Особенности работы при обучении способам аргументации и привлечения литературного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности работы при обучении способам аргументации и привлечения литературного материала



При обучении аргументации и привлечения литературного материала необходимо развивать следующие навыки и умения:

· умение сформулировать основную мысль (тезис) сочинения (определение проблемы будущего рассуждения);

· умение увидеть значимые направления развития основной мысли и последовательно доказать (раскрыть) ее в основной части сочинения, то есть умения сформулировать вспомогательные тезисы;

· подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, его умелое включение в работу.

Основная мысль (главный тезис)обычно предъявляется в конце вступления или в начале основной части. Она должна быть четко соотнесена с темой. Вспомогательные тезисы обозначают направления, по которым тезис будет раскрываться, доказываться. Их содержательность определяет содержательность основной части сочинения. Вспомогательные тезисы должны быть связаны с основным. К каждому вспомогательному тезису подбираются примеры из литературного (-ых) произведения (-ий). Эти примеры должны подтверждать вспомогательные тезисы и соответствовать основному тезису (главной мысли сочинения). Логика раскрытия темы такова: основная мысль – вспомогательные тезисы – аргументы к вспомогательным тезисам. Чтобы пример сталаргументом, нужно объяснить, в чем заключается его смысл, как он подтверждает вспомогательный тезис.

Четкое формулирование основной мысли сочинения поможет в выборе литературногоматериала, на котором она может быть доказана. Обширный литературный контекст,привлеченный поверхностно, на уровне перечисления авторов и названий книг, может привести к бессодержательному сочинению или увести от темы. Уместнее провести аспектный анализ созвучных теме проблем одного литературного произведения.

Чтобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, необходимо научиться использовать его рационально: не увлекаться пересказом содержания книги,не забывать об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров.

Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; нельзя перегружать работу литературным материалом, которыйтолько упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитаннымикнигами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематикепроизведения, его конфликту, системе образов, сопоставлению героев и событий разных произведений и т.д.

Написание сочинения требует анализа формулировки темы, высказывания своей осмысленной позиции в ответ на содержащийся в теме вопрос, построения сочинения в логике доказательства этой позиции, т.е. специального отбора, группировки, анализа литературных примеров.

Задание 5

Сформулируйте по предложенным темам основной и вспомогательные тезисы. Назовите авторов и произведения (фрагменты), которые можно использовать для подтверждения вспомогательных тезисов. Обоснуйте свой выбор.

· Согласны ли Вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?

· Согласны ли вы с тем, что высшая мудрость - различать добро и зло?

· Как вы понимаете смысл высказывания "Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье"?

· Как вы понимаете высказывание: «Гордость свойственна всем людям: разница лишь в том, где и когда они её проявляют»?

· Как вы понимаете высказывание: «И добро и зло — в твоем сердце»?

· Почему жестокость – неотъемлемая черта любой эпохи?

· Возможно ли единство гордости и смирения?

· Согласны ли вы с мнением о том, что любовь есть высшее мужество: она готова к любым жертвам?

· Согласны ли вы с утверждением: «У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?

 

Наиболее уместными способами привлечения литературного материала в итоговоесочинение являются:

1) комментированный пересказ содержания литературного произведения (пересказывать следует только те ключевые эпизоды, которые необходимы для раскрытия темы, важно уметь сочетать в сочинении краткий и подробный пересказы,подтверждая свои мысли не только передачей сюжета, но и включением необходимыхдля раскрытия темы описаний – портретов, пейзажей и др., актуализируя важныесмысловые детали, сведения о героях и событиях в русле тойпроблемы, которая обозначена в теме сочинения);

2) актуализация проблематики литературного произведения (литературный материалдолжен быть привлечен в формате размышлений о проблемах художественногопроизведения, связанных с формулировкой темы), для этого важно подобрать дляаргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме сочинения;

3) аспектная характеристика литературного героя (необходимо выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны сформулировкой темы, важно хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, деталиего портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторскоеотношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в егохарактере и поступках);

4) обращение к системе образов произведения (размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения; пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);

5) сопоставление фрагментов и героев разных произведений (в итоговом сочинениидостаточно обратиться всего к одному произведению, но можно сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений, однако не следует выбиратьтакие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству илиразличию в ракурсе темы; нельзя только упоминать героев или эпизоды, не аргументируя выдвинутых тезисов; необходимо обязательно найти основания для их сопоставления).

Использование двух произведений не является достоинством или недостаткомсочинения. Однако зачастую наличие второго произведения приводит к нарушению соразмерности частей работы, поскольку аргументы значительно превосходят по объемусобственное рассуждение ученика.

Обилие примеров тоже не является недостатком, если работает на обогащениемысли, а каждый новый поворот рассуждения получает обоснование конкретным примером.

Очень важным при использовании примеров оказывается умение формулировать микровывод (сентенцию), который связывает проанализированный фрагмент с доказываемым тезисом.

 

 

Задание 6

Сформулируйте по предложенным темам основной и вспомогательные тезисы. Подберите примеры, которые можно использовать для подтверждения вспомогательных тезисов. Определите способ привлечения литературного материала, обоснуйте свой выбор. Дайте аспектный анализ, созвучный выбранному литературному материалу. Помните о соответствии основной мысли (тезиса), вспомогательных тезисов и примеров (взаимосвязи «тезис – аргумент/вспомогательный тезис/довод – пример»), не забывайте формулировать микровыводы.

· Чем творчество Л. Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)

· Как вы понимаете значение слов: "Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну"?

· Как в романе Л. Н. Толстого раскрывается проблема истинного и ложного патриотизма?

· Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?

· Истинное и ложное смирение. В чем разница?

· Может ли доброта победить жестокость?

· Как вы понимаете смысл высказывания: «Парадокс любви: двое становятся одним, оставаясь двумя»?

· Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?

· Как вы понимаете высказывание: «Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями»?

Особенности работы при развитии умения логично и связно излагать свою мысль, соблюдая требование композиционной цельности

 

К итоговому сочинению предъявляются те же требования, что и к любому другому сочинению. В сочинении необходимы вступление, основная часть, заключение. Важно помнить, что основная часть сочинения должна быть больше по объему, чем вместе взятые вступление и заключение.

Однако итоговое сочинение имеет свои особенности, отличающие его от традиционного сочинения на литературную тему. В итоговом сочинении должна быть опора на литературные произведения, но выпускникам необходимо высказывать и свои собственные мысли по сформулированной проблеме.

Сложность написания итогового сочинения, как уже отмечалось, еще и в том, что обучающимся необходимо проявить умение рассуждать на предложенную тему, высказывать собственное мнение по нравственной проблеме. Сочинение должно показать личностную зрелость в осмыслении выбранной темы, в нравственно-этической трактовке выбранного литературного произведения на основе глубокого понимания его сюжетного содержания, образного и проблемного подтекста.

Предлагаем рассмотреть возможную схему написания итогового сочинения.

Вступление Собственные размышления по проблеме  
Основная часть Анализ отражения проблемы в литературе через анализ конкретного произведения (-ий). Формулировка основного тезиса и вспомогательных тезисов (доводов), подтверждение всех высказанных положений примерами из анализируемого произведения (-ий)  
Вывод Обобщение через собственные размышления по проблеме  

 


Последовательность собственных размышлений по проблеме и размышлений об отражении проблемы в литературе может быть различна. Возможен вариант, когда сначала говорится об отражении проблемы в литературе, а затем предлагаются собственные размышления. Можно сначала давать собственные размышления, а потом подтверждать их примерами из литературы. Главное, чтобы в сочинении были и собственные рассуждения, и литературные примеры. Анализ текста по объему должен превышать собственные рассуждения.

Для успешности написания сочинения необходимо учить школьников четко продумывать структуру и композицию сочинения, сохранять смысловые связи между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.

Важно продумать содержание смысловых частей сочинения,проблемы, которые нужно сформулировать во вступлении, определить, какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут решены проблемы, поставленные вовступлении, какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью.

Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис/вспомогательный тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключении следуетдать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения.

Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы,поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между ними является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок. Необходимоследитьза соразмерностью частей сочинения: вступление и заключение должны вместе занимать не более трети всего объема работы,а основная часть – примерно две трети. Не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение очень кратким, что часто наблюдается в работах выпускников.

 

Вступление

Цели вступления: привлечь внимание и обозначить проблемы, которые будут раскрываться в основной части.

Возможные варианты вступления

1. Анализ сквозных тем/мотивов/проблем, прозвучавших в формулировке темы, анализ особенностей их раскрытия в мировой/русской литературе.

2. Апелляция к своему эмоциональному восприятию или личному опыту.

3. Объяснение смыслов ключевых слов темы.

4. Анализ разных точек зрение на проблему, их противопоставление или выявление общего.

5. Риторический вопрос, связанный с темой.

6. Ответ на вопрос и его обоснование.

7. Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждения об ее актуальности.

8. Спор с мнимым оппонентом, рассуждения «от противного».

Можно сочетать различные варианты вступлений. Выбор варианта вступления зависит от темы и того, о чем будет говориться в основной части.

Главная мысль формулируется во вступлении или в начале основной части.

Не всегда обязательно сразу приступать к написанию вступления. Иногда сначала более полезно продумать содержание основной части. Это поможет понять, о чем необходимо писать во вступлении, так как вступление должно быть связано с основной частью, подсказывать ее содержание. Вступление – это своеобразный краткий (скрытый) план основной части.

Рекомендуется после вступления дать композиционную разводку,

Композиционная разводка – предложение, в котором пишущий в краткой форме объясняет, каких вопросов он коснется в работе, на каком материале будет раскрывать тему.

 

Основная часть сочинения

Основная часть содержит собственное размышление, раскрывающее главнуюмысль и литературную аргументацию.В сочинениях с традиционно организованной основной частью пишущий сначалараскрывает свое понимание проблемного вопроса мировоззренческого, нравственно-этического, психологического, культурно-эстетического характера, а затем проецирует этопонимание на литературный материал, выстраивает параллели между собственнымисуждениями и примерами, выбранными для аргументации.

Классическая структура основной части сочинения:

Главный тезис (основная мысль).

Вспомогательный тезис №1 + аргумент (пример и его объяснение).

Вспомогательный тезис №2 + аргумент (пример и его объяснение).

Вспомогательный тезис №3 + аргумент (пример и его объяснение).

Вспомогательных тезисов может быть от одного до пяти (лучше всего, если их будет два или три).

Примеры могут быть из одного произведения (разные эпизоды), могут быть из разных произведений.Литературных примеров, подтверждающих справедливость вспомогательного тезиса, должно быть столько, сколько необходимо автору сочинения, чтобы доказать справедливость высказанной мысли.

Примеры обязательно объяснять, то есть доказывать, что они подтверждают вспомогательный тезис/довод.

На итоговом сочинении очень часто даются темы, предполагающие разные точки зрения в их раскрытии.

· Можно ли простить измену в любви?

· Нужно ли прощать врагов?

· Сила или слабость человека проявляется в смирении?

· Может ли доброта победить зло?

· Нужно ли мечтать о недостижимом? 

· Может ли доброта причинить вред человеку?

· Можно ли утверждать, что на войне нет места доброте?

У обучающихся могут быть собственные представления о том, как отвечать на данные вопросы. Пишущий сочинение имеет право на собственную точку зрения, главное, чтобы он сумел ее обосновать и подтвердить литературными примерами. При написании подобных сочинений можно использовать прием «с одной стороны – с другой стороны»

Этот прием позволяет рассмотреть вопрос с разных позиций, не давать однозначного ответа, помогает развивать мысль, избегать необоснованных повторов.

Не рекомендуется сразу приводить пример. Лучше сначала дать свои рассуждения по названной позиции, а потом подтвердить их анализом произведения или его фрагмента. Однако можно начинать с примера, но свои комментарии давать обязательно.

Рекомендуем каждый аргумент(вспомогательный тезис и примеры, его подтверждающие, с их объяснением) завершать небольшим обобщением, делать микровывод).Обобщения различного уровня должны быть связаны между собой и нацелены на раскрытие основной мысли автора творческой работы.

Сколько будет вспомогательных тезисов/аргументов, столько будет частей в основной части сочинения. Нельзя забывать о делении текста на абзацы.

Необходимо делать логические связки между частями сочинения. Для сохранения причинно-следственных связей между основным и вспомогательными тезисами можно использовать специальные фразы: «Задумался над этим вопросом», «Этот вопрос привлек мое внимание», «Нередко люди размышляют над этим вопросом», «Возвращаясь к заданному вопросу, хочу сказать…» и др.

 

Заключение

Цели заключения: подвести итог, ответить на вопрос темы, подтвердить справедливость своего рассуждения о проблеме.

Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению.

Написание заключения, как правило, является более сложной задачей,чем создание вступления, поскольку требует умения обобщить в нескольких финальныхфразах основное содержание сочинения.

Возможные варианты заключения

1. Логическое обобщение, вывод из текста работы. Обычно такие обобщения маркируются специальными словами: «итак», «подводя итог», «таким образом».

2. Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

3. Изложение собственной позиции.

4. Следствие. Рассуждение о том, какие последствия может иметь понимание или непонимание проблемы.

5. Расширение проблемы. вывод, обогащенный новым тезисом общего характера, который выходит за рамки ответа на вопрос темы и намечает возможный путь дальнейшего анализа проблемы.

6. Апелляция к собственному опыту.

7. Открытый финал.

Можно сочетать различные варианты заключений.

Части сочинения должны отвечать требованиям соразмерности, а композиция отражать логику размышлений пишущего.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.039 с.)