I. Пояснительная записка к программе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Пояснительная записка к программе



Мир семьи

 

Рекомендовано

Министерством образования Ульяновской области

в качестве образовательной программы

 

 

Ульяновск - 2010


ББК

74.200.5

М-63

Мир семьи. Региональная комплексная образовательная программа по формированию семейных ценностей для детей дошкольного и школьного возраста [Текст]: образовательная программа. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 58 с.

Рецензенты:

____________________________________

____________________________________

В рамках ныне существующих образовательных программ подготовка детей и подростков к жизни в семье ведется разрозненно и фрагментарно. Региональная программа «Мир семьи» призвана объединить и направить усилия педагогов по работе с дошкольниками, младшими школьниками, учащимися основной школы и старшеклассниками, связанной с различными формами их подготовки к семейной жизни. В этих целях предусматривается комплексное использование программ основного образования, школьных кружков и факультативов, а так же специализированных программ учреждений дополнительного образования различного уровня.

Программа адресована руководителям и педагогам учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования.

 

 

Авторы и составители: Вершинин В.Н., Атаулова О.В., Ульянова Н.Ю., Давлетшина А.А., Мартынова А.А.


Мир семьи

Региональная комплексная образовательная программа
по формированию семейных ценностей для детей дошкольного и школьного возраста

Содержание:

I. Пояснительная записка к программе

II. Этапы (шаги) программы:

Шаг первый:«Радость жизни в семье»

Старшая группа ДОУ и/или группа предшкольного образования.

Шаг второй: «Опыт родительской семьи»

Младший школьный возраст (учащиеся младших классов).

Шаг третий: «Мир чувств и отношений: товарищество, дружба, любовь»

Младший и средний подростковый возраст (учащиеся основной школы).

Шаг четвертый: «Семья и общество. Эстафета поколений»

С тарший подростковый и младший юношеский возраст
(старшеклассники).

III. Приложения

I. Пояснительная записка

Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Новые поколения шаг за шагом извечно готовила к жизни в семье сама семья – многолюдная социальная группа, объединявшая несколько поколений. Сегодняшняя нуклеарная (два поколения), малодетная и малолюдная семья эту необходимейшую для общества функцию выполняет лишь частично. Поэтому возникает необходимость компенсации утраченных возможностей самой семьи средствами направленного образования – дошкольного, школьного, внешкольного.

Предпринимавшиеся ранее попытки сделать это через введение в курс школьного образования специального предмета («Этика и психология семейной жизни», «Семья» и др.) были прекращены в связи с трудностями преподавания такого специфического предмета, отсутствием хорошо подготовленных преподавателей и неопределенностью педагогических и социальных результатов.

Эксперимент убедительно показал, что один учебный предмет и один преподаватель не в состоянии обеспечить социальный заказ на подготовку старшеклассников к семейной жизни. Однако то, что не удалось обеспечить одной дидактической формой и на одном возрасте, может оказаться вполне осуществимым, если такого рода подготовку шаг за шагом вести в самых разных возрастных группах детей и подростков, используя множество педагогов и многообразие дидактических форм и средств.

В ряде образовательных программ стали возникать соответствующие разделы. В обобщенном виде они приведены в «Приложении 1» к настоящей программе, при знакомстве с которым становится очевидной разрозненность и фрагментарность предлагаемого содержания. Наиболее системно подготовка учащихся разных возрастов к жизни в семье была предложена в рамках программы «Трудовое обучение (технология)». К сожалению, соответствующий раздел этого предмета в последнее время подвергся сокращению, разрушающему спланированную систему работы, да и сам предмет ведется далеко не полностью и не во всех школах.

Приходится признать, что на сегодняшний день подготовка детей всех возрастов к жизни в семье ведется бессистемно, фрагментарно и, главное, не носит обязательный характер. (Каждый автор программы предлагает свою тематику, каждый учитель реализует её по собственному усмотрению, каждая школа по-своему встраивает программы в общий учебный план.)

По инициативе Губернатора Ульяновской области и распоряжению Департамента образования лабораторией развития инновационных процессов Ульяновского ИПКПРО разработан и представлен педагогической общественности проект подготовки детей и подростков к семейной жизни в условиях комплексного использования возможностей дошкольного, предшкольного, основного и дополнительного образования.

Проект включает следующие разделы:

I. Региональная комплексная образовательная программа подготовки детей и подростков к жизни в семье «Мир семьи».

II. Приложения:

Приложение 1. Подготовка к семейной жизни в рамках образовательных программ основного образования.

· Тематические фрагменты из программ и учебных предметов.

· Подготовка к жизни в семье в рамках программы «Трудовое обучение (технология)» I-XI классы.

Приложение 2. Подготовка старшеклассников к семейной жизни в условиях дополнительного образования.

· Программа параллельного начального профессионального образования. Специальность «Домашний воспитатель»

· Программа параллельного начального профессионального образования. Специальность «Домашняя няня».

Приложение 3. Подготовка учащихся к семейной жизни в условиях дополнительного образования.

· Программа «История домашнего образования в России». Ульяновский социально-педагогический колледж №1.

Подготовка студентов к профессиональному семейному воспитанию в условиях дополнительного образования.

· Программа дополнительного педагогического образования «Педагогика гувернерства».[1]

Приложение 4.

· Программа дополнительного образования взрослых по проблемам семейного воспитания. Проблемный семинар «Воспитание в приёмной семье». Для опекунов, приемных родителей, воспитателей детских домов семейного типа. Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

III Литература по проблемам семьи и воспитания в семье.

1V. Основные термины.

По замыслу составителей Программа должна обеспечить ребенку по мере его развития и взросления последовательно и всесторонне осваивать опыт, нормы, правила и законы жизни в семье, способствовать в итоге формированию представлений о семье как высшей жизненной ценности, выработке стремлений завести в будущем собственную семью и продолжить себя и свой род в своих детях.

Предполагается, что Программа объединит и направит усилия педагогов по работе с дошкольниками, младшими школьниками, учащимися основной школы и старшеклассниками, связанной с различными формами подготовки к семейной жизни.

Предполагается так же, что образовательные учреждения региона приступят к освоению единой программы, сначала сообразуясь со своими наличными кадровыми и иными возможностями и условиями, и затем в течение двух-трех лет освоят полностью основную программу и дополнительные, при наличии соответствующего социального заказа.

В целях последовательного и полного научно-методического обеспечения реализации Программы предполагается при ИПКПРО создать научно-исследовательский коллектив (ВНИК) в целях разработки комплекса сопутствующих методических пособий и программы повышения квалификации педагогов всех типов образовательных учреждений.

II. Этапы (шаги) программы

Шаг первый: «Радость жизни в семье»

Старшая группа ДОУ и/или группа предшкольного образования.

Содержание программы «Радость жизни в семье»

Примерные темы для бесед. Дом, в котором ты живёшь. (Дом, квартира). Твое место в доме. (Где ты спишь, играешь, кушаешь, где твои вещи и игрушки и т.д.) Кто в доме живет. (Родители, братья и сестры, другие родственники). Кто такие «свои» и кто такие «чужие». Кто и как о тебе заботится. О ком и как заботишься ты. Кто чаще всего читает тебе сказки, гуляет и играет с тобою. Что ты можешь рассказать о своих близких. (Фамилия, имя, отчество, где и кем работает или учится, любимое занятие, особенные качества и т.д.) Как должен вести себя ребенок, чтобы его любили и хвалили. Какие стихи и песни ты знаешь о маме, папе и о семье. Другие темы, возникающие по ситуации.

 

Игровое моделирование семейных ролей, занятий и отношений.

Игровые атрибуты: игровой уголок, игрушечные варианты обстановки, мебели, посуды, одежды, людей и животных, фруктов и овощей и пр.

Примерная тематика игр. Серия игр «Малыш в доме». Сюжеты: «Малыш проснулся и плачет», «Умывание и одевание», «Кормим завтраком», «Играем с ребенком», «Учим правильно вести себя» и далее по обычному распорядку дня в семье.

Серия «Помогаем родителям». Сюжеты: «Уборка квартиры», «Стрика и глажка», «Ремонт квартиры», «Поход в магазин» и т.п.

Серия «Одеваемся правильно и красиво». Сюжеты: «Гуляем зимою», «Играем на горке», «Идем в гости», «Гуляем всей семьёю», «Идем на ёлку» и пр.

Серия «Семейные праздники» и другие.

Театрализация семейных ролей и отношений.

Разыгрывание фрагментов спектаклей, сказочных сюжетов, дидактических рассказов и фольклорных поучений на темы семейных отношений.

Примерные объекты и поводы активной детской деятельности и общения в семье. Забота о ком-то из членов семьи. Забота о животных и комнатных растениях. Помощь в домашних делах. Посильное самообслуживание. Участие в подготовке и проведении семейных праздников. Изготовление подарков родителям и другим родственникам.

***

Шаг второй: «Опыт родительской семьи»

Младший школьный возраст (учащиеся младших классов).

Дидактические задачи: Развитие представлений о семье как специфической части (группе) общества, и её взаимосвязи с обществом. Дифференциация опыта семейных отношений и исполнения семейных ролей. Формирование опыта заботы о семье и её членах.

Содержание программы «Опыт родительской семьи»

Примерные темы для бесед. Зачем человеку нужна семья. Для чего семье нужны дети. Семья и общество (государство). Зачем дети нужны государству. Как государство защищает семью и ребенка. Кто за что отвечает в семье. Права и обязанности членов семьи. Откуда деньги в семье. Кто и о ком заботится в семье. Чем можно отвечать на любовь и заботу. Степени родства и их обозначения. (Дети родные, сводные, приемные. Братья (сестры) кровные, двоюрдные, сводные. Родители кровные, сводные, приемные, крёстные. И т.д.) Как жить, не ссорясь.

Освоение семейных ролей и отношений. Постоянные обязанности ребенка в семье. Помощь родственникам. Участие в расходовании хозяйственных денег. Забота о животных и растениях дома и около дома. Участие в работах на даче, земельном участке семьи. Участие в семейных празднествах. Забота о малышах. Режим труда и отдыха. Согласование режимов между всеми членами семьи. Участие в семейных советах. Самообслуживание. Организация домашней учебной работы. Телевизор и компьютер в семье.

***

Шаг третий: «Мир чувств и отношений: товарищество, дружба, любовь»

Младший и средний подростковый возраст (учащиеся основной школы).

Дидактические задачи: Накопление знаний об истории семьи, родственниках, семейных традициях, формирование стремлений и умений к гармоническим отношениям в семье, профилактика девиантного поведения подростка в семье, формирование романтических представлений о полоролевом поведении. Осознание социальной сущности семьи. Поощрение товарищества, развитие чувства дружбы, тактичное отношения к проявлению романтических любовных чувств. Формирование коммуникативных навыков. Формирование осознаваемого поло-ролевого поведения.

Приложение 1.

Подготовка к семейной жизни в рамках образовательных программ основного образования. (Тематические фрагменты из программ и учебных предметов)

 

Возрастная группа Программы Учебные предметы Авторы программ   Разделы   Темы
Старший дошкольный возраст
  Дошкольная группа. Подготовительная к школе группа   1. «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду   В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др «Ребенок входит в мир социальных отношений» Подраздел «Ребенок и взрослые»   Семья. Члены семьи. Отношения в семье. Забота, любовь, уважение. Занятия. Некоторые культурные традиции. Ситуации общения и взаимодействий. Оценка поведения.
  2. «Из детства - в отрочество»: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. Развитие. Познавательное развитие. Элементарные представления о семье. Отношения между членами семьи и другими родственниками. Трудовая деятельность. Домашние обязанности.
  3. «Я - человек». Программа социального развития ребенка. Козлова С.А.   Кто такие взрослые люди Дети и взрослые Зачем и как люди работают. Зачем и как люди отдыхают.  
Младший школьный возраст
1 класс Чтение и начальное литературное образование Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Наш дом Стихи и рассказы о детях, родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, отношениях с младшими
  Окружающий мир А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин Твоя семья т твои друзья Семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль каждого в семье. Помощь семье. Качества семьи. Безопасное поведение в доме.
  Литературное чтение (Система Занкова Л.В.) В.А.Лазарева Патриотизм Родной дом. Родители
      Гуманизм, человечность Забота друг о друге
      Долг, ответственность Долг перед родными и близкими
      Коллективизм Забота и помощь в семье.
  Окружающий мир Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков Природа, общество, труд Занятия родителей. Поведение на дороге.
2 класс Окружающий мир О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова Младший школьник и семья Семья ребенка, родословная, уважение к старшим. Составление родословной. Составление маршруту школа-дом.
3 класс Чтение и начальное литературное образование Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Мы с мамой и папой. Стихи и рассказы о семье, детях и родителях, о серьёзных проблемах и счастливых днях
4 класс Окружающий мир А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин Человек и природа Человек и его строение.
Средний школьный возраст
5 класс        
6 класс Введение в обществознание Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.и др. Социальная сфера Семья. Отношения в семье. Неполные семьи
      Экономика Домашнее хозяйство. Труд ребенка в семье.
7 класс        
8 класс Введение в обществознание Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.и др. Человек. Природа. Общество. Человек среди людей (Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная работа.) Семья, как источник счастья человека.
9 класс        
Старший школьный возраст
  10 класс Правоведение   Никитин А.Ф.     Семейное право   Понятие и источники семейного права.
Брак, условия его заключения
Права и обязанности родителей и детей
Усыновление, опека (попечительство)
11 класс Обществознание Боголюбов Л.Н   Социальное развитие современного общества   Семья и брак, как социальные институты. Культура бытовых отношений.

 


Подготовка к жизни в семье в рамках программы «Трудовое обучение (технология)» I-XI классы

Составители: зав.кафедрой технологического обучения О.В. Атаулова, методист кафедры Л.В. Кондракова

 

Программа Класс Модуль Разделы Темы занятий Методы Литература для педагога
Программы для общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (технология):I-XI классы. – М.: Просвещение, 2005. 1-4 Культура дома Личная гигиена Гигиена ребенка, уход за одеждой, гигиена жилища. - эвристическая беседа - коллективный - фронтальный - демонстрация с элементами иллюстрации - опрос - работа с текстом учебника - практическая работа - индивидуальная работа с учащимися - интерактивный 1. Геронимус Т.М. Технология 1-4 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009. 2. Иванова Т.Г., Матяш Н.В, Семенович Н.А. и др. под ред. Симоненко В.Д. Технология 1-4 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009. 3. Конышева Н.М. Технология 1-4 класс. –М.: Ассоциация XXI век, 2009. 4. Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология 1-4 класса. –М.: Баласс, 2009. 5. Лутцева Е.А. Технология 1-4 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009. 6. Малышева Н.А. Технология 1-4 класс. – М.: Дрофа, 2009. 7. Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология 1-4 класс. – М.: Академкнига, 2009. 8. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология 1-4 класс. – М.: Учебная литература, 2009.  
Кулинария Приготовление бутербродов и горячих напитков
Интерьер жилого дома Комнатные растения, декоративное оформление предметов быта и жилища
Семейные праздники Праздники в семье, городе, стране
Выращивание овощных культур Выращивание растений на огороде
Ремонт книг и переплётные работы Мелкий ремонт книг
Уход за мелкими животными Уход за домашними животными (птицы, кошки, собаки, домашний скот)
Технология обработки материалов и элементы техники Обработка ткани Пришивание фурнитуры (пуговиц) Прядение и ткачество. Вышивка
Вязание Вязание крючком и спицами
Элементы техники Ознакомление с видами бытовой техники. Соблюдение приемов труда при использовании бытовой техники, Экономное расходование электроэнергии.
Девочки
Программы для общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (технология):I-XI классы. – М.: Просвещение, 2005. 5-7 Технология ведения дома Кулинария   Физиология питания Блюда из яиц Бутерброды, горячие напитки. Блюда из сырых и вареных овощей Блюда из молока. Блины, оладьи, блинчики Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий Блюда из вареного и жареного мяса. Приготовление обеда в походных условиях Изделия из пресного теста Блюда из фруктов и ягод. Заготовка продуктов Сервировка стола к завтраку и к ужину. Элементы этикета - эвристическая беседа - коллективный - фронтальный - демонстрация с элементами иллюстрации - опрос - работа с текстом учебника - практическая работа - индивидуальная работа с учащимися - интерактивный - исследовательский 1. Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др. под ред. Симоненко В.Д. Технология. Обслуживающий труд 5-7 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009. 2. Синица Н.В., Табурчак О.В., Кожина О.А. и др. под ред. Симоненко В.Д. Технология. Обслуживающий труд 5-7 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009 3. Павлова М.Б., Сасова И.А., Гуревич М.И. и др. под ред. Сасовой И.А. Технология. Обслуживающий труд 5-7 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009. 4. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд 5-7 класс. – М.: Дрофа, 2009. 5. Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Самородский П.С. Технология 5 класс. – М.: Просвещение, 2009.  
Интерьер жилого дома Оформление интерьера квартиры. Комнатные растения
Гигиена девушки. Косметика Уход за кожей Уход за волосами
Элементы машиноведения Работа на швейной машине
Уход за одеждой и обувью Ремонт одежды
Уход за ребенком Уход за ребенком
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов Проектирование и изготовление одежды Конструирование и моделирование одежды
Технология изготовления одежды
Рукоделие Вышивка, вязание крючком и спицами, фриволитэ, макраме, гильоширование
Мальчики
Программы для общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (технология):I-XI классы. – М.: Просвещение, 2005. 5-7 Строительные ремонтно-отделочные работы Ремонтные работы в быту (малярные, отделочные работы)       - эвристическая беседа - коллективный - фронтальный - демонстрация с элементами иллюстрации - опрос - работа с текстом учебника - практическая работа - индивидуальная работа с учащимися - интерактивный - исследовательский 1. Глозман Е.С., Глозман А.Е., Ставрова О.Б. и др. под ред. Хотунцева Ю.Л. Технология. Технический труд. 5-7 класс. – М.: Мнемозина, 2009 2. Самородский П.С., Симоненко В.Д., ТищенкоА.Т. под ред. Симоненко В.Д. Технология. Технический труд 5-7 класс. – М..: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009. 3. Гуревич М.И., Сасова И.А., Павлова М.Б. под ред. Сасовой И.А. Технология. Технический труд 5-7 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009. 4. Афонин И.В., Блинов В.А., Володин А.А. и др. под ред. Казакевича В.М., Молевой Г.А. Технология. Технический труд 7 класс. – М.: Дрофа, 2009. 5. Казакевич В.М., Молева Г.А. Технология. Технический труд 5-8 класс. – М.: Дрофа, 2009. 6. Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Самородский П.С. Технология 5 класс. – М.: Просвещение, 2009.  
Технология обработки конструкционных и поделочных материалов и элементы техники Технология обработки древесины Породы древесины, используемые в быту Обработка древесины Изготовление изделий (вешалка, ящики под рассаду, скворечники и т.д.) Окончательная отделка изделий из древесины
Элементы машиноведения Устройство станков
Технология обработки металла Изготовление изделий из тонколистовой стали (жесть)
  Элементы электротехники Устройство и эксплуатация электрических проборов    
  Культура дома   Уход за одеждой Ремонт мебели Мелкий ремонт сантехники Ремонт замка    
Программы для общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (технология):I-XI классы. – М.: Просвещение, 2005.   Домашняя экономика Элементы домашней экономики   Домашняя экономика Бюджет семьи Расходы семьи Менеджмент в домашней экономике - эвристическая беседа - коллективный - фронтальный - демонстрация с элементами иллюстрации - опрос - работа с текстом учебника - работа с текстом и таблицами рабочей тетради - практическая работа - индивидуальная работа с учащимися - интерактивный - исследовательский 1. Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Электов А.А. и др. под ред. Симоненко В.Д. Технология 8 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009. 2. Леонтьев А.В., Капустин В.С., Сасова И.А. под ред. Сасовой И.А. Технология 8 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009. 3. Гапоненко А.В., Кропивянская С.О., Кузина О.В. и др. под ред. Чистяковой С.Н. Технология (базовый уровень) 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2009. 4. Ермакова В.И. Технология (профильный уровень) 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2009. 5. Очинин О.П., Матяш Н.В., Симоненко В.Д. под ред. Симоненко В.Д. Технология (базовый уровень) 10-11 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009. 6. Семенова Г.Ю. Технология (профильный уровень) 10-11 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009. 7. Богатырев А.Н., Очинин О.П., Самородский П.С. и др. под ред. Симоненко В.Д. Технология 9 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009. 8. Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др. под ред. Чистяковой С.Н. Технология 8(9). – М.: Просвещение, 2009.  
  Основы предпринимательства Основы предпринимательства   Предпринимательство Основные документы деятельности предпринимателя Технология создания предприятия Источники финансирования предпринимательства Менеджмент в деятельности предпринимателя Трудовой коллектив. Производительность и оплата труда
  Маркетинг в деятельности предпринимателя Себестоимость производства товаров и услуг. Цена товаров и услуг Финансовая деятельность предпринимателя Прибыль и налоговая служба Бухгалтерский учет в деятельности предпринимателя
  Профессиональное самоопределение Основы профессионального самоопределения Внутренний мир человека и система представлений о себе Самооценка Способности. Условия проявления и развития способностей Профессиональные интересы Профессиональные склонности Природные свойства нервной системы Темперамент и его характеристики Роль психологических процессов в профессиональном самоопределении Мотивы и их роль в профессиональном самоопределении Профессиональные и жизненные планы Профессиональная пригодность Здоровье и выбор профессии Профессиональная проба Профессиональная готовность - эвристическая беседа - коллективный - фронтальный опрос - работа с текстом и таблицами рабочей тетради - тестирование по анкетам рабочей тетради - индивидуальная работа с учащимися - интерактивный - исследовательский
  5-7 Технология работ в крестьянском хозяйстве Растениеводство (Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство)   Животноводство   Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур Выращивание плодовых и ягодных культур Выращивание растений рассадным способом и в защищенном грунте Выращивание декоративных деревьев и кустарников Использование сельскохозяйственной техники в растениеводстве Охрана и улучшение почв Организация производства продукции растениеводства на пришкольном участке. Выращивание молодняка сельскохозяйственной птицы Выращивание кроликов Выращивание поросят-отъемышей Молочное скотоводство Организация домашней животноводческой мини-фермы    
  5-7 Техника в крестьянском хозяйстве Машины для основной обработки почвы. Машины и орудия для поверхностной обработки почвы. Машины для ухода за посевами.      
    Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции Растениеводство, животноводство        
    Сельский дом        
Валиахметова Г.И. Программа элективного курса "Профессия кондитер". 2005   Технология ведения дома Кулинария   - эвристическая беседа - коллективный - фронтальный - демонстрация с элементами иллюстрации - опрос - работа с текстом учебника - активный - практическая работа - индивидуальная работа с учащимися - интерактивный - исследовательский    
Заббарова М.Г. (МОУ СОШ № 63) Программа элективного курса по технологии "Очарование уюта". 2005   Технология ведения дома Интерьер жилого дома  
Потехина М.Н. (МОУ СОШ № 74) Программа элективного курса «Основы дизайна». 2007   Технология ведения дома Интерьер жилого дома  
Матюшенко Т.А. МОУ СОШ № (г.Димитровград) Программа элективного курса «Вязание спицами». 2007   Создание изделий из текстильных и поделочных материалов Вязание на спицах  
Дубровская Л.В. (МУК Железнодорожного района) Программа элективного курса по специальности «Портной». 2008   Создание изделий из текстильных и поделочных материалов Проектирование и изготовление одежды  
Уфимцева С.Л. Авторская учебная программа вариативного курса в системе дополнительного образования 2008 7-9 Создание изделий из текстильных и поделочных материалов Проектирование и изготовление одежды  
Жирнова А.В. (МУК Железнодорожного района) Программа элективного курса «Швея трикотажных изделий». 2008   Создание изделий из текстильных и поделочных материалов Проектирование и изготовление одежды  
Багрова И.С. (МУК Заволжского района) Программа элективного курса в МУК «Парикмахер». 2008 8-9 Технология ведения дома Технология парикмахерских работ  
Хайруллова Т.А. Программа элективного курса технологической направленности «Питаться, чтобы жить или жить, чтобы питаться»   Технология ведения дома Кулинария  
Патяева Е.И. (МУК-1 Засвияжского района) Программа для МУК курса «Плетение на рамах». 2008 8-9 Создание изделий из текстильных и поделочных материалов Рукоделие  
Суворова Н.Б. (МУК-1 Засвияжского района) Программа для МУК по специальности «Столяр». 2008 7-9 Технология обработки конструкционных и поделочных материалов и элементы техники Технология обработки древесины  
Курсы профильного обучения 9-11 «Тракторы и сельскохозяйственные машины»        

Приложение 2

Подготовка старшеклассников к семейной жизни
в условиях дополнительного образования

2.1 Программа параллельного начального профессионального
образования

Пояснительная записка

Требования к содержанию и уровню подготовки [2]

Пояснительная записка

Требования к содержанию и уровню подготовки по специальности «Воспитатель – няня» (начальный уровень профессионального педагогического образования) [3]

Объяснительная записка.

Учебный курс «История домашнего образования в России» является составной частью психолого-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа. Курс посвящен истории и теории домашнего воспитания (образования) – одному из наименее разработанных разделов педагогики и совершенно необходимому каждому учителю для постоянной работы с родителями учащихся.

На материале различных эпох программа последовательно вводит слушателей в дидактику семейного социума, весьма специфичную по составу участников педагогического процесса, целям, содержанию, средствам и методам изначальной (первичной) и вторичной социализации личности, закладывающих ранний фундамент её последующего развития.

Материалы исторического характера позволяют глубже понять и осознать специфику дидактических процессов современной семьи. Знакомство с семейным воспитанием как исторической предпосылкой возникновения педагогической науки способствует в свою очередь более глубокому пониманию общих основ педагогики.

Спецкурс построен на материалах поисковой работы автора в рамках целевой программы ПИЭР ульяновской области, его монографиях «Истоки семейной педагогики» (Чебоксары), «Домашнее воспитание» (Ульяновск) и серии тематических публикаций в центральной методической печати. (Журналы «Народное образование», «Домашнее воспитание», «Частная школа», материалы областных, региональных и республиканских научно-практических конференций).

Учебный план

1. Введение. Содержание и задачи учебного курса. Историзм
образовательно-воспитательных систем. Семья как среда обитания
и воспитания. Понятие о первичной и вторичной социализации
личности. Стихия и сознание родительского поведения. 2 часа

2. Общая история домашнего воспитания (образования).

Дидактическая модель примитивного замкнутого социума. 6 часов

Дидактика частично открытого семейного социума. 2 часа

3. Воспитание (образование) в семьях различных сословий
дореволюционной России:

Дидактическая модель патриархальной семьи. 4 часа

Дидактическая модель семьи мелкопоместного дворянства. 4 часа

Дидактическая модель аристократической семьи 4 часа

4. Воспитание (образование) в современной семье:

Дидактическая модель семьи социалистического периода. 6 часов

Дидактические процессы в современной малообеспеченной
многодетной семье. 2 часа

Дидактические процессы в малообеспеченной малодетной
семье. 2 часа

Дидактические процессы в малодетной семье со средним
достатком. 2 часа

Дидактические процессы в высоко обеспеченной семье. 2 часа

5. Время для работы по заявкам студентов 2 часа

Итого: 38 часов

Введение.

Содержание и задачи учебного курса. Требования к учебной деятельности студентов, порядок зачета.

Историзм образовательно-воспитательных систем. Семья как среда обитания и воспитания. Дидактические возможности семейного социума Стихийность семейной дидактики и её следствия.

Стихийная семейная дидактика как источник научной педагогики. Понятие о первичной и вторичной социализации личности. Стихия и сознание родительского поведения.

Профессиональное консультирование семейного образования.

2. Общая история домашнего воспитания (образования).

Объяснительная записка.

"Педагогика гувернерства" предусматривает дополнительную частно-методическую подготовку студентов педагогического вуза /университета/, базирующуюся на общепедагогической, психологической, физиологической, гигиенической, правовой и общенаучной подготовке, получаемой в процессе основного педагогического образования.

Программа вводит слушателей в дидактику семейного социума, весьма специфичную по составу участников педагогического процесса, целям, содержанию, средствам и методам изначальной социализации личности, закладывающим фундамент её последующего развития. Кроме того, программа рассматривает в конкретных приложениях к ранним периодам развития ребенка некоторые положения возрастной психологии, физиологии и гигиены, мало затрагиваемые в основном курсе педагогического вуза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.85 (0.056 с.)