Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмпатия, как предмет научного исследования в психологии
Эмпатия - это способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание. Существуют три уровня эмпатии. Самый глубокий уровень - это "способ бытия" (way of being) (Rogers 1975, 1980), способ "быть вместе" с другими, способ понимания нюансов и сложностей их внутренних миров. Во-вторых, эмпатия - это чрезвычайно полезный способ профессионального присутствия, способ профессионального контакта с клиентами, внутренняя жизнь которых сложна и многообразна. Зрелые консультанты развивают чувствительность к этой сложности, не давая ей поглотить себя. И, наконец, эмпатия - это коммуникативный навык, использованию которого можно научиться, но технология сообщения эмпатии будет бесполезна до тех пор, пока она не будет выражением способа бытия консультанта В области терапевтической психологии и подготовки консультантов об эмпатии написано очень много (например, Barnett-Lennard, 1981; Berger, 1984; Clark, 1980; Gladstein, 1983; Gladstein & Feldstein, 1983; Hackney, 1978; Rogers, 1975; Scott, 1984). В своей стимулирующей статье Гладштейн (1983) делает обзор литературы и дает рекомендации по применению эмпатии в сфере оказания помощи. Он выделяет два вида эмпатии, являющихся предметом обсуждения. Эмоциональная эмпатия — это способность ощутить эмоциональное воздействие состояния другого человека. Например, я становлюсь печальным, в большей или меньшей степени, узнав о беде или печали других. С другой стороны, эмпатия перевоплощения (role-taking empathy), отличительной чертой которой является способность понимать состояние другого человека, его положение, внутреннюю систему координат (frame of reference) или точку зрения. Существует также и третья точка зрения на эмпатию, как на навык коммуникации, - способность сообщать о собственных переживаниях (эмоциональная эмпатия) и/или понимании клиента, возникающего в результате ролевого отождествления с клиентом (эмпатии перевоплощения). Продолжается дискуссия относительно того, насколько полезна эмпатия в процессе оказания помощи и в какой степени три вышеизложенные точки зрения на эмпатию чётко отделимы друг от друга. Эмпатия перевоплощения является важнейшим элементом помогающей модели, хотя способность ощутить воздействие эмоционального состояния и условий, в которых находится клиент, также не исключается. Это своего рода естественный процесс, в котором эмпатия перевоплощения становится эмоциональной эмпатией. Проанализировав литературу об эмпатии и свой собственный 30-летний опыт консультирования, Гладштейн пришел к выводу, что эмпатия перевоплощения может быть полезна в инициировании помогающего процесса (helping process), в установлении раппорта и развитии близости, помогая клиентам идентифицировать их проблемы, а также исследовать себя и свои проблемные ситуации. Тайлер, Паргэймент и Гатц (Tyler, Pargament, Gats. 1983) делают вывод о ведущей роли эмпатии в помогающем процессе: “В действительности не разделив взгляды своего клиента, профессионал вряд ли сможет привнести собственную перспективу”.
Все сказанное здесь об эмпатии как о коммуникативном навыке подразумевает глубоко человеческие вопросы, связанные с темами присутствия и слушания. “Консультанты-технари” могут овладеть механикой базовой эмпатии, однако, без овладения эмпатией как "способа бытия" существует опасность стать "полым человеком" из поэмы Томаса Элиота. Эмпатия - это нечто гораздо большее, чем техника коммуникации, её богатство или бедность зависит от того, что лежит в её основании. Эмпатия требует от консультанта определённой зрелости, в частности терпения и контроля импульсивности. Гладштейн и Фелдштейн (Gladstein & Feldstein. 1983) говорят о "когнитивной приостановке", тогда как Бергер (Berger, 1984) пользуется выражением "способность переносить состояние замешательства". Эффективные консультанты знают, что понимание клиента - скорее вопрос качества, чем количества опыта. Если присутствие и слушание — это навыки, которые позволяют консультанту установить связь с миром клиента, то эмпатия - это навык, который позволяет консультанту передать клиенту свое понимание его мира. Поскольку эмпатия - это навык, то это то, чему можно научиться. Однако сообщение понимания не обязательно предполагает выражение посредством слов. Имея достаточно времени, люди могут создать то, что называется “эмпатическими отношениями”, в которых понимание сообщается с помощью множества разнообразных, иногда едва уловимых, невербальных способов. Иногда единственного взгляда, брошенного одним супругом другому, втянутому в нежелательную для него беседу, бывает достаточно, чтобы передать всю глубину понимания. Взгляд говорит: " Я знаю, что ты чувствуешь себя пойманным, что ты не хочешь ранить чувства другого человека. Я чувствую, что внутри тебя происходит борьба. Я знаю, что тебе хотелось бы, чтобы я избавил тебя от этого, если я могу сделать это тактично ”. Люди с эмпатическими отношениями, выражают эмпатию посредством действий. Рука, обнимающая плечи человека, который только что потерпел поражение, могут передавать поддержку и эмпатию.
Степень эмпатической включённости в мир другого человека может быть различной. Как консультант вы должны быть способны проникнуть в мир клиента настолько глубоко, чтобы понять его или ее усилия, направленные на преодоление проблемной ситуации или найти возможность сделать ваше участие в решении проблемы весомым и существенным. Если ваша помощь основана на неправильном понимании клиента, она может только обострить проблему. Если ваше понимание правильно, но поверхностно, вы можете упустить центральные вопросы жизни клиента. Некоторые консультанты погружаются в мир клиента и способны быть "вместе" с ним, но не могут передать понимание, особенно словами. Другие развивают навык или технологию сообщения эмпатическoго понимания, но им не о чем сообщать, так как их присутствие с клиентом и переживание его опыта имеет поверхностный характер. Консультанты нуждаются как в глубине человеческого контакта и понимания, так и в способности сообщать об этом в вербальной и невербальной форме.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.005 с.) |