Дидактика семейного социума. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактика семейного социума.



ИЗНАЧАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Брачно-семейные предпосылки воспитания. Воспитание новорожденного. Период новорожденности. Младенческий период. Ранний импринтинг и освоение предметной среды. Довербальное общение. Формирование речи. Прямохождение.

Усвоение семейных ролей и отношений. Поздний импринтинг и усвоение ролей. Присвоение нормы жизненного пространства. Влияние бытовых обстоятельств. Усвоение специфики семейного общения. Усвоение ролевых структур. Влияние культурного фона семьи.

ОБЩИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ.

Воспитание средствами природной среды. Предродовое погружение в природу. Закаливание. Игры на природе. Активно-трудовое общение. Культурное собирательство, рыболовство, охота. Природопросвещение. Побуждение к эмоциональному отклику. Приведение эмоционального настроя к природному фону. Усиление действием эмоциональных впечатлений. Развитие речи, воображения и мышления. Коррекция поведения через общение с животными.

Формирование опыта нравственного поведения в семье. Подражание. Поведение по образцу. Упражнение и приучение. Требование. Создание воспитывающих ситуаций. Поручения и обязанности. Организация деятельности. Режим. Игра. Общественно-полезная деятельность.

Формирование нравственных чувств и отношений. Формирование нравственного сознания. Внушение. Требование и послушание. Формирование нравственных представлений и суждений. Беседы по ситуации. Использование художественных образов. Религиозное воспитание.

Коррекция поведения. Поощрение. Наказание. Использование влияния референтной группы. Использование эффекта эталонной группы. Предъявление ожиданий.

ПОДГОТОВКА К БОЛЬШОЙ ЖИЗНИ

Подготовка к ролям представителя человечества и гражданина мира. Создание полиязыковой среды. Поликультурный уклад семьи. Песни и сказки разных народов. Слияние культур в художественном образе. Приемы воспитания средствами самого макросоциума.

Подготовка к ролям представителя расы, нации, народности. Пропедевтика установок межрасового поведения. Фиксирование сознания на значимых элементах межличностных отношений. Расовое просвещение. Метод опережения и доминирования национального элемента. Методы этнопедагогики. Сопереживание национальной общности и защищенности. Десантирование (контрастный перенос). Воспитание средствами социума.

Встречное движение культур. Педагогика народов Среднего Поволжья. Мир русской игрушки. Обряды и традиции воспитания у татар. Воспитание в чувашских и мордовских семьях. Воспитание в различных странах мира.

Подготовка к роли представителя социального слоя. Специфический выбор учебных заведений. Специфическая культурная среда. Традиции и обычаи. Сословные учебные заведения. Общественные объединения. Подготовка к роли гражданина - представителя государства как социума.

Религиозная конфессия и воспитание. Исторические аспекты светского и религиозного воспитания. Религия и школа. Семья и религия. Религиозность и нравственность. Воля и принуждение в вероисповедании. Дидактика и психология религиозного воспитания. Специфические методы воспитания: проповедь, молитва, исповедь, отпущение грехов, искупление вины, и т.д. Религиозное воспитание и политика.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Семья и мораль. Коррекция стихийных факторов. Содержание семейного воспитания. Стихийность и направленность воспитания. Роль матери. Роль отца. "Семейное созвездие". Маленькие педагоги.

III. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУВЕРНЁРА

Деятельность. Наблюдение за состоянием здоровья, настроением, работоспособностью ребенка. Соответствующая коррекция планов на день. Изучение личности ребенка, наблюдение за развитием. Конструирование зоны ближайшего развития и уточнение перспективных планов. Ведение дневника наблюдений и дел. Определение суточного, недельного режима и содержания жизнедеятельности ребенка. Согласование планов и намерений с семьёю.

Обеспечение режима питания, сна и бодрствования, контроль гигиенических моментов. Организация развивающей деятельности, в том числе самостоятельной: физической, умственной, трудовой, игровой и т.п. Обеспечение содержательного развивающего общения в семье и вне семьи, в будни и праздники. Работа над культурой поведения ребенка и коррекция отклонений.

Разумное использование в режиме дня радио- и телепередач, компьютерных игр, общения с книгой, устройство домашнего театра и т.п. Организация "домашней школы" музыки, танца, рисования, лепки, чтения и письма, счета, фантазии и т.д. Анализ итогов дня с ребенком, семьёю, педагогический самоанализ. Ведение для семьи "Книги жизни ребенка". Другие направления работы

Личность педагога. Структура личности, общая направленность. Профессионально значимые качества гувернера. Профессиональные способности: педагогическая зоркость, оптимистическое прогнозирование, организаторские умения, адекватная реакция, педагогическая интуиция. Компоненты педагогического мастерства.

Профессиональные требования к гувернеру. Роль и положение гувернера в семье. Ожидания семьи к воспитанию её детей. Специфика управления развитием ребенка в атмосфере семейных влияний. "Чувство ребенка" «душевная близость с ним и потребность в педагогической дистанции.

Определение уровня актуального развития ребенка, характера и степени воспитывающих влияний семьи и каждого из её членов. Построёние зоны ближайшего развития, средних и дальних перспектив. Согласование их с экспектациями семьи /явными, декларируемыми и скрытыми/. Основные направления взаимодействия с семьею «система требований и оценок, режим жизни, единство воздействий, обмен педагогически значимой информацией. Умение постоянно видеть перспективу развития при постоянной готовности к смене вида, темпа и характера деятельности и общения в зависимости от ситуации.

Постоянное психолого-педагогическое самообразование, готовность и желание практического использования новых знаний в своей работе. Всемерное повышение общей культуры, особенно в области интересов ребенка и перспектив его развития. Неуклонное совершенствование личных качеств.

Профилактика дидактогенных психозов. Понятие о норме и показателях психического здоровья. Типичные отклонения психического развития дидактического происхождения. Предупреждение детской нервности, роль семьи в её лечении. Воспитание стремления быть здоровым. Психологические выгоды болезненного состояния для ребенка. Условия приучения к плачу, капризу.

Управление словом и эмоциями. Следствия угроз. Особенности воспитания детей со слабым типом нервной системы: не уравновешенных, инертных, с повышенной возбудимостью и другими индивидуальными особенностями. Предупреждение перегрузки процесса возбуждения. Опасности чрезмерного торможения. Разнобой в требованиях как источник невроза. От каприза к истерике. Как возникает агрессивность, непослушание, драчливость или плаксивость, пугливость и слабость. Следствия ограничения свободы. Влияние частых и сильных эмоциональных переживаний, наблюдения отрицательных эмоций взрослых.

Воспитание и тренировка эмоциональной сферы /уметь все делать с удовольствием/. Разрешение эмоций в активной деятельности. Роль правильного режима, сна, питания, солнца, воды и воздуха, физических нагрузок в профилактике и лечении неврозов. Обращение к специалистам за консультацией и лечением.

Предупреждение типичных ошибок семейного воспитания. Родительская любовь и формирование у ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения. Девиации родительского чувства, их следствия. Снижение ценности собственного "Я" ребенка как результат дефицита родительских чувств. Концентрация на ребенке нереализованных ожиданий любви у родителей как причина формирования сверхценного "Я". Следствия затаенной и завышенной самооценки.

Феминизация мальчиков и маскулинизация девочек, их причины и следствия. Обедненность общения в семье. Подавление воли ребенка вместо её развития. Пессимистическое программирование поведения ребенка и его будущего. Перенос на ребенка собственных престижных притязаний родителей, жесткое предопределение его жизни. Гиперконтроль и гиперпослушание, их следствия. Стихийное воспитание. И т.п.


IV. ЭТИКА И ЭТИКЕТ ОБЩЕНИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ЭТИКА ГУВЕРНЕРА.

Нравственная культура как основа общения. Мораль и ритуально-этикетная регуляция поведения человека. Система нравственных норм. Совесть:, долг, стыд, вина, милосердие, добро, сострадание, благодарность как элементарные нравственные понятий и -категории этики. Такт и манеры как внешняя сторона поведения человека. Убеждения и чувства как сторона внутренняя.

Опыт человечества и личная мораль. Основные привычки в области культуры поведения: к вежливости, заботе об окружающих «сдержанности и самообладанию, привычка ориентировки /в состояниях окружающих/, к точности. Этикет как часть общечеловеческой культуры. Специфика этикета в конкретных социальных стратах. Нормы этикета. Единство внутреннего содержания и его внешнего выражения в этикете.

Своеобразие этикета разных стран и народов. Понятие о нормах общеевропейского этикета. Историческая изменяемость этикета. Этикет как особая знаково-ритуальная система общества. Понятие о видах этикета /речевой, неречевой/.

Вариации поведения в зависимости от возраста участников общения, пола, степени родства и знакомства, социального положения и т. п. Основные формулы этикета: обращение, приветствие, благодарность, извинения, поздравление, пожелание, приглашение, просьба. Основные правила этикета.

Знакомство. «Правило посредника. Представление. Учет пола, возраста, социального положения. Проблема протянутой руки. Проблема первой фразы. Выход из контакта. Продолжение контакта.

Приветствие. Учет, степени знакомства. Национальные особенности. Кто кого приветствует первый. Быть ли педантом? Техника приветствий на улице, в помещении, транспорте. Проблема шляпы, поклона, рукопожатия. Целовать ли руку женщине? Какой? Уклонение от приветствия.

Визиты. Правило Бабы-Яги: сначала уважение гостю, потом расспросы. Если гость не вовремя. Как приходить не вовремя. Время для: визитов Продолжительность визита. Визит к больному. Визиты с соболезнованиями и поздравлениями.Костюм для визита. Родственные визиты. Визит с ребенком

Проблемы стола. Варианты меню. Размещение за столом. Сервировка. Цветы и свечи. Скатерть и салфетки. "Уровень" приема: праздники и торжества, дружеская вечеринка, танцевальный вечер, приглашение на чашку чая, кофе, на коктейль и т.п. Столовый прибор. Тарелка для главного блюда. Бокалы и их расстановка Солонка и перечница. Раздаточные ложки и приспособления. Сервировка стола для чая, кофе. Как рассадить гостей. Места для хозяев.Проблема детей. Приглашение к столу. Рассаживание. Ориентация на хозяйку дома. Подача и смена блюд. Обслуживание и самообслуживание. Проблема вспомогательного столика. Подача супа и жидкостей. Подача остальных блюд. Уборка посуды со стола.

Поведение за столом. Салфетка, её место, её использование. Место использованной салфетки. Нож, вилка, ложка. Как держать, как обращаться, для чего использовать? Как надо есть: салаты, закуски, супы, жаркое, рыбу, рис, кати, овощи, торт, пирожное. Подача чая и кофе. Проблема блюдца и ложечки. Сахар к чаю и кофе.

Приглашение в гости. Повод. Время. Способ приглашения. Как составить интересную компанию. Как приглашать супругов, дружеские пары, родственников. Встреча гостей. Чем и как занять гостей. Знакомство гостей. Точность - это вежливость. Прием опоздавшего гостя. Уход гостей. Если надо раньше? Прощание с хозяевами. Одевание. Общие проводы. Кто кого и куда провожает?0тветные приглашения.

Подарки. Знак внимания. Вкус и такт дарящего.Подарки к дню рождения: ребенку, члену семьи, любимому человеку и т.п. Подарки хозяевам дома, больному. Подарки после путешествия, при встрече. Подарок деньгами. Анонимный подарок. Как вручить? Как принять? Как хранить? Как отказаться?

Этикет предсемейных отношений. Этикет современного ухаживания. Информирование родителей о намерениях. Представление родным невесты и жениха. Знаки внимания. Празднование помолвки. Договор родителей о свадьбе. Объявления и приглашения. Ответ на приглашения. Этикет регистрации. Свадебные торжества. "Мальчишечник", "девишник". Торжественный обед. Свадебные ритуалы. Сценарии. Знакомство новых родственников. Проблема подарков. Форма обращения к новым родителям.

Семейные будни. Утренние приветствия. Кто кого обслуживает. Кто кому уступает. Организация и распределение обязанностей. Кто старший в доме. Отношения со старшими родственниками.

Этикет супружеских отношений. Предупреждение адаптации чувств. Этика отношений разводящихся и разведенных. Общение детей с родителями, оставившими семью.

Поведение в общественных местах

Улица.Транспорт. Проблема костюма. Правила поведения в лифте. Движение по тротуару. Поведение в очереди на автобус, трамвай. Правила и этикет посадки.Поведение в общественном транспорте.

Учреждение. Культура поведения служащего. Культура поведения клиента. Принятые формы и правила отношений. Деловое общение сотрудников. Неформальные отношения. Театр. Настрой на театр. Костюм. Перед спектаклем. В гардеробе, в буфете Обращение с дамой. Как разыскать и занять свое место в зале. Поведение в зале до спектакля.После открытия занавеса. Выражение одобрения, восхищения. Проблема цветов и автографов. Снова гардероб. Как помочь одеться Особенности поведения в кинозале. Законы стадиона. Поведение в танцевальном зале, дискотеке. Культура на школьном вечере. Правила для посетителей выставок, галерей, музеев. Этика делового общения.

Не-речевое поведение. Внешний вид делового человека. Репутация. Манера поведения. Позы внимания. Выражение лица. Жестикуляция. Обращение с деловыми бумагами.

Речевое поведение. Система речевого этикета: формула обращения, закрепление контакта, поддержка контакта, выход из контакта. Культура речи Профессиональный сленг, жаргон, вульгаризм. Культура диалога: внимание к собеседнику, умение слышать и поддерживать беседу, умение брать инициативу, культура полемики.

Культура контакта. Эффект ореола. Ложные сигналы /признаки социального положения/.Установка и её преодоление. Стереотип, смена стереотипа. Точность, деловитость, организованность. Результат видимый и реальный Приемы поддержания полезных контактов. Пристройка сверху, рядом, снизу. Выход из неудобной позиции.

Формирование нужного впечатления. Естественность поведения. Раскрытие лучшего "Я". Проявление интереса к другому, его миру, мнению, настроению Подчеркивание всего, что объединяет. Выражение одобрения. Оптимистическое программирование личности собеседника. Приемы увеличения дистанции, приемы атаки на сближение, удержание позиции.

Улучшение качества общения. Открытость к собеседнику. Принятие его как есть. Настойчивость без агрессивности. Обращение от первого лица. Рефлективное и нерефлективное слушание. Умение говорить "Нет", не теряя расположения. Оптимистическое программирование контакта. Стремления к ясности общения. Владение эмоциями. Создание атмосферы сотрудничества.

Общение с родителями, членами семьи ребенка. Интерес к ребенку, его прошлому и настоящему, его успехам и шалостям. Уважительное отношение к мнению членов семьи. Выражение доверия к их влиянию на ребенка. Тактичность в отношении негативной информации о семье и ребенке. Уверенность в собственных возможностях.демонстрация профессионализма, преданности делу. Информационная "непроводимость".

Конфликтная ситуация. Виды конфликтов. Способы поведения в конфликте: самооборона, уклонение.доминирование, уступки, капитуляция. Разрешение конфликта через сотрудничество: признание конфликта, договор о процедуре разрешения, обоюдное очерчивание сути и предмета конфликта, исследование возможных вариантов решения, поиск соглашения» соглашение

V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СЕМЬЕ

Необходимость дополнительной практики в семье для студентов педагогического университета, получающих достаточную общепедагогическую практику в школе, дошкольном учреждении, диктуется существенными отличиями семейной дидактики от дидактики общественного воспитания /образования/. Наблюдения за педагогами, берущимися за гувернерство, показывают, что хорошая адаптация к условиям классно-урочной системы, или детского сада, не гарантируют успеха в семейном воспитании. Такой педагог непроизвольно переносит в иную дидактическую систему все то, что обеспечивало ему успех в прежней. Он организует в семье подобие урока, устанавливает привычную дистанцию с воспитанником, формализует отношения и т.д. В результате чуждая для семьи дидактика не срабатывает, реальный дидактический потенциал семейного социума не задействуется, ожидания семьи к гувернеру не оправдываются, сама идея введения в мир семьи педагога-профессионала попадает под сомнение, профессия гувернера дискредитируется.

Педагогическая практика в семье предназначается для начальной адаптации всей получаемой студентами профессионально-педагогической, подготовки, включая курс "Педагогика гувернерства", к реальным условиям деятельности гувернера в семье и соответствующей личностной адаптации будущих гувернеров. Основными задачами практики являются:

- ознакомление с дидактической системой, условиями и возможностями семейного социума /в одном из его сегодняшних вариантов/,

- - Формирование начальных навыков наблюдения и изучения ребенка, определения уровня его актуального физического, умственного и нравственного развития и соответственного профессионального построения зоны его ближайшего развития и более отдаленных перспектив,

- формирование начального опыта организации развивающей жизнедеятельности ребенка,

- эмпирический поиск и отбор эффективных вариантов развивающих взаимодействий и взаимоотношений с ребенком,

- эмпирический поиск и отработка дидактических средств и приемов, эффективных в условиях семьи,

- формирование начальных умений по целенаправленному воздействию на семейный социум и активизации его дидактических воздействий,

- наработка опыта планирования, организации и самоанализа профессионально-педагогической деятельности гувернера,

- - опытно-практическое выявление и целенаправленное формирование профессионально-личностных качеств, необходимых гувернеру,

- актуализация полученной теоретической подготовки, определение индивидуальных пробелов подготовки, путей и способов её коррекции,

- формирование целостного представления о социально-профессиональной роли гувернера в условиях семейного социума.

Основное содержание педагогической практики в семье. Практика осуществляется в двух взаимосвязанных разновидностях:

1.Фрагментарное, но систематическое включение в целенаправленное общение с ребенком и его семьею на протяжении всего курса обучения /пассивная непрерывная практика/.

П. Кратковременное, но интенсивное взаимодействие с ребенком и семьёю /активная двухнедельная летняя практика в каникулярное время/. В период пассивной практики основное внимание практиканты уделяют наблюдению и изучению семейного социума и его дидактических влияний на ребенка; наблюдениям за ребенком и изучению его личности; поиску и отбору средств и способов вхождения в различные варианты непринужденного» внешне свободного от дидактических целей общения и взаимодействия с ребенком.

В процессе этой практики студенты-практиканты:

- составляют описание семейного социума, дидактических ролей и влияний его членов, их отношений к ребенку и ответных реакций ребенка;

- определяют и описывают психологические роли ребенка в семье;

- изучают и описывают индивидуально-типологические особенности ребенка /темперамент, способности, интересы, привычки, физическое развитые/;

- особенности познавательной деятельности /внимание, память, мышление, речь/;

- составляют психолого-педагогическую характеристику ребенка с анализом вероятных причин формирования тех или иных особенностей личности;

- разрабатывают гипотетическую рекомендательную программу помощи ребенку при наличии каких-либо трудностей в его поведении, деятельности, общении, в личностных качествах.

Отчетными документами по пассивной практике являются вышеперечисленные описания семьи и ребенка и рекомендуемая семье программа помощи ребенку. Желателен дневник наблюдений..

Активная практика предполагает выход на работу в конкретную семью. 3а время практики практикант обязан:

- отработать в непосредственном контакте с ребенком не менее сорока часов; - изучить семью ребенка и составить характеристику семьи;

- изучить физическое, психическое и нравственное развитие ребенка. и составить характеристику на воспитанника;

- на основе характеристики составить программу взаимодействия с ребенком,

- составить рекомендации для родителей по организации жизнедеятельности ребенка, на основе изучения его индивидуально-типологических особенностей и психологической роли в семье;

- вести дневник практики, отражающий содержание деятельности и её психолого-педагогический анализ;.

- по окончании практики сдать руководителю отчетные материалы: дневник практики, характеристику семьи, рекомендации для родителей, отзыв семьи о работе практиканта, полностью оформленное направление на педагогическую практику.

Руководитель педагогической практики обеспечивает организацию, проведение и учет результатов практики:

- распределяет студентов по семьям,

- выдает направления на практику,

- оказывает методическую помощь в организации взаимодействий практикантов с семьей при посещении семей и по обращению студентов,

- проводит консультации по запросам практикантов или семей,

- организует установочную и итоговую конференцию по практике, оценивает результаты практики с учетом мнения семьи и материалов отчетной документации.


Программа дополнительного образования взрослых по проблемам семейного воспитания

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.211.2 (0.052 с.)