Понятие и правовая природа договора о передаче ребёнка в приёмную семью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и правовая природа договора о передаче ребёнка в приёмную семью



 

Среди наиболее значимых нововведений, закрепленных в Федеральном законе <garantF1://93182.14> от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и во взаимосвязанном с ним Федеральном законе <garantF1://12060033.0> от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве", следует отметить установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства. Эта новелла имеет некоторую специфику вследствие трех следующих обстоятельств.

Во-первых, расширено использование гражданско-правового термина "договор" в положениях глав Семейного кодекса РФ, посвященных устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Во-вторых, в механизм правового регулирования глав 20-21 <garantF1://10005807.620> СК РФ добавлена возможность субсидиарного применения правил главы 39 <garantF1://10064072.2039> Гражданского кодекса РФ, а также общих положений гражданского законодательства об обязательствах, в том числе положений об ответственности за неисполнение обязательств (раздел III <garantF1://10064072.30000> ГК РФ).

В-третьих, в связи с указанными нововведениями поставлен вопрос о правовой природе договора об осуществлении опеки или попечительства.

Отметим, что после вступления в силу СК <garantF1://10005807.0> РФ (напомним, это произошло 1 марта 1996 г.) правовая природа данного договора в специальной литературе часто вовсе не анализировалась.

Мнения авторов, обратившихся к этой теме, расходятся. Так, Л.Ю. Михеева договор об осуществлении опеки или попечительства относит к группе гражданско-правовых договоров об оказании услуг; П.В. Крашенинников, П.И. Седугина, М.Ю. Челышев рассматривают его как смешанный договор; Л.В. Барков предлагает считать его договором об оказании социальных услуг.

До принятия Федерального закона <garantF1://93182.14> "Об опеке и попечительстве" и внесения изменений в СК РФ назначение опекуна или попечителя производилось на основании постановления главы районной администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве). Вопрос о порядке заключения договора регулировался нормами главы 21 <garantF1://10005807.621> СК РФ ("Приемная семья"), Положением <garantF1://10035525.1000> о приемной семье, утвержденным постановлением <garantF1://10035525.0> Правительства РФ от 17 августа 1996 г. N 829 и Типовым договором <garantF1://10035525.2000> о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, являющимся приложением N 1 к Положению о приемной семье. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью являлся юридическим фактом образования приемной семьи. Статья 152 СК РФ в прежней редакции указывала, что договор должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Типовой договор все перечисленные условия содержал.

В настоящее время ч. 1 ст. 14 <garantF1://93182.1401> Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет заключить договоры о приемной семье и о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), рассматривая их как частные случаи (разновидности) договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Эта статья позволяет осуществлять возмездную опеку или попечительство не только над детьми, но и над взрослыми подопечными путем заключения договора.

Кроме того, законодатель недвусмысленно определил юридический факт, порождающий возникновение отношений, связанных с опекой и попечительством. Согласно п. 6 ст. 11 <garantF1://93182.1106> Федерального закона "Об опеке и попечительстве" основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В части 4 п. 7 ст. 145 <garantF1://10005807.145073> СК РФ определено, что при установлении опеки или попечительства по договору в момент принятия акта у опекуна или попечителя возникают права и обязанности по представительству прав и интересов подопечного.

Очевидно, что возникновение правоотношений в связи с установлением опеки или попечительства законодатель связывает именно с принятием акта. Каким должно быть его содержание?

Во-первых, в акте о назначении опекуна или попечителя может быть назван срок действия полномочий последнего. Так, если опека над ребенком устанавливается по заявлению его родителя на период, когда в связи с длительной командировкой родитель не может исполнять свои родительские обязанности (ст. 13 <garantF1://93182.1301> Федерального закона "Об опеке и попечительстве"), в акте может быть сказано, что опека устанавливается на период до возвращения родителя по месту жительства, или называется конкретный срок, например, два месяца. В соответствии со ст. 29 <garantF1://93182.2912> Федерального закона "Об опеке и попечительстве" истечение срока действия акта о назначении опекуна или попечителя служит автоматическим основанием прекращения опеки или попечительства.

Во-вторых, в соответствии со ст. 10 <garantF1://93182.1008> Федерального закона "Об опеке и попечительстве" при назначении одному подопечному нескольких опекунов (попечителей) в акте могут определяться обязанности каждого из них. В случаях, предусмотренных ст. 14 <garantF1://93182.1402> Федерального закона "Об опеке и попечительстве", в акте может быть закреплено, что опекун (попечитель) исполняет свои обязанности возмездно.1

В-третьих, в акте могут перечисляться отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе или, напротив, обязан (ч. 4 ст. 15 <garantF1://93182.1504> Федерального закона "Об опеке и попечительстве"). В качестве примеров таких требований законодатель приводит: запрет опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного (например, в случаях, когда место жительства приближено к месту получения медицинской помощи, и т.п.); установление в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного обязательных требований к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя (так называемые индивидуальные требования). Такие требования могут, в частности, определять конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного (распорядок дня, периодичность психологического обследования, график занятий спортом или посещения медицинского учреждения и т.п.).

Требование об отражении в акте о назначении опекуна или попечителя стольких нюансов позволяет усомниться в правильности позиции разработчиков Федерального закона "Об опеке и попечительстве". В частности, в комментарии к его ст. 14 <garantF1://93182.14> авторы указывают, что "с момента принятия акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, у опекуна или попечителя возникнут пока только права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов подопечного, а все иные - с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства"1. Если круг вопросов, разрешаемых актом о назначении опекуна или попечителя, столь обширен, то какова роль договора в случае установления возмездной опеки?

Специальные статьи, посвященные содержанию договора об осуществлении опеки или попечительства, и в Федеральном законе <garantF1://93182.0> "Об опеке и попечительстве", и в СК <garantF1://10005807.145073> РФ отсутствуют.

В пункте 3 <garantF1://95610.3003> Правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденных постановлением <garantF1://95610.0> Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423, сказано, что договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна. Однако содержание подобных договоров, их существенные и иные условия Правительство РФ определять не вправе. Поэтому не может быть составлен и типовой договор об осуществлении опеки или попечительства. В Федеральном законе "Об опеке и попечительстве" оговариваются лишь некоторые условия, которые могут включаться в текст договора: действия, которые опекун совершать не вправе (п. 4 ст. 15 <garantF1://93182.1504>); размер, случаи и порядок выплаты вознаграждения опекуну (попечителю) (п. 3 ст. 14 <garantF1://93182.1403>, п. 2 ст. 16 <garantF1://93182.1602>); состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование (если такое предусмотрено) (п. 3 ст. 16 <garantF1://93182.1603>).

Не многим лучше выглядит содержание договора о приемной семье. В пункте 1 ст. 153.1 <garantF1://10005807.15311> СК РФ приводится закрытый перечень сведений, которые должен содержать указанный договор с учетом, вероятно, его специфики. Он практически идентичен перечню, содержащемуся в Типовом договоре <garantF1://10035525.2000> о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, и включает сведения о ребенке (детях), условиях содержания, воспитания и образования ребенка (детей), правах и обязанностях приемных родителей и органа опеки и попечительства, а также сроке действия, основаниях и последствиях прекращения этого договора.

В пункте 2 ст. 152 <garantF1://10005807.15202> СК РФ сказано, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в субсидиарном порядке положения главы 20 <garantF1://10005807.620> СК РФ (об опеке и попечительстве) и главы 39 <garantF1://10064072.2039> ГК РФ (о возмездном оказании услуг). Надобность в применении главы 20 СК РФ вряд ли возникнет, так как в ней, как уже отмечалось, содержание такого договора не определено. Что касается возможности применения главы 39 ГК РФ, то данный вопрос будет предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

Для определения правовой природы договора о приемной семье необходимо установить соотношение акта о назначении опекуна или попечителя и названного договора при возмездной опеке.

С учетом определенного в п. 6 ст. 11 <garantF1://93182.1106> Федерального закона "Об опеке и попечительстве" основания возникновения отношений опеки и попечительства и многообразия вопросов, решаемых актом о назначении опекуна или попечителя, считаем возможным сделать следующие выводы.

. Правоотношения в связи с установлением опеки или попечительства являются непосредственным следствием принятия административного акта о назначении опекуна или попечителя, тогда как договор лишь конкретизирует и уточняет сведения о ребенке и взаимных обязательствах сторон.

. Присутствие регулятивного начала (административного акта), которое "перевешивает" договорную конструкцию, противоречит классическим "канонам" частного гражданского права. Это связано с тем, что в договоре об осуществлении опеки мера публичности является определяющей.

То обстоятельство, что для семейного права характерно наличие организационно-процедурного элемента, заметила О.Ю. Ильина. И.Ф. Александров среди особенностей семейных отношений выделяет императивность правового регулирования данных отношений.1 В этом, по его мнению, заключается коренное отличие семейных отношений от гражданских.

Исследователь О.Ю. Ильина, сравнив содержания п. 2 ст. 1 <garantF1://10064072.19992> ГК РФ, п. 2 ст. 1 <garantF1://12038291.10002> Жилищного кодекса РФ и п. 1 ст. 7 <garantF1://10005807.3000> СК РФ, пришла к выводу о публичной направленности семейно-правового регулирования. В то время как гражданское и жилищное законодательства в указанных нормах предоставляют гражданам возможность осуществлять принадлежащие им права в своих интересах, семейное законодательство исключает такую свободу усмотрения членов семьи.

. Коль скоро п. 1 ст. 7 <garantF1://10005807.3000> СК РФ определяет структуру интересов в семейных правоотношениях, исключающую приоритет частных интересов отдельных членов семьи, то применение главы 39 <garantF1://10064072.2039> ГК РФ (о возмездном оказании услуг), согласно положениям которой граждане заключают договор своей властью и в своем интересе, будет так или иначе вступать в противоречие с существом семейных отношений (ст. 4 <garantF1://10005807.4> СК РФ). Не случайно до внесения изменений Федеральным законом <garantF1://12060033.2> "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" в главу 21 <garantF1://10005807.621> СК РФ перечень возможных семейно-правовых договоров, предусмотренных СК РФ, являлся исчерпывающим. Это обусловлено именно спецификой семейных отношений.

. По тем же основаниям представляются нелогичными изменения, внесенные Федеральным законом <garantF1://12060033.220> "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" в ст. 153.2 <garantF1://10005807.1532> СК РФ, о порядке прекращения договора о приемной семье: решено прекращать договор по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств. Из 11 перечисленных в главе 26 <garantF1://10064072.1026> ГК РФ оснований прекращения обязательств лишь одно - прекращение обязательства смертью гражданина (ст. 418 <garantF1://10064072.418> ГК РФ) - может быть применено к договору об осуществлении опеки или попечительства (договору о приемной семье).

. Представляется вполне закономерным, что специфика защиты семьи на общегосударственном уровне предполагает использование приемов управленческого воздействия на семейную сферу. Может ли быть иначе сегодня, когда семье отводится роль "несущей конструкции" социума в силу исключительности выполняемых ею социальных функций?

И наоборот, регулирующая и охранительная сила норм гражданского права опирается на признание равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, личности и свободы человека, автономии воли участника и свободы договора, единства рыночного пространства в пределах территории Российской Федерации, недопустимости ограничения гражданских прав и свобод и гражданского оборота иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 55 <garantF1://10003000.55> Конституции РФ, обеспечение защиты и восстановление нарушенных прав.

. Мы не можем согласиться с исследователем А.В. Барковым, который утверждает, что открытые им оригинальные системообразующие признаки позволят договор об осуществлении опеки или попечительства (договор о приемной семье) отнести к группе гражданско-правовых обязательств на оказание социальных услуг. При этом под социальной услугой автор предлагает понимать деятельность, требующую договорного режима оказания социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и других услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от условий ее оказания и оплаты. Как утверждает автор, они объединяются особой социальной направленностью (идеей социального содействия), особым субъектным составом (лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации), и предметом договора (оказание социальных услуг).

Представляется, что проведение аналогии недопустимо сразу по нескольким причинам.

Во-первых, мы, вслед за Е.Г. Шабловой, придерживаемся точки зрения, согласно которой социальные услуги не являются объектом договора возмездного оказания услуг, а возмездность - это один из отличительных признаков услуги как объекта гражданских прав1.

Во-вторых, условия оказания и оплаты услуг по договору требуют контроля со стороны государственных органов опеки и попечительства, так как речь идет о несовершеннолетних. С учетом комплексного характера реформирования данного института отсутствие федерального нормативно-правового регулирования, весьма вероятно, приведет к искажению применения закона на местном уровне, а это противоречит соблюдению прав и интересов несовершеннолетних. Данное положение подтверждает сделанный нами вывод о публичной направленности семейно-правового регулирования.

В-третьих, наметившаяся тенденция к передаче обязанностей, связанных с осуществлением практических мер в области защиты прав детей, от Российской Федерации к субъектам Российской Федерации без выработки соответствующих обязательных для субъектов Российской Федерации федеральных государственных стандартов неминуемо приведет к негативным правовым и финансовым последствиям. На данный факт указывает, например, А.В. Барков.

. Как справедливо заметил Е.А. Суханов, "фидуциарные сделки редки и в целом не характерны для имущественного оборота". Отнесение договора об осуществлении опеки или попечительства (договора о приемной семье) к фидуциарным гражданско-правовым договорам вносит определенный диссонанс в существующую традиционную классификацию договоров в науке гражданского права. Кроме того, по действующему законодательству именно семейное, а не гражданское законодательство регулирует личные неимущественные отношения членов семьи. Поэтому договоры и иные соглашения, регулирующие личные неимущественные отношения в семейной сфере, могут быть только семейно-правовыми. До кардинального изменения предмета гражданского права и корректировки предмета семейного права дискуссия об этом является преждевременной.

. Таким образом, по своей правовой природе договор об осуществлении опеки или попечительства (договор о приемной семье) нельзя отнести ни к классическим, ни к смешанным гражданско-правовым договорам.

Считаем, что данный вид договора можно признать семейно-правовым, так как по своей правовой природе он обладает искомой спецификой. Предметом исследуемого договора является воспитание ребенка в семье. Может ли столь специфическая духовная деятельность квалифицироваться как услуга, представляющая объект гражданско-правового отношения? С учетом мнений ученых, определяющих услугу в общем виде, Н.А. Баринов полагает, что "услуга - это экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительные стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека"1.

Воспитание, осуществляемое опекунами (попечителями), приемными родителями, является, по сути, способом их жизни, когда не только и не столько словом, сколько примером, всей своей жизнью осуществляется процесс воспитания. В процессе воспитания возникает сложная гамма личных неимущественных отношений, самым тесным образом связанных с личностями опекунов (попечителей), приемных родителей и ребенка. Их нельзя квалифицировать в качестве гражданских прав и обязанностей, это семейно-правовые права и обязанности сторон исследуемых договоров. Каким гражданско-правовым договором, рассчитанным на опосредование товарно-денежных отношений, можно обязать мать любить ребенка, а ребенка - мать?

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что договор об осуществлении опеки или попечительства (договор о приемной семье) по своей правовой природе является не гражданско-правовым, а семейно-правовым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.014 с.)