авторов и попытками переноса общих закономерностей психологии на сферу потребительского поведения (Мельникова). Данная ситуация свидетельствует об отсутствии теоретической концепции, позволяющей проводить целостный анализ поведения человека на рынке, в его контексте изучать взаимосвязи детерминирующих этот процесс факторов. Для её разработки целесообразно обратиться к психологической теории деятельности. В отечественной психологии накоплен обширный материал по проблеме деятельности и поведения: разработан ряд концепций деятельности, а также методических приёмов к её изучению. Это работы С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Е.Б. Старовойтенко, К.А. Абульхановой, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина и др. Большое внимание отечественных психологов уделяется исследованию отдельных компонентов деятельности. Проблема мотивации различных видов поведения и деятельности разработана в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Г. Асеева, В.К. Вилюнаса, Л.И. Божович, А.К. Марковой, С.Б. Каверина, К.В. Судакова, П.М. Якобсона и др. Большой вклад в разработку проблемы принятия решения в процессе деятельности внесли работы А.В. Карпова. Проблеме целеполагания как регуляционного механизма деятельности и поведения посвящены работы О.К. Тихомирова, Е.В. Шороховой, В.Г. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и т.д. Особенности отражения информации в ходе деятельности и поведения были описаны в концепции оперативного образа Д. А. Ошаниным.
В отечественной психологии постулируются такие значимые характеристики деятельности как активность и целенаправленность. В качестве методологического основания изучения деятельности признаётся необходимость системного подхода (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.А. Бернштейн, О. К. Тихомиров и др.). Цель работы: выявить личностные особенности держателей дисконтных карт. Объект: Личностные особенности. Предмет: Личностные особенности держателей дисконтных карт. Гипотеза исследования: Стереотипы поведения, формируют потребностно-мотивационную сферу отечественных потребителей, при этом личностные характеристики отличаются у покупателей использующих дисконтные карты от покупателей не использующих дисконтные карты. В отличие от покупателей, не использующих дисконтные карты, покупатели с дисконтными картами более ориентированы на потребительскую психологию в связи с поощрением скидочной политики, для них характерны такие личностные особенности как альтруистическая эмоциональная направленность, потребность в ощущениях, в одобрении окружающими, гармоничное развитие мотивов покупки. Задачи исследования: . С помощью научной и методологической литературы дать характеристику личностных особенностей покупателей. . Провести эмпирическое исследование личностных особенности держателей дисконтных карт. . Математическая обработка и анализ полученных результатов. . Сформулировать выводы и практические рекомендации для проведения политики дисконтных карт. Методы, применяемые в исследовании: анкетирование, тестирование, наблюдение, глубинное интервью. Использовались также следующие методы исследования: сравнительный анализ, методы математической статистики. Эмпирическая база исследования. Выборка из числа потребителей Москвы по промтоварным магазинам для лиц среднего дохода составила две группы испытуемых - всего 100 человек (50 человек держателей дисконтных карт, 50 человек - лица, не использующие дисконтные карты). Новизна исследования данной работы - выявление того, как применение карт соотносится с потребностями и мотивами отечественного потребителя. Данной проблеме посвящено мало научно-обоснованных работ, что в свою очередь делает данную тему интересной для исследователей. Теоретическая значимость данного исследования состоит в анализе влияния наличия или отсутствия поощряющего фактора (в данном случае дисконтных карт) на потребительское поведение. Практическая значимость исследования состоит в возможности разработки на основе проведённых исследований политики продавцов с использованием карт для покупателей. Структура работы. Работа состоит из введения, основной части (3 главы), заключения и библиографического списка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребители, чьи потребности в приобретении каких-либо товаров или услуг, а также мотивы совершения этих покупок эмоционально устойчивые и индивидуально осознаны, не поддаются или реже поддаются влиянию стереотипов поведения. Гипотеза частично подтвердилась. Для того, чтобы более точно сказать воздействуют ли стереотипы поведения, к примеру, используемые в рекламе на потребностно-мотивационную сферу потребителей необходимо разработать и использовать более валидные методики. Использовать стимульный материал, провести эксперимент, с учетом неустойчивости и интенсивного роста человеческих потребностей. Очевидно, что реклама воздействует на когнитивные процессы психики: ощущение, восприятие, мышление, память, представление, воображение, речь. Под этим влиянием процессы видоизменяются, создается новый образ товара - тот, который необходим товаропроизводителю. Следует отметить также, что встречающиеся агрессивные, неэтичные, пошлые, стереотипичные рекламные сюжеты не способны конкурировать с сюжетами, основанными на культурно развивающих потребителя примерах. Рекламный продукт (товар, услуга), в который вложены огромный человеческий труд и материальные затраты, как правило, объективно обладает более высокой потребительской ценностью. Чем более дорогостоящим, функционально сложным и престижным является товар, тем больше требования к интеллектуальной и эмоциональной сфере человека он предъявляет. Такой товар требует глубоких знаний в различных областях. Примитивный, интеллектуально недоразвитый потребитель не сможет разобраться даже в товарах бытового назначения. Основные исследовательские выводы: 4. В целом по результатам методик можно отметить, что потребностно-мотивационная сфера у держателей карт выше по сравнению с потребителями без карт. 5. Для пользователей дисконтных карт характерны личностные особенности как альтруистическая эмоциональная направленность, потребность в ощущениях, в одобрении окружающими, гармоничное развитие мотивов покупки. 6. Современное потребление требует знаний, чтобы не попасть под власть стереотипов (скидки - привлекательное для покупателей, особенно если они регулярны и зависят от частоты покупки). 7. Эмоциональные реакции у держателей и не держателей карт одинаково стереотипны. В психологии потребления эмоции выступают в качестве оценочных суждений, а оценочный элемент естественным образом содержит в себе стереотипичное описание воспринимаемой ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Психология личности М.: Инфра-М, 2001 - 328 с. . БерукинаО.П. ProductPlacement. Технологии скрытой рекламы. СПб: Питер, 2009. . Васин Ю.В., Лаврентьев Л.Г., Самсонов А.В. Эффективные программы лояльности. Как привлечь и удержать клиентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. . Вертайм К., Фенвик Я. Цифровой маркетинг. Как увеличить продажи с помощью социальных сетей, блогов, вики-ресурсов, мобильных телефонов и других современных технологий. М.: Альпина Паблишерз, Юрайт, 2010. . Гаврилова М. Н. Актуальные проблемы отечественного рынка ProductPlacement // Реклама. Теория и практика. 2010. №2 (38).с. 124-127. . Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. - М.: Центр, 1998 . Дубровин И.А. «Поведение потребителей» (учебное пособие, 3-е издание). ИТК «Дашков и К», 2010. . Жилкина М.С. Психология рекламы и поведение потребителей: индивидуально-типологический подход. Монография. М.: Спутник+, 2009. . Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М.: Интерпракс, 2005 - 356 с. . Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 2007 - 221 с. . Иванова С. В., Болдогоев Д.Г. Два типа клиентов, или все люди разные // Управление продажами. 2008. № 04 (41).с. 204-213. . Костина Г.Д., Моисеева Н.К. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг. М.: Омега-Л, 2010. . Крэйн У. Психология развития. СПб.: Питер, 2005 - 279 с. . Культурология /под ред. А.А. Радугина М.: Центр, 2002 - 224 с. . Левинсон А.Г. О среднем классе в конце прекрасной эпохи // Вестник общественного мнения. 2008. № 6 (98).с. 53-64. . Макарова Е, А. Реклама как социальное поле: соотношение явных и атентных функций. Автореф. дисс. На соискание ученой степени к.с.н. Нижний Новгород: «Оливер», 2007. . Марцинковская Т. Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т. Г. Психология развития М.: Академия, 2005 - 312 с. . Марченко Т.А. Потребности как социальное явление. М.: Высшая школа, 2004 - 285 с. . Мацумото Т. Психология развития. М. Инфра-М, 1998 - 400 с. . Мильгром Д.А. Классификация и сегментация потребителей по поведенческим особенностям типов личностей // Управление продажами. 2010. № 04 (53).с. 214-222. . Михайлова Л.И. Социология культуры. М.: Фаир-Пресс, 2004 - 232 с. . Пономарева А.М. Креативные средства и инструменты коммуникационного маркетинга: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во «Мини Тайп», 2009. . Просветов Г.И. Поведение потребителей. Задачи и решения. М.: ООО ИИЦ «Альфа- Пресс», 2010. . Радина Н.К. К вопросу об эффективности рекламного воздействия, направленного на детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. 2008. № 3. с. 114-120. . Родионова Е.В. «Современный мужчина от А доЯ»: портрет в эпоху кризиса //Реклама. Теория и практика. 2010. № 04 (40).с. 224-229. . Розанова Т.П., Полянская И.Л., Андреева М.М. Женская аудитория как объект рекламного воздействия // Маркетинговые коммуникации. 2010. № 1(55).с. 52-58. . Рубцова Н.В. Эпатажная реклама как нестандартный инструмент коммуникаций в условиях финансового кризиса, или PR во время чумы // Маркетинговые коммуникации. 2009. № 2(50), с. 78-88.
. Рябов В.Ф. Наш духовный мир. СПб.: Главиздат., 2005 - 279 с. . Социология. Под ред. Осипова В. - М.: Мысль, 2005 - 199 с. . Теория вероятностей и математическая статистика. /Андронов А.М., Копытов Е.А., Гринглаз Л.Я. - СПб.: Издательство «Питер» -461с. . Ткачев О. Visual бренд: Притягивая взгляд потребителей. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. . Трусов Г.Л. Сами придут, сами купят. М.: Эксмо, 2007. . Хинкл Ч., Хинкл-Коулмен Л. Метод и инструменты определения потребительских предпочтений // Бренд-менеджмент. 2009. № 04 (47).с. 212-219. . Черчилль Г.А., Якобуччи Д. Маркетинговые исследования. - СПб: Нева-экономикс, 2004
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3
Результаты эмпирического исследования (глубинное интервью)
Таблица данных (1-50 - покупатели с картами, 51-100 - без карт)
Таблица - Предпочтения потребителей в зависимости от наличия карт по методике ДПО (совпадения по ответам в долях единицы)
Таблица- Данные корреляционного анализа по 16 вопросам ДПО
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕРЖАТЕЛЕЙ ДИСКОНТНЫХ КАРТ Основные положения потребительской психологии Социальная психология покупателя и потребительского поведения Модель психологии покупки на основе разработки мотивационных инструментов воздействия на покупателей . МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Эмпирическая база и характеристика выборки Методики и программы исследования . ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕРЖАТЕЛЕЙ ДИСКОНТНЫХ КАРТ Результаты эмпирического исследования личности держателя дисконтных карт Выводы и рекомендации ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования индивидуал
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.213 (0.062 с.) |