Модификация методики Т.Д. Марцинковской «Методика десяти предметов» 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модификация методики Т.Д. Марцинковской «Методика десяти предметов»



Цель: изучить уровень развития произвольной зрительной памяти.

Проведение исследования: эксперимент проводится индивидуально с детьми шести – семи лет. Ребёнку показывают предметные картинки, которые он должен запомнить. Картинки экспонируются последовательно одна за другой. На запоминания каждой картинки отводится две секунды. Затем предлагают ему повторить картинки по памяти в любом порядке. Инструкция: «Я тебе буду показывать картинки, ты их запомни, а потом назови».

При анализе фиксируется сумма баллов по двум критериям:

1 критерий – объём памяти:

От 5 и больше предметов – 3 балла;

От 3, 4, и более - 2 балла;

От 0 до 2 предметов - 1 балл.

 

2 критерий - точность воспроизведения:

Все предметы названы точно - 3 балла;

Допускаются небольшие неточности - 2 балла;

Много неточностей в воспроизведении - 1 балл.

 

По результатам проведения методики выявлялись следующие уровни:

Высокий уровень – 5 - 6 баллов;

Средний уровень - 3 - 4 балла;

Низкий уровень - 2 балла

Полученные данные оформлены в таблице 2 Приложение № 1

 

3. Методика «Найди такой же», модификация методики Г.А, Урунтаевой

Цель: изучить уровень развития произвольной образной памяти.

Материал: 8 карточек размером 4,5 на 5 см., с изображениями: чайника, пальто, рукавиц, шорт, миски, шапки, платья; карта размером 20 на 27,5см., разделённая на 24 клетки. Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно- идентичное, второе – отличающееся какой-нибудь деталью, третье – сходное лишь общим силуэтом назначением. Соотношение цветов в этих трёх изображениях должно быть одинаковым.

Проведение исследования: эксперимент проводиться с детьми шести-семи лет. Перед ребёнком кладут карту и говорят: «Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте». Ребёнку по одной показывают карточки, время экспозиции 2 секунды. После каждого предъявления ему дают возможность найти такое же изображение на карте.

Критерии оценки:

1 критерий - точность воспроизведения:

Идентичное изображение – 2 балла;

Схожее с общим силуэтом – 1 балл;

Совершенно другое изображение – 0 баллов.

 

По результатам проведения методики выявлялись следующие уровни:

Высокий уровень развития – 12 - 16 балла;

Средний уровень развития – 6 - 11 баллов;

Низкий уровень развития – 0 - 5 баллов.

Полученные данные оформлены в таблице 3 Приложение № 1

 

После проведения диагностических методик был проведён количественный и качественный анализ результатов.

Количественный анализ результатов показал:

Высокий уровень – 25% (3 ребёнка).

Средний уровень – 42% (5 детей).

Низкий уровень – 33% (4 ребёнка).

 

Качественный анализ результатов показал:

Высокий уровень – ребёнок называет все предметы (слова) точно, показывает идентичное изображение, использует некоторые мнемические приемы (припоминание, повторение). Средний уровень – допускаются небольшие неточности, небольшое количество лишних слов, показывает схожее изображение с общим силуэтом и назначением, затрачивает наибольшее количество времени не использует мнемические приемы. Низкий уровень – ребёнок называет наименьшее количество слов, много неточностей, показывает совершенно другое изображение.

Из числа обследуемых нами были сформированы контрольная и экспериментальная группы.

 

В контрольную группу вошли дети со следующим уровнем развития:

Высокий уровень – 33% два ребёнка.

Средний уровень – 33 % два ребёнка.

Низкий уровень – 33 % два ребёнок.

 

У детей экспериментальной группы:

Высокий уровень – 17 % один ребёнок.

Средний уровень – 50 % три ребёнка.

Низкий уровень – 33 % два ребёнка.

 

Результаты проведённого констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста, необходимо проводить работу по развитию произвольной зрительной и слуховой памяти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.250 (0.005 с.)