Некоторые советы по повышению качества эмпатии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые советы по повышению качества эмпатии



Давайте себе время подумать. Иногда, когда клиент делает паузу, начинающие консультанты слишком быстро предлагают эмпатический отклик. "Слишком быстро" означает, что они не дали себе времени обдумать сказанное клиентом, чтобы определить его главное сообщение. Как упоминалось ранее, Карл Роджерс (Rogers, Perls, & Ellis, 1965), который был первым в использовании точной эмпатии в помогающем процессе, мастерски использует базисную эмпатию в одном из своих учебных фильмов. В своих взаимодействиях с клиентом он всегда дает себе время усвоить и обдумать то, что сказал клиент, прежде чем отвечать. Так как он присутствует и слушает очень внимательно, а затем оставляет себе время, чтобы сформулировать ответ, его отклики очень продуманы.

Может быть, вы найдете нелегким для себя сделать паузу и обдумать, прежде чем ответить. Во время паузы вы можете спросить себя: “Какие чувства выражает клиент? Каково его главное сообщение?” Это не значит, что вы утратите свою спонтанность. Вы должны высказываться в любой момент, когда считаете, что можете помочь, даже если вам придется перебить клиента. В фильме Роджерс дает клиенту некий знак (вербальный или невербальный), что он хотел бы ответить. Например, он говорит: "Позвольте мне убедиться, правильно ли я Вас понял".

Используйте короткие ответы. Я считаю, что помогающий процесс идет лучше, когда я вовлекаю клиента в диалог, а не произношу перед ним речь или позволяю ему говорить без остановки. В диалоге ответы консультанта сравнительно часты, но они должны быть краткими и аккуратными. Пытаясь быть точным, стремясь сформулировать адекватный отклик, начинающий консультант может стать многословным, иногда говоря больше, чем клиент. Это часто случается, когда консультант реагирует слишком быстро.

Клиент: Я никогда не был спонтанным в социальных ситуациях. Яочень застенчив, поэтому я держусь в стороне и жду момента, когда я смогу включиться в разговор. В конце концов, когда я уже готов что-нибудь сказать, разговор переходит на другое. Во время разговора я как бы был не в том же месте, где другие. Я был все время погружен в себя и не замечал, что происходит вокруг.

Консультант (немедленно вступая в разговор): Вы действительно очень застенчивы. Это ограничивает вашу спонтанность. Это особенно видно, когда группа людей стоит в кружок, беседуя. Вы слушаете их, но затем Вы начинаете спрашивать себя: “Что бы мне сказать? Не стоять же мне как немому?” Но к тому времени, когда вы придумали, что сказать становится слишком поздно. Даже хуже. Вы потеряли нить разговора и теперь вступить в разговор оказывается вдвое труднее. Ваша застенчивость, так или иначе, приводит к неприятным для Вас последствиям.

Клиент: Да, возможно это так.

Этот ответ возможно правилен, но, похоже, он не особенно облегчил исследование проблемы. В нём фокус помещён, скорее на попытках консультанта понять, а не на исследовании себя клиентом. В результате клиент подавлен сказанным консультантом. Он сконфужен, он потерял нить разговора и обнаруживает, что ему очень трудно продвигаться дальше. Клиент может даже прекратить попытки понять консультанта. И опять вопрос: "Каково главное сообщение того, что этот человек говорит мне?", который может помочь вам сделать ваш ответ кратким, конкретным и точным. Заметьте также, что даже если вы не можете ответить на все, о чём сказал клиент, но делаете суждение относительно его главного сообщения, вы задаете правильное направление процессу. То есть, даже своими эмпатическими откликами вы оказываете социальное влияние. Это подчеркивает, как важно внимательно слушать клиента и оставаться близким к его опыту.

Передайте ваш ответ клиенту. Если клиент оживленно говорит с консультантом, рассказывая ей о своем восторге по поводу успехов в своей жизни и она отвечает правильно, но скучным, невыразительным голосом, ее ответ не будет полностью эмпатичным. Это не означает, что консультантам надо подражать клиентам. Это значит, что составной частью бытия с клиентом является разумное разделение с клиентом собственного эмоционального настроя. Консультанты также более эмпатичны, когда их язык соответствует речи клиента. Рассмотрим следующий, в некотором смысле экстремальный пример.

Десятилетний клиент: Моя учительница стала придираться ко мне с самого первого дня занятий. Я дурачусь ничуть не больше, чем все остальные, а она замечает только меня. Я думаю, она ко мне пристает, потому что терпеть меня не может. Она не орет на Билла Смита, а он кривляется больше меня.

Консультант: Ты сбит с толку. Ты удивлён, почему она требует дисциплины только от тебя.

Ответ консультанта правилен по смыслу, но это не тот язык, который сообщает понимание десятилетнего мальчика. Для ребенка более понятным был бы такой ответ: "Ты придуриваешься потому, что она несправедлива придираясь к тебе". Подбор слов консультантом отражает его способность принимать внутреннюю систему координат клиента. Однако будьте осмотрительны. Консультанту не следует очень сильно адаптировать свой язык к языку клиента, чтобы понимать его с полу слова. Представьте себе социального работника, выходца из среднего класса, отвечающего следующим образом клиенту, который не устоял перед соблазном совершить кражу, чтобы заплатить долг тому, кого он боится.

Консультант: Если ты не найдешь деньги, парень, тебя пустят в расход.

Консультанты могут использовать неформальную лексику без адаптации диалектов, которые не являются для них привычными.

Роль эмпатии в деятельности практического
психолога

В клиент-центрированной терапии Карла Роджерса и психоаналитической Я-психологии Хайнца Кохута эмпатии принадлежит ключевая роль. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой терапевта в терапевтических отношениях и ключевым условием изменения личности клиента. Кохут отстаивал позицию, что основным инструментом в психоаналитическом исследовании является именно эмпатия аналитика. Кроме того, Кохут поместил эмпатическую откликаемость окружения ребёнка в центр своей теории нарциссического развития. Благодаря их влиянию эмпатия была признана большинством терапевтических школ в качестве основополагающего навыка терапевта, необходимого для создания терапевтического климата. В данной главе будут рассмотрены различные представления о природе эмпатии и ее роли в терапевтическом процессе, накопленные главным образом в рамках клиент-центрированной и психоаналитической традиций.

Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению. В связи с этим имеет смысл начать с такого определения, которое разделяется большинством авторов. Начальной точкой может послужить утверждение Мид (Mead, 1934) о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека.

Для образного представления акта эмпатии часто привлекаются такие метафорические описания как способность "прогуляться в ботинках", "влезть в шкуру" или "увидеть ситуацию глазами" другого. Эти метафоры действительно содержат важный элемент эмпатического процесса, а именно разделение внутреннего опыта другого человека. Однако, эмпатия - это не просто отождествление с переживанием другого индивида. Рассмотрим простой пример: пациент начинает плакать. То, что терапевт непосредственно наблюдает, это слёзы и спертое дыхание, свидетельствующее о комке в горле. Терапевт сравнивает эти сигналы с собственными аналогичными переживаниями. Таким образом, терапевт приходит к гипотезе об эмоциональном состоянии пациента. Вместе с пациентом терапевт переживает некоторую боль и печаль, однако это не значит, что он находится с ним в слиянии. Терапевт лишь временно переживает эти чувства. Вместе с тем он осознаёт, что данные переживания относятся к пациенту, что позволяет ему сохранить некоторую дистанцию от них. Другими словами, терапевт не только находит в себе переживания, которые кажутся ему сходными с тем, что он наблюдает у пациента, но и делает поправку на расхождение опыта. Контекст опыта терапевта, даже весьма сходного с переживанием пациента, всегда должен быть дополнен обстоятельствами жизненной ситуации пациента и особенностями его субъективного восприятия.

Вслед за утверждением, что эмпатия подразумевает понимание внутреннего мира другого человека, встает вопрос: "Имеется ли в виду феноменологический мир человека, то есть мир, который создает он сам? Или речь идет о понимании, основанном на психологической интерпретации внутреннего мира человека - то есть мира, который человек мог бы знать, если бы полнее осознавал свои переживания и мотивы?". Для ответа на этот вопрос давайте более подробно рассмотрим феноменологический и психоаналитический подход к пониманию природы эмпатии и ее роли в терапевтическом процессе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.008 с.)