ТОП 10:

Влияние дидактических игр на развитие произвольной зрительной и слуховой памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста



 

Для проверки эффективности проделанной работы, мы провели контрольный эксперимент.

Цель: определение эффективности использования комплекса дидактических игр для развития произвольной памяти детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Провести контрольный срез уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. 2. Провести сравнительный анализ полученных результатов, для определения степени эффективности разработанного комплекса дидактических игр.

Для реализации задач нами были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования. Отличительным было то, что в методиках использовался другой наглядный и словесный материал, не знакомый детям. Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, сравнивались с результатами констатирующего эксперимента (см. Приложение № 3).

При проведении контрольного эксперимента нами были получены следующие данные: в экспериментальной группе с высоким уровнем развития произвольной слуховой и зрительной памяти – 33 % (2 ребёнка), средний уровень – 50 % (3 ребёнка), низкий уровень – 17 % (1 ребенок). В контрольной группе с высоким уровнем развития – 50 % (3 ребёнка), средний уровень – 17 %(1 ребёнок), низкий уровень – 33 % (1 ребёнок).

Качественный анализ результатов: Высокий уровень – ребёнок показывает идентичное изображение, называет точно все предметы, затрачивает на запоминание минимум времени, называет слова в том порядке в каком были предъявлены, использует мнемические приемы. Средний уровень – ребёнок называет правильно почти все слова, но допускаются небольшие неточности, например ребенок, назвал вместо слова море- кораблик, т.е. воспроизвёл слово по ассоциации. На запоминание слов, дети затрачивают наименьшее количество времени. В методике «Найди такой же», большая часть детей показывала идентичное изображение с общим силуэтом, использует не все мнемические приемы, преимущественно повторение. Низкий уровень – ребёнок называл наибольшее количество слов (три, четыре) слова. В методике «Найди такой же» показывали преимущественно схожее изображение с общим силуэтом и назначением.

 

Сводные данные по констатирующему и контрольному этапам исследования в контрольной и экспериментальной группах.

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
Высокий 33 % 50 % 17 % 33 %
Средний 33 % 17 % 50 % 50 %
Низкий 33 % 33 % 33 % 17 %

 

Таким образом, при сравнении полученных данных можно сделать вывод о более значительном повышении уровня развития произвольной зрительной и слуховой памяти у детей экспериментальной группы.


Выводы

 

При проведении первичного среза уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти были сделаны следующие вывод о недостаточности развития данных видов памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Что выражалось в неумении использования мнемических приемов, в низком объеме памяти, в недостаточно точном воспроизведении материала, в привнесении новых слов.

На основании полученных данных был организован формирующий этап исследования.

Проведённый формирующий эксперимент дал нам основание для выводов о результативности проделанной работы. Процесс формирования произвольной зрительной и слуховой памяти требует достаточно длительного времени. Но можно отметить положительную динамику от проделанной работы. Результаты показали, что уровень развития произвольной зрительной и слуховой памяти у детей с ЗПР повысился. Дети стали затрачивать меньшее количество времени для запоминания слов, картинок, увеличился объём слов, слова дети называли точно, без ошибок, большая часть детей правильно воспроизводили последовательность слов, активно использовали мнемические приемы запоминания.

Таким образом, благодаря проведению дидактических игр, уровень развития произвольной зрительной и слуховой памяти у детей с ЗПР экспериментальной стал более высоким.


Заключение

 

Проведя анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, мы можем отметить, что память представляет собой процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное воспроизведение. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. К концу дошкольного возраста память приобретает произвольный характер. Произвольная память – это особая мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание, какого- либо материала. Произвольная память предполагает обязательное присутствие мнемической задачи, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Произвольная зрительная и слуховая память в развитии детей дошкольного возраста имеет немаловажное значение, так как преимущественно на основе данных видов памяти строится процесс обучения в школе.

У детей с задержкой психического развития наблюдаются разнообразные нарушения памяти: объем, и точность произвольного запоминания снижены в сравнении с нормой, обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процесса запоминания, на выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети, наблюдаются отклонения как в области зрительной, так и в области слуховой памяти. Но зрительная память нарушена в меньшей степени.

Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти возникают существенные трудности при обучении, приводящие к отставанию детей с задержкой психического развития к отставанию от школьной программы.

Средством развития произвольной зрительной и слуховой памяти является дидактическая игра, так как произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется в ведущей для этого периода игровой деятельности. Дидактическая игра упорядочивает поведение ребёнка, ребёнок с удовольствием подчиняется правилам игры, это делает его поведение осмысленным и осознанным. Ребёнок учится контролировать себя, действовать правильно, тем самым лучше запоминать необходимый материал.

При проведении дидактических игр, направленных на развитие произвольной зрительной и слуховой памяти у детей с задержкой психического развития, нужно обязательно учитывать специфику таких детей. Проводить дидактические игры, соблюдая следующие условия: процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на вычленение свойств объекта – цвет, форма, величина, должно быть усложнение дидактических игр, заключающееся в усложнении содержания материала, в увеличении деталей у запоминаемых объектов, важным условием запоминания является использование мнемических приёмов, инструкцию необходимо повторять несколько раз.

Таким образом, при учёте перечисленных выше условий, после проведения предложенного нами комплекса дидактических игр уровень произвольной зрительной и слуховой памяти у детей с задержкой психического развития повысился.

Проведённое нами исследование по развитию произвольной зрительной и слуховой памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста подтвердило ранее выдвинутую гипотезу.


Список литературы

 

1. Бадалян Л., Миринов А. Память и нервно психическое развитие // Дошкольное воспитание 1976, № 4 стр. 23 - 31

2. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. - М.:2000-351с.

3. Блонский И.П. Память и мышление. М.: «Просвещение» 1974-245с.

4. Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика 2003, № 2 с.33 -43

5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. – М.: «Просвещение» 1991.- 207 с.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.:1991.- 176с.

7. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. – М.: 1979.-367с.

8. Выготский Л.С. Развитие детской памяти // Собрание сочинений в шести томах – Т.2 М.: 1982

9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии 1966, № 6

10. Гнедова Н. М. Роль самоконтроля в условиях обучения смысловому соотнесению как мнемическому приёму детей 5, 6 лет// Вопросы психологии 1972, № 4 .

11. Дети с временными задержками. / Под. Ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер – М.: «Педагогика» 1971.-135с.

12. Дети с задержкой психического развития. /Под. Ред. Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Цыпиной – М.: 1984.- 256 с.

13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления детей, отстающих в развитии. - М.: «Педагогика» 1973.-150с.

14. Егорова Т.В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР // Дефектология 1992, № 4 стр. 16 – 23

15. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и мышления детей с пониженной обучаемостью.- М.: «Педагогика» 1971

16. Житникова Л.М. Формирование у детей дошкольного возраста классификации как способа мнемического действия // Вопросы психологии 1967,№ 2

17. Защиринская О. В. Психология детей с ЗПР (Хрестоматия) СПб, Речь – 200.- 432 с.

18. Зинченко П.И. О формировании проивольного и непроизвольного запоминания // Советская педагогика 1964,№ 3, с. 12-20

19. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание 1961.-562с.

20. Истомина З.М. Развитие памяти. - М.: 1978.-290с.

21. Обучение детей с ЗПР. // Под ред. В.И. Лубовского.- Смоленск, 1994

22. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание 1985, № 8, стр. 52-54

23. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. – М.: 1987.-248с.

24. Лубовский В.И. Псхологические особенности детей с ЗПР // Дефектология 1972, № 4

25. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.: «Педагогика» 1976.- 192 с.

26. Лурия А.Р. Внимание и память. – М.: «Педагогика» 1975.-105с.

27. Лутонян Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с ЗПР // Дефектология 1977, № 3

28. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика.- М.: 1993.-314с.

29. Петрова В. Г., БеляковаИ.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии.- М.:1998

30. Подобед Л. Л. Особенности кратковременной памяти у детей с ЗПР // Дефектология 1981, № 3

31. Поддубная Н.Г, Особенности непроизвольной памяти у детей с ЗПР // Дефектология 1975, № 6

32. Психические особенности дошкольников с ЗПР./ Под ред. Ломпшера И.- М.: «Педагогика»1984.-184с.

33. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: «Просвещение»1964

34. Розет И.М. Что надо знать о памяти. Минск 1982.- 126 с.

35. Слепович Е.С, Умственное воспитание детей с ЗПР в процессе дидактической игры. Минск 1986

36. Смирнов А.А., Шлычкова А.Н. О соотношении непроизвольной и произвольной памяти по данным узнавания и воспроизведения // Вопросы психологии 1976,№ 5

37. Смирнов А.А Проблемы психологии памяти. М.: «Просвещение» 1995

38. Соколов Е.М. Механизмы памяти. М.:1969.-176с.

39. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: «Академия» 1999.-336с.

40. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М.: 1976.-128с.

 /







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.186.116 (0.014 с.)