Теоретические представления о воспитании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические представления о воспитании



 

Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук.Врамках философии исследуется познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, онтологические и гносеологические основы воспитания; формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствие, с которыми определяются его конкретные средства.

Шварцман К.А выделяет четыре типа философских систем и концепций воспитания:

1 утилитаризм, - человек на службе общества, использование человека обществом с максимальной пользой;

2 прагматизм, - обеспечение успешности человека в обществе, т.е. как научить извлекать человека максимум пользы из социальных ситуаций, практическое обучение (Дьюи);

3 когнитивизм, - обучение методом проектов, «если что-то делаем, то сразу понимаем чему учиться» или «научить человека мышлению» - значит воспитать его (Пиаже, Выготский, Кольберг);

4 гуманизм, - идея безусловного доверия к ребенку, воспитание как предоставление возможностей, педагог обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение (Братченко, Маслоу, Роджерс) [6].

В социологии предметом исследования являются социальные условия развития личности, социальные нормы и условия социального воспроизводства, которые могут рассматриваться как социальный «заказ» для системы воспитания. В социологии образования изучаются условия осуществления воспитания, его региональные и социально-культурные особенности, системы воспитательных институтов, учреждений, соотношение социальных влияний и целенаправленного воздействия на человека, обеспечивающие социализацию человека.

В этнографии рассматривается закономерности социального воспроизводства у народов мира на разных стадиях исторического развития, существующие у разных народов особенности в укладах жизни, социальных и нравственных нравственные нормах, специфике отношении между родителями и детьми и т.д.

В психологии исследуются возрастные, индивидуальные и групповые особенности и закономерности развития и поведения людей, создающие объективные и субъективные предпосылки для разработки эффективных способов и средств воспитания.

В отличие от вышеуказанных научных направлений задачей педагогической науки является не только проведение исследований, связанных с социальным и индивидуальным становлением человека, но и разработка средств, форм и методов педагогического - обучающего и воспитывающего воздействия на человека.

В настоящее время существуют ряд терминов с разных сторон характеризующих особенности социального и индивидуального становления человека. Для того чтобы определить содержание понятия воспитания необходимо сделать различение между сложившимися уже в науке понятиями социализации, обучения, воспитания и подготовки.

Социолог и культуролог М. Вебер определяет процесс социализации как «процесс интеграции человека в различные виды социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности». В данном подходе человек рассматривается как пассивный материал, преобразуемый (интегрируемый) в различные формы социального, через освоение «соответствующих элементов культуры, социальных норм и ценностей» [30].

Социально-психологическое понимание социализации включает в себя рассмотрение собственной активности человека, которая обсуждается в терминах индивидуализации и индивидуального развития. Так, Л.С. Выготский отмечает, что «в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т.е. происходит социализация. В то же время человекприобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. происходит индивидуализация» [31].

Психолог Г.М. Андреева конкретизирует понятие социализации как двусторонний процесс: «Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [29].

В рамках социально-психологического подхода акцент делается на социализации - как внешнем воздействии на индивида и индивидуализации - как собственной внутренней активности человека по построению своей личности.

Другой аспект социальной обсусловленности личностного развития состоит в том, что сами эти внешние социальные воздействия могут иметь естественный (неуправляемый) характер и искусственное (управляемое), специальным образом выстроенное воздействия для достижения определенных эффектов в развитии личности. В.В. Давыдов отмечал, что «физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идет в процессе социализации - усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта…

Процесс социализации, включающий в себя естественные «средовые» факторы и искусственные «деятельностные», рассматриваемые каквоспитание, факторы в виде государственной / национальной идеологии и специально созданных социальных институтов, как механизм общественного воспроизводства соответствующих культурных ценностей, моральных норм, правил позитивного социального поведения» [2].

В дипломной работе социализация рассматривается как естественный процесс (неуправляемое воздействие внешних социальных факторов), обеспечивающее включение человека в систему социальной жизни через усвоение им существующих ценностей и норм социального поведения. Воспитание рассматривается как искусственная (управляемая), особым образом выстроенная деятельность, направленная на обеспечение воспроизводства соответствующих (перспективных) культурных ценностей, моральных норм, правил позитивного социального поведения.

При этом обучение также рассматривается в рамках деятельностного, «проектного» отношения к человеку, т.е. является специально организованной деятельностью по интеллектуальному развитию человека, обеспечивающее базу для получения профессии и его включения с социальные системы распределения труда.

Основным отличием воспитания от обучения является его экзистенциальная, смысложизненная направленность, позволяющая человеку выработать собственные жизненные ориентиры, сформировать свой жизненный стиль. Обучения ориентированного в основном на интеллектуальное развитие человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.004 с.)