ТОП 10:

Источники информации и краткое резюме



Данный обзор подготовлен по документам РКИК ООН[1], в частности, решениям ее последней 24-й Конференции сторон (КС-24, Катовице, 2018 г.)[2], последующим результатам работы 50-й сессии Вспомогательных органов РКИК (Бонн, июнь 2019 г.), официальным и неофициальным заявлениям стран, международных организаций, крупнейших компаний и банков, аналитическим работам и отзывам экспертов[3]. Он ориентирован, прежде всего, на заинтересованных лиц, планирующих участвовать в работе РКИК и/или отслеживать ход событий. В то же время, в обзоре дается общее рассмотрение глобальной ситуации и Парижского соглашения (ПС), ориентированное на широкую аудиторию, включающую СМИ, бизнес и общественность. Здесь не представлены позиции WWF или экологических организаций в целом, они изложены в других документах[4]. Особенность работы – в широком рассмотрении деятельности РКИК с акцентом на проблемы и аспекты, важные для России и стран ближнего зарубежья.

КС-25 ожидается как встреча, завершающая принятие правил Парижского соглашения (ПС), а также предваряющая начало его действия в 2020 году. ПС было заключено в Париже в декабре 2015 года, в 2016 году прошел процесс его подписания, а затем ратификации[5]. В конце 2016 года оно вступило в силу ввиду очень быстрой ратификации большим числом стран, включая Китай и США, эти две страны дают примерно 40% всех антропогенных выбросов парниковых газов (ПГ).

На прошлой КС-24 в Катовице была принята основная часть правил реализации ПС (их краткое изложение дано в Приложении к данному обзору)[6]. Однако остались не принятыми правила Механизма устойчивого развития (МУР, статья 6 ПС). Они посвящены международным процедурам передачи единиц снижения выбросов ПГ (ст. 6.2), осуществлению совместных проектов по снижению выбросов ПГ (ст. 6.4), а также развитию международных нерыночных механизмов сотрудничества стран (ст. 6.8).

Также на КС-25 продолжатся дебаты по финансовым вопросам, в том числе, по наращиванию доли грантов и доли мер адаптации в общем климатическом финансировании, по работе Зеленого климатического фонда (ЗКФ) и др.

КС-25 не ожидается как эпохальное событие, но она должна еще раз показать понимание странами климатической проблемы, признание главной роли антропогенных выбросов парниковых газов (ПГ), продемонстрировать готовность достичь компромисса и завершить принятие правил ПС.

Неофициальная повестка дня КС-25 будет включать множество мероприятий, где будут демонстрироваться активные и успешные действия субнациональных субъектов (компаний и банков, регионов, городов, бизнес-ассоциаций и т.п.). В контексте ПС, носящего рамочный характер свода принципов с небольшими «вкраплениями» потенциальных практических мер, например, по МУР, инициатива реальных – сегодняшних действий перешла от правительств стран к всевозможным субнациональным организациям, от Всемирного банка до местных сообществ.

Глобальная низкоуглеродная «волна» охватывает столь большие финансовые потоки, что ее нельзя недооценивать. КС РКИК стали площадкой для координации усилий и неофициальных договоренностей между банками, компаниями и организациями, которые затем воплощаются в виде контрактов и совместных действий. При этом, если ПС лишь открывает нам перспективы работы в 2020-е годы, то банки, компании и города действуют на практике сейчас, причем воздействуют на всех окружающих (как инвесторы, покупатели, рыночные конкуренты и т.п.). Динамика последних лет показывает быстрый рост деятельности компаний и организаций, которая далеко выходит за рамки пиара и отражает реальную перестройку бизнеса под низкоуглеродный тренд и формат, согласующийся с ПС.

Два важнейших глобальных фактора влияют на РКИК и ПС. Во-первых, ставка большей части мирового бизнеса на высокотехнологичное (низкоуглеродное) развитие; во-вторых, разница в ущербе от изменений климата для сильнейших-крупных и для слабейших-малых стран. Вышедшие в конце 2108 г. и середине 2019 г. три доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК или IPCC), посвященные: проблеме «1,5 градуса» (IPCC SR15[7]), деградации земель, продовольствию и наземным экосистемам (IPCC SRCCL[8]), вопросам океанов и криосферы (IPCC SROCC[9]), однозначно говорят о большом ущербе для всех стран, но одновременно подтверждают бóльшую уязвимость слабых и малых развивающихся государств, особенно островных стран, засушливых и прибрежных районов.

Климатический саммит ООН (сентябрь 2019 г.) еще раз подтвердил очень большую обеспокоенность наиболее уязвимых стран и мировой общественности, особенно молодежи, их неудовлетворенность действиями крупнейших и сильнейших стран. Более 60 стран заявили в Нью-Йорке о намерении усилить свои цели по выбросам ПГ, среди них есть не малые, но и не крупнейшие государства (Мексика, ЮАР, Аргентина, Чили и др.). Они дают лишь около 8% глобальных выбросов, причем их текущие цели, как правило, не очень сильны. Многие страны, включая Германию, Францию, Италию, Испанию, Аргентину, Чили и др. пообещали к 2050 году достичь углеродной нейтральности (их выбросы будут невелики и компенсироваться поглощением СО2), но пока их действия не столь радикальны, как требуется для ограничения роста температуры на уровне 1,5-2,00С. В то же время, на саммите уверенно прозвучал голос крупного бизнеса и финансового сектора, идущего по низкоуглеродному пути развития[10].

Пополнение Зеленого климатического фонда (ЗКФ). В октябре прошла официальная встреча по наполнению бюджета фонда на 2020-2023 гг., где страны обязались предоставить более 9,5 млрд долл. Без США это вполне успешно, но гораздо меньше суммы уже имеющихся в ЗКФ более 300 заявок на проекты, требущих ~15 млрд.

Данный обзор, как и предыдущие, будет размещен на сайте WWF России (страница программы «Климат и энергетика», раздел «Документы») http://new.wwf.ru/what-we-do/climate-and-energy/ Данная работа выполнена по программе «Климат и энергетика» WWF России.


Организация работы КС

Работа КС-25 будет строиться в обычном для РКИК порядке.[11] На открытии 2 декабря пройдет пленарное заседание КС с принятием повестки дня.[12]

Далее со 2 по 9 декабря пойдет работа двух вспомогательных органов РКИК: Вспомогательного органа по осуществлению (ВОО или SBI) и Вспомогательного органа для консультаций по научно-техническим аспектам (ВОКНТА или SBSTA). На русском языке имеются повестки дня работы данных органов с подробными аннотациями, указанием базовых документов и предыдущих решений РКИК по каждому из пунктов и подпунктов работы.[13]

Вопросы «свода правил» МУР ПС входят в работу ВОКНТА (пункт 12 повестки дня). Также ВОКНТА будет рассматривать широкий спектр методологических и технических вопросов, в частности, о руководящих указаниях по подсчету и отчетности эмиссий и абсорбции ПГ[14], а также о коэффициентах потенциала глобального потепления для пересчета 1 т каждого из ПГ в СО2-эквивалент.

Среди сложных вопросов ВОО можно отметить обсуждение общих сроков национальных целей (NDC стран).

На 10-11 декабря намечен сегмент высокого уровня, когда страны на уровне высших должностных лиц (министров, глав делегаций и т.п.) будут делать официальные заявления. В эти же дни на многочисленных встречах они будут согласовывать наиболее сложные вопросы, оставшиеся нерешенными за 2-9 декабря.

12 и 13 декабря подготовленные документы будут выноситься на рассмотрение трех «видов» КС: Конференции сторон стран РКИК (СОР), Конференции сторон – совещания стран-участниц ПС (СМА) и Конференции сторон – совещания стран-участниц Киотского протокола (СМР)[15]. Недостающий «свод правил» ПС по МУР сначала из SBSTA поступят СОР, которая передаст их СМА.

Завершиться конференция должна 13 декабря, но по устоявшейся традиции принятие итоговых документов может затянуться на ночь или даже на следующий день – субботу 14 декабря.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.11.9 (0.004 с.)