Говорение как средство общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Говорение как средство общения



 

Говорение называют чрезвычайно многоаспектным и сложным явлением. Как и речь, оно выполняет три функции: коммуникативную, функцию выражения эмоций и выражения мысли. Речь всегда каким-либо образом воздействует на слушателя (особенно при выражении эмоций), поэтому функция выражения эмоций тесно связана с коммуникативной функцией. В речи мысль материализуется и становится доступной не только для других людей, но и для самого субъекта. В речевых формах, в строгих и стройных языковых конструкциях мысль формируется и находит внешнее выражение. Мышление шире речи, так как наряду с вербальными средствами оно оперирует понятиями, представлениями, образами, схемами, картинами. Но в каких-то отношениях речь оказывается шире мысли по коммуникативным возможностям: она вариативна, передает не только содержание, при помощи жестов, мимики и интонации, пауз. Более того, речь может быть подвергнута оценки с точки зрения норм языка, а также с точки зрения ее коммуникативной эффективности. Все три функции речи подчеркивают ее коммуникативность. В нашем случае, рассматривая говорение как фонетически кодированную (т.е. устную) речь, мы отмечаем, что оно является средством общения.

Следует отметить, что общение может осуществляться в устной и письменной форме. В первом случае человеку необходимо овладеть двумя средствами - говорением и аудированием, во втором - письмом и чтением. Таким образом, говорение как вид речевой деятельности является одним из средств общения. говорение речевой устный диалогический

Е.И.Пассов называет говорение выражением своих мыслей в целях решения задач общения [17]. Рассмотрим связь понятий "говорение" и "общение".

Как протекает общение? Чем оно движимо? Каково его содержание? Что является средствами, способами, единицей общения? Каковы его цель и результат? Ответим на эти вопросы.

Как и любой другой вид человеческой деятельности, общение целенаправленно, мотивировано, предметно и имеет свою структуру. Процесс общения можно представить следующим образом.

Между потенциальными участниками общения (теми, кто хочет или может вступить в общение) всегда существуют определенные взаимоотношения. Отсутствие отношений также отношения, только нулевые. В какой-то момент у общающихся (или одного из них) проявляется потребность вступить в контакт, потребность, связанная с той или иной стороной жизнедеятельности человека. Если это предметная потребность, то общение является вспомогательной деятельностью, позволяющей достичь объекта своей потребности. Однако это может быть потребность и в самом общении, тогда общение - самостоятельная деятельность.

Предметом общения являются взаимоотношения собеседников. Именно предмет определяет характер деятельности, т.е. взаимоотношения определяют характер общения. Именно в предмете реализуется потребность, в результате чего она становится мотивом деятельности. Это значит, что мотив к общению не может возникнуть, если нет взаимоотношений (предмета) или они не осознаются.

Целью общения является решение задач, связанных с взаимоотношениями, т.е. изменение их. Именно измененные взаимоотношения и становятся результатом общения.

Средствами общения помимо говорения являются аудирование, паралингвистика (жесты, мимика) и праксемика (движения, позы).

Существуют три способа общения: перцептивный (люди воспринимают друг друга зрительно, интуитивно), интерактивный (люди взаимодействуют друг с другом) и информационный (обмен мыслями, идеями, духовными ценностями, интересами, чувствами и т.п.). Эти три способа могут использоваться и отдельно, и в совокупности.

Единицей общения является акт общения, в котором всегда участвуют минимум два человека. Каждый из общающихся в результате воздействия друг на друга приобретает новые знания, мысли, намерения и т.п., т.е. он интерпретирует получаемую информацию. Поэтому [17] можно сказать, что продуктом общения является интерпретация информации.

На основе интерпретации меняются взаимоотношения общающихся, следовательно, меняется (обновляется) предмет общения. Изменяемые взаимоотношения вновь "встречаются" с неудовлетворенной потребностью общающихся и мотивируют их к дальнейшей деятельности. Так акты общения сменяют друг друга, пока потребность не будет удовлетворена или общение не прервется по какой-либо внешней причине [17].

Исходя из такого понимания процесса общения, можно сказать, что благодаря общению человек поддерживает свою жизнедеятельность. Вне общения невозможна никакая другая деятельность; "без общения часто не-возможно само существование человеческих индивидуальностей" [17].

Итак, общение есть способ поддержания жизнедеятельности человека как индивидуальности.

Важно знать и содержание общения: им, в конечном счете, всегда являются общественные отношения. Именно на их основе человек строит свои взаимоотношения с другими. Условно различают два вида общения:

) ролевое общение (реализует общественные отношения);

) личностное общение.

Говорение как деятельность

 

Как известно, активность или деятельность составляет суть существования любого живого организма, в том числе и человека. Вся жизнедеятельность человека является проявлением активности в той или иной форме. Соответственно речь или говорение также является деятельностью.

Рассмотрим механизм и основу деятельности вообще как таковой. Активность всегда протекает в определенной среде, которая не является нейтральной. Человек постоянно находится во взаимодействии с ней. Она наиболее благоприятна, когда человек и среда находятся в состоянии равновесия. Сущностью активности человека А. А. Алхазишвили называет постоянное стремление достичь подобного равновесия[1].

При нарушении состояния равновесия человек испытывает нужду или недостаток в чем-либо, то, что в психологии называется потребностью. В таких условиях человек не может оставаться в состоянии покоя и предпринимает действия, направленные на восстановление равновесия, другими слова-ми, на удовлетворение. Активность не прекращается до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена, что в принципе невозможно, так как достижение равновесия в какой-то одной сфере вызывает потерю равновесия в другой. Однако одного нарушения равновесия недостаточно для того, чтобы активность развивалась. Внешняя среда обязательно должна содержать в себе возможность для удовлетворения потребности. Мало желания играть на каком-либо инструменте, необходимо найти этот инструмент, самоучитель или преподавателя, время, место и деньги (если необходимо) и приступить к занятиям. Для осуществления деятельности говорения недостаточно желания общения, необходимо найти реципиента или партнера по общению.

Когда условия внешней среды способны удовлетворить возникшую потребность, человек настраивается на осуществление активности. Подобный настрой называют установкой. Она формируется при наличии потребности, с одной стороны, и условий внешней среды, при которой она может быть удовлетворена, с другой. Установка определяет конкретные действия, которые будут включены в поведение человека для удовлетворения потребности.

Механизм возникновения и протекания деятельности необходимо дополнить описанием ее структуры. Наиболее крупной и относительно самостоятельной структурной единицей является акт поведения, основная цель которого - удовлетворение потребности. Он протекает в постоянно изменяющейся среде и, следовательно, должен обладать достаточно гибкой структурой, чтобы к ним адаптироваться. Каждый акт состоит из действий, которые в свою очередь состоят из операций. А.А. Алхазишвили приводит наглядный пример соотнесенности действий и операций действий и операций. "Действие надевания рубашки состоит из операций продевания рук в рукава и застегивании пуговиц" [1].

Далее мы будем говорить о речевой деятельности, хотя, по мнению А.А. Леонтъева ее как таковой не существует. "Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-то деятельность - целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую. С одной речью человеку делать нечего: она не самоцель, а средство, орудие..." [16]. Однако исследователи говорят все-таки о речевой деятельности, что заставляет все время помнить о специфически "деятельностном" понимании речевых проявлений.

У говорения как вида речевой деятельности есть свои специфические признаки, хотя многие из них являются общими для деятельности вообще.

Как и любая другая активность, говорение всегда мотивированно. Человек вступает в речевую деятельность, побуждаемый определенными внутренними причинами, мотивами, по выражению А.Н.Леонтьева, выступающими в роли мотора деятельности [17]. Мотив может быть осознаваемым и неосознаваемым, но в любом случае, он всегда связан с общением. Как известно, в основе мотивации лежит потребность. В основе коммуникативной мотивации лежит потребность двух видов:

а) потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному,

б) потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность "вмешаться" в данную речевую ситуацию [17]. Эти две потребности взаимосвязаны.

Вторым признаком говорения как речевой деятельности является активность. Говорение - всегда активный процесс, в котором проявляются отношение говорящих к окружающей действительности. Отношение проявляется не только при осуществлении процесса говорения, но и при восприятии речи, когда человек слушает (внутренняя активность). Следует отметить, что здесь имеется в виду не та сторона внутренней активности, которая направлена на аудирование, а "активность реакции на то, что воспринимается, попутная оценка высказываний, частичное планирование своей реплики и т.п." [33,10]. Внутренняя активность становится возможной при наличии значимого предмета общения для личности, вызывающего у нее эмоциональное отношение. Такое свойство как активность обеспечивает инициативное речевое поведение собеседника, это важно для достижения цели общения.

Также говорение всегда целенаправленно, так как любое высказывание преследует какую-либо цель. Следует отметить, что произношение фраз не является говорением, а лишь проговариванием. В процессе живого общения проговаривание места не имеет. Высказывание всегда целенаправленно, говорящий хочет убедить собеседника, о чем-то спросить, рассказать, вызвать сочувствие или поддержать, разгневать или успокоить собеседника. Е.И.Пасов называет такие цели коммуникативными задачами. Целенаправленность говорения служит для решения этих задач. Говорение же может быть целенаправленным только тогда, когда ему присущи все необходимые качества, которые интегрируются в целенаправленности. Любая деятельность, в том числе и речевая, не является совокупностью беспорядочных проявлений организма, все действия строго подчинены иерархии целей. Так как говорение является целостным процессом, за каждой отдельной задачей стоит общая цель деятельности. Эта цель заключается в том, что "один чело-век пытается воздействовать на другого (других) в смысле изменения его (их) поведения (речевого и неречевого), а не просто сообщить ему информацию" [17]. Неправомерно сводить процесс коммуникации к передаче информации. Любая информация носит эмоциональный подтекст, который при подобном определении коммуникации не учитывается. Е.И.Пассов утверждает, что говорение должно быть прагматичным в хорошем смысле этого слова. В этом его суть как средства общения. Целенаправленность заключается в прагматичности говорения и осуществляется благодаря его стратегии и тактике. Под стратегией понимается реализация общей цели, под тактикой - подчиненных задач. Для достижения цели коммуникации - воздействия на реципиента - говорящий должен уметь "варьировать тактику высказывания во имя сохранения стратегии" [17], которые приведут к выполнению коммуникативной задачи.

Уже упомянутая несамостоятельность говорения, зависимость от прочей деятельности находит свое выражение в двух аспектах. Первый - содержательный, обусловленный сферами деятельности человека. Этим определяется отбор речевого материала и частично его организация. Второй аспект - стимуляция говорения. Потребность убедить кого-либо возникает только в том случае, когда ситуация, вызвавшая такую задачу, является следствием предыдущих событий, знакомых говорящему или связанных с будущими событиями. Потребность убедить в словесной форме может возникнуть, если предмет разговора не включен непосредственно в контакт прочей деятельности человека. Однако чем шире и глубже связи каждой данной ситуации со всем контекстом деятельности, тем легче вызывается речевая ре-акция.

Как известно, речевая деятельность тесно связана с мыслительной деятельностью. В этой связи часто употребляется термин "мыслительно-речевая деятельность". В познавательной деятельности речь является вспомогательным средством, способствующим более четкому формированию целей, задач и результатов деятельности. По этой причине речью необходимо владеть в совершенстве. При мыслительных задачах мышление выполняет познавательную функцию. При выполнении специфически речевых поступков, например убеждения, мыслительная деятельность ограничена рамками коммуникации и связанных с ней проблем. Такая функция мышления называется коммуникативной.

Общение, безусловно, является одной из форм проявления субъектно-объектных отношений, соответственно все компоненты личности: потребности, интересы, идеалы, способности, темперамент, воля, эмоции, когнитивная сфера, умения и навыки - не могут не проявиться в нем. Говорение обусловлено всеми компонентами личности в разной степени. Можно назвать говорение одной из характеристик и проявлений личности. Так потребности определяют мотивированность говорения, его смысловой аспект; эмоции и темперамент - выразительность и т.п. Каждая личность неповторима и индивидуальна, она характеризуется определенным сочетанием ее компонентов. Она проявляет свою активность в жизненной позиции, которую она выражает в речи. Проявления в речи личности также индивидуальны, как и она сама.

Немаловажным в процессе говорения оказывается фактор ситуативности. "Ситуативность говорения как деятельности проявляется в соотнесенности речевых единиц с основными компонентами процесса общения" [17]. Речевые единицы, произносимые собеседниками взаимосвязаны и взаимозависимы, они зависят от степени включенности в деятельность, отношений между говорящими и.и.д. Преломляясь через личность говорящего, речевая единица может менять коммуникативную задачу, ход деятельности, мотивацию. Неситуативные, незначимые единицы не способны изменить ситуацию, повлиять на собеседника, то есть достичь цели коммуникации. Ситуативность понимают как "соотнесенности речевой единицы с контекстом деятельности обеих сторон общения, их взаимоотношениями, как потенциальную способность речевой единицы вмешиваться в систему взаимоотношений, развивать, двигать ее в желаемом направлении" [17]. Ситуативность говорения - потенциал речевого контакта.

Не менее важной характеристикой говорения как деятельность является ее эвристичность. Безусловно, в любой деятельности, в том числе и речевой, присутствуют элементы автоматизма, некоторые штампы. Но всякая деятельность не может быть автоматизирована полностью, заучена. Такое положение противоречит пониманию человека как разумного существа, наделенного свободной волей, выбором. Каждый раз в зависимости от ситуации общения порождается такое высказывание, которое призвано решить коммуникативную задачу. В большинстве случаев высказывания непредсказуемы. Это и называется эвристичностью говорения. Окружающая среда непрерывно меняется, предоставляя множество непохожих ситуаций, следовательно, говорящий должен быть готов к деятельности. По мнению Е.И.Пассова, эта способность человека может проявиться тогда, когда в процессе говорения будут соблюдены "важнейшие стороны говорения в плане его эвристичности:

а) эвристичность речевых задач;

б) эвристичность предмета общения;

в) эвристичность содержания общения;

г) эвристичность речевых средств[17].

Говорение также характеризуется самостоятельностью, которая проявляется в отсутствии каких-либо графических или звуковых опор. Оно может считаться самостоятельным при обучении, только если протекает без заимствования мыслей, без использования записей, иллюстраций. Следует отметить, что в этом случае немаловажную роль играет психологическая готовность говорящего.

Наконец, говорению присущ темп, который должен быть не ниже и не выше допустимых в общении норм. Он обеспечивается "уровнем работы многих психофизиологических механизмов" [33,15], которые требуют развития для достижения нормального темпа. Е.И.Пассов отмечает, что в процессе говорения основную роль играет не количество слов, произнесенных в единицу времени, а синтагматичность высказывания. Темп речи определяется в пределах этих синтагм. Возникающие между ними паузы, позволяют продумать тактику речевых ходов.

Говорению присущи все характеристики деятельности, хотя она и не является вполне самостоятельной.

 

Говорение как продукт

Все качества говорения как деятельности обеспечивают условия для создания речевого продукта (высказывания любого уровня). Ему также свойственны определенные качества.

Речевые единицы обладают структурой, которая характерна для любого уровня: словоформ, словосочетаний, фраз, сверхфразовых единств и текста. Это свойство называется структурностью говорения как продукта.

Для продукта речевой деятельности характерна определенная последовательность изложения мыслей, явлений, фактов, которые связаны внутренне смысловой связью и внешне, при помощи специальных средств языка.

Вследствие этого можно говорить о логичности говорения. Логичность служит цели воздействия, поэтому она связана с целенаправленностью.

Под информативностью говорения понимают ценность, значимость, полезность и эффективность передаваемого сообщения для реципиента. Не всякое сообщение обладает этими качествами, их мы называем неинтересными, ненужными. С другой стороны, что может быть информативно для одного участника общения, может оказаться неинформативным для другого. Уровень информативности "определяется для собеседника - ценностью сообщения для него как личности, для говорящего... - мерой воздейственности на собеседника, мерой прагматичности [17]. Говорение может служить средством общения, только обладая информативностью.

Выразительность речи, как и информативность, служит ее воздейственности. Выразительность проявляется в интонационном оформлении, логическом ударении, паралингвистических средствах, праксемических средствах и эмоциональной окраске. Известно, что интонация способна нейтрализовать семантическую и грамматическую структуру высказывания. По утверждению А.С.Хорнби, пренебрегая обучением надлежайшей интонации, мы совершаем грубую ошибку, так как для взаимопонимания интонация более важный фактор, чем правильное произнесение звуков. Также определенное значение в общении имеют такие паралингвистические средства как жесты и мимика. Они помогают сделать говорение более адекватным средством общения.

В процессе говорения всегда создается новый продукт, не имевший целиком места в прежнем речевом опыте человека. Продуктивность основана на "трех психофизиологических механизмах: репродукции, комбинировании и трансформации" [17].

Механизм репродукции работает на основе памяти. В процессе говорения человек воспроизводит большинство словоформ, многие словосочетания, некоторые фразы и при цитировании сверхфразовые единства. По данным Э.П.Шубина, коэффициент шаблонности в английской разговорной речи составляет 25%. Однако ведущими являются механизмы комбинирования и трансформации. Единицами комбинирования служат репродуцируемые готовые блоки. Комбинирование может осуществляться в рамках словосочетаний, фраз, сверхфразовых единиц и текста. С ним тесно связан механизм трансформации, в результате которого говорящий видоизменяет фразу (или ее часть), произнесенную или только появившуюся в его сознании, но отвергнутую на основании оценки ее неадекватности какому-либо фактору. Механизм трансформации называют "слугой тактики речи" [17]. При обучении говорению трансформация и комбинация должны доминировать над репродукцией, так как процесс общения всегда творческий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.033 с.)