Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение дидактических игр в педагогическом процессе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение дидактических игр в педагогическом процессе.



Дидактическая игра является одним из основных средств обучения дошкольников. Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что ребенок с удовольствием и добровольно подчиняется правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется в ведущей для этого периода игровой деятельности. Игра упорядочивает не только поведение ребенка, помогает понять себя, свое отношение к миру. В игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, учиться действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение произвольным. Большое значение имеет совместный характер игры, в котором педагог побуждает ребенка к соблюдению правил, т. е. к сознательному управлению своими действиями

Игра для дошкольников – это способ познания окружающего мира. С помощью дидактических игр развиваются познавательные процессы, в том числе и память. В детском саду должны быть разнообразные дидактические игры. Исследования Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского показали, что организованное обучение является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, а также развивает у них мышление, память.

Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Созданные в дидактических целях, они остаются играми. Играя, дети решают дидактическую задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры. Без них невозможна сама игра. Обязательным компонентом дидактической игры является её правила, благодаря которым педагог управляет поведением детей. Особое значение имеет дидактическая игра для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Сознательная цель – сосредоточится, запомнить что-то раньше и легче всего выделяется в игре. Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения» [12, с.78].

Дидактические игры, направленные на развитие произвольной памяти, отвечают следующим требованиям (Г. А. Урунтаева, 1995):

- процесс запоминания должен начинаться со специального организованного восприятия, направленного на такие признаки объекта,

как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей объекта и объектов относительно друг друга, их количество;

- процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объектов;

- должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающееся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, её правил;

- в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога самостоятельной деятельности детей;

необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализе ошибок [48, с. 178].

Таким образом, одним из средств развития произвольной памяти является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить, опосредованную игровым мотивом.


Выводы

 

Анализ психолого-педагогической литературы, проведенный в данной главе, позволяет нам заключить, что произвольная память это особая мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание материала. От уровня развития произвольной зрительной и слуховой памяти существенно зависит процесс обучения в школе, так как именно на этом виде памяти преимущественно строится обучение.

Исследователями, занимавшимися проблемой развития памяти у детей с ЗПР, выявлены следующие закономерности формирования произвольной зрительной и слуховой памяти у детей данной категории: уровень развития произвольной памяти ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, так как у детей с ЗПР нарушен процесс саморегуляции, и контроля в ходе запоминания. Более высокий уровень развития произвольной зрительной памяти в сравнении со слуховой.

В связи с особенностями развития психических процессов, возникают трудности в применении мнемических приемов запоминания зрительной и слуховой информации.

Одним из средств развития произвольной памяти является дидактическая игра, так как этот вид деятельности упорядочивает поведение ребенка, что способствует более продуктивному запоминанию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.029 с.)