Первый шаг: заполнение анкет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый шаг: заполнение анкет



 

Всем участникам раздаются анкеты и шариковые руч-ки. Для удобства заполнения анкет и дальнейшей ра-боты с ними рекомендуется прикрепить их к жестким планшетам.

Вопросы анкеты:

 

—— Фамилия и имя.

 

—— Какова моя актуальная задача в рамках темы сес-сии?

 

—— Каким опытом я мог бы поделиться в рамках темы сессии?

 

 

Второй шаг: броуновское движение

 

В течение 10 минут каждый должен успеть пооб-щаться с максимальным числом других участников.

 

В ходе общения каждый зачитывает собеседникам


Гл а в а 3

 

 

собственные ответы на вопросы анкеты и слушает чу-[  1 4 8  ] жие ответы. При этом участники не уточняют содер-

 

жание услышанного и не вступают в дискуссию. Затем каждый из участников вновь возвращается

 

к вопросам своей анкеты, корректируя и уточняя пер-воначальные записи в том случае, если общение с кол-легами натолкнуло его на новые мысли и ассоциации.

 

 

Третий шаг: формирование сети

 

Участники прикрепляют свои анкеты на общее по-лотно бумаги, а затем по очереди проводят стрелки от своей анкеты к анкетам других участников в зави-симости от следующих предпочтений:

 

 

—— стрелки красного цвета — к тем, с кем вместе хо-тели бы решать указанную в собственной анкете задачу;

 

—— стрелки зеленого цвета — к тем, кому готовы ре-ально помочь в решении его задачи;

 

—— стрелки синего цвета — к тому, у кого хотели бы спросить совета по решению своей задачи.

 

Четвертый шаг: выводы

 

На последнем этапе происходит формирование об-щей картины потенциальных возможностей.

 

Результат: выстраивается так называемая «мозговая сеть», когда становятся очевидными групповые ре-сурсы для решения индивидуальных задач каждого из участников.


Те х н и к и с о з д а н и я п р о р ы в н ы х и д е й в б и з н е с е

 

 

Риск, который следует

Метод минимизации риска

[  1 4 9  ]

 

Учитывать фасилитатору

       
         
           
На третьем шаге стрелки

На плоскости, куда пред-

   
между анкетами могут «за-

полагается крепить анкеты,

   
путаться» так, что в итоге

фасилитатор специальным

   
будет весьма проблематично

маркером заранее наносит

   
установить, от кого и к кому

контуры для каждой из них,

   
они идут

добиваясь равномерного

   
 

(на оптимальном расстоянии

   
 

друг от друга) их размеще-

   
 

ния на общем поле. Кроме

   
 

того, участникам дается ин-

   
 

струкция: «На месте начала

   
 

стрелки ставьте жирную

   
 

точку, а на месте окончания

   
 

стрелки обязательно рисуй-

   
 

те острый наконечник»

   
           
           


Гл а в а 3

 

 

Четвертая стадия сессии [ 1 5 0 ] организационного развития.

Генерация идей

 

 

Формирование картины будущего

 

Анализ ресурсов

 

Формулировка вопроса

 

Генерация идей

 

Отбор и обработка лучших идей

 

Оценка и расстановка приоритетов среди лучших идей

 

Программа реализации идей

 

 

Главным препятствием к выработке новых идей является привычка «думать», вместо того чтобы использовать другие познавательные способности: чувства, интуицию…

Виталий Булавин, генеральный директор школы менеджеров «Арсенал» *

 

По разным оценкам, на нынешнем этапе эволюции человек способен контролировать и осознанно ис-пользовать до 15% потенциала своего мозга. Осталь-ные 85% если и работают, то бесконтрольно, бессозна-тельно. Если первые 15% возможностей человеческого мозга так или иначе обеспечены вербально-логиче-ским мышлением, то остальные 85% — мышлением ас-социативным. Приведенная нами пропорция весьма


 

 

* Секрет фирмы 2012. № 2.. С. 48.


Те х н и к и с о з д а н и я п р о р ы в н ы х и д е й в б и з н е с е

 

 

спорна, но она создает модель, позволяющую оценить потенциальные ресурсы человеческой психики, при- [  1 5 1  ] менимые для решения креативных задач.

Что же такое вербально-логическое мышление? Оно включает в себя операции анализа и синтеза, систему четкого иерархического подчинения элементов друг другу, линейные последовательности и т. п. Эти процес-сы становятся возможными благодаря тому, что само вербально-логическое мышление функционирует на ос-нове языковых средств — конкретных слов и символов.

 

И, напротив, ассоциативное мышление представ-ляет собой совершенно случайные, неожиданные

и хаотичные связи, за которыми далеко не всегда уда-ется увидеть тенденцию и объединение в систему, вычленить определенный порядок из хаоса. Ассоци-ативное мышление — это язык визуальных образов, как правило, не имеющих прямой привязки к слову.

В чем же кроется коренное отличие между первым

 

и вторым типами мышления? В скорости и творче-ской продуктивности!

Действительно, ассоциативное мышление спо-собно произвести огромный поток творческих идей, причем в минимальный промежуток времени, чего отнюдь не скажешь о мышлении вербально-логиче-ском. Однако противоречия между данными типами мышления не существует, и они прекрасно способны дополнять друг друга. Так, если бы человек использо-вал исключительно свое ассоциативное мышление, он бесконечно продуцировал бы идеи, большинство


Гл а в а 3

 

 

которых так и не смогли бы воплотиться в реальность [  1 5 2  ] из-за отсутствия взвешенной логической програм-мы отбора, доработки, ресурсообеспечения и реали-зации идей, иными словами, тех операций, которые осуществляются через подключение вербально-логи-

ческого мышления.

Представьте ситуацию, когда вы сталкиваетесь

с нестандартной задачей, которая не вписывается

 

в известные вам логические схемы и шаблонные ре-шения: к примеру, размышляете над тем, как вывести вашу компанию из кризиса, или решаете для себя творческую задачу, связанную с созданием нового продукта или услуги. Подобные стремления спон-танно вызывают у вас внутренние подсознательные импульсы в виде «необъяснимых» образов и «непо-нятных» слов, которые, что называется, вертятся на языке. Между тем за ними скрываются эффектив-ные и креативные решения, которые вам надо пере-вести с языка подсознания (ассоциативных связей) на язык сознания (связей вербально-логических). Сле-дует отдельно отметить, что эффект ассоциативного мышления достигается не в моменты напряженной и принудительной концентрации внимания на проб­ леме, а в моменты, когда мы отпускаем наш мысли-тельный процесс «в свободное плавание», оказываемся

 

в потоке ассоциаций, образов, спонтанных идей и вы-деляем из них наиболее яркие и привлекательные. Мы говорим здесь о спокойствии и естественности ас-социативного мышления в отличие от напряженного


Те х н и к и с о з д а н и я п р о р ы в н ы х и д е й в б и з н е с е

 

 

и прямолинейного логического «вдумывания» в проб­ лему. Слишком навязчивое следование логике не по- [  1 5 3  ] зволяет по достоинству оценить на первый взгляд бессмысленные детали и неожиданные решения, ко-торые как раз и способны стать прорывными.

 

 

Для того чтобы эффективно решить нестандарт-ную задачу, нам необходимо «выудить» ответ в потоке интуиции, а затем уже вывести найденное решение с подсознательного уровня на сознательный. И здесь нам на помощь приходят эффективные технологии генерации творческих идей, о которых мы и будем го-ворить чуть ниже более подробно.

 

Итак, методы генерации творческих идей постро-ены на синергетическом взаимодействии двух типов мышления — ассоциативного и вербально-логическо-го. Поэтому большинство предлагаемых нами мето-дов построено по одному принципу.

 

— Первый шаг: ключевой вопрос. Для нача-ла, подключая воображение, мы визуализируем идеальный результат — конечную точку реше-ния задачи. Затем мы четко и ясно словесно фор-мулируем ключевой вопрос, ответив на который, мы сможем найти наилучшие способы получе-ния идеального результата.

 

—  Второй шаг: свободные ассоциации.

 

На определенное время мы позволяем себе бук-вально с головой погрузиться в бессознательное, выйдя на этап необузданного и спонтанного


Гл а в а 3

 

 

ассоциирования и фантазирования. Мы допуска-[  1 5 4  ] ем для себя любые ответы на ключевой вопрос.

 

Всплывающие из подсознания идеи могут быть выражены в обрывочных и на первый взгляд во-все не связанных с рассматриваемой проблемой мыслях, словах, картинках или символах.

— Третий шаг: логическая интерпретация.

 

Мы уже вполне осознанно и логически фокуси-руем внимание на идеях, спонтанно пришедших из подсознания, однако имеющих весьма раз-мытые очертания и нуждающихся в логическом оформлении и вербальной конкретизации. Меж-ду тем мы должны понимать, что получили в свое распоряжение зашифрованные ответы на клю-чевой вопрос в форме неких кодов, которые нам предстоит расшифровать и выразить словами. Мы будем учиться логически интерпретировать, что скрывается за символом или образом.

 

 

— Четвертый шаг: анализ. Мы критически ана-лизируем оформившиеся ответы, как бы прове-ряя их на прочность.

 

— Пятый шаг: отбор. Наконец, мы отбираем из множества вариантов самые, на наш взгляд, эффективные ответы — способы получения иде-ального результата.

 

 

Данный алгоритм, безусловно, присутствует и в клас-сическом варианте мозгового штурма, и в более со-временных техниках генерации творческих идей.


Те х н и к и с о з д а н и я п р о р ы в н ы х и д е й в б и з н е с е

 

 

Основная сложность и вместе с тем искусство мето-да генерации нестандартных идей заключается в том, [  1 5 5  ] насколько глубоко мы можем заглянуть и «заброситьудочку» в бездонный океан случайных ассоциаций, чтобы «выудить» на первый взгляд малопонятные коды искомых решений. Далее мы подробно и на кон-кретных примерах покажем, как это все происходит в формате фасилитационных сессий.

 

 

Идеи подобны рыбам.

 

Если хотите поймать мелкую рыбешку, оставайтесь на мелководье. Но если вам нужна крупная рыба, при-дется идти на глубину.

Там, в глубинах, рыбы мощнее и чище. Они крупнее и абстрактнее. И невероятно красивы.

Дэвид Линч

 

 

Творческие разминки

 

Непосредственно перед этапом генерации идей бы-вают весьма полезны так называемые «творческие вбросы» со стороны ведущего — примеры, связан-ные с прорывными решениями в сфере бизнеса, оказавшими весьма заметное влияние на развитие экономики и общества, однако на первых порах до-статочно прохладно, скептически и даже с насмеш-кой встреченными современниками. Эти получившие


Гл а в а 3

 

 

широкую известность примеры позволяют в какой-то [  1 5 6  ] степени снять психологические барьеры у большин-ства участников, связанные с публичным озвучивани-ем нестандартных и парадоксальных идей и решений.

 

Вот некоторые примеры подобных «творческих вбросов».

 

 

«Лошадь – это навсегда, а автомобиль – лишь баловство, увлечение»

Президент Michigan Savings Bank, 19 03 г., в обращении к юрис т у Генри Форда с сове -

 

том отказатьс я от инвес тиций в орг анизацию Ford Motor Co


Те х н и к и с о з д а н и я п р о р ы в н ы х и д е й в б и з н е с е

 

 

«Думаю, что на мировом рынке мы найдем спрос [  1 5 7  ]

 

Для пяти компьютеров»

Thomas Watson,

дирек тор компании IBM, 1943 г.

 

«Аэропланы интересны, но с точки зрения военных стратегий не представляют никакой ценности»

Маршал Фердинанд Фош, францу зский военный с тратег, 1911 г.


Гл а в а 3

 

 

«Да кого, к чертям, интересуют

 

[  1 5 8  ]

Разговоры актеров?»

                 

Реакция H. M. Wamer (Warner Brothers)

   

на появление звукового кино, 1927 г.

           

 

«Летающие машины весом тяжелее воздуха невозможны!»

Лорд Ке львин, президент Лондонского Королевского общес тва, 1895 г.


Те х н и к и с о з д а н и я п р о р ы в н ы х и д е й в б и з н е с е

 

 

[  1 5 9  ]

 

 

«Я изъездил эту страну вдоль

И поперек, общался

с умнейшими людьми,

и я могу вам ручаться в том, что компьютерная обработка данных – причуда, мода на которую продержится не более года»

Ре дак тор издате льс тва Prentice Hall, 195 7 г.


Гл а в а 3

 

 

Для активизации творческого мышления мы пред-[  1 6 0  ] лагаем использовать следующие пятиминутные раз-минки, позволяющие участникам снять «ментальные зажимы» и нейтрализовать их вполне естественные опасения показаться смешными и нелепыми, озвучивая первое, что пришло в голову, на последующих этапах, связанных с процессом генерации нестандартных идей.

 

 

«Маркер»

 

Участники встают в круг. Каждый передает свое-му соседу слева маркер (или иной небольшой пред-мет) каким-либо уникальным и необычным способом,

 

причем так, чтобы этот способ ни в коем случае не по-вторял предыдущие варианты. Маркер должен прой-ти как минимум два полных круга.

 

 

«Пересеченная местность»

 

Все участники собираются в одном конце комнаты. Каждый из них по очереди пересекает все помещение из одного конца в другой каким-то своим уникаль-ным образом. Повторяться нельзя! Условие выполне-ния игрового задания усложняется тем, что каждый из участников, возвращаясь на свое исходное место, должен поменять стиль движения на столь же уни-кальный, но совершенно другой.

 

 

«Диапазон применения»


 

Участникам предлагается высказать по очереди (по кру-гу) примеры возможного использования бумажного


Те х н и к и с о з д а н и я п р о р ы в н ы х и д е й в б и з н е с е

 

 

листа формата А4, отличающиеся от традиционно-го канцелярского. К примеру, бумажный лист можно [  1 6 1  ] использовать в качестве воронки при переливании жидкостей из одного сосуда в другой, для разжига-ния костра, конструирования бумажных корабликов, в качестве своеобразного эталона при измерении каких-либо габаритов (длины, ширины, высоты) и т. д.

 

На второй круг можно запустить какой-либо дру-гой не менее привычный предмет.

 

«Теннис идей» *

 

Первый шаг. Все участники объединяются в пары.

 

Второй шаг. Задача участника № 1 — сформулиро-вать вопрос, начинающийся словами «Как мы мог-ли бы сделать?..» (допускается обсуждать и привыч-ные действия, связанные с типичными бытовыми или производственными ситуациями, однако весьма полезно будет отклониться от привычного контекста, представив некую фантастическую ситуацию типа «Как мы могли бы изменить количество часов в сутках с 24 на 27?»).

 

Третий шаг. Участник № 2 озвучивает свой вариантответа (и чем нестандартнее тот будет, тем лучше) на вопрос участника № 1.

 

* Шерер Й. Техники креативности: как в 10 шагов найти, оценить и воплотить идею. — М.: SmartBook, 2009.


Гл а в а 3

 

 

Четвертый шаг. Теперь уже первый участник дол-[  1 6 2  ] жен предложить дальнейшее развитие (доконструи-рование, дофантазирование)«бредовой» идеи, как бы

 

отбивая мяч назад к партнеру.

 

Пятый шаг. И вновь в игру вступает участник № 2,он развивает исходную идею еще дальше, предлагая новые нестандартные продолжения и повороты.

 

Шестой шаг. В конечном счете должно получитьсяне менее трех креативных «отбиваний мяча» с обеих сторон.

 

Через каждые пять минут составы пар меняют-ся, и любой из участников предлагает своему виза-ви уже новую тему, начинающуюся с вопроса «Как мы могли бы?..». Рекомендуется делать две-три сме-ны пар.

 

Вот как могло бы проходить креативное обсужде-ние партнерами одной из тем.

 

—— Участник № 1: «Каким образом мы могли бы от-казаться от личного автотранспорта?»

 

—— Участник № 2: «Мы могли бы сократить дальние передвижения по городу до минимума».

 

—— Участник № 1: «То есть выбирать работу, макси-мально приближенную к дому».

 

—— Участник № 2: «Да вообще работать дома!»

 

—— Участник № 1: «Оборудовать квартиру всем необ-ходимым для этого».


Те х н и к и с о з д а н и я п р о р ы в н ы х и д е й в б и з н е с е

 

 

—— Участник № 2: «Тогда клиенты сами приезжа-

 

ли бы к нам в гости».                                                     [  1 6 3  ]

 

—— Участник № 1: «Чтобы им было недалеко ехать,

 

они должны жить рядом с нами» — и т. д.

 

«Юлий Цезарь» *

 

Известно, что этот римский император мог одновре-менно делать несколько дел.

 

Первый шаг. Из числа участников вызываются чет-веро добровольцев.

 

Второй шаг. В течение двух минут одному из нихпредстоит одновременно выполнять две различные задачи: во‑первых, воспроизводить один в один дви-жения второго участника (а это могут быть любые взмахи руками и ногами в положениях сидя или стоя), во‑вторых, параллельно с «отзеркаливанием» движе-ний пытаться адекватно отвечать на перекрестные вопросы третьего и четвертого участников. Причем содержание вопросов может быть абсолютно произ-вольным. К тому же испытуемому не позволяется от-вечать на них «да», «нет» или «не знаю». Говорить он должен конкретно, по существу.

 

* Тренируем умение вести за собой, быть лидером, «мотором» и вдохновителем. 68 лучших игр и упражнений для развития управленческих способностей / Ми-хаил Кипнис. — М.: АСТ: АСТ Москва, СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2009. — 285 [3] с.: ил. — (Лучшие тренинги мира). С. 123.


Гл а в а 3

 

 

Третий шаг. Не задействованные в эксперименте участ-[  1 6 4  ] ники объединяются в две группы арбитров: первая счи-тает ошибки испытуемого в «отзеркаливании» движений, а вторая ведет подсчет числа ответов «да», «нет» и «не знаю».

 

 

Четвертый шаг. По истечении двух минут перваягруппа арбитров озвучивает количество ошибок в по-вторении движений, а вторая — количество «запре-щенных» ответов («да», «нет», «не знаю»).

 

 

А теперь давайте наконец перейдем к ключевой ста-дии сессии, связанной с непосредственной генерацией творческих идей, поиском ответов на ключевой вопрос развития компании, сформулированный на предыдущей стадии. Здесь нами будут детально описаны авторские подходы к организации и стимулированию группового творческого процесса, а также авторские модификации зарубежных методов — результат многолетней апроба-ции среди участников российского бизнеса.

 

 

Вот список методов, рекомендуемых нами для дан-ной стадии сессии организационного развития:

 

—— метод случайного стимула;

—— метод «Катена-цель»;

—— метод «Пять искусств»;

—— метод «От альфы к омеге»;

—— метод «Следственный эксперимент»;

—— метод «Бисоциация»;

—— метод «Морфологический ящик»;


Те х н и к и с о з д а н и я п р о р ы в н ы х и д е й в б и з н е с е

 

—— метод «Ментальная провокация»;

—— метод «Вверх ногами»;                                                           [  1 6 5  ]

—— метод «Цепочка выгоды клиента»;

—— метод World café;

—— метод «Идея-лог».

 

 

Метод случайного стимула

 

Автор: сам метод был впервые приведен Эдвардом де Боно еще в 60-х годах прошлого века в книге «Лате-ральное мышление»*, рассчитанной скорее на иску-шенного в вопросах психологии читателя. Более по-пулярное описание метода дано Майклом Микалко в книге «Игры для разума»**. Мы предлагаем авторскую модификацию данного метода.

 

Назначение:

 

—— поиск нестандартных решений задачи;

—— развитие творческого мышления участников.

 

Сильные стороны:

 

— высокая скорость генерации новых идей;

— вовлечение каждого участника в творческий процесс;

—— возможность эффективного применения метода

как в групповой, так и в индивидуальной работе.

* Боно Э. Латеральное мышление. — Минск: Попурри, 2012.

 

** Микалко М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. — СПб.: Питер, 2007.


Гл а в а 3

 

Рекомендованный размер группы: 10 человек.

 

[ 1 6 6 ] Оборудование: флипчарт, маркеры, листы белой бума-ги формата А4 и шариковые ручки по числу участников.

 

Общее время: 42 минуты. Схема метода:

 

5

Формулировка прорывного вопроса  

42

  2 Выбор случайного стимула  
 

5 10 ассоциаций

 

Мин.

 

20 Поиск ответов на вопрос

       

10

Отбор самых сильных ответов  

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.219 с.)