Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Город как социально-территориально-культурная единица
При рассмотрении города как особой социально-территориально-культурной единицы мы опираемся на работу В.С. Ефимова, в которой город рассматривается как «особая социокультурная единица, обеспечивающая воспроизводство сложных форм жизни, деятельности и мышления» [36]. Такое представление городапозволяет, с одной стороны, удерживать полноту представлений о городе как «социальной системе», а с другой стороны, преодолевать (включать) частичные представления о городе как архитектурно-жилищном, коммунально-энергетическом или финансово-производственном комплексе. При этом мы понимаем, что город существует и как жилищно-коммунальный комплекс, и как формы организации жизни и деятельности, и как ценностные ориентиры, нормы и правила поведения, представленные на уровне городских традиций и городского самосознания. В работе В.С. Ефимова задача целостного представления города решается через использование модусной схемы представления города, рамках которой выделяется шесть основных, обобщенных модусов: · природно-ландшафтный архитектурно-коммуникационный - включает в себя сложившиеся системы жилищных и производственных комплексов: здания, производственные и инфраструктурные объекты, технические коммуникации (транспортные, инженерные, коммунальные и др.). Надежность и долговечность, особенности архитектурных стилей и градостроительных традиций, удобство и эстетичность, экономичность и рациональность размещения, экологическая вредность и рекреационный потенциал - все эти характеристики определяют качество того, что составляет «искусственную материальную оболочку» города; · трансгородской (ресурсно-потоковый) - этот модус определяется особенностями экономического, культурного, торгового взаимодействия города с другими городами и поселениями, включением города в региональную, федеральную и мировую систему распределенного производства и потребления (промышленное производство, наука, культура, образование и др.), потоками всех видов ресурсов, которые производятся, потребляются и транспортируются через город; · социально-организационный - включает различные формы социальной организации жителей города: производственные, управленческие, инфраструктурные, общественные и др. Социальная организация основных единиц города обусловлена культурными, историческими, этнонациональными нормами, традициями и является «отпечатком» преобладающих (и преобладавших) форм мышления, идеологических и мировоззренческих установок, ценностных и поведенческих ориентиров, деятельностных и потребительских норм и стереотипов;
· мыследеятельностный - данный модус определяется интеллектуальными ресурсами города, общим уровнем образованности жителей, интенсивностью интеллектуальной, культурной, образовательной жизни города, уровнем информационных технологий, преобладающими формами мышления, коммуникации, понимания, рефлексии, деятельности, которые в свою очередь оказываются зависимыми от преобладающих онтологических и нормативно-ценностных установок; · нормативно-ценностной - включает в себя нормы мышления, деятельности, поведения и морально-этические ценности основных социальных групп и слоев (критерии добра и зла, истинности и ложности, общественного блага и вреда, личностные образцы культуры, критерии хорошей жизни, представления об исторических перспективах и др.). В каждом из модусов «отпечатаны» исторические и социо-культурные особенности становления города, которые взаимообуславливают и определяют границы изменений в любом из модусов. При рассмотрении города как социально-территориально-культурной единицы в определенном ценностном аспекте мы выделяем следующие ценностные установки: · ценность сложившейся территориальной культуры, обеспечение сохранения, обогащения сложившегося уклада жизни, особенностей самобытной культуры, которые выступают как ресурс и условие развития региона как целостного образования и задают базовое отношение человека к общенациональной культуре; · ценность развития, усложнения социально-культурной действительности города, обеспечивающей становление и развитие человека, включение его в городские, региональные и мировые процессы культурной коммуникации. Происходящие в России и социально-экономические и социально-культурные изменения привели к значительным деформациям в ценностных установках молодежи, в усилении негативного отношения к жизни, к росту различных проявления антисоциального поведения. Так по данным социологического исследования, выполненного В.С. Ефимовым и Ю.В. Честновым: 25% подростков не надеются на положительные изменения в обществе и хотели бы уехать из России; 45% подростков пессимистично оценивают свои жизненные перспективы; 35% старшеклассников не думали и не пытаются думать о своем будущем; 40% старшеклассников регулярно курит; 55% подростков регулярно употребляет алкоголь; 25% подростков уже участвовали в уголовно наказуемых действиях и 15% пробовали наркотики [36].
На основании исследования ценностных установок старшеклассников, авторы делают вывод о том, что в Красноярске происходило, и происходит деструктурирование и разрушение существовавших процессов воспроизводства системы ценностей и нравственных ориентиров, механизмов культурной и национальной идентификации. Оказываются неадекватными и неэффективными многие виды деятельности и социальной организации, разрушениям подвергнуты и глубинные основы человеческого существования, «упакованные» в определенные жизненные уклады, несущие в себе особые формы повседневного воспроизводства телесного и психического здоровья человека. Очевидно, что разрушаемые элементы «социального организма» должны заменяться новыми, в значительной степени изменяющими сам этот организм. Другими словами, должен идти процесс производства новых ценностных ориентиров, включающий в себя новое осмысление и реабилитацию существовавших ранее ценностей (например, ценностей патриотизма и коллективности), новых видов мышления и деятельности (таких как проектное и управленческое мышление), новых форм социальной организации, обеспечивающих более высокий уровень самодеятельной / продуктивной активности населения. Наконец, должны быть созданы новые привлекательные образы жизни [36]. Сложившаяся ситуация требует проведение эффективной культурно-ценностной политики на уровне города, что должно обеспечиваться разворачиванием соответствующих воспитательных программ как на уровне города, так и на уровне отдельных образовательных учреждений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.100 (0.004 с.) |