Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семьяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения 1. Усыновление, опека (попечительство), приемная семья – основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Усыновление (удочерение) детей: основные понятия, требования к усыновителям, условия и порядок усыновления, правовые последствия усыновления ребенка 3. Тайна усыновления. 5. Отмена усыновления ребенка и ее правовые последствия. 6. Опека и попечительство: основания установления, права и обязанности опекуна и попечителя. 7. Назначение опекунов и попечителей. Предварительные опека и попечительство. 8. Основания прекращения опеки и попечительства. 9. Приемная семья: основания возникновения, приемные родители, приемные дети. 10. Договор о приемной семье. 11. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 12. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Литература Нормативные правовые акты Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.// Российская газета. 1993. 25 декабря. Семейный кодекс Российской Федерации (ред. от 30 июня 2008 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1 Ст. 16. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая (в ред. ФЗ от 29 июня 2009 г. № 132-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. ФЗ № 160-ФЗ от 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134 – ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4909. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1643. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2304. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (в ред. от 11.04.2006 г.) // СЗ РФ.. 2000. № 15. Ст. 1590. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» (в ред. от 18 августа 2008 г.) // СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1251. Постановление Правительства РФ № 654 от 4 ноября 2006 г. (в ред. Постановления Правительства РФ № 356 от 22 апреля 2009 г.) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СЗ РФ. 2006. № 46. Ст. 4801; 2007. № 32. Ст. 4154. Постановление Правительства РФ № 423 от 18 мая 2009 г. «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // СЗ РФ.. 2009. № 21. Ст. 2572. Постановление Правительства РФ № 432 от 19 мая 2009 г. «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» // СЗ РФ.. 2009. № 21. Ст. 2581. Приказ Минздрава РФ № 332 от 10 сентября 1996 г. «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями // Российские вести. № 197 от 17 октября 1996 г. Приказ Министерства образования и науки РФ № 347 от 12 ноября 2008 г. «Об утверждении административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» // Российская газета. № 30 от 20 февраля 2009 г. Закон г. Москвы № 16 от 4 июня 1997 г. «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» (в ред. от 29 сентября 2004 г.) // Ведомости Московской Думы. № 6. 1997 г.
Официальные акты высших судебных органов Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (в ред. от 6 февраля 2007 г.) // БВС РФ. 2006. № 6. Основная Абашин Э.А. Семейное право: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2003. *Нечаева А.М. Семейное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. Петров М.И. Семейное право. Учебное пособие для ссузов. – М.: Приор, 2005.
Дополнительная * Алиева З.З. Особенности рассмотрения судом дел об усыновлении (удочерении) детей // Журнал российского права. 2007. № 1. * Вишневская Е.В., Турилкина Т. Усыновление: понятие, причины, последствия // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 11. Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России: Материалы научно – практ. конференции. – М.: ИГПАН РАН, 2004. *Завражнов В. Усыновление иностранцами детей – российских граждан // Российская юстиция. 2001. № 7. * Король И.Г. Тайна усыновления: проблемы и морально-правовые аспекты / Информационные отношения и право: Сб. научн. трудов. – Вып. 2 / Под ред. В.В. Ершова, Д.А. Ловцова. – М.: РАП, 2007. * Король И.Г. Правовые аспекты усыновления детей российскими гражданами // Российское правосудие № 7. 2008 г. *Косова О.Ю. Особенности международного усыновления // Законность. 2001. № 7. *Косова О.Ю. Усыновление пасынков и падчериц: процедурные вопросы // Российская юстиция. 2001. № 2. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. – М.: Юрайт-Издат, 2008. * Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве // Журнал российского права. 2002. № 7. * Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. – М.: Волтерс Клувер, 2006. Михеева Л.Ю. Представительство прав и интересов подопечных //Современное право. 2001. № 7. Михеева Л.Ю. Опеке и попечительству – государственную поддержку // Закон и право. 2002. № 12. * Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика / Под ред. Р.П. Мананковой. – М.: Волтер Клувер, 2004. Паршуткин В., Львова Е. Особенности рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей иностранцами // Российская юстиция. 1998. N 11. Рабец А.М. Традиционные и современные правовые формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. – М.: РГСУ, 2008. * Фетисова О.В. Правовой статус приемных родителей // Право и политика. 2005. № 3. *Филимонова Е.А. Тайна усыновления/ Суд, право и власть. Сб. науч. ст. Вып. 3. РАП, 2007. * Шерстнева Н.С. Опека и попечительство как форма воспитания несовершеннолетних // Семейное и жилищное право. 2007. № 2.
Контрольные вопросы 1. Какие дети могут быть переданы на усыновление, под опеку или попечительство, в приемную семью? 2. В каких случаях иностранные граждане или лица без гражданства могут усыновить детей-граждан РФ? 3. Какие лица имеют право быть усыновителями, какие требования к ним предъявляет закон? 4. Какую разницу в возрасте между усыновителем и усыновленным устанавливает СК РФ? 5. В каких случаях согласие родителей ребенка на его усыновление не требуется? 6. Каким образом может быть выражено согласие родителей на усыновление ребенка? 7. В каких случаях согласие усыновляемого ребенка на усыновление обязательно? 8. Во всех ли случаях законом предусмотрено согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка? 9. Какие нормы предусмотрены в СК РФ для обеспечения сохранения тайны усыновления? 10. Каким образом усыновители записываются в качестве родителей усыновляемого ребенка? 11. Какие правовые последствия усыновления ребенка установлены законом? 12. Какие лица, обладают правом требовать отмены усыновления ребенка? 13. Над детьми, какого возраста устанавливается опека, попечительство? 14. Какие лица могут назначаться опекунами или попечителями? 15. В каких случаях орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя? 16. Какие права и обязанности опекунов и попечителей установлены законом? 17. В каком случае опекун или попечитель исполняет свои обязанности возмездно? 18. Какие лица могут быть приемными родителями? 19. Какие условия должен содержать договор о приемной семье? 20. Какие документы являются основанием для заключения договора о приемной семье? 21. В каких случаях договор о приемной семье прекращается? 22. Каким нормативным правовым актом установлены порядок создания приемной семьи и контроль за условиями жизни и воспитания ребенка в ней? 23. Какое количество детей может быть передано на воспитание в приемную семью? 24. Какой орган рассматривает вопрос возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем)? 25. Какие права закреплены СК РФ в отношении детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Задачи Задача № 1 Судом было рассмотрено дело об усыновлении Свешниковым детей его жены – Андрея 2006 г. рождения и Анастасии 1997 г. рождения. В материалах дела имеется копия свидетельства о рождении Анастасии, из которого следует, что ее отцом является Степан Тарасов. Однако данные о его согласии на удочерение отсутствуют. Вправе ли суд удовлетворить заявленные Свешниковым требования об установлении усыновления (удочерения)? В каких случаях СК РФ предусматривает получение согласия родителей ребенка на его усыновление? Задача № 2 Суд удовлетворил заявление Горохова об установлении удочерения одиннадцатилетней дочери своей супруги – Тамары. При этом в материалах дела отсутствуют сведения о согласии ребенка на удочерение, девочка в судебное заседание не приглашалась и не опрашивалась. Какие отношения сложились у нее с отчимом не выяснено. Необходимо ли согласие Тамары на удочерение? В каких случаях СК РФ предусматривает возможность усыновления ребенка старше десяти лет без получения его согласия? Задача № 3 Карасев обратился в суд с иском к Нагаевой об отмене усыновления. В обоснование своих требований он пояснил, что состоял с ответчицей в браке с 2000 г.. В 2007 г. они совместно усыновили мальчика трех лет – воспитанника детского дома. Через некоторое время их отношения ухудшились и они расторгли брак. Нагаева повторно вышла замуж и уехала вместе с ребенком и мужем в другой город. Какие основания к отмене усыновления установлены СК РФ? Имеет ли право в данном случае Карасев требовать отмены усыновления? С участием каких лиц рассматриваются дела об отмене усыновления? Задача № 4 Родители шестилетней Наташи Зотовой ученые – геологи и их работа связана с частыми и длительными командировками. Они узнали, что в ближайшее время им предстоит восьмимесячная экспедиция. Девочка учится в первом классе, дополнительно занимается музыкой и бальными танцами, имеет много друзей среди своих сверстников. Взять ребенка с собой отец и мать не могут, поэтому они обратились в орган опеки и попечительства с заявлением о назначении в качестве опекуна ребенку родной сестры матери Наташи. Между девочкой и тетей сложились взаимные, доверительные отношения, своих детей у тети нет. Вправе ли родители подать заявление в орган опеки и попечительства о назначении их ребенку опекуна, и в каких случаях? Какие требования установлены законом в отношении опекунов? На каком основании возникают отношения между опекуном и подопечным? Обязательно ли в данном случае согласие Наташи на назначение ей в качестве опекуна тети? МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Предлагаемые рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи студентам при изучении курса «Семейное право». Студенты должны учитывать, что настоящие методические рекомендации, несмотря на краткое освещение в них основных вопросов по изучаемым темам не заменяют собой учебников, учебных пособий, специальной литературы, комментариев и иной литературы. Они ориентируют студентов на правильный подход к изучению учебного материала, подбор и изучение необходимой литературы, обращают внимание на наиболее сложные вопросы, подлежащие усвоению. Более детально круг вопросов, изучаемый по каждой теме освещается на лекциях. Поэтому студенты обязательно должны посещать лекции и конспектировать основные наиболее значимые моменты. Тем не менее, для подготовки к семинарским занятиям и успешного освоения учебного материала необходимо использовать учебную литературу. При этом надо помнить, что учебники, учебно-методическая и иная научная литература, рекомендуемая преподавателем не может содержать всех изменений, происходящих в процессе изучения дисциплины. При подготовке ко всем темам по курсу семейного права необходимо использовать Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ, Комментарий к Семейному кодексу РФ, желательно, издания, содержащие последние изменения и дополнения, Постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также учебники: Абашин Э.А. Семейное право: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2003, Нечаева А.М. Семейное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005, Петров М.И. Семейное право. Учебное пособие для вузов. – М.: Приор, 2005. По каждой изучаемой теме в учебно-методическом комплексе приведен перечень дополнительной литературы для более углубленного освоения учебного материала, а также необходимые нормативные правовые акты РФ. Для изучения данной дисциплины студент должен знать общую теорию права, в том числе основные понятия и институты: нормы права, структурные элементы и виды норм права, общую и особенную часть гражданского права: правоспособность и дееспособность гражданина; сделки; представительство и доверенность; сроки и исковая давность; общие положения о праве собственности; и др. Студентам необходимо следить за изменениями и дополнениями, которые периодически вносятся в действующее семейное законодательство. Так, последние изменения в Семейный кодекс РФ были внесены Федеральным законом РФ № 106-ФЗ от 30 июня 2008 г. и вступили в силу с 1 сентября 2008 г.а. Семейный кодекс РФ дополнен главой 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Значительные изменения претерпели главы 20 «Опека и попечительство над детьми» и 21 «Приемная семья» СК РФ в связи с принятием Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», [7] который также вступил в силу с 1 сентября 2008 г.а. Системный подход к изучению данного курса способствует его пониманию и успешному изучению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.166 (0.008 с.) |