Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика физкультурных занятий с творческой направленностью

Поиск

 

Двигательный и общий опыт детей трех- четырех лет невелик. Постоянное и настойчивое его увеличение и совершенствование логично. Тем не менее, не техника детских движений должна быть предметом пристального внимания взрослых на этом возрастном этапе, а формирование у детей устойчивого интереса к движениям, положительного эмоционального отношения к физкультуре.

Системное пополнение эмоционального и двигательного опыта детей наиболее эффективно обеспечивают физкультурные занятия - ведущая форма организации физического воспитания в дошкольном учреждении.

Комплексность нагрузки, единство оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, характерное для физкультурных занятий, получает новое звучание в свете современных требований развивающего образования: детей необходимо активно приобщать к здоровому образу жизни, приучать осознанно манипулировать движениями - видоизменять, придумывать, выбирать наиболее целесообразный способ действия, передавать эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию... Словом, обучение движениям приобретает специфическую направленность: не подражать, а сотворят.

«Основной путь формирования творчества у дошкольников - это создание взрослыми доступных для них проблемных ситуаций, постановка творческих задач и - это главное (!) - формирование такой эвристической структуры личности ребенка, которая благоприятствует самостоятельному поиску, созданию в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач» (Я.Н. Поддъяков).

Олицетворением творческих задач может стать продуманный, адаптированный к возможностям возраста подбор физкультурного оборудования, вызывающего желание действовать, создание обстановки, будоражащей двигательное воображение и побуждающей детей использовать знания, полученные в других видах деятельности.

Существует расхожее мнение: если ребенок не хочет выполнять упражнение, не надо его заставлять. В самом деле, зачем?

Но надо сделать все, чтобы он захотел, создать обстановку, вызывающую радостные переживания уже в ожидании предстоящих действий! Например, можно покрасить доски, предназначенные для упражнений в равновесии, в разные цвета. Каждому малышу захочется перейти через «речку» (не начерченную мелом, а видимую и осязаемую, например, картонную или пластиковую голубую извилистую полосу) по красному, желтому, зеленому - по какому хочешь «мостику». Они могут быть не только разного цвета, но и разной высоты, если под них подложить брусочки (не кубики!). По такому «мостику» можно и ползти, держась за него руками хватом сбоку. А если брусочек подложить под один конец доски, получится наклонная горка. По ней идти труднее, но интереснее - кто самый смелый? «Мостики» могут быть разной ширины. Какую переправу выберет каждый из детей?! А может, кто- то захочет перейти на другой берег не по «мостику», а по «камешкам» - кусочкам фанеры или картона? Не здесь ли начинает проявляться бойцовский характер? Фантазируй, воспитатель! «На том берегу» в игрушечном городе могут жить кукла, зайчик, матрешка, Хрюша, Степашка, волк, Баба Яга... Может быть, к кому- то из них никто не хочет идти в гости? Почему? Интересный разговор может возникнуть в конце занятия или после него.

Кто попал мешочком в лежащий на полу обруч, а кто промахнулся? Как это определить, если все мешочки с песком одного цвета? Точно так же обезличивают задание и тормозят стремление к результативным действиям одноцветные обручи. Раскрасьте их, и тогда «птички» быстрее и увереннее найдут свои «гнездышки».

Двигательная и интеллектуальная активность детей - определяющий фактор и главное условие результативной творческой работы по обучению движениям.

Между тем, некоторые содержательные, организационные и методические стереотипы традиционных физкультурных занятий тормозят, а то и просто делают невозможным проявление самостоятельных и инициативных действий детей и, уж конечно, не стимулируют двигательное творчество. Так, нередко дети организованно, иногда даже строем, входят в физкультурный зал, где уже заранее все «подготовлено к занятию»: расставлено оборудование, в нужном месте разложен раздаточный материал, который нельзя трогать без разрешения воспитателя. Детям предлагается построиться в колонну или в шеренгу в указанном месте... Создающаяся таким образом атмосфера психологической напряженности разряжается, как правило, лишь в подвижной игре, т. е., по сути, к концу физкультурного занятия.

Но ведь именно для свободных, раскованных действий и предназначен физкультурный зал! Его огромное (для малышей) по сравнению с групповой комнатой пространство провоцирует быстрый бег с веселым визгом и другими рвущимися, наружу эмоциями, чем естественно пользуются дети. Нельзя лишать их такого удовольствия! 1,6- 2 минуты такой моторной свободы - благодатный фон для последующих организованных действий, сигналом к которым будет музыкальная мелодия, пение или речитативная зазывалочка воспитателя, звуковые сигналы (подаваемые с помощью бубна, метронома, погремушки), сюрпризы и др. Теперь логично привлечь ребят к подготовке к занятию. Малыши с восторгом помогают воспитателю разложить в нужном месте необходимые предметы, поправляют свою одежду и обувь, демонстрируя готовность заниматься. И, конечно, не всегдашнее построение в колонну или шеренгу как обязательный атрибут должно быть началом занятия. Альтернативой такому сковывающему детей шаблону могут и должны стать эмоциональные игровые задания, которые быстро и эффективно организуют ребят и помогают им овладевать строевыми упражнениями. Например:

Дождик начинается - кап- кап- кап! Становитесь под зонтики!

Будем ходить друг к другу в гости. Садитесь на скамейки: мальчики - на синюю, девочки - на желтую (на противоположной стороне площадки).

Раз- два- три - на скамеечку беги!

Посмотрите, какой большой круг получился из обручей! Становитесь в какой хотите обруч.

Мы разложили обручи у стены в ряд. Знаете для чего? Это ваши домики. Становитесь в какой хотите, лицом ко мне.

Посмотрите, как построились друг за другом матрешки! Станьте рядышком с какой хотите матрешкой. Вот и вы построились друг за другом.

Вас ожидают матрешки. Видите, они сегодня построились в ряд. Станьте позади матрешек так, чтобы, я видела ваши глазки.

Седлайте коней, ребята - садитесь на стульчики верхом!

У нас будет столько шоферов, сколько рулей на скамейке. Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой.

Новый год! Новый год!

Возле елки - хоровод! (Поставить в центре площадки игрушечную елочку.)

На полянке над цветами закружились мотыльки! (Воспитатель увлекает за собой входящих в зал детей.)

Не шажком и не бегом,

А на палочке верхом!- Садитесь верхом на палочки, поедем по ровненькой дорожке и с горки на горку.

Я на эту грядку

Не пущу хохлатку!- Идите в разные стороны, но заходить в начерченный прямоугольник (круг, квадрат) нельзя.

Таким образом, уже в самом начале занятия малыши включаются в творческий процесс, потому что подобные игровые задания ставят их перед необходимостью выбирать, что является началом еще не вполне осознаваемых ребенком творческих поисков.

Современная психология выделяет ряд сторон творческого процесса, среди которых постановка вопроса, требующего творческого ответа, мобилизация необходимых знаний для определения путей и способов решения задачи.

Отличительной особенностью занятий творческого типа является возможность реализовать ранее накопленный опыт. К ним относятся представленные в данном пособии занятия- импровизации, а также творческие композиции в рамках традиционных физкультурных занятий. Они в известной мере отражают «...принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества» [1, с. 78].

Являясь фактически разновидностью популярных в детском саду сюжетных физкультурных занятий, занятия- импровизации представляют собой двигательный рассказ. В содержательном плане это подбор упражнений, объединенных общим замыслом и последовательно раскрывающими его действиями.

Смысловой основой такого занятия чаще всего бывает хорошо знакомое детям художественное произведение, сюжет которого адаптируется к динамике физкультурного занятия. Развиваясь по законам жанра (завязка, развитие действия, кульминация, развязка), двигательный рассказ рождает у ребят догадки, а для воспитателя становится канвой направляющих детей действий. Это не драматизация в полном смысле, а скорее использование замысла художественного произведения как проспекта. Наличие в таком произведении диалога, ярких, запоминающихся эпизодов позволяет воспитателю руководить детьми через роль, подсказывать им ролевые способы поведения. Поскольку результат действий героев художественного произведения известен малышам, то на пути к нему они осознанно используют движения, которые подсказывает ситуация. Усиливает эмоциональный и действенный контакт воспитателя с детьми реквизит - реальные предметы или их «заместители», напоминающие содержание отдельных эпизодов сказки, песенки, стихотворения.

Смысловым стержнем сюжета, обозначенного темой занятия, может быть также обыгрывание впечатлений от специально организованных наблюдений за животными («Веселые воробышки летят, куда хотят», «Братишки- муравьишки»), явлениями природы («Кап- кап!», «Весна, весна на улице!»), общественной жизни («Заводи мотор!», «Пловцы- молодцы!») и даже предмет физкультурного оборудования («Раз, два, три - на скамеечку беги!»).

Известно, что действия не являются только моторным актом. Они связаны с сенсорными и сложными познавательными процессами, управляющими движениями. Фактор особого значения в этом смысле - предварительная ориентировка в условиях осуществления действий, их осмысливание. Обеспечивает такую ориентировку в данном случае называние и сценическое обыгрывание темы и начала занятия, представленное в рекомендуемом материале загадками, песенками, стихами, сюрпризами, демонстрацией реквизита. Все это воздействует на воображение малышей, вызывает яркий эмоциональный отклик, пробуждает чувство сопричастности к тому, о чем говорится в произведении, становится мотивом для продуктивного диалога, основой сотворчества детей и взрослых.

Литературно- художественный и песенный материал не только эффективно организует детей, но и делает понятной для них цель занятия или его ведущую задачу.

Например:

Ну- ка, ребятки, отгадайте загадку.

Желтые комочки,

Легкие, как вата,

Бегают за квочкой.

Кто это?... (Цыплята.)

(В. Берестов.)

Сегодня на физкультурном занятии я буду квочкой, а вы - маленькими цыплятками.

Идет по улице гусак,

Не просто гусь, а гусь- вожак,

А вслед за ним, за гусаком,

Его семья идет гуськом.

(В. Орлов.)

Мы будем учиться ходить друг за другом - гуськом! Тот, кому я надену маску- шапочку, будет гусаком.

Спецификой методического руководства предлагаемыми физкультурными занятиями является создание условий, обеспечивающих успешные и возможно более самостоятельные действия детей. На таких занятиях (или в отдельных заданиях творческого типа) нелогично прямое обучение (показ и объяснение), потому что следование образцу закрывает дорогу творчеству. И потому, например, выполнение детьми вместе с воспитателем образных общеразвивающих упражнений есть моделирование движения, а не его репродукция, не освоение конкретной техники действий. Здесь неуместно исправление ошибок. Словесное сопровождение (проговаривание) движений обеспечивает нужный темпоритм. / 6 /

Предлагаемые физкультурные занятия с творческой направленностью - не альтернатива типовым. Более того, именно последние с их трехчастной структурой, постепенным нарастанием физической нагрузки и ее снижением к концу занятия являются принципиальной моделью, опорой, основой для различных двигательных и эмоциональных модификаций. Сохраняется также в общем виде и рубрикация двигательных заданий:

Вводная часть: строевые упражнения или игровые задания, разные виды ходьбы и бега и элементы других основных движений.

Основная часть:

). Комплекс общеразвивающих упражнений либо его аналогия в форме подвижной игры или адекватных игровых заданий.

).Основные движения.

). Подвижная игра.

Заключительная часть: игры и игровые задания малой подвижности, музыкально- ритмические движения и др.

Типовые и творческие физкультурные занятия нужно умело и целесообразно сочетать.

Поскольку «...целостное представление действия служит основой запоминания и отдельных его компонентов...» [6, с. 87], то логично, что занятия- импровизации предваряют типовые, отличающиеся использованием прямого обучения. Наблюдения за раскрепощенными действиями детей подскажут педагогу направление, содержание и форму последующей коррекционной работы.

Полюбившиеся игровые задания, способы их подачи, художественное оформление, сценические композиции можно и нужно переносить в типовые занятия, использовать во время утренней гимнастики, на прогулках, в индивидуальной работе, эмоционально насыщая и разнообразя тем самым педагогический процесс.

Логично и необходимо «встречное движение»: игровые задания можно преобразовывать в абстрактные упражнения, когда надо поработать над техникой движений и, значит, использовать приемы прямого обучения. Важно при этом сохранять дидактическое единство и преемственность двигательных заданий. Так, «волшебный дождик» из мячей, представленный в нескольких импровизационных занятиях («Кап- кап!», «Веселые гуси» и др.) формирует у детей «чувство мяча» и становится основой для направленных заданий, например: «Докати мяч до стены», «Прокати мяч в воротца», «Прокати мяч до конца дорожки» (границы дорожки должны быть объемными) и др.

Совершенствуя двигательные реакции, можно объединять в одно задание несколько знакомых движений. Например:

бросок мяча через скамейку + перелезание через нее любым удобным способом + бег за мячом;

бросок мяча через скамейку + спрыгивание с нее + ползание на четвереньках к мячу + возвращение назад шагом на носочках;

бросок мяча через скамейку + подлезание под нее на животе 4- прыжки на двух ногах с продвижением вперед к мячу + бег с мячом в обратном направлении;

бросок мяча через дорожку + прыжок через нее + ходьба на носках к мячу + прокатывание мяча в обратном направлении из положения сидя на полу;

прокатывание мяча поперек зала к противоположной стене (за лежащую у стены веревку, тормозящую откат мяча) + прыжки на двух ногах с продвижением к мячу + ходьба на носках в обратном направлении с мячом в руках.

Предлагаемые занятия не представляют системы в строгом понимании. Но их объединяет похожесть в содержательном плане: каждое включает все или почти все виды основных движений.

Простой расчет поможет воспитателю решить эту проблему, сделать подготовительную методическую работу направленной, а результат - прогнозируемым, станет критерием профессиональной оценки своего и чужого опыта работы.

Итак, поскольку ходьба и бег традиционно представлены в содержании вводной части занятия и в подавляющем большинстве подвижных игр, то в основной части должны иметь место прыжки, лазанье и метание. Они могут быть представлены в чистом виде или как способ выполнения других двигательных заданий. Например, упражнение в равновесии - передвижение по уменьшенной или повышенной опоре (скамейка, бревно и др.) - может выполняться прыжками, ползком и др. Основные движения составляют двигательное содержание следующих за ними в структуре занятия подвижных игр. Поэтому, подбирая игру, надо учитывать двигательную характеристику предшествовавших ей основных движений, чтобы избежать дублирования.

Если упражнения в основных движениях представлены единым заданием, включающим и прыжки, и лазанье, и метание, то подбирается подвижная игра с бегом, например, «Огуречик», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках» и др.

Подвижная игра - обязательный элемент любого физкультурного занятия. На нее приходится пик физической и эмоциональной нагрузки. Организационный и психологический настрой, созданный предшествующими физическими упражнениями, как бы аккумулируется подвижной игрой и, усиливаясь ее содержанием, создает особый энергетический микроклимат. Поэтому не следует использовать подвижную игру с незнакомыми ребятам движениями, чтобы не тормозить игровые действия. По тем же соображениям на пике занятия нецелесообразны игры хороводного типа.

По мере накопления детьми двигательного опыта подвижные игры нужно и необходимо варьировать и усложнять, приучая детей использовать движения в меняющихся обстоятельствах. Содержательные или организационные усложнения поддерживают интерес к хорошо знакомым играм и являются убедительной основой для стимулирования инициативных действий и самостоятельности малышей. Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию, но можно:

увеличить дозировку (повторность игры, протяженность бега по времени или расстоянию);

усложнить двигательное содержание (способ перемещения, технику движения);

изменить размещение играющих на площадке (ловишка не в конце площадки, а в центре; «воробушки» садятся на разные «крыши»);

сменить сигнал начала действия (вместо словесного использовать звуковой или зрительный);

изменить место проведения (по песку бежать труднее; «лягушки» сидят в настоящей канавке, и поэтому «аист» их «не видит»);

усложнить правила («домик» можно выбирать, «автомобилей» может быть несколько, а не один).

Например, «Воробушки и автомобиль» - любимая малышами подвижная игра: «воробушки» вылетают из «домика», летают (легкий бег врассыпную с характерными махами руками) по площадке, «клюют зернышки»; «автомобиль», сигналя: «Би- би!» - выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «домик».

Возможные варианты:

«воробушки» из «домика» выпрыгивают, а потом разбегаются врассыпную;

«воробушки» живут «на крыше» - спрыгивают с доски, скамейки;

«домики» на площадке или на «крыше» отдельные для мальчиков и девочек;

«воробушки» живут в «гнездышках» (обручи, начерченные круги) - можно занимать любой свободный обруч;

лететь надо обязательно в свое «гнездышко» (обручи должны быть разноцветными);

из «гнездышка» надо выпрыгнуть;

«вылетать» (выпрыгивать) не по словесному сигналу «Полетели!», а по звуковому (удар в бубен, музыкальное сопровождение);

«вылетать» (выпрыгивать) по зрительному сигналу - воспитатель показывает картинку, предмет или символ;

«автомобилей» может быть несколько - все мальчики (девочки) и т. д.

«Возвращение в сказку» - периодическая повторяемость одного и того же сюжета - зависит от того, насколько привлекательным для детей оказалось конкретное занятие. Разумеется, при повторном проведении можно и необходимо наращивать сложность двигательных заданий, разнообразить способы действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.134 (0.01 с.)