Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модель воспитательной работы в школе
В логике реализации описанных выше, культурно-антропологических и социально-территориальных ценностей необходимо разворачивать систему воспитательной работы на уровне школ и в целом на уровне города. Педагогическим основанием воспитательной работы является понимание того, через какие действия, события формируется инициативность, самостоятельность, ответственность, патриотизм и гражданственность, какова логика развертывания воспитательной системы. В этом смысле первичным является то, что воспитание начинается с осознания ребенка своей причастности к школе, семье, месту, где живет - городу, государству, к их истории. На формирование чувства причастности и должны быть направлены действия воспитателей, различные для различных возрастных групп. Рассматривая психологические особенности формирования позитивной системы ценностей и нравственных ориентиров, мы полагаем, что ценности, нравственные ориентиры человека оформляются при ощущении им чувства причастности к обществу и культуре, в соответствии с его социальной и культурной идентификации. Отсутствии причастности к социальному и культурному прошлому, настоящему и будущему страны и народа делает человека не чувствительным к существующим общественным ценностям и нравственным нормам. Формирование индивидуальной активности и социальной ответственности невозможно без реальных инициативных проб детей и подростков, выражаемых в различных «социальных проектах», начиная от проведения классного вечера и реальной помощи соответствующим социальным группам. Основным здесь является проживание и переживания школьниками чувства коллективности и взаимной ответственности. Очень важным является представленность школьникам образов «идеального взрослого», которые в целостной, концентрированной форме несут на себе соответствующие системы ценностей и нравственных норм. Индивидуальная активность подростков тесно связана с наличием у них позитивного отношения к будущему: своему личному будущему, будущему своего города и своей страны. Проектирование своего личного будущего является необходимым условием возникновения целей и жизненных планов, при этом личное будущее должно быть тесно увязано с будущим родного города, будущим своей страны. При этом преодолевается инфантильное отношение к будущему, формируется инициативное и ответственное отношений к происходящему. []
Структура и содержание воспитательного пространства Встраивание воспитательной системы в учебно-возрастное пространство школы предполагает применение различных воспитательных форм в зависимости от возраста и различную расстановку акцентов в разных учебных ступенях школы. При этом принцип системности предполагает последовательность и преемственность воспитательных действий. В начальной школе основной акцент делается на формирование чувства причастности ребенка к истории страны, города, школы, в среднем звене - на инициирование социальной активности детей, в старшей школе - на формирование картины индивидуального будущего, на деятельное самоопределение старшеклассников к социокультурной ситуации города, региона, страны. Социологические исследования показали, что современные подростки очень слабо ориентированы относительно перспектив своей будущей жизни, её связанности с ситуацией города, региона, страны Необходимы специальные действия, направленные на формирование представлений о будущем. В настоящее время ясно одно, что для решения этой задачи школе необходимо широкое привлечение к работе представителей общественности (организация встреч с представителями различных профессий, общественных организаций, депутатами городского совета, краевой Думы) обсуждение индивидуальных и социальных перспектив учащихся. Масштабы социальной активности детей в разных возрастных группах различны. В начальной школе - это сбор подарков для ветеранов и нуждающихся, выращивание рассады для озеленения школьного двора, концерты для солдат, ветеранов, родителей. В среднем звене - это конкретная помощь Дому малютки, реализация активности через работу клубов, театра, использование системы дополнительного образования для самореализации учащихся, участие в озеленении и реконструкции пришкольного участка. В старшей школе социальная активность учащихся направляется на работу по благоустройству района, города, реализацию внутришкольных социально-значимых проектов.
Модель организациивоспитательной работы должна быть соотнесены с психологическим возрастом школьников. Это означает необходимость выбора содержания и форм воспитательной работы с учетом возрастных особенностей школьников - встроена в учебно-возрастное пространство школы. Воспитание базовых качеств в разных возрастных группах осуществляется по-разному. Его можно развернуть в виде следующей цепочки:
Таблица 2.
Описанные выше принципы могут быть конкретизированы в проект системы воспитательных действий на разных ступенях учебно-возрастного пространства (частичная реализация данного проекта начата в школе №101 г. Красноярска). Начальная школа. В начальной школе основной задачей является освоение школьниками истории и культуры города в соответствии с возрастными особенностями через: 1 организацию экскурсий по музеям, историческим и культурным местам города и их обсуждение, 2 посещение театров, выставок, 3 оформление классных и школьных тематических выставок и конкурсов рисунков, макетов «Мой город». Этой же цели служат уроки истории России и встроенные в курс уроки по истории Красноярска, разрабатываемыми самими учителями. Тематика и последовательность экскурсий учащихся начальной ступени по школе, в школьный музей, музеи города и сценарии их обсуждения разрабатываются учителями и старшеклассниками. Инициирование социальной активности детей может осуществляться, например, через сбор подарков для ветеранов, малышей из «Дома малютки», концерты для ветеранов и инвалидов, или в виде конкурсов на самый «зеленый и цветущий» класс, экскурсии в живой уголок школы с рассказом о приемах ухода за животными. По замыслу это приводит к желанию детей участвовать не только в озеленении класса, но и всей школы, выращиванию рассады для обустройства школьного двора, желанию самим поухаживать за животными, послать открытки ветеранам к празднику. Чем больше идей рождается у учащихся, тем эффективнее были проведены инициирование.
Средняя школа. С целью быстрейшей адаптации учащихся младших классов к среднему звену нами разработана система мероприятий, осуществляемых в сентябре и направленных на повышение организованности пятиклассников, их мотивации к обучению, осознание ими своей причастности к школьному сообществу. В среднем звене, учитывая особенности психологического возраста, акцент воспитания делается на инициирование активности детей, осуществление ими социально значимых действий. Вместе с тем продолжается работа по формированию чувства причастности к истории к культурным ценностям семьи, города. Конкурс сочинений «История моей семьи» предлагается нами как один из возможных приемов такого воспитания. Многие ученики впервые беседуют с родителями о своих бабушках и дедушках, их жизни, своих корнях. В ходе реализации проекта будет проведен конкурс на построение самого «глубокого» генеалогического дерева семьи среди учащихся. Оно станет экспонатом школьного музея. Для учащихся 5-6-х классов в рамках проекта будет проводиться неделя города, в ходе которой ребята становятся участниками викторин по истории города, района, конкурса сочинений о будущем Красноярска, рисунков «Чтобы я хотел изменить в лице города» и т.д. Таким образом, оформляются мысли ребенка о будущем. Проведение встреч с депутатами городского совета, представителями интересных и перспективных профессий, Красноярска, где для детей впервые это переплетаются с видением своей роли в будущем. Помочь ребенку в формировании картины его индивидуального будущего, встроенного в будущее города, невозможно без широкого привлечения общественности, различных общественных организаций. Возможная форма таких встреч учащихся - пресс - конференция, которой предшествует деловая игра. Например, перед встречей с депутатами горсовета дети могут «поиграть» в формирование бюджета города. На встрече, проходящей в форме пресс - конференции, они задают возникшие вопросы и могут защитить свой проект бюджета. Для формирования у ребенка представления о собственном будущем необходимо помочь ему осознать свои способности, таланты. Школа должна взять на себя организацию широкого набора возможностей для творческой реализации учащихся.
В среднем звене социальная активность учащихся направляется на конкретную помощь «Дому малютки», приюту «Надежда», детям, инвалидам. В среднем звене эффективной становиться клубная работа. Активность учащихся проявляется в разработке и реализации проектов досуговой деятельности: КВН, День школы, Новый год и т.д. Главное - за каждым мероприятием должно следовать его осмысление. Задача воспитателей - поддержка детских инициатив, создание школьного актива из учеников. Старшее звено мы рассматриваем как пространство самоопределения школьников. Поэтому основной акцент делается на формирование структурированной картины индивидуального будущего и чувства связанности его с будущим Красноярска, России. Обсуждение будущего на встречах с представителями различных профессий должно проходить в терминах профессиональной карьеры и социального успеха. Взрослые, приходящие к ребятам должны быть успешными людьми, умеющими видеть перспективность своей профессии. Изучение в рамках НОУ социальных перспектив города является интересной формой работы. Социальная активность старшеклассников направляется на работу по благоустройству района, города, реализацию внутришкольных социально-значимых проектов. Особенности технологии воспитательной работы состоят в том, что эффективное воспитание должно опираться на собственную активность детей, придерживаться демократических отношений между взрослыми и детьми и по возможности не иметь прямого, назидательного характера. Полная структура воспитательного действия направленного на формировании социальной активности подростков должна включать в себя следующие этапы: Инициирование, Создание Прецедента, Оформление Образца, Тиражирование. «Инициирование» - информационное действие провоцирующее (инициирующее) детей на выполнение конкретного социального действия (сбор игрушек и подарков для детей «Дома малютки», или предложение о проведении школьного конкурса или праздника). «Создание Прецедента» - включает в себяпроектирование и выполнение определенного социального проекта, когда школьники при поддержке и помощи взрослого проектируют, согласовывают и выполняют свой проект (подготовка и проведения праздника для ветеранов, подготовка и проведение школьного КВНа, организация и проведения пресс-конференции с депутатами Городского совета и др.). «Оформление Образца» - знаково-символическое оформление выполненного проекта, его публичная представленность. При этом социальное действие детей приобретает социально-статусный характер, задает ориентиры и провоцирует других детей на соответствующие действия. «Тиражирование» - связано с переходом от ситуации прецедента к оформлению данного действия как определенной школьной традиции, встраивание данного действия в практику школьной жизни. Чрезвычайно значимым мы считаем не только выполнение определенных воспитательных проектов, но и их включенность в сферу актуальных переживаний детей, осознание и осмысление ими происходящего как личностно значимого действия.
Для этого все воспитательные действия должны включать в себя ситуации, когда школьники переживают, обсуждают и информируют других о выполненном проекте. При этом формы «организации» осмысления могут быть различными: · это может быть личное переживание ребенка, связанное с его индивидуальным восприятием происходящего; · осмысление, в форме организованного в группе детей обсуждение сделанного действия, его смысла и значения («Это мы сделали, а что еще мы можем сделать?»); · знаково-символическое осмысление действия-события как имеющего особый социальный статус, придание событию определенного социального статуса.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.014 с.) |