Условия формирования исследовательской деятельности младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия формирования исследовательской деятельности младших школьников



 

В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших

школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Деятельность учащихся рекомендуется ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. Как мы уже и говорили, необходимы следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников: Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем. Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Психологический комфорт. Одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя - не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. Личность педагога. Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учитывая срок обучения в начальной школе и важность отдельных способов деятельности для детей младшего школьного возраста, появляется необходимость выделения группы таких действий, которые являются важнейшими, незаменимыми в структуре каждого исследовательского умения и доступными для усвоения материала на начальном этапе обучения. Изучая исследования ученых, передовой педагогический опыт, можно выстроить систему формирования исследовательских умений по следующим направлениям:

 - умение осознавать проблему. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он, начиная исследование, четко сформулировал проблему. Сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Не нужно требовать ясной формулировки проблемы, четкого определения цели. Достаточно ее общей приблизительной характеристики;

- умение задавать вопросы. В процессе исследования вопрос играет ключевую роль. Вопрос нацеливает мышление ребенка на получение ответов и, таким образом, вызывает потребность в познании;

- умение выдвигать гипотезы. Гипотеза - это предположение, которое доказано логически и не подтверждено опытом;

 - умение давать определения понятий. Определить понятие - указать, что оно означает, выявить признаки, которые ему принадлежат. Цель определения - уточнение содержания понятий.

В исследованиях многих педагогов и психологов отмечается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, а также творческие навыки школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, особенно в той, которая имеет исследовательскую направленность. Этот факт является актуальным для учащихся начальной школы, ведь в этом возрасте учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей младшего школьника. Такое качество личности, как исследовательский интерес, особенно свойственен ребенку, который только приходит в школу. Исследовательская деятельность - вид интеллектуально-творческой деятельности, осуществляемой на основе поисковой активности и исследовательского поведения. Процесс осуществления такой деятельности включает анализ учебной ситуации (задачи, проблемы), прогнозирование будущих и анализ полученных результатов, моделирования и реализации учебных действий, а также коррекцию исследовательского поведения. Поисковая активность возникает в результате нестандартной ситуации, которая требует решения, она может быть направлена на изменение проблемной ситуации или своего отношения к ней. Этот процесс лежит в основе исследовательского поведения.

Важным для работы по развитию исследовательского поведения ребенка понимать следующие моменты: исследовательская инициатива может проявляться или отдельным ребенком или группой детей (здесь можно наблюдать реакции, интерес, способы действия, как двое детей договариваются между собой, распределяют цели и средства, какие стратегии совместного обследования используют).

Ученые выделяют следующие группы мотивов исследовательской инициативы «бескорыстная» познавательная активность, практические, учебные, мотивы внесения разнообразия в однообразные условия, вызывающие скуку. При этом важно понимать, что результатом реализации указанных мотивов будут:

- познание безотносительно к решению утилитарных практических задач,

- достижением конкретного утилитарно-значимого результата, направленность субъекта на приобретение опыта, изменение настроения ребенка.

Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается в её многосубъектности. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего перспективного развития.

Длительность выполнения исследования целесообразно ограничивать 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как обще учебными умениями. Целесообразно в процесс работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что исследовательская деятельность – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.004 с.)