Сигналы, касающиеся руководства и управления заемщика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сигналы, касающиеся руководства и управления заемщика



Заемщик ищет партнера, на чьи связи можно рассчитывать;

Невысокие моральные качества руководителя;

Борьба за власть в руководстве среди партнеров, между членами семьи - владельцами компании;

Частые смены в руководстве;

Строптивый, неуравновешенный характер руководителя;

Стремление руководства заемщика ускорить кредитный процесс, оказать давление на банковского работника;

Сигналы, отражающие производственную заемщика:

Круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован;

Ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами;

Заемщик относится к той отрасли, которая в данный момент испытывает проблемы;

Упрощенное ведение баланса, т.е. активы и пассивы не детализируются по статьям.

Сигналы, относящиеся к организации кредитования:

Заемщик не представляет четко цель, на которую испрашивается кредит;

У заемщика нет ясной программы погашения ссуды;

Отсутствие резервных источников погашения кредита;

Заемщик не имеет материального (сырьевого и т.д.) обеспечения своей цели, на которую предоставлен кредит;     

Сигналы», фиксирующие отклонения от установленных норм:

Нарушения в периодичности предоставления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности;

Отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т.п.);

Пересмотр условий кредитования; изменения в схеме погашения кредита; просьба о пролонгации ссуды;

Отклонения показателей хозяйственно-финансовой деятельности компании-заемщика от плановых или ожидаемых;

Отклонения в системе учета и контроля заемщика.

Эти сигналы настораживают банк и помогают предотвратить просроченные кредиты либо выявить их возникновение. Если банк идентифицировал сомнительные кредиты, какими должны быть его дальнейшие шаги? Банк принимает программу действий, направленную на погашение кредитов. В большинстве случаев заемщик еще не потерял способность отвечать по своим обязательствам. В этой ситуации банк рассматривает вопрос об изменении условий кредитного соглашения. Новые условия затрагивают график погашения кредита, касаются организации взаимных и согласованных действий банка и заемщика, цели которых - ликвидация проблемных кредитов. Банк может взять на себя функции контролера за движением оборотных средств компании-заемщика или консультанта в процессе принятия фирмой управленческих решений. В случаях когда заемщик исчерпал все возможности для погашения ссуды и заключение нового кредитного соглашения неэффективно, банк вынужден прибегнуть к передаче дел в суд.

Проблема «плохих» кредитов не является новым явлением, с которым столкнулись банки, осуществляющие переход от административно-командной экономики к рыночной. Данная проблема существовала еще задолго до начала реформ. Корни данного явления происходят из так называемой политики «мягкого бюджетного ограничения» ', которая была широко распространена в социалистической плановой экономике. Банки в этом случае лишь служили пассивным каналом распределения субсидий отраслям экономики, и распределении кредитов происходило не на коммерческой основе.

С началом перехода к рыночной экономике, проблема «плохих» кредитов обострилась, так как неэффективность банковских кредитов повлекла за собой неэффективность самого банка. Сотрудники банка, не имея необходимых знаний и опыта в распределении коммерческих кредитов, еще долгое время продолжали практику, унаследованную от плановой экономики, даже после того, как было введено жесткое бюджетное ограничение в отношении всех государственных предприятий.

Большие объемы «плохих» кредитов содержат риск банковского кризиса и препятствуют динамичному развитию банковского сектора. По данной тематике проводится множество исследований, что свидетельствует о чрезвычайной важности проблемы, однако до сих пор однозначного решения, позволяющего окончательно решить проблему «плохих» кредитов, еще не было выработано. Дело в том, что разовой акцией можно ликвидировать невозвратные кредиты, но как предотвратить их возникновение в будущем - это является непростым вопросом. В первом разделе будут рассматриваться причины, ведущие к появлению невозвратных кредитов, во втором - основные методы разрешения и устранения данной проблемы. В заключительной части подводятся итоги и обобщаются выводы.

Причины возникновения «плохих» кредитов. Прежде всего, необходимо рассмотреть причины возникновения «плохих» кредитов. Как уже упоминалось, «плохие» кредиты существовали и в плановой экономике, просто в связи с переходом к рыночной экономике эта проблема из «скрытой» перешла в открытую форму. Далее будут рассмотрены факторы, ухудшившие проблему «плохих» кредитов и сделавшие ее устойчивой.

Хотелось бы отметить, что, как следует из практики ряда стран, провести четкое разграничение между «новыми» и «старыми» «плохими» кредитами очень трудно - заемщиками в обоих случаях выступают одни и те же предприятия, и переход к рыночным ценам и реальным процентным ставкам занял определенное время. Банки продолжали выдавать кредиты убыточным государственным предприятиям в расчете на то, что государство в случае невозврата средств не даст банкам рухнуть, и предпримет меры по их поддержке, а это только увеличивало моральный риск. В связи с чем создание независимого центрального банка имеет важное значение: центральный банк официально избавляется от обязанностей по поддержке убыточных государственных предприятий и банков, тем самым ограничивая ресурсы правительства, направляемые на их поддержку.

Вследствие того, что банки на начальном этапе переходного периода продолжали инвестировать в те же самые, государственные предприятия, роль частных предприятий была изначально ограничена. То есть банки финансировали менее прибыльные проекты с небольшой прибылью и большим риском провала.

Слабое банковское регулирование и надзор, недостаток квалифицированных менеджеров, информации о заемщиках - все эти факторы играют решающую роль в ухудшении проблемы «плохих» кредитов в переходных экономиках. В странах с переходной экономикой, особенно в начале реформ, ощущалась острая нехватка специфических знаний рыночной экономики: оценки риска, банковского регулирования, мониторинга выданных кредитов, управленческих навыков и т.д. Сотрудники банка, не имея опыта и знаний по данным вопросам, продолжали выдавать кредиты, не руководствуясь экономической целесообразностью, более того, они были не в состоянии осуществлять соответствующий мониторинг и проводить необходимое оперативное регулирование и корректирующие действия в случае невозврата кредитов.

Ценовая и торговая либерализация повлияли на прибыльность предприятий, в результате чего многие из них оказались не в состоянии платить по долгам. При этом, жесткая денежно-кредитная политика привела к снижению темпов инфляции. Реальные процентные ставки стали положительными, и заемщикам стало труднее их выплачивать, так как бремя процентных выплат стало тяжелее.

Такой фактор, как слабая законодательная база связан с проблемой устойчивости «плохих» кредитов, и один из методов по его решению будет рассмотрен далее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.008 с.)