Педагогические условия формирования исследовательской деятельности младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические условия формирования исследовательской деятельности младших школьников



 

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности. Включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту. Если учитывать небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений. Формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

В ходе использования психолого-педагогических методов для развития исследовательских умений младших школьников важно учитывать педагогические условия:

- учёт возрастных особенностей. Обучение должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне; понятия, связанные с исследовательской деятельностью должны быть адаптированы;

- формы и методы проводимых исследований должны быть доступными, соответствовать тематике исследования, возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников;

- исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития;

- необходимо учитывать способности, возможности, темп работы каждого учащегося; регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.

Необходимо помогать видеть учащимся смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования. Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения; поддерживать интерес к исследовательской работе, способствовать самореализации учащихся, проявлению их самостоятельности и инициативности. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допускать ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности. При этом необходимо использовать материал различных уроков.

На основе изученной литературы, а также анализа образовательной практики начальной школы нами можно выделить следующие основные педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:

1 Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников; доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников. Исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития. Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования.

2 Мотивированность исследовательской деятельности учащихся реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, её возможности в реализации собственных способностей, в саморазвитии и самосовершенствовании, понимать ценность исследовательской деятельности.

3 Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество, обладать творческим потенциалом для организации процесса учебного исследования, соответствующего возрасту и интересам детей, создавать творческую образовательную среду путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения, создания возможностей для самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности.

Исследовательские умения детей младшего школьного возраста мы можно определить как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.

Сотрудничество руководителя и учащегося при написании работы должно выражаться не только в раскрытии способностей ребят, ориентации их на познание как ценность, но и в развитии личности самого преподавателя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы. Занятие исследовательской деятельностью позволяют расширить кругозор и учащегося, и руководителя.

В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.

Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках по предмету «Окружающий мир», поскольку этому способствует сам изучаемый материал.

Организации исследовательской деятельности в урочное время по своей продолжительности - кратковременны, по форме это в основном коллективные и групповые исследования. Все исследования носят предметный характер и направлены, в большинстве своем, как на освоение программного материала, так и на более глубокое его изучение.

Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия попредметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы учащихся были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка).

Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, прививает навыки самоконтроля, самоорганизации, развивает активность, ответственность, учит четко выражать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, что позволяет успешнее учиться.

Изучив современную литературу, очевидно, главные цели исследовательской работы – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Целью данной программы является трансформация процесса развития интеллектуального потенциала личности, путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. В приложении А представлено тематическое планирование внеурочных занятий по развитию исследовательских умений.

Также в ходе внеурочного занятия по исследовательской деятельности у детей формируется такое организационно-практическое умение, как умение выделять главное и второстепенное. Для этого учащимся можно предложить рассказать об особенностях сказочных героев. Это способствует формированию умения видеть проблему и решать ее разными способами.

На уроках обучения грамоте или на уроках математики во время изучения букв и цифр первоклассникам можно предложить поиграть в ассоциации, что всегда вызывает восторг, потому что результат деятельности преимущественно оказывается неожиданным. Учитель раздает ученикам карточки, на которых изображена буква или цифра, которые изучаются, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы превратить в какой-то предмет или существо. Затем можно составить историю о том, что создали, или сделать выставку «забавных человечков» др. Вариантом может быть организация групповой работы «Рисунки по кругу», что будет побуждать учеников учиться взаимодействовать, делиться, сотрудничать. Учитель выдает одну карту на группу и предлагает по очереди дорисовать одну деталь, а затем передать ученику, сидящему справа — тот продолжает дорисовывать и снова по сигналу передает дальше. Таких кругов можно делать несколько. После окончания работы учитель просит придумать имя всем членам группы. Можно обсудить с детьми, что каждый из них пытался нарисовать вначале и как менялся замысел в процессе игры.

С целью заинтересованности, стимулирования интереса учащихся к исследованию нового объекта, создания эффекта удивления и восхищения, развития любознательности, умения делать предположения (выдвигать гипотезы) и обосновывать их на уроках можно предложить игру «Тайна черного ящика». В приложении Б представлена игра «Тайна черного ящика».

Создание «ситуации успеха». Ребенок активен тогда, когда деятельность удовлетворяет его потребности в признании, тогда возникает чувство компетентности, что сопровождается ощущением радости и удовольствием от деятельности. Успех в деятельности — мощный источник внутренних сил ребенка, что рождает энергию для преодоления трудностей и стимулирует желание учиться, способствует формированию мотива достижения успеха в этой деятельности. Приведем некоторые приемы создание «ситуации успеха»:

1. «Радость класса» — эмоциональный отклик окружающих на успех члена коллектива, констатация любого, даже незначительного положительного результата деятельности, внушение ребенку веры в себя.

2. «Линия горизонта» — первый успех ребенка сразу подхватывается учителем, предлагается повторить задачи на более сложном уровне, как бы «отодвигая» линию горизонта.

3. «Авансирование» — учитель в индивидуальной работе выполняет с учеником задания, объясняя ему сложные места, а потом в классе дает подобное задание, что самостоятельно выполняется учеником, и он чувствует успех;

 Таким образом, применяя эти приемы, учитель формирует мотиваторы обучения (потребности, склонности, интересы, положительное отношение к деятельности, нравственные принципы, установки, самооценку), что будет способствовать формированию познавательного мотива учения. Организуя работу на уроке, учителю следует понимать, что он может не только вносить в учебную деятельность элементы внешней привлекательности, а искать мотив радости в самом процессе обучения — мотивы, связанные с содержанием этой деятельности. Мотивы приобретения обобщенных способов действий — мотивы собственного роста — самосовершенствование (Я не умел, а теперь умею). Позиция школьника — это не просто позиция ученика, посещающего школу и тщательно выполняющего требования учителя, а позиция человека, совершенствующего самого себя - в этом и заключается общественная значимость обучения, собственно совершенствование приобретает общественного значение. Эти мотивы умения учебно-познавательные, и отличаются от широких познавательных интересов тем, что они направлены не просто на осознание информации об окружающем, а на усвоение способов исследовательскопоисковых действий в определенном разделе учебного предмета, который изучается.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.009 с.)