Модель воспитательной работы в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель воспитательной работы в школе



 

В логике реализации описанных выше, культурно-антропологических и социально-территориальных ценностей необходимо разворачивать систему воспитательной работы на уровне школ и в целом на уровне города.

Педагогическим основанием воспитательной работы является понимание того, через какие действия, события формируется инициативность, самостоятельность, ответственность, патриотизм и гражданственность, какова логика развертывания воспитательной системы. В этом смысле первичным является то, что воспитание начинается с осознания ребенка своей причастности к школе, семье, месту, где живет - городу, государству, к их истории. На формирование чувства причастности и должны быть направлены действия воспитателей, различные для различных возрастных групп.

Рассматривая психологические особенности формирования позитивной системы ценностей и нравственных ориентиров, мы полагаем, что ценности, нравственные ориентиры человека оформляются при ощущении им чувства причастности к обществу и культуре, в соответствии с его социальной и культурной идентификации. Отсутствии причастности к социальному и культурному прошлому, настоящему и будущему страны и народа делает человека не чувствительным к существующим общественным ценностям и нравственным нормам.

Формирование индивидуальной активности и социальной ответственности невозможно без реальных инициативных проб детей и подростков, выражаемых в различных «социальных проектах», начиная от проведения классного вечера и реальной помощи соответствующим социальным группам. Основным здесь является проживание и переживания школьниками чувства коллективности и взаимной ответственности. Очень важным является представленность школьникам образов «идеального взрослого», которые в целостной, концентрированной форме несут на себе соответствующие системы ценностей и нравственных норм.

Индивидуальная активность подростков тесно связана с наличием у них позитивного отношения к будущему: своему личному будущему, будущему своего города и своей страны. Проектирование своего личного будущего является необходимым условием возникновения целей и жизненных планов, при этом личное будущее должно быть тесно увязано с будущим родного города, будущим своей страны. При этом преодолевается инфантильное отношение к будущему, формируется инициативное и ответственное отношений к происходящему. []

Структура и содержание воспитательного пространства

Встраивание воспитательной системы в учебно-возрастное пространство школы предполагает применение различных воспитательных форм в зависимости от возраста и различную расстановку акцентов в разных учебных ступенях школы. При этом принцип системности предполагает последовательность и преемственность воспитательных действий. В начальной школе основной акцент делается на формирование чувства причастности ребенка к истории страны, города, школы, в среднем звене - на инициирование социальной активности детей, в старшей школе - на формирование картины индивидуального будущего, на деятельное самоопределение старшеклассников к социокультурной ситуации города, региона, страны.

Социологические исследования показали, что современные подростки очень слабо ориентированы относительно перспектив своей будущей жизни, её связанности с ситуацией города, региона, страны Необходимы специальные действия, направленные на формирование представлений о будущем. В настоящее время ясно одно, что для решения этой задачи школе необходимо широкое привлечение к работе представителей общественности (организация встреч с представителями различных профессий, общественных организаций, депутатами городского совета, краевой Думы) обсуждение индивидуальных и социальных перспектив учащихся.

Масштабы социальной активности детей в разных возрастных группах различны. В начальной школе - это сбор подарков для ветеранов и нуждающихся, выращивание рассады для озеленения школьного двора, концерты для солдат, ветеранов, родителей. В среднем звене - это конкретная помощь Дому малютки, реализация активности через работу клубов, театра, использование системы дополнительного образования для самореализации учащихся, участие в озеленении и реконструкции пришкольного участка. В старшей школе социальная активность учащихся направляется на работу по благоустройству района, города, реализацию внутришкольных социально-значимых проектов.

Модель организациивоспитательной работы должна быть соотнесены с психологическим возрастом школьников. Это означает необходимость выбора содержания и форм воспитательной работы с учетом возрастных особенностей школьников - встроена в учебно-возрастное пространство школы.

Воспитание базовых качеств в разных возрастных группах осуществляется по-разному. Его можно развернуть в виде следующей цепочки:

 

Таблица 2.

Качества начальная школа среднее звено старшая школа
Причастность - как форма укорененности, культурной и социальной идентичности История страны, города истории семьи, школы. личная история как рефлексия своего жизненного пути, своих возможностей и ограничений
Достоинство - как форма социальной активности и ответственности - освоение новой социальной роли - ученик, содержанием которой является учебная деятельность (РО) - освоение нового социального пространства - класс, учебная параллель - совместно с взрослыми коллективные классно-школьные проекты; - внешкольные социальные проекты на уровне микроучастка школы - самостоятельные школьные проекты; - участие в районных и общегородских социальных проектах; - личные трудовые и бизнес проекты (самостоятельный заработок)
Перспектива - позитивное отношение к своему будущему, согласованность личного будущего с перспективой социально-экономического развития города, страны - позитивное отношение к школе, окружающей социальной действительности, к себе - осознание-оформление индивидуальной социальной действительности (Кто я сейчас?) - прожекты личного будущего (Кем я хочу быть?) - перспективы социально-экономического будущего города; - индивидуальный образовательно-профессиональный проект

Описанные выше принципы могут быть конкретизированы в проект системы воспитательных действий на разных ступенях учебно-возрастного пространства (частичная реализация данного проекта начата в школе №101 г. Красноярска).

Начальная школа.

В начальной школе основной задачей является освоение школьниками истории и культуры города в соответствии с возрастными особенностями через:

1 организацию экскурсий по музеям, историческим и культурным местам города и их обсуждение,

2 посещение театров, выставок,

3 оформление классных и школьных тематических выставок и конкурсов рисунков, макетов «Мой город».

Этой же цели служат уроки истории России и встроенные в курс уроки по истории Красноярска, разрабатываемыми самими учителями.

Тематика и последовательность экскурсий учащихся начальной ступени по школе, в школьный музей, музеи города и сценарии их обсуждения разрабатываются учителями и старшеклассниками.

Инициирование социальной активности детей может осуществляться, например, через сбор подарков для ветеранов, малышей из «Дома малютки», концерты для ветеранов и инвалидов, или в виде конкурсов на самый «зеленый и цветущий» класс, экскурсии в живой уголок школы с рассказом о приемах ухода за животными. По замыслу это приводит к желанию детей участвовать не только в озеленении класса, но и всей школы, выращиванию рассады для обустройства школьного двора, желанию самим поухаживать за животными, послать открытки ветеранам к празднику. Чем больше идей рождается у учащихся, тем эффективнее были проведены инициирование.

Средняя школа.

С целью быстрейшей адаптации учащихся младших классов к среднему звену нами разработана система мероприятий, осуществляемых в сентябре и направленных на повышение организованности пятиклассников, их мотивации к обучению, осознание ими своей причастности к школьному сообществу.

В среднем звене, учитывая особенности психологического возраста, акцент воспитания делается на инициирование активности детей, осуществление ими социально значимых действий.

Вместе с тем продолжается работа по формированию чувства причастности к истории к культурным ценностям семьи, города. Конкурс сочинений «История моей семьи» предлагается нами как один из возможных приемов такого воспитания. Многие ученики впервые беседуют с родителями о своих бабушках и дедушках, их жизни, своих корнях. В ходе реализации проекта будет проведен конкурс на построение самого «глубокого» генеалогического дерева семьи среди учащихся. Оно станет экспонатом школьного музея.

Для учащихся 5-6-х классов в рамках проекта будет проводиться неделя города, в ходе которой ребята становятся участниками викторин по истории города, района, конкурса сочинений о будущем Красноярска, рисунков «Чтобы я хотел изменить в лице города» и т.д. Таким образом, оформляются мысли ребенка о будущем. Проведение встреч с депутатами городского совета, представителями интересных и перспективных профессий, Красноярска, где для детей впервые это переплетаются с видением своей роли в будущем. Помочь ребенку в формировании картины его индивидуального будущего, встроенного в будущее города, невозможно без широкого привлечения общественности, различных общественных организаций. Возможная форма таких встреч учащихся - пресс - конференция, которой предшествует деловая игра. Например, перед встречей с депутатами горсовета дети могут «поиграть» в формирование бюджета города. На встрече, проходящей в форме пресс - конференции, они задают возникшие вопросы и могут защитить свой проект бюджета.

Для формирования у ребенка представления о собственном будущем необходимо помочь ему осознать свои способности, таланты. Школа должна взять на себя организацию широкого набора возможностей для творческой реализации учащихся.

В среднем звене социальная активность учащихся направляется на конкретную помощь «Дому малютки», приюту «Надежда», детям, инвалидам. В среднем звене эффективной становиться клубная работа.

Активность учащихся проявляется в разработке и реализации проектов досуговой деятельности: КВН, День школы, Новый год и т.д. Главное - за каждым мероприятием должно следовать его осмысление.

Задача воспитателей - поддержка детских инициатив, создание школьного актива из учеников.

Старшее звено мы рассматриваем как пространство самоопределения школьников. Поэтому основной акцент делается на формирование структурированной картины индивидуального будущего и чувства связанности его с будущим Красноярска, России. Обсуждение будущего на встречах с представителями различных профессий должно проходить в терминах профессиональной карьеры и социального успеха. Взрослые, приходящие к ребятам должны быть успешными людьми, умеющими видеть перспективность своей профессии. Изучение в рамках НОУ социальных перспектив города является интересной формой работы.

Социальная активность старшеклассников направляется на работу по благоустройству района, города, реализацию внутришкольных социально-значимых проектов.

Особенности технологии воспитательной работы состоят в том, что эффективное воспитание должно опираться на собственную активность детей, придерживаться демократических отношений между взрослыми и детьми и по возможности не иметь прямого, назидательного характера.

Полная структура воспитательного действия направленного на формировании социальной активности подростков должна включать в себя следующие этапы: Инициирование, Создание Прецедента, Оформление Образца, Тиражирование.

«Инициирование» - информационное действие провоцирующее (инициирующее) детей на выполнение конкретного социального действия (сбор игрушек и подарков для детей «Дома малютки», или предложение о проведении школьного конкурса или праздника).

«Создание Прецедента» - включает в себяпроектирование и выполнение определенного социального проекта, когда школьники при поддержке и помощи взрослого проектируют, согласовывают и выполняют свой проект (подготовка и проведения праздника для ветеранов, подготовка и проведение школьного КВНа, организация и проведения пресс-конференции с депутатами Городского совета и др.).

«Оформление Образца» - знаково-символическое оформление выполненного проекта, его публичная представленность. При этом социальное действие детей приобретает социально-статусный характер, задает ориентиры и провоцирует других детей на соответствующие действия.

«Тиражирование» - связано с переходом от ситуации прецедента к оформлению данного действия как определенной школьной традиции, встраивание данного действия в практику школьной жизни.

Чрезвычайно значимым мы считаем не только выполнение определенных воспитательных проектов, но и их включенность в сферу актуальных переживаний детей, осознание и осмысление ими происходящего как личностно значимого действия.

Для этого все воспитательные действия должны включать в себя ситуации, когда школьники переживают, обсуждают и информируют других о выполненном проекте. При этом формы «организации» осмысления могут быть различными:

· это может быть личное переживание ребенка, связанное с его индивидуальным восприятием происходящего;

· осмысление, в форме организованного в группе детей обсуждение сделанного действия, его смысла и значения («Это мы сделали, а что еще мы можем сделать?»);

· знаково-символическое осмысление действия-события как имеющего особый социальный статус, придание событию определенного социального статуса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.014 с.)