Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемный семинар «Воспитание в приёмной семье»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для опекунов, приемных родителей, воспитателей детских домов семейного типа. ЦЕЛЬ: Ознакомление приемных родителей (опекунов, воспитателей) с началами семейной педагогики и психологии, гигиеническими и юридическими основами жизнедеятельности приёмной семьи. Сроки обучения: а) в течение года (1 раз в месяц), б) в течение полугода (2 раза в месяц). Режим занятий: 4 часа в день. Всего часов - 40 Количество занятий-10 Пояснительная записка У истоков традиций приёмной семьи стояла Великая императрица Екатерина. Выслушав доклад Московского опекунского совета о смертности сирот в воспитательных домах, Екатерина содрогнулась и, следуя рекомендациям совета, признала лучшей мерой для изменения ситуации «раздачу» сирот на воспитание в деревенские семьи. История образования России. Известно, что самый эффективный в истории человечества инструмент воспитания – это семья. Дать детям, оставшимся без родительской поддержки, попавшим в трудную жизненную ситуацию, возможность снова оказаться в семейной атмосфере - это значит в значительной мере обеспечить им необходимый психологический комфорт и формирование у них социально полезных форм поведения. Сравнительно новым институтом устройства и социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная семья. В нашей стране институт приемной семьи впервые закреплен Семейным кодексом Российской Федерации в 1995 г. Приемная семья содержит в себе черты и усыновления, и опеки, и детского учреждения. Основы отношений в приемной семье регулируются Семейным кодексом РФ и Положением о приемной семье, утвержденным Правительством Российской Федерации. Сегодня эта форма позволяет решать следующие проблемы: 1. Повысить качество жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или попавших в иную трудную жизненную ситуацию. 2. Обеспечить общественно-необходимый уровень их социализации и воспитания. 3. Разгрузить переполненные детские дома. 4. Трудоустроить граждан. Однако и в условиях семьи, а тем более – приемной, воспитание остается весьма не простым делом, требующим не только житейского опыта, но и специальной психолого-педагогической подготовки и развития педагогических способностей. Воспитание в приемной семье должно быть профессиональным, и в связи с этим необходима система предварительной психолого-педагогической и правовой подготовки членов приемной семьи. Содержание семинара направлено на то, чтобы за краткий период времени дать слушателям исходную правовую, гигиеническую и психолого-педагогическую подготовку, позволяющую целенаправленно сочетать в приёмной семье традиционные возможности спонтанного (стихийного) семейного воспитания с целенаправленными профессионально-педагогическими воздействиями. Кроме того, семинар должен познакомить слушателей с современной литературой о семейном воспитании, дать первый опыт работы с нею, пробудить стремление приёмных родителей к постоянному самообразованию. Примечание. Семинар даёт слушателям относительно целостную, минимально необходимую первоначальную подготовку. Одновременно его содержание является введением к более обширной (170 часовой) программе «Начальное профессионально-педагогическое образование», в основу которой положен Государственный образовательный стандарт профессионального образования по специальности 0315 Домашнее образование, утвержденный Министерством образования РФ. Программа призвана дать всем желающим слушателям подготовку более высокого уровня, приближенную к профессиональному педагогическому образованию. Учебный план
Примерная программа проблемного семинара Категория слушателей: родители приёмной семьи, опекуны, воспитатели детских домов семейного типа. Форма организации занятий: годичные (полугодичные) без отрыва от производства. Примерный объём учебной работы в часах: – лекции 28 часов, – семинары – 12 часов. Итого: 40 часов. Основные виды образовательной деятельности слушателей: лекционно-практические занятия в Ульяновском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Содержание: 1. Правовая подготовка приёмных родителей Конвенция о правах ребёнка. Конституция РФ о семье. Законодательство РФ о приёмной семье. Приёмная семья как форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура отбора кандидатов на приёмную семью. Договор о передаче ребёнка (детей) на воспитание в приёмную семью. Правовые отношения приёмной семьи и ребенка. Обязанности родителей и права ребенка. Обеспечение содержания ребёнка в приёмной семье. Льготы для приёмной семьи. Социальный патронаж как условие общественного надзора за воспитанием в приемной семье. 2. Психолого-педагогическая подготовка Семья и семейное воспитание. Основные функции семьи и их связь с воспитанием. Основные понятия теории воспитания. Семья и дети в социальной и биологической программе человека. Приемная семья как модель воспитания. Семейные роли и отношения. Методы семейного воспитания. Структура, содержание и организация домашнего воспитания. Основы педагогического мастерства родителей. Типичные ошибки поведения родителей приёмной семьи и их профилактика. Актуальные проблемы семейного воспитания. Психологические предпосылки создания приёмной семьи. Требования к личности приёмных родителей. Принципы передачи ребёнка в приёмную семью. Проблемы, отягощающие ребенка. Подготовительный период. Знакомство с приемными родителями. Период взаимной адаптации. Специфика общения в приёмной семье. Условия взаимного удовлетворения отношениями членов приёмной семьи. Особенности межличностных контактов. Проблемы совместимости детей и взрослых. Возможные конфликты и их профилактика. Семейная психотерапия. Формы психологической помощи семье. Возрастные особенности детей и их учет в воспитании. Основы детской физиологии и гигиены. Возрастные особенности развития детей. Физиологические основы детского питания. Физкультура и закаливание в семье. Гигиена быта семьи и гигиенические условия воспитания. Контроль за развитием и состоянием здоровья детей. Детские болезни, их ранняя диагностика и домашнее лечение. Детский травматизм и его профилактика. Основные факторы риска. Первая медицинская помощь. Питание и здоровье. Физиолого-гигиенические основы организации питания. Гигиена питания. Режим питания. Технологические карты. Цикличные меню. Литература: К разделу 1:
Литература по проблемам семьи и воспитания в семьи
Основные термины Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Слово "семья" восходит также к числу "семь" и местоимению "я", что связано со средним числом детей в семье во времена образования этого слова. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи» Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми. · Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом. · Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания. · Биологическая: состоит из родителей и детей. С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется стадиями родительства: · предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца · репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей · социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка (в случае одного ребенка в семье совпадает с предыдущей стадией) · прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей Типы семьи и ее организации При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и ее организации. В зависимости от форм брака: · моногамная семья — состоящая из двух партнёров · полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнеров В зависимости от числа поколений в семье: · сложные — в них совместно проживает несколько поколений родственников · простые — однопоколенные семьи, прежде всего — супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения. Также выделяются: · Полная семья — семья с обоими супругами; · неполная — если отсутствует один из супругов. Возможна типологизация семей по числу входящих в состав семьи лиц, включая детей. Эгалитарная семья — семья, основанная на равенстве супругов Авторитарная семья — базируется на экономическом, психологическом и другом господстве одного из партнёров. Социальные функции семьи а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; г) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения; д) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
[1] Составитель: к.п.н., доц. Вершинин В.Н.
[2] За основу взят Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0315 Домашнее образование, утвержденный Минобразованием России 18 апреля 1997 г. Регистрационный № 06-0315-ВР
[3] За основу взят Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0315 Домашнее образование, утвержденный Минобразованием России 18 апреля 1997 г. Регистрационный № 06-0315-ВР
[4] Вершинин В.Н. к.п.н., доцент, в.н.с. НИЛ РИП Ульяновского ИПКПРО [5] Составитель: к.п.н., доц. Вершинин В.Н.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.009 с.) |