Характеристика двигательной активности старших дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика двигательной активности старших дошкольников



РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа, 44 страницы, 2 приложения, 12 источников.

Ключевые слова: двигательная активность, двигательный режим, задачи оптимизации ДА детей, самостоятельная двигательная деятельность детей, укрепление здоровья, творческая направленность.

Объект исследования: физическая культура.

Предмет исследования: двигательная активность как один из источников детского творчества.

Методы исследования: анализ научно- методической литературы.

Цель курсовой работы: изучить двигательную активность как один из источников детского творчества дошкольников.

Задачами курсовой работы являются:

. Раскрыть особенности двигательной активности (ДА) дошкольников.

. Охарактеризовать организацию занятий по физической культуре с учётом уровня ДА детей.

. Рассмотреть специфику физкультурных занятий с творческой направленностью.

Практическая значимость: материалы данной курсовой работы могут использовать как руководитель физического воспитания дошкольных учреждений, так и студенты факультета физической культуры при подготовке к занятиям.


 

ВВЕДЕНИЕ

двигательный физический активность ребенок

Актуальность работы заключается в том, что здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за coбой и перенапряжение сердечнососудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.

Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в ДА, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом- седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и т.д.) В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем ДА детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.

По данным ряда медико- педагогических исследований, двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40- 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении.

Основными причинами несовершенства двигательного режима являются:

относительно низкая моторная плотность (менее 70%) и слабый тренирующий эффект разных типов физкультурных занятий;

недостаточное внесение в разные организованные формы работы по физической культуре циклических упражнений, направленных на развитие выносливости;

нерациональный подбор игр и упражнений во время прогулок без учета сезонных проявлений года, а также недостаточное использование физкультурных пособий и всего окружающего пространства;

бессистемный подход к коррекционной работе с детьми по развитию моторики;

не всегда учитывается принцип соответствия физкультурного оборудования возрастным этапам развития моторики детей.

Кроме того, не в полной мере педагогами учитываются индивидуальные проявления ДА детей во время организованной и самостоятельной деятельности.

В связи с этим возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей в дошкольном учреждении, который будет способствовать воспитанию здорового ребенка и его разностороннему развитию. В основу разработки двигательного режима должен быть положен ряд принципов (оздоровительная направленность, естественное стимулирование ДА и интеллектуальной активности) с учетом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разных возрастных группах. Среди них важное место отводится принципу индивидуально дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его активности и самостоятельности.

Цель курсовой работы: изучить двигательную активность как один из источников детского творчества дошкольников.

Задачами курсовой работы являются:

.Раскрыть особенности двигательной активности (ДА) дошкольников.

.Охарактеризовать организацию занятий по физической культуре с учётом уровня ДА детей.

.Рассмотреть специфику физкультурных занятий с творческой направленностью.

Практическая значимость: материалы данной курсовой работы могут использовать как руководитель физического воспитания дошкольных учреждений, так и студенты факультета физической культуры при подготовке к занятиям.


 

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА

 

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

 

Таблица 2 - Модель двигательного режима детей 5- 7 лет в дошкольном учреждении

Виды занятий Особенности организации

1.Физкультурно- оздоровительные занятия

1.1 Утренняя гимнастика Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Длительность 10- 12 мин.
1.2 Двигательная разминка Ежедневно во время большого перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз).Длительность 7- 10 мин.
1.3 Физкультминутка Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 3- 5 мин.
1.4 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами, подобранными с учётом уровня ДА детей. Длительность 25- 30 мин.
1.5 Оздоровительный бег Два раза в неделю, подгруппами по 5- 7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3- 7 мин.
1.6 Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно во время вечерней прогулки. Длительность 12- 15 мин.
1.7 Прогулки- походы в лес или близлежащий парк (пешие, лыжные) Два- три раза в месяц, во время, отведённое для физкультурного занятия. Организованных воспитателем игр и упражнений. Длительность 60- 120 мин.
1.8 Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами Два- три раза в неделю, по мере пробуждения и подъёма детей. Длительность не более10 мин.
1.9 Сауна с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также последующими играми в бассейне Два раза в месяц, группами не более 10 человек, во второй половине дня. Длительность всего комплекса 35- 40 мин.
1.10 Корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем После дневного сна, по одному сеансу в месяц, в течение 10 дней подряд с последующим перерывом в 2 недели. Проводится по рекомендации врача. Длительность 12- 15 мин.
1.11 Логоритмическая гимнастика Два раза в неделю по подгруппам (проводится логопедом).

2. Учебные занятия

2.1 По физической культуре Три раза в неделю подгруппами, подобранными с учётом уровня ДА детей, проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 35- 40 мин.
2.2 По плаванию Два раза в неделю, во второй половине дня, подгруппами не более 10- 12 человек. Длительность 30- 35 мин.

3.Самостоятельные занятия

3.1 Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

4. Физкультурно- массовые занятия

4.1 Неделя здоровья (каникулы) Два- три раза в год (последняя неделя квартала).
4.2 Физкультурный досуг Один- два раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной- двух групп. Длительность 50- 60 мин.
4.3 Физкультурно- спортивные праздники на открытом воздухе и на воде Два- три раза в год, внутри детского сада или совместно со сверстниками соседнего дошкольного учреждения. Длительность 75- 90 мин.
4.4 Игры- соревнования между возрастными группами или со школьниками начальных классов Один- два раза в год на воздухе или в зале. Длительность не более 60 мин.
4.5 Спартакиады вне детского сада Один раз в год в спортивном клубе или в школе своего микрорайона, участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности, по специальной программе. Длительность не более 120 мин.

5.Внегрупповые (дополнительные) виды занятий

5.1 Группы ОФП По желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. Длительность 25- 30 мин.
5.2 Спортивные кружки, танцы. По желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. Длительность35- 40 мин.

6.Совместная физкультурно- оздоровительная работа ДОУ и семьи

6.1 Домашние задания Определяются воспитателем
6.2 Физкультурные занятия детей совместно с родителями в дошкольном учреждении По желанию родителей, воспитателей и детей

 

Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно- образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое назначение.

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки- походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно- оздоровительные задачи.

Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.

На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.

Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники - это активный отдых.

Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.

Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития. Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно- профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем.

Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики. / 9 /

В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим старших дошкольников.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаем необходимостью определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно- оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке, прогулки- походы в лес, корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела, использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Предлагаем проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп должно осуществляться с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня ДА и физической подготовленности.

При наличии бассейна необходимо проводить занятия по обучению детей плаванию не менее двух раз в неделю (желательно во второй половине дня, подгруппами по 10- 12 человек). Организация обучения детей плаванию должна осуществляться в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно- оздоровительной работы. Только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей на протяжении всего учебного года может способствовать закаливанию и увеличению двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня ДА.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно- массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно- спортивные праздники на воздухе и воде, игры- соревнования, спартакиады.

В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно- оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно- оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения). Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Двигательная активность является важнейшим фактором, влияющим на состояние здоровья и работоспособность растущего организма. Удовлетворение естественной потребности в движении является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.

Необходимо обеспечение рациональным уровнем ДА детей, который может быть достигнут путём совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.

В основу разработки двигательного режима должен быть положен ряд принципов (оздоровительная направленность, естественное стимулирование ДА и интеллектуальной активности) с учётом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разных возрастных группах.

Среди них важное место отводится принципу индивидуально дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребёнка, мобилизацию его активности и самостоятельности.

Существенным компонентом любого вида детской деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения. Именно этим и объясняется необходимость глубокого изучения ДА ребёнка в единстве с его деятельностью и тесной взаимосвязи с различными сторонами его развития.

При изучении двигательной активности детей важными являются два аспекта:

определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребёнка в движении, его моторному развитию;

поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Примерные конспекты дифференцированных занятий, построенных с учетом уровня ДА детей

 

Занятие 1 (обычного типа). Вводная часть

Ходьба в колонне по одному со сменой ведущего (по сигналу воспитателя); ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе; ходьба на четвереньках; обычная ходьба. По команде воспитателя - остановиться, руки за голову, прогнуться 3- 4 раза. Прыжки по залу, руки произвольно; ходьба друг за другом; непрерывный бег 2- 2,5 мин.

Построение в две колонны правым боком к гимнастическим скамейкам.

. Основная часть

ОРУ на гимнастических скамейках

. ИП: сесть верхом на скамейку, ноги согнуть, руки вниз

вдоль туловища. Поднять руки в стороны, вверх, посмотреть ни них - вдох. Руки в стороны, вниз - выдох. (5- 6 раз.)

. ИП: сесть верхом на скамейку, ноги согнуть, руки за голову. Выпрямить руки вверх, посмотреть на них. Поворот туловища вправо, руки в стороны ладонями вверх. Поворот прямо, руки вверх. Возвратиться в ИП. Повторить то же с поворотом в левую сторону. (5- 7 раз.)

. ИП: сесть на скамейку, ноги вместе, прямые, руками держаться за край скамейки сзади. Подтянуть ноги к груди, руками обхватить колени, голову наклонить к ногам - выдох. Ноги выпрямить, вытянуть носки, руками взяться за скамейку, голову поднять - вдох. (6 - 8 раз.)

.ИП: сесть на скамейку, ноги вместе, прямые, руки за голову. Наклониться вперед к ногам, руками коснуться носков и ног - выдох. Выпрямиться, руки за голову - вдох. (5 - 6 раз.)

. ИП: встать на скамейку, ноги вместе, ступни параллельно. Присесть, руки вниз. Присесть, руки отвести назад, спрыгнуть со скамейки на пол, руки вперед. Возвратиться в ИП. (6- 8 раз.)

ОВД для I подгруппы (с высокой ДА)

Пройти по гимнастической скамейке с опорой на ступни ног и ладони рук до середины скамейки; пролезть в обруч, не касаясь руками скамейки; встать, дойти до конца скамейки и спрыгнуть с нее. (2- 3 раза.)

Проползти «по-пластунски» по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками.

Стоя на гимнастической скамейке, подняться на носки и опуститься на всю ступню, пройти по гимнастической скамейке, спрыгнуть в обруч.

Игpa - упражнение на внимание «Круговорот».

ОВД для II подгруппы (с низкой ДА)

Проползти по гимнастической скамейке любым способом.

Прыжки с продвижением вперед на двух и на одной ноге (3- 4 м).

Игpa - упражнение на быстроту движения «Поскорее пролезай».

ОВД для обеих подгрупп

Подвижная игра с бегом «Мы веселые ребята».

. Заключительная часть

Хороводные игры: «Ручеёк», «Ровным кругом».

Занятие 2 «Будь сильным, ловким и выносливым»

(сюжетно- игровое)

.Вводная часть

Дети входят в зал под музыкальное сопровождение. Ходьба в разных построениях: в колонне по одному, по два, четверками, в кругу, в шеренге; построение в шеренгу.. Основная часть

Игры- соревнования

В зал входят два ребенка- клоуна, обходят круг почета. Клоуны одеты в красочные костюмы (красного и синего цвета). Они несут мячи, обручи, доски, игрушки, обращаются к детям: «Здравствуйте, ребята! Поднимите руки, кто кочет показать нам свою силу, ловкость, выносливость и смелость?»

Воспитатель предлагает рассчитаться на первый- второй и перестроиться в две шеренги. У первой команды - клоун в красном костюме, у второй - в синем.

Игровые задания для I подгруппы (с высокой ДА)

.   «Пройди через болото». Ходьба по двум дощечкам на скорость (у каждого ребенка две дощечки- квадратика). По сигналу воспитателя дети от намеченной черты идут по двум дощечкам, обходя встречающиеся препятствия (кегли, мячи, кубики, расположенные прямо и зигзагообразно) до противоположной стены и обратно. (2- 3 раза.)

.   «Прокати и не потеряй свой мячик». Каждый ребенок, передвигаясь на четвереньках или коленях с опорой на руки, толкает мяч головой, пытаясь прогнать его между препятствиями.

Игровые задания для II подгруппы (с низкой ДА)

«Кто скорее преодолеет препятствие». Бег с перешагиванием предметов (кегли, кубы, набивные мячи), не задевая за их, при этом сохраняя скорость бега; бег по гимнастическим скамейкам с перешагиванием предметов, спрыгивание в обруч; прыжки из обруча в обруч; обычная ходьба.

Полоса препятствий преодолевается ребенком в прямом и обратном направлении 2- 3 раза.

Игровые задания для обеих подгрупп

Игра- упражнение «Перетяни меня» (перетягивание каната).. Заключительная часть

.   Малоподвижная игра «Делай так».

Во время игры дети сами придумывают упражнения. Вначале их выполняют дети команды клоуна в красном костюме, затем - в синем костюме. Клоуны подбадривают детей и вместе с ними выполняют упражнения.

.   Упражнения на расслабление. Звучит спокойная музыка. Дети лежат на полу, приняв любую позу. Пока они отдыхают, воспитатель- судья и клоуны подсчитывают количество очков. Звучит музыкальный сигнал. Объявляется результат, команды поздравляют друг друга, дети обмениваются рукопожатиями. Воспитатель вместе с клоунами поощряет детей.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа, 44 страницы, 2 приложения, 12 источников.

Ключевые слова: двигательная активность, двигательный режим, задачи оптимизации ДА детей, самостоятельная двигательная деятельность детей, укрепление здоровья, творческая направленность.

Объект исследования: физическая культура.

Предмет исследования: двигательная активность как один из источников детского творчества.

Методы исследования: анализ научно- методической литературы.

Цель курсовой работы: изучить двигательную активность как один из источников детского творчества дошкольников.

Задачами курсовой работы являются:

. Раскрыть особенности двигательной активности (ДА) дошкольников.

. Охарактеризовать организацию занятий по физической культуре с учётом уровня ДА детей.

. Рассмотреть специфику физкультурных занятий с творческой направленностью.

Практическая значимость: материалы данной курсовой работы могут использовать как руководитель физического воспитания дошкольных учреждений, так и студенты факультета физической культуры при подготовке к занятиям.


 

ВВЕДЕНИЕ

двигательный физический активность ребенок

Актуальность работы заключается в том, что здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за coбой и перенапряжение сердечнососудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.

Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в ДА, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом- седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и т.д.) В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем ДА детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.

По данным ряда медико- педагогических исследований, двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40- 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении.

Основными причинами несовершенства двигательного режима являются:

относительно низкая моторная плотность (менее 70%) и слабый тренирующий эффект разных типов физкультурных занятий;

недостаточное внесение в разные организованные формы работы по физической культуре циклических упражнений, направленных на развитие выносливости;

нерациональный подбор игр и упражнений во время прогулок без учета сезонных проявлений года, а также недостаточное использование физкультурных пособий и всего окружающего пространства;

бессистемный подход к коррекционной работе с детьми по развитию моторики;

не всегда учитывается принцип соответствия физкультурного оборудования возрастным этапам развития моторики детей.

Кроме того, не в полной мере педагогами учитываются индивидуальные проявления ДА детей во время организованной и самостоятельной деятельности.

В связи с этим возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей в дошкольном учреждении, который будет способствовать воспитанию здорового ребенка и его разностороннему развитию. В основу разработки двигательного режима должен быть положен ряд принципов (оздоровительная направленность, естественное стимулирование ДА и интеллектуальной активности) с учетом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разных возрастных группах. Среди них важное место отводится принципу индивидуально дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его активности и самостоятельности.

Цель курсовой работы: изучить двигательную активность как один из источников детского творчества дошкольников.

Задачами курсовой работы являются:

.Раскрыть особенности двигательной активности (ДА) дошкольников.

.Охарактеризовать организацию занятий по физической культуре с учётом уровня ДА детей.

.Рассмотреть специфику физкультурных занятий с творческой направленностью.

Практическая значимость: материалы данной курсовой работы могут использовать как руководитель физического воспитания дошкольных учреждений, так и студенты факультета физической культуры при подготовке к занятиям.


 

ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности. Двигательная активность (ДА) в этом возрасте становится все более целенаправленной, в значительной мере зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошими стимулами для целенаправленной ДА старших дошкольников.

В этом возрасте детям доступно овладение сложными видами движений и способами их выполнения, а также совершенствование некоторых элементов техники выполнения. Они способны достичь сравнительно высоких результатов в выполнении движений, совершая их в различном темпе, с разной амплитудой, проявляя значительные скоростно- силовые качества и выносливость. На основе совершенствования всех видов движений и развития физических навыков происходит качественное преобразование моторной сферы. На шестом году жизни детям доступно произвольное регулирование ДА, для них все большее значение приобретает стремление достичь положительного результата, появляется осознанное отношение к выбору способов и качеству выполнения движений.

Дети 5- 7 лет способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Им свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Все это содействует активизации двигательной деятельности детей, проявлению инициативы, волевых качеств, способствует развитию интереса к занятиям по физической культуре.

Потребность детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду - увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.098 с.)