Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Пояснительная записка к программе↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мир семьи
Рекомендовано Министерством образования Ульяновской области в качестве образовательной программы
Ульяновск - 2010 ББК 74.200.5 М-63 Мир семьи. Региональная комплексная образовательная программа по формированию семейных ценностей для детей дошкольного и школьного возраста [Текст]: образовательная программа. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 58 с. Рецензенты: ____________________________________ ____________________________________ В рамках ныне существующих образовательных программ подготовка детей и подростков к жизни в семье ведется разрозненно и фрагментарно. Региональная программа «Мир семьи» призвана объединить и направить усилия педагогов по работе с дошкольниками, младшими школьниками, учащимися основной школы и старшеклассниками, связанной с различными формами их подготовки к семейной жизни. В этих целях предусматривается комплексное использование программ основного образования, школьных кружков и факультативов, а так же специализированных программ учреждений дополнительного образования различного уровня. Программа адресована руководителям и педагогам учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования.
Авторы и составители: Вершинин В.Н., Атаулова О.В., Ульянова Н.Ю., Давлетшина А.А., Мартынова А.А. Мир семьи Региональная комплексная образовательная программа Содержание: I. Пояснительная записка к программе II. Этапы (шаги) программы: Шаг первый:«Радость жизни в семье» Старшая группа ДОУ и/или группа предшкольного образования. Шаг второй: «Опыт родительской семьи» Младший школьный возраст (учащиеся младших классов). Шаг третий: «Мир чувств и отношений: товарищество, дружба, любовь» Младший и средний подростковый возраст (учащиеся основной школы). Шаг четвертый: «Семья и общество. Эстафета поколений» С тарший подростковый и младший юношеский возраст III. Приложения I. Пояснительная записка Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Новые поколения шаг за шагом извечно готовила к жизни в семье сама семья – многолюдная социальная группа, объединявшая несколько поколений. Сегодняшняя нуклеарная (два поколения), малодетная и малолюдная семья эту необходимейшую для общества функцию выполняет лишь частично. Поэтому возникает необходимость компенсации утраченных возможностей самой семьи средствами направленного образования – дошкольного, школьного, внешкольного. Предпринимавшиеся ранее попытки сделать это через введение в курс школьного образования специального предмета («Этика и психология семейной жизни», «Семья» и др.) были прекращены в связи с трудностями преподавания такого специфического предмета, отсутствием хорошо подготовленных преподавателей и неопределенностью педагогических и социальных результатов. Эксперимент убедительно показал, что один учебный предмет и один преподаватель не в состоянии обеспечить социальный заказ на подготовку старшеклассников к семейной жизни. Однако то, что не удалось обеспечить одной дидактической формой и на одном возрасте, может оказаться вполне осуществимым, если такого рода подготовку шаг за шагом вести в самых разных возрастных группах детей и подростков, используя множество педагогов и многообразие дидактических форм и средств. В ряде образовательных программ стали возникать соответствующие разделы. В обобщенном виде они приведены в «Приложении 1» к настоящей программе, при знакомстве с которым становится очевидной разрозненность и фрагментарность предлагаемого содержания. Наиболее системно подготовка учащихся разных возрастов к жизни в семье была предложена в рамках программы «Трудовое обучение (технология)». К сожалению, соответствующий раздел этого предмета в последнее время подвергся сокращению, разрушающему спланированную систему работы, да и сам предмет ведется далеко не полностью и не во всех школах. Приходится признать, что на сегодняшний день подготовка детей всех возрастов к жизни в семье ведется бессистемно, фрагментарно и, главное, не носит обязательный характер. (Каждый автор программы предлагает свою тематику, каждый учитель реализует её по собственному усмотрению, каждая школа по-своему встраивает программы в общий учебный план.) По инициативе Губернатора Ульяновской области и распоряжению Департамента образования лабораторией развития инновационных процессов Ульяновского ИПКПРО разработан и представлен педагогической общественности проект подготовки детей и подростков к семейной жизни в условиях комплексного использования возможностей дошкольного, предшкольного, основного и дополнительного образования. Проект включает следующие разделы: I. Региональная комплексная образовательная программа подготовки детей и подростков к жизни в семье «Мир семьи». II. Приложения: Приложение 1. Подготовка к семейной жизни в рамках образовательных программ основного образования. · Тематические фрагменты из программ и учебных предметов. · Подготовка к жизни в семье в рамках программы «Трудовое обучение (технология)» I-XI классы. Приложение 2. Подготовка старшеклассников к семейной жизни в условиях дополнительного образования. · Программа параллельного начального профессионального образования. Специальность «Домашний воспитатель» · Программа параллельного начального профессионального образования. Специальность «Домашняя няня». Приложение 3. Подготовка учащихся к семейной жизни в условиях дополнительного образования. · Программа «История домашнего образования в России». Ульяновский социально-педагогический колледж №1. Подготовка студентов к профессиональному семейному воспитанию в условиях дополнительного образования. · Программа дополнительного педагогического образования «Педагогика гувернерства».[1] Приложение 4. · Программа дополнительного образования взрослых по проблемам семейного воспитания. Проблемный семинар «Воспитание в приёмной семье». Для опекунов, приемных родителей, воспитателей детских домов семейного типа. Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. III Литература по проблемам семьи и воспитания в семье. 1V. Основные термины. По замыслу составителей Программа должна обеспечить ребенку по мере его развития и взросления последовательно и всесторонне осваивать опыт, нормы, правила и законы жизни в семье, способствовать в итоге формированию представлений о семье как высшей жизненной ценности, выработке стремлений завести в будущем собственную семью и продолжить себя и свой род в своих детях. Предполагается, что Программа объединит и направит усилия педагогов по работе с дошкольниками, младшими школьниками, учащимися основной школы и старшеклассниками, связанной с различными формами подготовки к семейной жизни. Предполагается так же, что образовательные учреждения региона приступят к освоению единой программы, сначала сообразуясь со своими наличными кадровыми и иными возможностями и условиями, и затем в течение двух-трех лет освоят полностью основную программу и дополнительные, при наличии соответствующего социального заказа. В целях последовательного и полного научно-методического обеспечения реализации Программы предполагается при ИПКПРО создать научно-исследовательский коллектив (ВНИК) в целях разработки комплекса сопутствующих методических пособий и программы повышения квалификации педагогов всех типов образовательных учреждений. II. Этапы (шаги) программы Шаг первый: «Радость жизни в семье» Старшая группа ДОУ и/или группа предшкольного образования. Содержание программы «Радость жизни в семье» Примерные темы для бесед. Дом, в котором ты живёшь. (Дом, квартира). Твое место в доме. (Где ты спишь, играешь, кушаешь, где твои вещи и игрушки и т.д.) Кто в доме живет. (Родители, братья и сестры, другие родственники). Кто такие «свои» и кто такие «чужие». Кто и как о тебе заботится. О ком и как заботишься ты. Кто чаще всего читает тебе сказки, гуляет и играет с тобою. Что ты можешь рассказать о своих близких. (Фамилия, имя, отчество, где и кем работает или учится, любимое занятие, особенные качества и т.д.) Как должен вести себя ребенок, чтобы его любили и хвалили. Какие стихи и песни ты знаешь о маме, папе и о семье. Другие темы, возникающие по ситуации.
Игровое моделирование семейных ролей, занятий и отношений. Игровые атрибуты: игровой уголок, игрушечные варианты обстановки, мебели, посуды, одежды, людей и животных, фруктов и овощей и пр. Примерная тематика игр. Серия игр «Малыш в доме». Сюжеты: «Малыш проснулся и плачет», «Умывание и одевание», «Кормим завтраком», «Играем с ребенком», «Учим правильно вести себя» и далее по обычному распорядку дня в семье. Серия «Помогаем родителям». Сюжеты: «Уборка квартиры», «Стрика и глажка», «Ремонт квартиры», «Поход в магазин» и т.п. Серия «Одеваемся правильно и красиво». Сюжеты: «Гуляем зимою», «Играем на горке», «Идем в гости», «Гуляем всей семьёю», «Идем на ёлку» и пр. Серия «Семейные праздники» и другие. Театрализация семейных ролей и отношений. Разыгрывание фрагментов спектаклей, сказочных сюжетов, дидактических рассказов и фольклорных поучений на темы семейных отношений. Примерные объекты и поводы активной детской деятельности и общения в семье. Забота о ком-то из членов семьи. Забота о животных и комнатных растениях. Помощь в домашних делах. Посильное самообслуживание. Участие в подготовке и проведении семейных праздников. Изготовление подарков родителям и другим родственникам. *** Шаг второй: «Опыт родительской семьи» Младший школьный возраст (учащиеся младших классов). Дидактические задачи: Развитие представлений о семье как специфической части (группе) общества, и её взаимосвязи с обществом. Дифференциация опыта семейных отношений и исполнения семейных ролей. Формирование опыта заботы о семье и её членах. Содержание программы «Опыт родительской семьи» Примерные темы для бесед. Зачем человеку нужна семья. Для чего семье нужны дети. Семья и общество (государство). Зачем дети нужны государству. Как государство защищает семью и ребенка. Кто за что отвечает в семье. Права и обязанности членов семьи. Откуда деньги в семье. Кто и о ком заботится в семье. Чем можно отвечать на любовь и заботу. Степени родства и их обозначения. (Дети родные, сводные, приемные. Братья (сестры) кровные, двоюрдные, сводные. Родители кровные, сводные, приемные, крёстные. И т.д.) Как жить, не ссорясь. Освоение семейных ролей и отношений. Постоянные обязанности ребенка в семье. Помощь родственникам. Участие в расходовании хозяйственных денег. Забота о животных и растениях дома и около дома. Участие в работах на даче, земельном участке семьи. Участие в семейных празднествах. Забота о малышах. Режим труда и отдыха. Согласование режимов между всеми членами семьи. Участие в семейных советах. Самообслуживание. Организация домашней учебной работы. Телевизор и компьютер в семье. *** Шаг третий: «Мир чувств и отношений: товарищество, дружба, любовь» Младший и средний подростковый возраст (учащиеся основной школы). Дидактические задачи: Накопление знаний об истории семьи, родственниках, семейных традициях, формирование стремлений и умений к гармоническим отношениям в семье, профилактика девиантного поведения подростка в семье, формирование романтических представлений о полоролевом поведении. Осознание социальной сущности семьи. Поощрение товарищества, развитие чувства дружбы, тактичное отношения к проявлению романтических любовных чувств. Формирование коммуникативных навыков. Формирование осознаваемого поло-ролевого поведения. Приложение 1. Подготовка к семейной жизни в рамках образовательных программ основного образования. (Тематические фрагменты из программ и учебных предметов)
Подготовка к жизни в семье в рамках программы «Трудовое обучение (технология)» I-XI классы Составители: зав.кафедрой технологического обучения О.В. Атаулова, методист кафедры Л.В. Кондракова
Приложение 2 Подготовка старшеклассников к семейной жизни 2.1 Программа параллельного начального профессионального Пояснительная записка Требования к содержанию и уровню подготовки [2] Пояснительная записка Требования к содержанию и уровню подготовки по специальности «Воспитатель – няня» (начальный уровень профессионального педагогического образования) [3] Объяснительная записка. Учебный курс «История домашнего образования в России» является составной частью психолого-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа. Курс посвящен истории и теории домашнего воспитания (образования) – одному из наименее разработанных разделов педагогики и совершенно необходимому каждому учителю для постоянной работы с родителями учащихся. На материале различных эпох программа последовательно вводит слушателей в дидактику семейного социума, весьма специфичную по составу участников педагогического процесса, целям, содержанию, средствам и методам изначальной (первичной) и вторичной социализации личности, закладывающих ранний фундамент её последующего развития. Материалы исторического характера позволяют глубже понять и осознать специфику дидактических процессов современной семьи. Знакомство с семейным воспитанием как исторической предпосылкой возникновения педагогической науки способствует в свою очередь более глубокому пониманию общих основ педагогики. Спецкурс построен на материалах поисковой работы автора в рамках целевой программы ПИЭР ульяновской области, его монографиях «Истоки семейной педагогики» (Чебоксары), «Домашнее воспитание» (Ульяновск) и серии тематических публикаций в центральной методической печати. (Журналы «Народное образование», «Домашнее воспитание», «Частная школа», материалы областных, региональных и республиканских научно-практических конференций). Учебный план 1. Введение. Содержание и задачи учебного курса. Историзм 2. Общая история домашнего воспитания (образования). Дидактическая модель примитивного замкнутого социума. 6 часов Дидактика частично открытого семейного социума. 2 часа 3. Воспитание (образование) в семьях различных сословий Дидактическая модель патриархальной семьи. 4 часа Дидактическая модель семьи мелкопоместного дворянства. 4 часа Дидактическая модель аристократической семьи 4 часа 4. Воспитание (образование) в современной семье: Дидактическая модель семьи социалистического периода. 6 часов Дидактические процессы в современной малообеспеченной Дидактические процессы в малообеспеченной малодетной Дидактические процессы в малодетной семье со средним Дидактические процессы в высоко обеспеченной семье. 2 часа 5. Время для работы по заявкам студентов 2 часа Итого: 38 часов Введение. Содержание и задачи учебного курса. Требования к учебной деятельности студентов, порядок зачета. Историзм образовательно-воспитательных систем. Семья как среда обитания и воспитания. Дидактические возможности семейного социума Стихийность семейной дидактики и её следствия. Стихийная семейная дидактика как источник научной педагогики. Понятие о первичной и вторичной социализации личности. Стихия и сознание родительского поведения. Профессиональное консультирование семейного образования. 2. Общая история домашнего воспитания (образования). Объяснительная записка. "Педагогика гувернерства" предусматривает дополнительную частно-методическую подготовку студентов педагогического вуза /университета/, базирующуюся на общепедагогической, психологической, физиологической, гигиенической, правовой и общенаучной подготовке, получаемой в процессе основного педагогического образования. Программа вводит слушателей в дидактику семейного социума, весьма специфичную по составу участников педагогического процесса, целям, содержанию, средствам и методам изначальной социализации личности, закладывающим фундамент её последующего развития. Кроме того, программа рассматривает в конкретных приложениях к ранним периодам развития ребенка некоторые положения возрастной психологии, физиологии и гигиены, мало затрагиваемые в основном курсе педагогического вуза. В процессе подготовки будущих профессионалов семейного воспитания уточняются требования к личности такого педагога, параметры его профессионального мастерства в связи со спецификой домашнего воспитания и его существенн<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.012 с.) |