Проблемный семинар «Воспитание в приёмной семье» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемный семинар «Воспитание в приёмной семье»



Для опекунов, приемных родителей, воспитателей детских домов семейного типа.

ЦЕЛЬ: Ознакомление приемных родителей (опекунов, воспитателей) с началами семейной педагогики и психологии, гигиеническими и юридическими основами жизнедеятельности приёмной семьи.

Сроки обучения:

а) в течение года (1 раз в месяц),

б) в течение полугода (2 раза в месяц).

Режим занятий: 4 часа в день.

Всего часов - 40

Количество занятий-10

Пояснительная записка

У истоков традиций приёмной семьи стояла Великая императрица Екатерина. Выслушав доклад Московского опекунского совета о смертности сирот в воспитательных домах, Екатерина содрогнулась и, следуя рекомендациям совета, признала лучшей мерой для изменения ситуации «раздачу» сирот на воспитание в деревенские семьи.

История образования России.

Известно, что самый эффективный в истории человечества инструмент воспитания – это семья. Дать детям, оставшимся без родительской поддержки, попавшим в трудную жизненную ситуацию, возможность снова оказаться в семейной атмосфере - это значит в значительной мере обеспечить им необходимый психологический комфорт и формирование у них социально полезных форм поведения.

Сравнительно новым институтом устройства и социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная семья. В нашей стране институт приемной семьи впервые закреплен Семейным кодексом Российской Федерации в 1995 г.

Приемная семья содержит в себе черты и усыновления, и опеки, и детского учреждения. Основы отношений в приемной семье регулируются Семейным кодексом РФ и Положением о приемной семье, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Сегодня эта форма позволяет решать следующие проблемы:

1. Повысить качество жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или попавших в иную трудную жизненную ситуацию.

2. Обеспечить общественно-необходимый уровень их социализации и воспитания.

3. Разгрузить переполненные детские дома.

4. Трудоустроить граждан.

Однако и в условиях семьи, а тем более – приемной, воспитание остается весьма не простым делом, требующим не только житейского опыта, но и специальной психолого-педагогической подготовки и развития педагогических способностей. Воспитание в приемной семье должно быть профессиональным, и в связи с этим необходима система предварительной психолого-педагогической и правовой подготовки членов приемной семьи.

Содержание семинара направлено на то, чтобы за краткий период времени дать слушателям исходную правовую, гигиеническую и психолого-педагогическую подготовку, позволяющую целенаправленно сочетать в приёмной семье традиционные возможности спонтанного (стихийного) семейного воспитания с целенаправленными профессионально-педагогическими воздействиями.

Кроме того, семинар должен познакомить слушателей с современной литературой о семейном воспитании, дать первый опыт работы с нею, пробудить стремление приёмных родителей к постоянному самообразованию.

Примечание. Семинар даёт слушателям относительно целостную, минимально необходимую первоначальную подготовку. Одновременно его содержание является введением к более обширной (170 часовой) программе «Начальное профессионально-педагогическое образование», в основу которой положен Государственный образовательный стандарт профессионального образования по специальности 0315 Домашнее образование, утвержденный Министерством образования РФ. Программа призвана дать всем желающим слушателям подготовку более высокого уровня, приближенную к профессиональному педагогическому образованию.


Учебный план

№№   Учебные дисциплины Часы
Лекционные Практич.
12. Правовая подготовка приёмных родителей.    
13. Психолого-педагогическая подготовка    
14. Основы педиатрии и гигиены.    
  Итого:    
  Всего: 40 часов

Примерная программа проблемного семинара
«Воспитание в приёмной семье»

Категория слушателей: родители приёмной семьи, опекуны, воспитатели детских домов семейного типа.

Форма организации занятий: годичные (полугодичные) без отрыва от производства.

Примерный объём учебной работы в часах:

– лекции 28 часов,

– семинары – 12 часов.

Итого: 40 часов.

Основные виды образовательной деятельности слушателей: лекционно-практические занятия в Ульяновском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Содержание:

1. Правовая подготовка приёмных родителей

Конвенция о правах ребёнка. Конституция РФ о семье. Законодательство РФ о приёмной семье. Приёмная семья как форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура отбора кандидатов на приёмную семью. Договор о передаче ребёнка (детей) на воспитание в приёмную семью. Правовые отношения приёмной семьи и ребенка. Обязанности родителей и права ребенка. Обеспечение содержания ребёнка в приёмной семье. Льготы для приёмной семьи. Социальный патронаж как условие общественного надзора за воспитанием в приемной семье.

2. Психолого-педагогическая подготовка

Семья и семейное воспитание. Основные функции семьи и их связь с воспитанием. Основные понятия теории воспитания. Семья и дети в социальной и биологической программе человека. Приемная семья как модель воспитания. Семейные роли и отношения. Методы семейного воспитания. Структура, содержание и организация домашнего воспитания. Основы педагогического мастерства родителей. Типичные ошибки поведения родителей приёмной семьи и их профилактика. Актуальные проблемы семейного воспитания.

Психологические предпосылки создания приёмной семьи. Требования к личности приёмных родителей. Принципы передачи ребёнка в приёмную семью. Проблемы, отягощающие ребенка. Подготовительный период. Знакомство с приемными родителями. Период взаимной адаптации. Специфика общения в приёмной семье. Условия взаимного удовлетворения отношениями членов приёмной семьи. Особенности межличностных контактов. Проблемы совместимости детей и взрослых. Возможные конфликты и их профилактика. Семейная психотерапия. Формы психологической помощи семье. Возрастные особенности детей и их учет в воспитании.

Основы детской физиологии и гигиены.

Возрастные особенности развития детей. Физиологические основы детского питания. Физкультура и закаливание в семье. Гигиена быта семьи и гигиенические условия воспитания. Контроль за развитием и состоянием здоровья детей. Детские болезни, их ранняя диагностика и домашнее лечение. Детский травматизм и его профилактика. Основные факторы риска. Первая медицинская помощь. Питание и здоровье. Физиолого-гигиенические основы организации питания. Гигиена питания. Режим питания. Технологические карты. Цикличные меню.

Литература:

К разделу 1:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка (Выдержки) (См. Спесивцева О.И. Права Ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка //Вестник образования. – 2000.- N16 (8).
  2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 234.07.98 N 124-ФЗ.
  3. Семейный кодекс РФ 1995 года.
  4. Положение о приемной семье.
  5. Нечаева А.М. Семейное право. - М.: Юрист, 1998
  6. Брутман В.И. и др. Проблема социальной защиты сирот, детей оставшихся без попечения родителей, юных и одиноких матерей. - М.: 1994
  7. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004

Литература по проблемам семьи и воспитания в семьи

  1. Абрамова Г.В. Возрастная психология. – М.; Академия, 1998
  2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М., 1994.
  3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: 1985
  4. Алешина Ю.Е. и др. Индивидуальное семейное психоконсультирование-МГУ, 1995.
  5. Анзорг Линда. Дети и семейный конфликт. М,: Просвещение, 1991
  6. Божович Л. Личность и её формирование в детским возрасте. М.,1968.
  7. Брутман В.И. и др. Проблема социальной защиты сирот, детей оставшихся без попечения родителей, юных и одиноких матерей. - М.: 1994
  8. Бусыгин Е.П. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. – Казань, 1973.
  9. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004
  10. Васинцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1998.
  11. Вершинин В. Истоки семейной педагогики. – Ульяновск, 2000.
  12. Вершинин В.Н. Аристократическое воспитание: история или современность? // Домашнее воспитание. № 4, 2000.
  13. Вершинин В.Н. Воспитание в патриархальной семье. Мудрость предков. // Народное образование, – 2001, № 4
  14. Вершинин В.Н. Дворянское воспитание как историческое наследие. // Домашнее воспитание, – 2001, № 2.
  15. Вершинин В.Н. Дидактическая модель семьи российского мелкопоместного дворянства. / Человек в культуре России. VIII Всероссийская НПК. Ульяновск, 2000.
  16. Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. Книга для учителей, воспитателей и родителей. 200 с. Чебоксары, – 1998
  17. Вершинин В.Н. Истоки семейной педагогики. Книга для педагогов и родителей. – Ульяновск: ИПКПРО, 2003
  18. Вершинин В.Н. Малообеспеченная семья: тайны семейной дидактики. // Домашнее воспитание, № 3, 2002.
  19. Вершинин В.Н. Материнство и отцовство в структуре интересов семьи и общества. \ Теоретические и прикладные аспекты работы с семьёй. Ульяновск, 1997.
  20. Вершинин В.Н. Методы воспитания национального и наднационального сознания в семье. \ И.Я. Яковлев и проблемы развития системы национального образования. Ульяновск, 1997.
  21. Вершинин В.Н. Многодетная семья в зеркале общественных интересов. // Домашнее воспитание, № 1, 2002.
  22. Вершинин В.Н. Очерки о семье и семейном воспитании. -Ульяновск: ИПКПРО, 2006
  23. Вершинин В.Н. Семейно-педагогическая культура России 19 века на уровне низших сословий. / Бытие творческой личности. Часть 2. Ульяновск, 2001.
  24. Вершинин В.Н. Требуется гувернер. Но такой профессии нет. \\ Народное образование. № 8,- 1994.
  25. Вершинин В.Н., Засульская Л.И., Ильина Т.П. Пришкольное образовательное учреждение «Педагогическое образование родителей». /Теория и опыт психолого-педагогического просвещения родителей. Ульяновск, 2001.
  26. Волков Г.Н. Педагогика жизни. – Чебоксары, 1998.
  27. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат, 1992
  28. Гозман Л. Я., Алешина. Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - МГУ, 1987.
  29. Гордин Л. Поощрение и наказание в воспитании детей. М., 1971.
  30. Дофман Г., Дофман Д. Дошкольное обучение ребенка. Пер. с английского. М.: Аквариум – 1995
  31. Дружинин В. Психология семьи. – М., 1996
  32. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 234.07.98 N 124-ФЗ.
  33. Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним. – Казань, 1998.
  34. Ковалев. Психология современной семьи. М., 1988.
  35. Колесов Д И. Беседы о половом воспитании М., 1985.
  36. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1991
  37. Конвенция ООН о правах ребенка (Выдержки) (См. Спесивцева О.И. Права Ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка //Вестник образования. – 2000.- N16 (8).
  38. Корчак Я. Как любить ребёнка. - М.: 1992
  39. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991
  40. Лешенко М.В., Прилепина И.А. Питание детей в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Просвещение, 2007
  41. Лукьянова М.И. «Трудные» дети. Способы эффективного взаимодействия. – Ульяновск: ИПКПРО, 1993
  42. Марр Н. Чуваши-яфегиды на Волге. – Чебоксары, 1988.
  43. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. – М., 1972.
  44. Некрылова А.Ф., Голович В.Н. Уроки воспитания сквозь призму истории. – М., 1990.
  45. Нечаева А.М. Семейное право. - М.: Юрист, 1998
  46. Пезешкян Н. Позитивная семейная психотерапия.
  47. Плотниекс И.Э. Психология в семье. – М.: Педагогика, 1991
  48. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Кравасарского Д. Б. -СПб., 1999.
  49. Руководство по детскому питанию. / под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. – М.: МИА, 2004
  50. Сандлер, Клииз. Семья и как в ней уцелеть. - 1995.
  51. Семейная диагностика.../ Метод, рекомендации Минздрава СССР, 1983.
  52. Семейная обрядность народов Среднего Поволжья. – Казань, 1990.
  53. Семейный кодекс РФ 1995 года.
  54. Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи - М., 1974.
  55. Семья в психологическом консультировании. Под ред. Стопина В. В., Бодалева А. А.-1987.
  56. Семья Ульяновской области: традиции и новации. – Ульяновск, 1995.
  57. Спиваковская А. С. Как быть родителями? - 1986.
  58. Спок Б. Разговор с матерью. М.: 1991
  59. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. -., М.: 1991.
  60. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. – М., 1967.
  61. Технологии социальной работы с детьми и подростками: Сб. статей / Под ред. В.Н. Келасьева. - Спб.: Издательство СпбГУ, 2001
  62. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. -М., 1984.
  63. Эйдемиллер Э. Г., Юстицких В. Психология и психотерапия семьи. -СПб., 1999
  64. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М. Э. соч.

Основные термины

Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Слово "семья" восходит также к числу "семь" и местоимению "я", что связано со средним числом детей в семье во времена образования этого слова. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи»

Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.

· Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.

· Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.

· Биологическая: состоит из родителей и детей.

С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется стадиями родительства:

· предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца

· репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей

· социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка (в случае одного ребенка в семье совпадает с предыдущей стадией)

· прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей

Типы семьи и ее организации

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и ее организации.

В зависимости от форм брака:

· моногамная семья — состоящая из двух партнёров

· полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнеров

В зависимости от числа поколений в семье:

· сложные — в них совместно проживает несколько поколений родственников

· простые — однопоколенные семьи, прежде всего — супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения.

Также выделяются:

· Полная семья — семья с обоими супругами;

· неполная — если отсутствует один из супругов.

Возможна типологизация семей по числу входящих в состав семьи лиц, включая детей.

Эгалитарная семья — семья, основанная на равенстве супругов

Авторитарная семья — базируется на экономическом, психологическом и другом господстве одного из партнёров.

Социальные функции семьи

а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

д) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

 


[1] Составитель: к.п.н., доц. Вершинин В.Н.

 

[2] За основу взят Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0315 Домашнее образование, утвержденный Минобразованием России 18 апреля 1997 г. Регистрационный № 06-0315-ВР

 

[3] За основу взят Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0315 Домашнее образование, утвержденный Минобразованием России 18 апреля 1997 г. Регистрационный № 06-0315-ВР

 

[4] Вершинин В.Н. к.п.н., доцент, в.н.с. НИЛ РИП Ульяновского ИПКПРО

[5] Составитель: к.п.н., доц. Вершинин В.Н.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.07 с.)