Правовое регулирование отношений, возникающих при создании приемной семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование отношений, возникающих при создании приемной семьи



Содержание

 

Введение

. Правовое регулирование отношений, возникающих при создании приемной семьи

1.1 Приемная семья как правовая форма воспитания детей оставшихся без попечения родителей

1.2 Виды приемной семьи

2. Правовое положение приемных родителей и приемных детей в приемной семье

2.1 Требования к приёмным родителям, их права и обязанности

2.2 Права воспитанника приёмной семьи

3. Договор как основание возникновения приёмной семьи

3.1 Понятие и правовая природа договора о передаче ребёнка в приёмную семью

3.2 Прекращение договора о приемной семье

Заключение

Список литературы

 


Введение

приёмная семья воспитание

Забота о детях лежит, прежде всего, на их родителях. Их приоритетная роль в жизни и воспитании своих несовершеннолетних детей, благотворное воздействие на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребёнка относится к бесспорным положениям. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребёнок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье, впервые предусмотренной в действующем Семейном кодексе РФ. Тем более, что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок.

Актуальность темы дипломного исследования обусловлена наличием в Российской Федерации большого количества детей, оставшихся по разным причинам без родительского попечения. Воспитание данных детей в соответствующих воспитательных, лечебных и тому подобных учреждениях не только не дает должного эффекта, но весьма часто способствует формированию у детей девиантного поведения. Специалисты отмечают, что только в условиях семейного воспитания возможно решение задачи по подготовке этих детей к самостоятельной жизни. Действующее законодательство Российской Федерации в качестве одной из правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрело новый институт семейного права - приемную семью. Суть приемной семьи заключается в том, что орган опеки и попечительства на условиях, определенных законом, иными правовыми актами, а также договором передает в семью на воспитание указанных детей. Тем самым государство исполняет возложенную на него обязанность по обеспечению воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренную Конвенцией ООН «О правах ребенка» от 20.11.1989 г. и Декларацией ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» от 03.12.1986 г.

Цель работы состоит в комплексном изучении теоретических проблем и анализе имеющихся законоположений, определяющих правовую природу приемной семьи; специфику договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью; особенностей правового регулирования личных неимущественных и имущественных отношений в приемной семье, а также ответственности приемных родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка (детей).

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

изучить и обобщить семейное и гражданское законодательство, юридическую литературу, имеющуюся по проблеме исследования,

определить степень и уровень теоретической разработанности темы; основываясь на взглядах ученых-правоведов определить правовую природу приемной семьи, как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

исследовать специфику договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, особенности правового регулирования личных неимущественных и имущественных отношений в приемной семье, а также ответственности приемных родителей.

Объектом исследования является совокупность правоотношений, возникающих в процессе создания и деятельности приемной семьи.

Предметом научного исследования стали семейно-правовые и гражданско-правовые нормы, закрепленные в соответствующих нормативноправовых актах, регулирующих отношения по созданию и деятельности приемной семьи.

Методологическая основа исследования. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач исследование основывается на положениях диалектического метода познания, частнонаучных (исторического, формально-логического, системного анализа и пр.), а также специально-юридических методов (нормативного, сравнительно-правового, метода правового моделирования).

Нормативная и эмпирическая база исследования. Выводы и предложения, содержащиеся в работе, основаны на исследовании и оценке норм Конституции РФ, Семейного Кодекса РФ, Гражданского Кодекса РФ, Гражданского процессуального Кодекса РФ, федеральных законов РФ, законов субъектов РФ и иных нормативно-правовых актах.

 


Виды приемной семьи

 

Приемная семья является самой новой в законодательстве России формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Период существования приемной семьи с 1996 года и по настоящее время можно охарактеризовать как ее введение и развитие. При разработке и внедрении данной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель исходил лишь из общих условий ее создания и деятельности. За прошедший период приемная семья приобрела особенности, связанные с ее деятельностью. Одной из таких особенностей является появление на практике двух разновидностей (правовых моделей) приемной семьи.

Первая модель приемной семьи является, по сути, возмездной формой опеки и попечительства1. При этом отношения, возникающие в приемной семье, в большей степени схожи с отношениями, возникающими при усыновлении ребенка. Приемные родители понимают и принимают приемную семью как обычную семью, а приемного ребенка (детей) - как сына или дочь2. Особенностью этой модели приемной семьи является то, что приемные родители берут на воспитание, как правило, 1-2 детей, продолжают работать, т.е. воспитание приемного ребенка не является для них единственным (основным) источником дохода. Такие приемные родители своей целью ставят воспитать одного - максимум двух детей с маленького возраста и до совершеннолетия. При этом по достижении приемными детьми 18 лет приемные родители стараются сохранить с ними личные отношения.

Эта модель приемной семьи, которую можно назвать обычной, или, что то же, договорной, приемной семьей, ориентирована на длительное воспитание ребенка-сироты, и, как правило, приемные родители не намерены в последующем еще брать на воспитание приемных детей. В данной ситуации приемные родители исполнение своих обязанностей рассматривают как осуществление над ребенком, оставшимся без попечения родителей, опеки (попечительства), но на определенных договорных условиях с органом опеки и попечительства.

Вторая модель приемной семьи (специализированная) является, по сути, «гибридом» детского дома и семьи. Приемные родители относятся к выполнению своих обязанностей как к работе, а приемную семью понимают и рассматривают как детский дом семейного типа. Особенностью этой модели приемной семьи является то, что приемные родители берут на воспитание, как правило, не менее 5-6 детей, а при выбытии приемного ребенка (детей) берут на воспитание других.

Деятельность по воспитанию приемных детей является для таких приемных родителей основной работой. Свою деятельность по воспитанию приемных детей они соотносят с деятельностью воспитателей детских домов и школ-интернатов.

Соответственно, эти родители относят себя к педагогическим работникам и считают, что им должны быть предоставлены соответствующие гарантии и льготы.

С учетом особенностей сложившихся на настоящий момент моделей приемной семьи необходим и разный подход к регулированию отношений, возникающих между приемными родителями и органом опеки и попечительства. Представляется, что для разграничения вышеуказанных моделей приемных семей, усовершенствования и модернизации детских домов семейного типа необходимо предусмотреть в законодательстве возможность создания приемных семей двух видов. В качестве критериев разграничения приемной семьи на виды взяты: 1) количество детей, передаваемых на воспитание в приемную семью; 2) правовой статус приемных родителей.

В соответствии с особенностями первого вида приемной семьи правоотношения, возникающие между приемными родителями и органом опеки и попечительства, предлагается регулировать гражданским законодательством и именовать такую семью приемной семьей. Детей следует передавать в нее на воспитание на основании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, который по своей юридической природе является гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг. На приемных родителей следует распространять нормы ГК РФ, СК РФ и других нормативно-правовых актов, устанавливающих права, обязанности и ответственность опекунов (попечителей) На воспитание в обычную приемную семью целесообразно передавать не более четырех детей, с учетом того, чтобы общее количество детей, включая родных и усыновленных, не превышало шести человек. На содержание приемных детей выплачивать ежемесячное пособие в размере, определяемом в соответствии с Постановлением Правительства РФ. При условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ время ухода за приемным ребенком (детьми) включать в страховой (общий трудовой) стаж. Выполнение приемными родителями своих обязанностей рассматривать как оказание возмездной услуги, а оплату труда - как вознаграждение за оказанную услугу. За расчетную единицу определения размера оплаты труда приемных родителей брать минимальный размер оплаты труда, установленного в Российской Федерации.

В соответствии с особенностями второй модели приемной семьи правоотношения, возникающие между приемными родителями и органом опеки и попечительства, предлагается регулировать трудовым законодательством и именовать такую семью специализированной приемной семьей. Создание специализированной приемной семьи производить на основании решения органа опеки и попечительства при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти детей. Детей передавать на воспитание в специализированную приемную семью на основании решения органа опеки попечительства. При этом общее количество детей, передаваемых на воспитание в такую приемную семью, должно быть не менее пяти, но и не более десяти, а с учетом несовершеннолетних родных и усыновленных детей - не более двенадцати человек (по аналогии с детским домом семейного типа)1. Оформление отношений между органом опеки и попечительства и приемными родителями осуществлять на основании трудового договора. Права и обязанности приемных родителей закреплять в должностной инструкции. Приемных родителей считать внештатными работниками органа опеки и попечительства2. Выполнение ими своих обязанностей рассматривать как выполнение ими трудовой обязанности по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На приемных родителей специализированных приемных семей распространить условия оплаты труда, предоставление ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Время ухода за приемным ребенком (детьми) включать в страховой (трудовой) стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости как педагогическим работникам. За расчетную единицу определения размера оплаты труда приемных родителей брать соответствующий разряд Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, установленный для воспитателей образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом стажа работы и квалификации приемных родителей.

С учетом изложенного предлагается внести ряд изменений и дополнений в действующее законодательство, в том числе:

Ст. 152 СК РФ и изложить её в следующей редакции:

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями, желающими взять на воспитание от одного до четырех детей (приемная семья), либо на основании решения органа опеки и попечительства при желании приемных родителей, имеющих педагогическое образование, взять на воспитание от пяти до десяти детей (специализированная приемная семья).

Если на воспитании в специализированной приемной семье осталось менее пяти детей, орган опеки и попечительства обязан в месячный срок принятии решение о прекращении её функционирования, а приемные родители вправе взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на основании договора.

Таким образом, при совершенствовании законодательства, регулирующего институт приемной семьи, путем введения двух видов приемной семьи институт приемной семьи будет приведен в соответствие со сложившимися на практике моделями приемных семей. Одновременно будут урегулирована проблема отраслевой принадлежности и содержания правоотношений, возникающих между приемными родителями и органом опеки и попечительства и конкретизирован подход субъектов Российской Федерации к установлению размера оплаты труда приемных родителей и предоставляемых им гарантий и льгот.

 


Требования к приёмным родителям, их права и обязанности

 

В юридической науке под правовым статусом, как правило, принято понимать систему прав и обязанностей, которые предоставлены личности в силу закону. Согласно данному определению, под правовым статусом приёмного родителя следует понимать определённую совокупность прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, которые необходимы и достаточны для осуществления воспитания, образования, материального обеспечения приёмного ребёнка, а также защиты его прав и охраняемых законом интересов в качестве законного представителя во всех областях и перед всеми третьими лицами (физическими и юридическими), которые он приобретает в связи с заключением договора о передаче ребёнка в приёмную семью. Моментом приобретения прав и обязанностей родителем-воспитателем является момент заключения указанного договора.

Договор о передаче ребёнка в приёмную семью является договором, заключаемым в пользу третьего лица. Соответственно, три его участника, а именно: орган опеки и попечительства, родитель-воспитатель и приёмный ребёнок, становятся носителями взаимных прав и обязанностей, которые реализуются в процессе деятельности приёмной семьи. В связи с этим, рассматривая правовой статус приёмного родителя, можно сказать, что его составляют права и обязанности, с одной стороны, в отношении органа опеки и попечительства, а с другой - принятого на воспитание несовершеннолетнего ребёнка.

Ст. 153 СК РФ определены требования к приемным родителям. По сути, эти требования сходны, как следует из содержания п. 1 <garantF1://10005807.16900>, отсылающего по вопросу подбора и подготовки приемных родителей к положениям ст. 146 <garantF1://10005807.146> СК, ГК <garantF1://10064072.35>, Закона <garantF1://93182.0> об опеке и попечительстве, с требованиями, предъявляемыми законом к личности опекунов (попечителей) несовершеннолетних детей.1

Приемными родителями в соответствии с п. 1 <garantF1://10005807.16900> ст. 153 СК РФ и ст. 146 <garantF1://10005807.146> СК могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, как состоящие в браке, так и не состоящие в нем, способные воспитывать детей и создать им условия для всестороннего развития. В то же время лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. При этом приоритет среди кандидатов в приемные родители п. 1 комментируемой статьи, очевидно, отдается супругам.

СК (ст. 146 <garantF1://10005807.146>) и ГК (ст. 35 <garantF1://10064072.35>) устанавливают запрет для отдельных категорий граждан быть приемными родителями. Это касается лиц, в возможности которых обеспечить надлежащее семейное воспитание детей имеются по объективным причинам серьезные и веские сомнения. К ним отнесены:

а) граждане, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства, в результате которого они не могут понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 <garantF1://10064072.29> ГК), или признанные ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, в связи с чем они ставят свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 <garantF1://10064072.30> ГК);

б) лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

в) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, в том числе при использовании ими опеки (попечительства) в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи (п. 3 ст. 39 <garantF1://10064072.3903> ГК);

г) бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине (в случае уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребления родительскими правами, жестокого обращения с усыновленными, или если усыновители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией);

д) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;

е) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию детей. Перечень <garantF1://6470.1000> заболеваний, при наличии которых лицо не может взять ребенка на воспитание в приемную семью, утвержден постановлением <garantF1://6470.0> Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542. Положение <garantF1://10036409.1000> о медицинском освидетельствовании граждан, желающих стать приемными родителями, и форма <garantF1://10036409.2000> медицинского заключения по результатам освидетельствования граждан, желающих стать приемными родителями, утверждены приказом <garantF1://10036409.0> Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. N 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями";

ж) лица, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (п. 2 ст. 35 <garantF1://10064072.35002> ГК).

Подбор и подготовка приемных родителей согласно п. 1 <garantF1://10005807.16900> комментируемой статьи осуществляются органами опеки и попечительства с соблюдением требований, установленных ГК <garantF1://10064072.35>, Законом <garantF1://93182.0> об опеке и попечительстве и ст. 146 <garantF1://10005807.146> СК, т.е. требований, предъявляемых к подбору и подготовке, а также к личности опекунов (попечителей) несовершеннолетних граждан.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 8 <garantF1://93182.8110> Закона об опеке и попечительстве Правила <garantF1://95610.1000> подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством <garantF1://10005807.123> РФ формах, утверждены постановлением <garantF1://95610.0> Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423.

Порядок подбора приемных родителей состоит в следующем. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой о назначении их приемными родителями. К заявлению прилагаются следующие документы: справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда РФ или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение); выписка из домовой (поквартирной) книги <garantF1://12057407.11000> с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства; справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у граждан, выразивших желание стать приемными родителями, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан; медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования граждан, выразивших желание стать приемными родителями, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ; копия свидетельства <garantF1://12012195.2200> о браке (если состоят в браке); письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших десятилетнего возраста, проживающих совместно, на прием ребенка (детей) в семью; справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе); документ о прохождении подготовки граждан, выразивших желание стать приемными родителями (при наличии); автобиография. Кроме того, лица, обращающиеся с просьбой о назначении их приемными родителями, должны предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность1.

При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства в течение семи дней производит обследование условий их жизни, в ходе которого принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними, а также, если это возможно, желание самого ребенка (п. 2 ст. 146 <garantF1://10005807.1462> СК; п. 5 <garantF1://95610.4005> Правил создания приемной семьи). Критерии, по которым органом опеки и попечительства должна оцениваться способность лиц к выполнению обязанностей приемных родителей, СК и Правилами создания приемной семьи не определены, что предполагает необходимость индивидуального подхода к решению данного вопроса в каждом конкретном случае.

Результаты обследования условий жизни граждан, желающих стать приемными родителями, отражаются в акте, который оформляется в течение трех дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства. На основании акта <garantF1://96954.5000> обследования орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления всех необходимых документов принимает решение (дает заключение) о возможности заявителей быть приемными родителями (или о назначении приемными родителями) либо решение об отказе в этом с указанием причин отказа. Акт обследования может быть оспорен заявителями в судебном порядке.

В случае если лица изъявляют желание взять на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в акте органа опеки и попечительства о назначении приемных родителей указывается о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий (п. 6 <garantF1://95610.4006> Правил создания приемной семьи).

Заключение органа опеки и попечительства (в форме акта) о возможности обратившихся лиц быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о приемной семье направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение трех дней со дня его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования заключения.

Заключение органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями дает им право на подбор детей из воспитательных и медицинских организаций, организаций социальной защиты населения и аналогичных организаций по направлению органа опеки и попечительства для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). Администрация организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья (п. 8 <garantF1://95610.4008> Правил создания приемной семьи).

В соответствии с п. 2 <garantF1://10005807.17000> ст. 153 СК РФ приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и исполняют обязанности опекуна (попечителя), т.е. имеют право и обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном, физическом, психическом и духовном развитии, создавать необходимые условия для получения им общего образования, готовить его к самостоятельной жизни. Имущественные права и обязанности приемных родителей определяются гражданским законодательством, а также Законом <garantF1://93182.0> об опеке и попечительстве. Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Приемные родители несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.

Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его права и интересы (в том числе в суде) без специальных на то полномочий (п. 2 ст. 31 <garantF1://10064072.3102> ГК; п. 4 <garantF1://95610.4004> Правил создания приемной семьи); совершают от имени малолетнего приемного ребенка и в его интересах все необходимые сделки (ст. 28 <garantF1://10064072.28>, п. 2 ст. 32 <garantF1://10064072.3202> ГК); дают согласие на совершение тех сделок, которые приемный ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не вправе совершать самостоятельно и оказывают содействие приемному ребенку в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют от злоупотреблений со стороны третьих лиц (ст. 26 <garantF1://10064072.26>, п. 2 ст. 33 <garantF1://10064072.33002> ГК); имеют право помещать приемного ребенка в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях; распоряжаются в порядке, установленном ст. 37 <garantF1://10064072.37> ГК и Законом <garantF1://93182.0> об опеке и попечительстве, имуществом приемного ребенка.

Приемные родители вправе требовать по суду возврата ребенка, переданного в приемную семью, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка (п. 4 ст. 148.1 <garantF1://10005807.14814> СК).

При необходимости приемные родители как законные представители приемного ребенка вправе и в других случаях обратиться в установленном порядке в суд за защитой прав детей, находящихся у них на воспитании (ст. 10 <garantF1://10035206.10> Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).1

Представляется, что договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью должен закреплять по возможности все рассмотренные выше права и обязанности приемных родителей. Это необходимо с учетом таких специфических признаков приемной семьи, как возмездность и «профессионализм». Обязанности приемных родителей, закрепленные в договоре о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, являются теми конкретными услугами, за выполнение которых они получают заработную плату. Максимальная конкретизация обязанностей приемных родителей в договоре необходима также в связи с тем, что эти обязанности определяют предмет договора.

С учетом изложенного представляется целесообразным дополнить перечень прав и обязанностей приемных родителей, предусмотренных в примерной форме договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, следующими правами и обязанностями:

) обеспечивать обязательное ежегодное медицинское обследование приемных детей;

2) проходить со всеми членами семьи, проживающими вместе с приемными детьми, ежегодное медицинское обследование и предоставлять в орган опеки и попечительства заключения по его результатам1;

3) обеспечить защиту прав и интересов приемного ребенка в вопросах назначения причитающихся ребенку алиментов, пенсий и других социальных выплат.

Обязанность прохождения приемными родителями ежегодного медицинского обследования связана с особенностями труда приемных родителей по воспитанию детей. Это позволит органам опеки и попечительства определить соответствие приемных родителей выполняемой работе. Необходимость прохождения медицинского обследования членами семьи приемных родителей направлена на защиту здоровья приемных детей и на обеспечение нормальных условий для их воспитания.

Приемные родители в отличие от опекунов (попечителей) должны не только не препятствовать общению приемных детей с кровными родителями и другими родственниками, но и содействовать такому общению при условии, что оно не отразится неблагоприятно на развитии детей. Основное отличие приемной семьи от детского дома в том, что смысл воспитания в детском доме - это приютить на несколько лет, как правило, до совершеннолетия детей, имеющих родителей, но лишенных прав воспитания. Основная задача детского дома - изолировать детей от своих кровных родителей, которые не создают ребенку условий для физического, психического и социального развития и отрицательно влияют на его личность. Таким образом, детский дом предназначен для защиты ребенка от неблагополучных родителей. Воспитание же в приемной семье одной из своих задач ставит сохранение родственных связей приемного ребенка и ориентирует его на возврат в родную семью.

Защита жилищных и имущественных прав приемных детей является одной из основных, хотя и второстепенной в сравнении с воспитанием, обязанностью приемных родителей. Данная обязанность вытекает из общей обязанности приемных родителей по защите прав приемных детей.

Обязанность по защите имущественных прав приемного ребенка (детей) включает в себя:

) реализацию права ребенка на получение всех причитающихся ему в соответствии с законодательством выплат (пенсий, пособий, алиментов). Приемные родители должны самостоятельно обращаться в Пенсионный Фонд РФ для назначения приемному ребенку (детям) пенсий по потере кормильца или по инвалидности, а также обращаться в суд для взыскания алиментов с родителей приемных детей. Приемные родители должны осуществлять взаимодействие со службой судебных приставов относительно взыскания алиментов на приемных детей;

) осуществление мер, направленных на обеспечение сохранности имущества приемного ребенка. Приемным родителям органом опеки и попечительства передается имущество, принадлежащее приемному ребенку (детям), согласно описи. Во время нахождения ребенка в приемной семье приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При выпуске приемного ребенка из приемной семьи данное имущество должно быть передано по акту либо ребенку (при достижении им 18 лет), либо новому опекуну (попечителю) этого ребенка;

3) осуществление мер по использованию имущества приемного ребенка. Целью использования имущества, как правило, является извлечение из него прибыли (сдача внаем квартиры приемного ребенка). В некоторых случаях целью использования имущества может быть обеспечение его сохранности (заключение договора безвозмездного пользования земельным участком). При этом в случае нерационального использования имущества приемного ребенка либо использования приемными родителями имущества в своих корыстных целях орган опеки и попечительства в соответствии со ст. 38 ГК РФ может самостоятельно без согласия приемных родителей заключить договор о доверительном управлении имуществом с любым другим лицом.

Обязанность приемных родителей по защите жилищных прав приемного ребенка (детей) заключается в следующем:

) обеспечение сохранности жилого помещения, в котором за приемным ребенком закреплено право пользования и проживания;

) обеспечение своевременной постановки приемного ребенка, не имеющего закрепленного жилья, на льготную очередь по получению жилого помещения.

При этом, как справедливо отмечает Л.Ю. Михеева1, в настоящее время назрела необходимость более подробно урегулировать порядок осуществления опекунами и попечителями правомочий по охране и распоряжению имуществом подопечных, порядок согласования таких сделок с органами опеки и попечительства, а также порядок отчета опекунов и попечителей перед стороной по договору и ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Приемные родители несут ответственность за жизнь и здоровье приемных детей. В связи с этим приемные родители должны создать максимально безопасные условия жизнедеятельности приемных детей. С этой целью они обязаны проводить обучение приемного ребенка (детей) основам безопасности жизнедеятельности, правилам дорожного движения, пользования бытовой техникой, транспортными средствами и другими источниками повышенной опасности.

В целях защиты прав и интересов приемного ребенка (детей) приемные родители наделяются правом представлять их во всех организациях, на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в суде. «Основаниями возникновения представительства являются юридические факты, с которым закон связывает признание одного лица представителем другого, или, что то же, юридические факты, в силу которых возникает внутреннее правоотношение представительства». Представитель - лицо, совершающее в силу имеющегося у него полномочия сделки и иные юридические действия от имени представляемого. Для определения основания представительства необходимо установить, какой документ выступает в качестве письменной формы уполномочия.

Представительство приемных родителей основывается на договоре о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Наличие в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью признаков о представительстве связано с соответствующим соглашением сторон. Это следует из ст. 153 СК РФ, в соответствии с которой приемные родители по отношению к приемным детям обладают правами опекунов (попечителей), а «назначение опекуна малолетнему порождает правоотношение представительства». Приемные родители представляют в суде интересы приемных детей (ребенка), пользуясь правами и неся обязанности опекунов (попечителей). Полномочия приемных родителей на участие в судебном процессе в качестве законных представителей приемных детей (ребенка) подтверждаются удостоверением установленной формы. В соответствии со ст. 31 ГК РФ опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношении с любыми лицами, в том числе и в суде, без специального полномочия. Представительство приемных родителей носит личный характер, как вытекающее из семейных отношений. Поэтому «при осуществлении полномочия представитель должен руководствоваться интересами представляемого».1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.055 с.)