Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика уровня формирования исследовательской деятельности младших школьников
Сложность диагностики способностей ребенка связана с их отношением ко многим сферам индивида: мотивационной, интеллектуальнотворческой, эмоциональной, поведенческой, оценочной и т. д. Исследовательские способности хотя и не сводятся к умениям и навыкам в данной области, но обнаруживаются в глубине и прочности овладения приемами и способами исследовательской деятельности, к которым относятся умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты. Можно проводить диагностику в виде тестирования на основе подхода, описанного А. И. Кочетовым. Умения и навыки выделяются как параметры, в рамках которых намечаются критерии, существенные для исследовательской деятельности. Основная идея — изучение умений и навыков исследовательского поиска как интегрированных явлений, характеризующих мыслительные операции во взаимосвязи с познавательным и социальным опытом ребенка. В связи с этим подбор стимульного материала для диагностик ориентирован не только на психологическое тестирование, но и на познавательные задачи и упражнения, условия которых затрагивают социальный и эмоциональный “интеллект” ребенка, что позволяет расширить диапазон тестируемых свойств. При этом мы посчитали важным перейти от заданий с так называемым закрытым началом и закрытым концом к заданиям менее регламентированного характера и однозначной определенности, что, по мнению А. Н. Поддьякова, Д. Б. Богоявленской, необходимо для оценки познавательного развития Рассмотрим компоненты диагностического комплекса, основанного на тестах Е. Торренса, Дж. Гилфорда и др., а также исследованиях и методических разработках А. И. Савенкова, Р. С. Немова, Л. Ф. Тихомировой, Е. В. Чудиновой: 1 Умение видеть проблему: - цель — определить способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон; - материал — модифицированная методика Р. С. Немова «Вербальная фантазия», материалы работ А. И. Савенкова; - критерии — скорость процессов воображения; необычность, оригинальность; глубина и детализированность образа; впечатлительность, эмоциональность образа. 2 Умение задавать вопросы:
- цель — изучить умения задавать вопросы, характеризующие свойства дивергентного мышления; - материал — субтест «Необычные вопросы» из теста Е. Торренса; - критерии — беглость, оригинальность. 3 Умение выдвигать гипотезу: - цель — определить умение вырабатывать и логически оправданные, и провокационные идеи; - материал — методика, основанная на исследованиях и разработках А. И. Савенкова и Е. В. Чудиновой; - критерии — количество выдвинутых гипотез; степень уверенности в правильности выдвинутой гипотезы. 4 Умение давать определения понятиям: - цель — определить умение выявлять существенные признаки, входящие в содержание понятия; - материал — модифицированная методика Р. С. Немова «Определение понятий»; - критерий — точность формулировки определения. 6 Умение классифицировать: - цель — определить развитие операции деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы; - материал — субтест «Исключение понятий»; - критерий — выделение существенного основания для классификации. 6 Умение наблюдать: - цель — изучить наблюдательность; - материал — методика Л. Ф. Тихомировой; - критерий — количество правильно найденных отличий. 7 Умение экспериментировать: - цель — определить умение проводить мысленный эксперимент; - материал — субтест Дж. Гилфорда «Использование предметов». Данный тест представлен в приложении В. - критерии — беглость, гибкость, оригинальность мышления. 8 Умение структурировать полученный в ходе исследования материал: - цель — определить способность отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных; - материал — методика Л. Ф. Тихомировой; - критерии — определение существенных признаков. 9 Умение делать выводы и умозаключения: - цель — оценить умение делать умозаключение по аналогии; - материал — субтест «Умозаключения» из варианта методики «Словесные субтесты» по Л. И. Переслени, Л. Ф. Чупрову; - критерии — правильность установления логических связей и отношений. 10. Умение доказывать и защищать свои идеи: - цель — определить умение выдвинуть, оценить и аргументировать идею;
- материал — методика, составленная на основе правил доказательства гипотез, которые описал Р. С. Немов, с использованием приема «мозговой штурм»; - критерии — приведение аргументов и фактов, логика доказательства. Можно предположить, что умение давать определения различным понятиям формирует умение экспериментировать и развивает внимание детей, а умение классифицировать зависит от уровня развития памяти и умения структурировать. Кроме того, у ребенка с высоким показателем уровня развития наблюдения будет проявляться и достаточно высокий уровень развития мышления. Также при наличии способности экспериментировать ребенок наиболее вероятно будет способен давать определения понятиям, уметь доказывать и защищать свои идеи, иметь высокий уровень развития памяти. Разработка диагностического обеспечения, дающего возможность не только качественного, но и количественного оценивания, необходима для анализа эффективности учебно-исследовательской деятельности для личностного развития ребенка. Развитие исследовательских способностей ребенка можно рассматривать как один из критериев результативной работы педагога в направлении организации учебно-исследовательской деятельности. Исследовательские умения и навыки являются не единственной, но существенной характеристикой исследовательских способностей учащихся.
Заключение
Привлечение ребенка к учебно-исследовательской деятельности способствует развитию его познавательной активности, вызывает положительные эмоции по результатам проведенной учебной работы, значительно повышает самооценку ученика. Интеллектуальное, творческое развитие школьников зависит от созданных учителем условий, использованных методов и приемов организации учебно-исследовательской работы, умелого педагогического руководства этим процессом и тому подобное. Учитель начальной школы должен четко понимать сущность учебных действий, которые составляют процессуальную основу такого вида деятельности, правильно и рационально организовывать работу по формированию комплекса общеучебных и исследовательских умений с целью эффективного осуществления учебно-исследовательской деятельности младшими школьниками. Исследовательская деятельность – организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В младшем школьном возрасте исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированную на открытие лично значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений. Педагогическими условиями организации исследовательской деятельности младших школьников являются: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что исследовательская деятельность как нельзя лучше подходит для того, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач. При организации исследовательской деятельности важно помнить о возрастных психологических особенностях развития у младших школьников словеснологического мышления, произвольной смысловой памяти, произвольного внимания, письменной речи, знаково-символического мышления. Занятия внеурочной деятельностью тесно связаны с реализацией принципов исследовательской деятельности и могут выступать в качестве базы по формированию исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения.
Основные условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира: целенаправленность и систематичность; мотивированность; творческая среда; психологический комфорт; учет возрастных особенностей младшего школьника. Таким образом, в процессе формирования и развития исследовательских умений младших школьников возможно использование разнообразных методов, средств и приемов. Основными методами здесь выступают организация игровой деятельности, использование проблемного метода обучения и эвристического метода обучения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.008 с.) |