Особенности формирования исследовательской деятельности младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования исследовательской деятельности младших школьников



 

Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности.

В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями. Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь сними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий.

Учет возрастных особенностей немало важен в данном случае. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. К примеру в 1 классе работа ведется следующими средствами:

- проблемными, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;

- уроком - исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

-. кратковременными исследованиями - наблюдения с описаниями.

 В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (классификация, сравнение, обобщение). Необходимо активно использовать групповые формы работы. Для этого дети объединяются в группы двумя способами:

1 В группе объединяются дети с одинаковым уровнем развития исследовательского опыта (по совокупности признаков).

2 В группе работают ученики с различным исследовательским опытом.

При объединении учащихся для выполнении задания группа выполняет общее задание одновременно, но каждый член группы делает свою часть этой общей работы независимо друг от друга. Так же общее задание при тех же условиях выполняется последовательно каждым членом группы. При тех же условиях задача решается при непосредственном одновременном временном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными членами.

Главное, на что стоит ориентироваться при организации групповой работы на уроке - дифференцировать не общие проблемы, а подходы к их решению путем недостающих элементов (подобранных вспомогательных задач). Степень участия каждого школьника в учебно-исследовательской деятельности будет определяться уровнем его активности.

Многие психологи и педагоги отмечают важность исследовательского поведения для развития и саморазвития личности. Постоянным стимулом для развития умственных способностей младших школьников является их природная любознательность. Если в процессе обучения отсутствует поисковая активность, то это может стать причиной неспособности личности решать нестандартные ситуации. Развивающее влияние учебной среды становится более заметным при условии, если ребенок вступает с ней в активный познавательный контакт, который приобретает продуктивное взаимодействие.

Исследовательская деятельность в начальной школе является широкой по содержанию и разноуровневой по типу познания, то есть осуществляется практически и теоретически. Младший школьник проявляет исследовательскую позицию поразному: при наблюдении и проведении опытов в природе, в своем понимании прочитанного текста, мысленном диалоге с его автором, собственноручном создании изделия, придумывании нового способа решения задачи, нахождении новой информации для проекта, аналогии между удаленными явлениями, признаками и тому подобное. Сильная исследовательская позиция постепенно влияет на отношение ребенка как к обучению, так и к повседневному стилю жизни. В таком случае можно говорить, что у него развивается исследовательское поведение, которое ярко проявляется в любой среде.

Осуществление исследовательской деятельности предполагает овладение комплексом исследовательских умений, способов и приемов исследовательской деятельности: умение видеть проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение давать определения понятиям и др. Естественное стремление ребенка к самостоятельному познанию окружающего мира лежит в основе исследовательского подхода к обучению. Формирование готовности и способности ученика самостоятельно, творчески овладевать новыми способами деятельности - является целью исследовательского обучения.

Таким образом, исследовательские умения, способствуют выработке следующих знаний и умений:

- самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;

- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;

- проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;

- устанавливать причинно-следственные связи и отношения;

- рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;

- применять научные методы исследования (теоретического анализа и синтеза, экспериментального, моделирования и т.д.);

- находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;

- рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей.

Главное в учебном исследовании - не овладение новыми фактами, а обучение алгоритму ведения исследования.

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

- включение младшего школьника в исследовательскую деятельность, основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

- учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

- формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью обще учебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

Исследования можно классифицировать по-разному:

- по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);

- по месту проведения (урочные и внеурочные);- по времени (кратковременные и долговременные);

- по теме (предметные или свободные),

- по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Второй этап - второй класс начальной школы ориентирован:

- на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

- на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

- на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

 Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

Именно исследовательский подход в обучении направлен на развитие таких универсальных способностей и компетенций учащихся, как: - способность к самообучению; - навыки ориентироваться в информационных потоках; - умение видеть, понимать и решать проблему. Исследовательская ориентация концентрирует в себе инновационный подход в учебном процессе, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможности овладевать новым опытом. Учебно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет в полной мере оказывать и затем развивать как интеллектуальные, так и творческие способности учащихся. Обучение путем исследования в современной педагогической практике рассматривают, как один из эффективных способов познания мира, который окружает ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.008 с.)