Диагностика уровня формирования исследовательской деятельности младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика уровня формирования исследовательской деятельности младших школьников



 

Сложность диагностики способностей ребенка связана с их отношением ко многим сферам индивида: мотивационной, интеллектуальнотворческой, эмоциональной, поведенческой, оценочной и т. д. Исследовательские способности хотя и не сводятся к умениям и навыкам в данной области, но обнаруживаются в глубине и прочности овладения приемами и способами исследовательской деятельности, к которым относятся умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты.

Можно проводить диагностику в виде тестирования на основе подхода, описанного А. И. Кочетовым. Умения и навыки выделяются как параметры, в рамках которых намечаются критерии, существенные для исследовательской деятельности. Основная идея — изучение умений и навыков исследовательского поиска как интегрированных явлений, характеризующих мыслительные операции во взаимосвязи с познавательным и социальным опытом ребенка. В связи с этим подбор стимульного материала для диагностик ориентирован не только на психологическое тестирование, но и на познавательные задачи и упражнения, условия которых затрагивают социальный и эмоциональный “интеллект” ребенка, что позволяет расширить диапазон тестируемых свойств. При этом мы посчитали важным перейти от заданий с так называемым закрытым началом и закрытым концом к заданиям менее регламентированного характера и однозначной определенности, что, по мнению А. Н. Поддьякова, Д. Б. Богоявленской, необходимо для оценки познавательного развития

Рассмотрим компоненты диагностического комплекса, основанного на тестах Е. Торренса, Дж. Гилфорда и др., а также исследованиях и методических разработках А. И. Савенкова, Р. С. Немова, Л. Ф. Тихомировой, Е. В. Чудиновой:

1 Умение видеть проблему:

- цель — определить способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон;

- материал — модифицированная методика Р. С. Немова «Вербальная фантазия», материалы работ А. И. Савенкова;

- критерии — скорость процессов воображения; необычность, оригинальность; глубина и детализированность образа; впечатлительность, эмоциональность образа.

2 Умение задавать вопросы:

- цель — изучить умения задавать вопросы, характеризующие свойства дивергентного мышления;

- материал — субтест «Необычные вопросы» из теста Е. Торренса;

- критерии — беглость, оригинальность.

3 Умение выдвигать гипотезу:

- цель — определить умение вырабатывать и логически оправданные, и провокационные идеи;

- материал — методика, основанная на исследованиях и разработках А. И. Савенкова и Е. В. Чудиновой;

- критерии — количество выдвинутых гипотез; степень уверенности в правильности выдвинутой гипотезы.

4 Умение давать определения понятиям:

- цель — определить умение выявлять существенные признаки, входящие в содержание понятия;

- материал — модифицированная методика Р. С. Немова «Определение понятий»;

- критерий — точность формулировки определения.

6 Умение классифицировать:

- цель — определить развитие операции деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы;

- материал — субтест «Исключение понятий»;

- критерий — выделение существенного основания для классификации.

6 Умение наблюдать:

- цель — изучить наблюдательность;

- материал — методика Л. Ф. Тихомировой;

- критерий — количество правильно найденных отличий.

7 Умение экспериментировать:

- цель — определить умение проводить мысленный эксперимент;

- материал — субтест Дж. Гилфорда «Использование предметов». Данный тест представлен в приложении В.

- критерии — беглость, гибкость, оригинальность мышления.

8 Умение структурировать полученный в ходе исследования материал:

- цель — определить способность отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных;

- материал — методика Л. Ф. Тихомировой;

- критерии — определение существенных признаков.

9 Умение делать выводы и умозаключения:

- цель — оценить умение делать умозаключение по аналогии;

- материал — субтест «Умозаключения» из варианта методики «Словесные субтесты» по Л. И. Переслени, Л. Ф. Чупрову;

- критерии — правильность установления логических связей и отношений.

10. Умение доказывать и защищать свои идеи:

- цель — определить умение выдвинуть, оценить и аргументировать идею;

- материал — методика, составленная на основе правил доказательства гипотез, которые описал Р. С. Немов, с использованием приема «мозговой штурм»;

- критерии — приведение аргументов и фактов, логика доказательства.

Можно предположить, что умение давать определения различным понятиям формирует умение экспериментировать и развивает внимание детей, а умение классифицировать зависит от уровня развития памяти и умения структурировать. Кроме того, у ребенка с высоким показателем уровня развития наблюдения будет проявляться и достаточно высокий уровень развития мышления. Также при наличии способности экспериментировать ребенок наиболее вероятно будет способен давать определения понятиям, уметь доказывать и защищать свои идеи, иметь высокий уровень развития памяти.

Разработка диагностического обеспечения, дающего возможность не только качественного, но и количественного оценивания, необходима для анализа эффективности учебно-исследовательской деятельности для личностного развития ребенка. Развитие исследовательских способностей ребенка можно рассматривать как один из критериев результативной работы педагога в направлении организации учебно-исследовательской деятельности. Исследовательские умения и навыки являются не единственной, но существенной характеристикой исследовательских способностей учащихся.


 

Заключение

 

Привлечение ребенка к учебно-исследовательской деятельности способствует развитию его познавательной активности, вызывает положительные эмоции по результатам проведенной учебной работы, значительно повышает самооценку ученика. Интеллектуальное, творческое развитие школьников зависит от созданных учителем условий, использованных методов и приемов организации учебно-исследовательской работы, умелого педагогического руководства этим процессом и тому подобное. Учитель начальной школы должен четко понимать сущность учебных действий, которые составляют процессуальную основу такого вида деятельности, правильно и рационально организовывать работу по формированию комплекса общеучебных и исследовательских умений с целью эффективного осуществления учебно-исследовательской деятельности младшими школьниками.

Исследовательская деятельность – организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.

В младшем школьном возрасте исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования и ориентированную на открытие лично значимых для учащегося знаний, формирование исследовательских умений.

Педагогическими условиями организации исследовательской деятельности младших школьников являются: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что исследовательская деятельность как нельзя лучше подходит для того, что обучающийся был всесторонне развитой и хорошо социализированной личностью, которая может составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач. При организации исследовательской деятельности важно помнить о возрастных психологических особенностях развития у младших школьников словеснологического мышления, произвольной смысловой памяти, произвольного внимания, письменной речи, знаково-символического мышления. Занятия внеурочной деятельностью тесно связаны с реализацией принципов исследовательской деятельности и могут выступать в качестве базы по формированию исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения.

Основные условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира: целенаправленность и систематичность; мотивированность; творческая среда; психологический комфорт; учет возрастных особенностей младшего школьника.

Таким образом, в процессе формирования и развития исследовательских умений младших школьников возможно использование разнообразных методов, средств и приемов. Основными методами здесь выступают организация игровой деятельности, использование проблемного метода обучения и эвристического метода обучения.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.008 с.)