ТОП 10:

Низкоуглеродное развитие мирового бизнеса и его отражение в РКИК ООН



Деятельность по РКИК не является первичным драйвером низкоуглеродного развития, где ведущую роль играют глобальные рынки, национальные экономические и экологические обстоятельства и бизнес-цели, а в ряде случаев геополитические устремления. Наоборот, глобальное низкоуглеродное развитие повлияло на формат ПС.

Крупные компании (международные и национальные), банки, инвесторы и др. делают ставку на высокотехнологичное, а значит, низкоуглеродное развитие, это подтверждает развитие событий в РКИК ООН. Приоритет такого развития во многих странах поддерживается или даже диктуется правительствами, например, Китая, Великобритании и Германии. Меньшая часть крупных компаний, в основном из сырьевого сектора, хотели бы продолжения экстенсивного развития. Однако их мнения и действия позволяют лишь несколько замедлить глобальный процесс, но не остановить. Многие из них, часто при поддержке своих правительств, например, Франции и Саудовской Аравии, начали диверсифицировать бизнес, одновременно делая менее углеродоемкой и свою обычную деятельность, связанную с нефтью, газом и углем. Делается очень много по сравнению со старым путем развития, в частности, подробная сводка для стран Группы 20 приведена в недавнем докладе ЮНЕП[16]

Проблемы вынужденной трансформации и диверсификации бизнеса или национальных экономик в официальных документах РКИК находят отражение в теме, называемой response measures. Низкоуглеродное развитие одних стран или их компаний может влиять на экономику других стран или их компаний, играющих системообразующую роль по наполнению государственного бюджета, по рабочим местам, по доле в ВВП и т.п. Официальный перевод response measures – «воздействие осущест­вления мер реагирования», страна осуществляет меры «реагирования» на изменение климата – снижает выбросы ПГ – делает свою экономику менее углеродоемкой, что «воздействует» на другие страны[17]. Воздействие может быть как негативным, так и позитивным, на этом настаивают развитые страны. Им оппонируют арабские нефтедобывающие государства, подчеркивающие снижение спроса на нефть. В то же время, заблаговременные и предсказуемые действия со стороны стран-покупателей нефти позволят планово и постепенно переходить на другой тип экономики, что можно рассматривать как позитивный момент.

Тему «мер реагирования» в РКИК активно продвигает Саудовская Аравия, делая акцент на мерах, влияющих на экономику государств со статусом развивающихся (не входящих в Приложение 1 РКИК как, например, Саудовская Аравия). Страна хочет показать свое «тяжелое» положение (вероятно, как аргумент против призыва оказать большую помощь наиболее слабым и уязвимым странам); получить возможность отчитываться о мерах по любой диверсификации экономики как о климатических действиях и т.п. Иногда высказывается мнение, что Саудовская Аравия стремится не допустить принятия в РКИК решений, ускоряющих уход стран от нефти, например, ограничений на проекты ЗКФ в нефтегазовой сфере. Однако это сугубо теоретическое рассуждение, на практике РКИК никак не рулит экономическим развитием стран (их выбором энергоносителей и т.п.), а правление ЗКФ отклоняет непопулярные для мирового сообщества проекты, не нуждаясь в решениях своего куратора, то есть РКИК.

Тема «мер реагирования» не ограничивается влиянием на развивающиеся страны, воздействие низкоуглеродного развития других стран, например, на Россию, Канаду и Австралию, очевидно. Поэтому в ПС были приняты общие формулировки, выделяющие развивающиеся страны, но не ограничивающие вопрос только влиянием на их экономики (ст. 4.15 ПС). В РКИК большинство стран негативно воспринимает инициативы Саудовской Аравии по «мерам реагирования». Поэтому по этой, потенциально очень серьезной теме, в Париже дело свели к образованию дискуссионного форума.

На КС-24 было решено[18] создать Катовицкий комитет экспертов по «условиям, программе работы и функциям форума по воздействию осуществления мер реагирования», который должен предложить КС-25 план работы. Его функция – содействие минимизации негативных и использованию позитивных эффектов, однако никакой конкретики нет, планируется обмен информацией и примерами действий, подготовка докладов и т.п. На КС-25 нужно принять план работы на 6 лет, но это не означает, что тема выйдет за рамки обмена мнениями и примерами сотрудничества, дальше дискуссий дело не продвинется. В «своде правил» ПС «меры реагирования» упоминаются во многих местах. Однако все касается только национальной отчетности и прочей информации о климатических действиях, ее обработки, например, при подведении глобальных итогов, а не практического влияния на действия стран или компаний.

Вывод – деятельность РКИК не формирует, а отражает наличие глобального низкоуглеродного тренда, а ПС построено в соответствии с главными чертами этой тенденции, влияющей на все страны и все секторы экономики.







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.11.9 (0.005 с.)