Причины совершенствования эмпатии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины совершенствования эмпатии



В межличностной коммуникации эмпатия - это средство вежливости. Попытка проникнуть во внутренний мир другого несет послание уважения. Эмпатия также является ненавязчивым средством помощи клиенту в исследовании себя и своей проблемной ситуации. Клиент, которого поняли, сдвигается с точки, что позволяет ему продвигаться дальше, расширяя и углубляя знание о себе. Эмпатия может играть важную роль в установлении раппорта с клиентами, и поскольку она представляет собой возможность оставаться в контакте с клиентами и их опытом, поведением и чувствами, эмпатия может обеспечить поддержку на протяжении всего помогающего процесса. Никогда нелишне убедиться, что вы находитесь в контакте с внутренней системой координат клиента. В конечном итоге эмпатия действует как своего рода смазочный материал, она поощряет и облегчает диалог.

Существуют определенные критерии, позволяющие судить о качестве эмпатического отклика. Первый критерий: эмпатический отклик эффективен, если помогает развивать и поддерживать хорошие рабочие отношения с клиентом. Второй критерий - эмпатический отклик эффективен, если он помогает клиенту более полно исследовать проблемную ситуацию, относящиеся к ней опыт, поступки и чувства. Рассмотрим следующий диалог между тренером-консультантом и студенткой, обучающейся консультированию.

Студент: Я не думаю, что мне удастся стать хорошим консультантом. Другие участники программы кажутся мне более способными, чем я. Мне кажется, что другие быстрее, чем я приобретают умение проявлять эмпатию. Я все еще боюсь прямо отвечать другим, даже когда испытываю эмпатию. Я должна переоценить свое участие в программе.

Тренер: Вы чувствуете себя достаточно неадекватно и это, возможно, подавляет Вас настолько сильно, что Вы подумываете, не сбежать ли Вам.

Студент: Но все же я знаю, что желание сдаться является частью проблемы, частью моего стиля. Я, конечно, не самая умная, но и не глупа. И тот способ, которым я себя сравниваю с другими, не очень-то полезен. Я знаю, что усваиваю некоторые навыки. Мне хорошо удается присутствовать и слушать. Я восприимчива, хотя время от времени у меня возникают сложности с тем, чтобы поделиться с другими моими наблюдениями.

Когда тренер “попадает в цель”, студентка продвигается вперед и исследует свою проблему несколько глубже. Эмпатия как способ “бытия с” другими является общечеловеческой ценностью и не нуждается в подтверждении, а эмпатия как коммуникативный навык - это инструмент, который хорош настолько, насколько он помогает клиенту продолжать помогающий процесс и продвигаться в решении проблемы.

В большей части приведенных примеров консультант реагировал как на аффект, так и на содержание, то есть и на чувства, и на лежащие в их основании опыт и поведение. Хотя во многих ситуациях это лучший способ реагирования, консультант может захотеть сделать акцент или на чувствах, или на опыте, илина поведении.

Клиент: В прошлом году мой отец все время орал на меня за то, как я одеваюсь. А на прошлой неделе я услышала, как он говорил кому-то, что я очень хорошо выгляжу. Он кричит на мою сестру из-за чего-нибудь, а когда мой младший брат делает то же самое, он не обращает на это никакого внимания. Иногда он очень мил с матерью, в другие моменты он просто ужасен - требователен, брюзглив и язвителен.

Консультант: Его непоследовательность радражает Вас.

Клиент: Да, нам всем очень тяжело узнать, где мы находимся. Я ненавижу приходить домой, когда не уверена, какого “отца” встречу там.

В этом ответе консультант придает особое значение переживаниям, связанным с отцом, так как чувствует, что именно этот опыт является главным сообщением клиентки. Дело в том, что эффективные консультанты используют самые разные варианты эмпатического реагирования, чтобы помочь клиенту полнее исследовать себя. Принципиальный вопрос, которым следует задаться - каково главное сообщение клиента.

Если при обсуждении чувств клиент испытывает угрозу Хакни и Корнье (Hackney & Cornier, 1979) рекомендуют консультантам в своем ответе делать акцент сначала на опыте и поведении и лишь затем постепенно приступать к обсуждению чувств. Кроме того, в качестве одной из потенциальных возможностей добраться до чувств клиента, авторы предлагают консультанту рассказать о тех чувствах, которые он мог бы испытать в сходных обстоятельствах.

Клиент: Моя мать всегда пытается сделать из меня маленького ребенка. А мне-то уже за 30! На прошлой неделе в присутствии моих друзей она вынесла мои резиновые сапоги и зонтик и устроила небольшую лекцию о том, как надо одеваться в плохую погоду.

Консультант: Если бы со мной так обошлись, я бы, наверное, рассердилась на нее.

Клиент: Мне трудно на нее рассердиться... или, по крайней мере, мне трудно говорить о злости к ней.

Поскольку клиентка чувствует, что ее не винят за злость на свою мать, она больше расположена говорить о своих более глубоких чувствах.

Для некоторых клиентов частью проблемной ситуации является страх интимности. Это также может включать тот тип интимности, который присутствует в помогающем процессе. Поскольку эмпатия - это тоже своего рода интимность, слишком много эмпатии и слишком быстро могут скорее тормозить, чем облегчать помогающий процесс. Теплота, близость интимность сами по себе не являются целью. Целью первого этапа является помощь клиенту в исследовании себя и своих проблем. Если эмпатия или слишком много эмпатии становится помехой на пути к этой цели, ее следует избегать.

Эмпатия важна для продвижения, которое она привносит в помогающий процесс. Если консультант успешно использует её, то клиент исследует свой опыт, поведения и чувства, а также взаимосвязь между всеми тремя этими элементами. На схеме 1. показано движение процесса как в случае, когда консультант достигает своей цели, так и в случае, когда консультанту не удалось уловить то, что хотел выразить клиент. Если эмпатический отклик консультанта точен, то клиент часто склонен подтверждать его правильность кивком или другим невербальным сигналом или фразой "Верно" или "Правильно". За этим обычно следует более детальное уточнение проблемной ситуации.

Консультант: Итак, обстановка в Вашем квартале всячески подталкивала Вас к различным действиям, которые могли навлечь на Вас беду.

Клиент: Да, можно побиться об заклад! Все, например, продают наркотики. Ты не только не перестаешь их употреблять, но начинаешь подумывать, не толкнуть ли их кому-нибудь. Проще некуда.

Когда консультант опять реагирует эмпатически, это ведет к началу следующего цикла. Проблемная ситуация становится все более ясной во всех трех аспектах: опыта, поведения и чувств.

Рис. 1. Движение, вызванное точной и неточной эмпатией

Эмпатический отклик консультанта
Точный   Неточный
Вербальное или невербальное подтверждение точности   Вербальное или невербальное подтверждение неточности
Дальнейшее прояснение и уточнение   Переформулирование, модификация или исправление

Следующий
эмпатический отклик

 

Если консультант неточен, еще не все потеряно. Может быть инициирован новый цикл, но в этом случае клиент сначала укажет консультанту в вербальной или невербальной форме, что тот не достиг цели, видоизменит или скорректирует сказанное им и, в конце концов, продолжит уточнение проблемы. В следующем примере клиент - жертва наводнения, разрушившего его дом.

Консультант: Итак, Вы не хотите заниматься делами, которые были обычны для вас до наводнения. Вы, например, не хотите так много внимания уделять социальной жизни.

Клиент: (выдерживает долгую паузу) Я не уверен, что вопрос в том, хочу я или нет. Я имею в виду, что делание всей этой массы вещей, забирает так много энергии. Чтобы позвонить кому-нибудь, собраться вместе нужно так много энергии. Иногда требуется так много энергии, чтобы быть с другими, так что я и не пытаюсь. Это как груз, лежащий длительное время на моих плечах.

Клиент говорит, что дело не в мотивации, а в энергии. Разница очень важна. Если Вы эмпатичны в том, как вы представляете себя клиентам, то Ваши оплошности не оттолкнут их.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.75.131 (0.024 с.)