Организация занятий по физической культуре с учетом уровня да детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация занятий по физической культуре с учетом уровня да детей



Учебное занятие по физической культуре - это основная форма развития оптимальной двигательной активности детей. Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом в формировании двигательной активности. Дети 5- 7 лет обладают развитым творческим воображением и высокой потребностью в движениях, помогает им овладевать сложным программным материалом по развитию движений. К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр.

Недостаточное развитие какого- либо умения снижает способность ребенка к усвоению новых двигательных действий и навыков, а также его двигательную активность. В связи с этим при планировании занятий по физической культуре необходимо учитывать взаимосвязь процесса обучения основным видам движений с развитием двигательных способностей детей, Отличительной особенностью старших дошкольников является познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность во время физкультурных занятий. Поэтому наряду с рациональной организацией (разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя и т.д.) важны определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующая творчество и инициативу детей. Например, во время занятия можно предоставить детям самостоятельно выбрать любимое пособие и выполнить с ним произвольные движения.

Каждое занятие по физической культуре должно приносить радость ребенку, пробуждать у него интерес, стимулировать творческую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью воспитателю необходимо широко использовать разные педагогические приемы и методы, выбор которых определяется конкретной педагогической задачей, особенностями программ нового содержания, подготовленностью детей и другими условиями. Приемы руководства должны быть направлены ни дальнейшее совершенствование и закрепление двигательных навыков и умений.

На каждом занятии решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Для успешного решения оздоровительных задач следует обеспечивать разностороннюю двигательную активность детей в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях, что приводит к нормализации всех функциональных процессов в организме, способствует усилению его жизнедеятельности.

При разработке воспитательных задач важно обращать внимание на развитие самостоятельности, активности, на создание дружеской, доброжелательной атмосферы, на формирование морально- волевых качеств детей в процессе их двигательной деятельности. Необходимо также содействовать установлению правильных форм общения между детьми и взрослыми. Контроль и оценка движений педагогом должны поощрять стремление ребенка к самосовершенствованию.

Вместе с тем в старших возрастных группах особый акцент делается на решении образовательных задач - на овладении необходимым программным материалом по развитию движений, формировании доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни, обогащении детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, направлении движений, их практической целесообразности. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием физических качеств и двигательных способностей детей, а также с формированием оптимальной двигательной активности.

Эффективность занятий по физической культуре в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием основных целей, среди которых можно выделить: удовлетворение естественной биологической потребности ребёнка в движении;

обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;

формирование двигательных умений и навыков;

развитие необходимых физических качеств и двигательных способностей ребенка;

активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях;

формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей.

Учебные физкультурные занятия в дошкольном учреждении следует проводить не менее 3- х раз в неделю. Продолжительность занятий для детей 5- 6 лет - 30- 35 мин., для детей 6- 7 лет - 35- 40 мин. При наличии бассейна целесообразно планировать занятия следующим образом: обучение плаванию - 2 раза в неделю, занятия по физической культуре - 3 раза в неделю (одно из них на воздухе). В теплое время года большую часть занятий следует проводить на свежем воздухе.

Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно- игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно- игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по- разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.

Учитывая, что на прогулке имеется больше времени и пространства для самостоятельных творческих игр детей, желательно иметь на участке соответствующее оборудование, физкультурные пособия, игрушки. Особое внимание следует уделить оснащению спортивной площадки, которая может использоваться детьми не только в организованной, но и в самостоятельной деятельности. На спортивной площадке необходимо предусмотреть свободное пространство, дорожки для бега, места для прыжков, метания, езды на велосипеде, самокате, пособия для упражнений в лазании (гимнастическая стенка, вышки, дуги и т.д.), тренировки равновесия (разновысокие бревна прямые и наклонные и т. д.). Кроме того, в распоряжение детей (как в помещении, так и на площадке) должен быть предоставлен разнообразный инвентарь (скакалки, обручи, мячи разных размеров, ракетки и воланы и т.д.). В зимнее время года дети должны иметь возможность свободно    пользоваться санками, ледянками, лыжами; летом - велосипедами, самокатами и т.д.

Педагог должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща, побуждает более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.

В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример воспитателя. Потому он должен уметь ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в теннис и пр.

В самостоятельной деятельности старших дошкольников ярко прослеживаются индивидуальные особенности. Отмечено, что детям с высоким уровнем ДА (гиперактивные дети), как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. У этих детей преобладают игры и упражнения высокой степени интенсивности (бег наперегонки, друг за другом, бег на скорость, с ловлей и увертыванием, прыжки в длину с разбега, прыжки через короткую скакалку, игры с элементами спорта), которые составляют более 70% всего времени самостоятельной деятельности детей. Эти дети отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности, чередовать активные действия с пассивными.

Детям с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) также   присуща однообразная деятельность, часто прерываемая статическими позами. У этих детей преобладают игры низкой степени интенсивности (сюжетно- ролевые, игры с песком и со снегом, с кольцебросом, городки, серсо и т.д.), которые составляют около 70% всего времени самостоятельной деятельности детей на прогулке. Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. У них отмечается довольно устойчивый интерес к сюжетно- ролевым играм, при этом сюжеты и действия однообразны (качание куклы, кормление, укладывание спать, обычная ходьба и т.д.). Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях.

Для детей со средним уровнем ДА (оптимальный уровень ДА) характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности. Такие дети широко используют в своей самостоятельной деятельности игры и упражнения, разученные ранее, во время организованной двигательной деятельности. Наиболее любимыми играми и упражнениями являются та кие игры, как «Ловишки», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Школа мяча», забавы с санками, езда на велосипеде.

Исследования показали, что средний уровень развития ДА, игры и физические упражнения, связанные с ним, являются наиболее благоприятными для детей старшего дошкольного возраста (средний показатель ДА этих детей в самостоятельной деятельности составляет 2100- 3700 движений). Продолжительность самостоятельной деятельности детей колеблется в пределах 40- 85 мин.

Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются в повышении ДА у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у них интереса к подвижным играм, спортивным упражнениям и играм с элементами спорта; в развитии физических качеств, умения использовать полученные ранее на занятиях двигательные навыки в своей самостоятельной деятельности.

Детей с высокой интенсивностью ДА важно учить сознательно управлять своими действиями, чередуя интенсивные с менее интенсивными движениями; воспитывать у них выдержку и настойчивость, внимательность, интерес к играм и упражнениям, требующим точного их выполнения.

При низких показателях ДА у детей педагогическое влияние должно быть направлено на их увеличение. При чрезмерно высоких показателях интенсивности ДА детей лее 100 дв./мин.) следует воздействовать на их снижение. Для того чтобы целенаправленно руководить двигательной активностью детей, педагогу необходимо хорошо представлять, какое место она занимает в разных видах деятельности старших дошкольников. Отмечено, что более всего движениями насыщена игровая деятельность, которая занимает большую часть времени самостоятельной деятельности детей. Для ориентировочно- познавательной деятельности и общения (наблюдение за окружающим, дидактические игры, настольно- печатные игры и т. д.) характерны преимущественно статические позы (стояние и сидение). Эти виды деятельности у старших дошкольников в среднем занимают около 30% времени, отведенного для самостоятельной деятельности.

Среди причин низкой ДА детей в игровой деятельности особо следует отметить недостаточное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (обручи, теннисные мячи, скакалки, велосипеды и самокаты), с помощью которых можно обогащать игровой сюжет и наполнять его разнообразными движениями. Так, старшим дошкольникам доступны такие сюжетные игры, как «Поход в лес», «Экскурсия по городу», «Спортивные соревнования», «Цирковая программа», «Спортсмены» и др. Недостаточное разнообразие спортивного оборудования и физкультурных пособий ограничивает сюжет детских игр. Среди других причин низкой ДА детей в играх можно отметить недостаточность места для их самостоятельной деятельности, запреты на использование спортивной площадки, нерациональное размещение спортивного оборудования, редкую сменяемость физкультурных пособий.

Для детей в пассивном состоянии характерны инертность, безразличие, чрезмерно низкая двигательная активность. Они, как правило, сидят на скамейке, стоят и наблюдают за играми своих сверстников. Наиболее часто такое состояние наблюдается в самом начале прогулки. Детям, затрудняющимся в выборе деятельности продолжительное время, необходима своевременная помощь воспитателя.

С целью оптимизации ДА детей в их самостоятельных игpax важно прежде всего обращать внимание на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий. У малоподвижных детей это достигается за счет интенсивных движений (бег за мячом, прыжки через скакалку и др.), а у чрезмерно подвижных - за счет менее интенсивных движений (бросание и ловля мяча, лазание по гимнастической лестнице, ходьба по буму и др.). Разнообразие движений с использованием пособий стимулирует более тесное общение детей в играх. Для того чтобы разнообразить самостоятельную двигательную деятельность, старшим дошкольникам необходимо предоставлять возможность пользоваться полосой препятствий, расположенной на спортивной площадке. Она должна быть насыщена разными пособиями и оборудованием (разновысотные бревна, рукоходы, щиты для метания в цель, гимнастическая стенка и т.д.).

В руководстве двигательной активностью детей с разной подвижностью могут быть выделены два основных этапа.

На первом этапе устанавливаются непосредственные контакты воспитателя с каждым ребенком, выясняется его интерес к играм, упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со сверстниками, выявляется наличие двигательного опыта. Для развития самостоятельной дельности детей создаются необходимые условия, оказывается своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приемы: совместное выполнение упражнений ребенка с воспитателем или со сверстниками, объяснение и показ более сложных элементов движений, поощрение. Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение ее разнообразными движениями.

На втором этапе осуществляется более интенсивное опосредствованное воздействие воспитателя на двигательную активность детей с разной подвижностью. Педагогические приёмы должны строиться на постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную подвижную деятельность, которая будет способствовать повышению их двигательной активности, развитию интереса к различным играм и физическим упражнениям. С чрезмерно подвижными детьми осуществляется косвенное руководство, направленное на постепенное переключение их на более спокойную деятельность, которая будет способствовать некоторому снижению двигательной активности и формированию внимания, обеспечению точного выполнения разнообразных движений.

Регулировать двигательную активность детей с разной подвижностью можно привлекая их к подготовке пособий и оборудования для самостоятельной деятельности, а также стимулируя интерес к труду, к помощи взрослым. Выполнение таких поручений, как подмести веранду, полить огород, привезти самокаты и т.д., вызывает у малоподвижных детей активные действия, а для чрезмерно подвижных детей нужны точные и небыстрые движения - собрать разноцветные кубики в разные ящики, расставить кегли на определенном расстоянии, прополоть грядку и т.д.

Важным приемом в руководстве двигательной активностью детей является внесение в самостоятельные игры сюжетов, требующих активных движений, что способствует увеличению двигательной активности малоподвижных детей и вносит определенный смысл в бесцельную беготню детей с высокой подвижностью. Использование различных физкультурных пособий побуждает их к сюжетному оформлению своих игр. Например, если дети играют в творческую игру «Пароход», то внесение педагогом таких пособий, как наклонные доски, обручи и др., ведет к разнообразию действий Ходьба по наклонной доске - это подъем «по трапу на пароход», прыжки с гимнастической скамейки в обруч - «спасение утопающих матросами» и т.д.

К приемам, способствующим регулированию двигательной активности детей с разной подвижностью, относится объединение их для совместных игр.

В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с использованием физкультурных пособий. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать прежде всего спокойные действия, требующие точности выполнения движений или особой осторожности при использовании пособия. Например, в действиях с мячом можно предложить такие движения, как скатывание его по узкой доске и попадание в ворота, подбрасывание и ловля мяча с несколькими хлопками, метание теннисного мяча в цель и т.д. Малоподвижным детям можно предложить более активные действия и движения, не требующие точности выполнения: бросание мяча вдаль и бег за ним, прыжки из обруча в Обруч, через скакалку и т.п.

Важным приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях средней и низкой интенсивности (ходьба по буму, перелезание через обруч, подбрасывание волана с помощью ракетки и т.д.); малоподвижных - на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазание по гимнастической стенке, бег со скакалкой, прыжки из обруча в обруч и т.д.).

Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально- дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм, разным видам деятельности и пособиям.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.021 с.)