Монологическая и диалогическая устная речь: понятие, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монологическая и диалогическая устная речь: понятие, виды



 

Диалогом называют форму или тип речи, состоящей из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Для диалогической речи типичны содержательная (вопрос/ответ, добавление/пояснение, распространение, согласие/возражение, формулы речевого этикета и т.п.) и конструктивная связь реплик.

Диалог - первичная, естественная форма языкового общения.

Монологическая речь - форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Для монологов характерны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний.

Диалоги, или информативные беседы о событиях из жизни учащихся могут быть классифицированы по различным критериям.

Так, по степени и характеру подготовки они могут подразделяться на:

подготовленные (как в содержательном, так и в языковом плане или только в каком-либо одном, чаще всего содержательном) и

неподготовленные (экспромтные).

Это деление несколько условно - ведь любая групповая беседа возможна постольку, поскольку учащиеся уже овладели необходимыми для ее ведения речевыми умениями и навыками. С этой точки зрения диалоги всегда подготовленные. Вместе с тем обсуждение повседневных событий может предваряться непосредственной подготовительной работой, и в таком случае можно говорить о подготовленных информативных беседах. По характеру подготовки беседа или какая-то ее часть может быть подготовлена через домашнее задание или же непосредственно на уроке перед ее проведением.

Далее, по степени управляемости со стороны учителя беседы могут быть

-жестко управляемыми (при непосредственном участии учителя) или

косвенно управляемыми (почти без его речевого вмешательства).

По представленности различных опор беседы могут характеризоваться как их наличием, так и полным отсутствием.

По удельному весу монологической и диалогической речи такие беседы могут быть преимущественно диалогическими или же, напротив, характеризоваться преобладанием монологической формы общения.

Рассмотрим критерий преобладания диалогической или монологической речи.

В методике преподавания иностранных языков вопросы обучения диалогической речи нередко сводят к умениям обмениваться короткими репликами (эллипсами, предложениями). Между тем в реальных условиях общения диалог состоит не только из реплик, но и из довольно пространных монологических "вставок" (в пьесах они составляют в среднем 23-28%). Из этого следует, что монологическую и диалогическую форму общения можно разграничить одну от другой только условно.

В методической литературе последних десятилетий указывается, что в процессе естественного речевого общения нет "чистого" монолога, как не существует и "чистого" диалога, а есть то и другое во взаимодействии и взаимопереплетении. Так, И. А. Зимняя определяет монолог как "большую или меньшую часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника". Отсюда можно заключить, что монологическая речь не есть антипод речи диалогической: в общем плане диалог не есть чередование вопросов и ответов на них, равно как и не есть обмен краткими репликами, хотя в принципе и то, и другое может иметь место. Если обратиться к такой разновидности диалога как интеллектуальный диалог, то он вообще характеризуется порой чрезвычайно длительными взаимосцепленными "монологическими" высказываниями. Отсюда напрашивается вывод, что в любой беседе, в том числе и в беседах о событиях из жизни учащихся, наличествуют элементы как монологической, так и диалогической речи с преобладанием (спонтанным или планируемым) того или другого.

Неразрывное единство диалога и монолога не означает, что следует отказаться от раздельного обучения каждой из этих форм общения. Однако, монолог в принципе должен иметь подготовительный характер по отношению к последующей групповой беседе как наиболее естественной и часто встречающейся форме общения. В то же время по ряду причин ошибочно было бы представлять себе групповую беседу как простое чередование сменяющих друг друга монологов. Причины эти следующие:

Во-первых, при обстоятельных монологических высказываниях учащихся резко сокращается время говорения на каждого отдельного ученика; т.е. первой причиной являются условия обучения, и, прежде всего количество недельных часов. Во-вторых, любое монологическое высказывание характеризуется наличием диалогических элементов: согласием, добавлением и т.п., инициативным началом беседы, переключением с темы на тему.

Таким образом, монолог как одна из форм общения либо трудно отличим от развернутой диалогической реплики, либо представляет собой элемент подготовки к последующей беседе.

Деление бесед на виды может осуществляться по их предметно-логическому содержанию. Используя этот критерий, можно различать однотемные и многотемные беседы. Естественно, что однотемные беседы легче многотемных и поэтому должны предшествовать им, поскольку к сложному, многосоставному мы обычно готовимся через простое, односоставное.

При изучении каждой новой темы, целесообразно проводить краткие беседы в пределах именно этой темы, прежде чем этот материал будет "задействован" в многотемных беседах. К примеру, речевой материал тем "Семья" и "Дом (квартира)" должен быть отработан в монологах и диалогах учащихся последовательно, отдельно друг от друга, и лишь, в течение итогового урока-смотра знаний они переплетаются, обеспечивая тем самым увеличение объема языкового материала полилогов. В противном случае учащиеся, будучи не готовы к сложным формам организации речевой активности (а двухтемная беседа именно таковой и является), будут чувствовать себя скованно, не смогут правильно и быстро реагировать на реплики собеседников. А такой урок нельзя назвать правильно, профессионально организованным.

Таким образом, групповая многотемная беседа (полилог) является высшей формой диалогического общения на занятиях, тогда как другие типы диалогов (однопарный, спонтанно-парный, подгрупповой) должны играть подчиненную роль в процессе обучения устной речи. Действительно, парный диалог перед аудиторией крайне "нерентабелен" с точки зрения временных затрат, всегда несет на себе явный отпечаток искусственности. Его основное назначение - контроль качества диалогов, подготавливаемых одновременно. Спонтанно-парный диалог, напротив, чрезвычайно рентабелен, поскольку резко увеличивает время говорения на каждого ученика, но его главным недостатком является невозможность адекватного контроля со стороны учителя за правильностью речи учащихся. Такие диалоги могут, тем не менее, с успехом применяться в целях подготовки к групповым беседам или же быть их компонентом, служащим для подготовки очередного ее этапа. Что касается так называемого подгруппового диалога, предполагающего одновременное проведение на уроке нескольких групповых диалогов, то и он страдает большим недостатком - учитель не в состоянии управлять таким видом общения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.005 с.)