Город как социально-территориально-культурная единица 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Город как социально-территориально-культурная единица



При рассмотрении города как особой социально-территориально-культурной единицы мы опираемся на работу В.С. Ефимова, в которой город рассматривается как «особая социокультурная единица, обеспечивающая воспроизводство сложных форм жизни, деятельности и мышления» [36]. Такое представление городапозволяет, с одной стороны, удерживать полноту представлений о городе как «социальной системе», а с другой стороны, преодолевать (включать) частичные представления о городе как архитектурно-жилищном, коммунально-энергетическом или финансово-производственном комплексе. При этом мы понимаем, что город существует и как жилищно-коммунальный комплекс, и как формы организации жизни и деятельности, и как ценностные ориентиры, нормы и правила поведения, представленные на уровне городских традиций и городского самосознания.

В работе В.С. Ефимова задача целостного представления города решается через использование модусной схемы представления города, рамках которой выделяется шесть основных, обобщенных модусов:

· природно-ландшафтный архитектурно-коммуникационный - включает в себя сложившиеся системы жилищных и производственных комплексов: здания, производственные и инфраструктурные объекты, технические коммуникации (транспортные, инженерные, коммунальные и др.). Надежность и долговечность, особенности архитектурных стилей и градостроительных традиций, удобство и эстетичность, экономичность и рациональность размещения, экологическая вредность и рекреационный потенциал - все эти характеристики определяют качество того, что составляет «искусственную материальную оболочку» города;

· трансгородской (ресурсно-потоковый) - этот модус определяется особенностями экономического, культурного, торгового взаимодействия города с другими городами и поселениями, включением города в региональную, федеральную и мировую систему распределенного производства и потребления (промышленное производство, наука, культура, образование и др.), потоками всех видов ресурсов, которые производятся, потребляются и транспортируются через город;

· социально-организационный - включает различные формы социальной организации жителей города: производственные, управленческие, инфраструктурные, общественные и др. Социальная организация основных единиц города обусловлена культурными, историческими, этнонациональными нормами, традициями и является «отпечатком» преобладающих (и преобладавших) форм мышления, идеологических и мировоззренческих установок, ценностных и поведенческих ориентиров, деятельностных и потребительских норм и стереотипов;

· мыследеятельностный - данный модус определяется интеллектуальными ресурсами города, общим уровнем образованности жителей, интенсивностью интеллектуальной, культурной, образовательной жизни города, уровнем информационных технологий, преобладающими формами мышления, коммуникации, понимания, рефлексии, деятельности, которые в свою очередь оказываются зависимыми от преобладающих онтологических и нормативно-ценностных установок;

· нормативно-ценностной - включает в себя нормы мышления, деятельности, поведения и морально-этические ценности основных социальных групп и слоев (критерии добра и зла, истинности и ложности, общественного блага и вреда, личностные образцы культуры, критерии хорошей жизни, представления об исторических перспективах и др.).

В каждом из модусов «отпечатаны» исторические и социо-культурные особенности становления города, которые взаимообуславливают и определяют границы изменений в любом из модусов.

При рассмотрении города как социально-территориально-культурной единицы в определенном ценностном аспекте мы выделяем следующие ценностные установки:

· ценность сложившейся территориальной культуры, обеспечение сохранения, обогащения сложившегося уклада жизни, особенностей самобытной культуры, которые выступают как ресурс и условие развития региона как целостного образования и задают базовое отношение человека к общенациональной культуре;

· ценность развития, усложнения социально-культурной действительности города, обеспечивающей становление и развитие человека, включение его в городские, региональные и мировые процессы культурной коммуникации.

Происходящие в России и социально-экономические и социально-культурные изменения привели к значительным деформациям в ценностных установках молодежи, в усилении негативного отношения к жизни, к росту различных проявления антисоциального поведения. Так по данным социологического исследования, выполненного В.С. Ефимовым и Ю.В. Честновым: 25% подростков не надеются на положительные изменения в обществе и хотели бы уехать из России; 45% подростков пессимистично оценивают свои жизненные перспективы; 35% старшеклассников не думали и не пытаются думать о своем будущем; 40% старшеклассников регулярно курит; 55% подростков регулярно употребляет алкоголь; 25% подростков уже участвовали в уголовно наказуемых действиях и 15% пробовали наркотики [36].

На основании исследования ценностных установок старшеклассников, авторы делают вывод о том, что в Красноярске происходило, и происходит деструктурирование и разрушение существовавших процессов воспроизводства системы ценностей и нравственных ориентиров, механизмов культурной и национальной идентификации. Оказываются неадекватными и неэффективными многие виды деятельности и социальной организации, разрушениям подвергнуты и глубинные основы человеческого существования, «упакованные» в определенные жизненные уклады, несущие в себе особые формы повседневного воспроизводства телесного и психического здоровья человека.

Очевидно, что разрушаемые элементы «социального организма» должны заменяться новыми, в значительной степени изменяющими сам этот организм. Другими словами, должен идти процесс производства новых ценностных ориентиров, включающий в себя новое осмысление и реабилитацию существовавших ранее ценностей (например, ценностей патриотизма и коллективности), новых видов мышления и деятельности (таких как проектное и управленческое мышление), новых форм социальной организации, обеспечивающих более высокий уровень самодеятельной / продуктивной активности населения. Наконец, должны быть созданы новые привлекательные образы жизни [36].

Сложившаяся ситуация требует проведение эффективной культурно-ценностной политики на уровне города, что должно обеспечиваться разворачиванием соответствующих воспитательных программ как на уровне города, так и на уровне отдельных образовательных учреждений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.100 (0.004 с.)