Война и мир» – к 150-летию великой книги 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Война и мир» – к 150-летию великой книги



Задумаемся над возможными подходами к раскрытию тем сочинений по произведению Л. Н. Толстого.

Данное направление связано с анализом конкретного произведения, поэтому работа требует хорошего знания его проблематики. Так как именно проблемы, поднимаемые в романе, станут основой тем сочинений. Также важно осмысление значений слов «война» и «мир».

Значение слова «мир» в романе:

· Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый;

· Мир семьи («мысль семейная»);

· Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство);

· Мир нации («мысль народная»);

· Мир всех людей, живущих на земле («мысль народная»);

· Мир природы в ее самостоятельном развитии.

 

Значение слова «война» в романе

· Противоречия, сомнения и поиски себякак личности, споры человека с самим собой;

· Сложные отношения между людьми;

· Сложные отношения в семье;

· Отношения между разными сословиями (дворянство, крестьянство);

· Война между нациями.

 

Многозначность слов, входящих в заглавие произведения, определяет многообразие тематики и проблематики.

Историко-философская проблематика: взгляды Толстого на исторический процесс, проблема роли личности и народных масс в истории,ответственность человека перед историей, тема войны и мира, антивоенная тема, проблема бесчеловечности войны, ценность человеческой жизни и неестественность смерти, проблема значимости жизни обычного человека.

«Мысль народная»: проблема взаимоотношений народа и дворянского класса, тема патриотизма («скрытая теплота патриотизма»), тема истинного и ложного героизма; сила духа человека на войне, проблема гуманизма на войне, отношения человека и общества, проблема необходимости возвращения к простым нравственным истинам, к народной мудрости.

Проблема истинной и ложной жизни: проблема истинного и ложного величия, проблема влияния власти на поступки человека, проблема обличения бездуховности высшего светского общества, его антипатриотизма, проблема истинного и ложного гуманизма, истинной и ложной красоты, истинного и ложного искусства, долга и чести, милосердия и сострадания, истинного счастья, истинных и ложных ценностей, проблема утраты моральных ценностей.

«Диалектика души»: духовные искания героев Толстого, проблема поиска смысла жизни, проблема свободы и зависимости от других людей, проблема ответственности человека за свои поступки, проблема права человека на ошибки, влияние красоты природы, музыки на человека, проблема сохранения человечности в любых жизненных обстоятельствах, проблема нравственного самоусовершенствования.

Проблема сложности и противоречивости человеческих отношений: темы дружбы, любви, правды и лжи, радости и страдания, проблема верности и предательства в дружбе и любви, проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации, проблема проявления эгоизма по отношению к другим людям, сострадание окружающим.

«Мысль семейная»: взаимоотношения отцов и детей, связь поколений, уважение старости, роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров, проблема нахождения понимания, проблемы родительской любви, воспитания.

Проблема вечности романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: роль классической литературы в духовном развитии современного общества, значимость романа в осмыслении проблем современной жизни.

 

Полезно провести обсуждение некоторых из возможных формулировок тем сочинений.

· Чем творчество Л. Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)

· Какие проблемы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?

· Почему роман «Война и мир» получил мировое признание?

· Что дало мне чтение романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

· Согласны ли с пониманием Л. Н. Толстым роли личности и народа в истории?

· Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

· Каково представление Л. Н. Толстого о настоящей жизни? (По роману «Война и мир»)

· Что значит жить настоящей жизнью? (По роману «Война и мир»)

· Как Вы понимание смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?

· Как раскрывается тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого?

· Как раскрывается тема добра и зла в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"?

· Как раскрывается в романе Л. Н. Толстого проблема «простоты, добра и правды»?

· В чем смысл духовных исканий героев романа «Война и мир»?

· Что значит для героев Л. Н. Толстого «быть вполне хорошим»?

· В чем проявляется богатство душевного мира героев А.Н. Толстого в романе "Война и мир"

· Как в романе Л. Н. Толстого раскрывается проблема ответственности человека за свои поступки?

· Как в романе Л. Н. Толстого раскрывается проблема истинной и ложной красоты?

· Как вы понимаете значение слов: "Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну"?

· Согласны ли Вы с Л. Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?

· Что такое истинная храбрость на войне? (По роману «Война и мир»)

· Как вы понимаете слова «скрытая теплота патриотизма»?(По роману «Война и мир»)

· Как в романе Л. Н. Толстого раскрывается проблема истинного и ложного патриотизма?

· Что такое подвиг в понимании Толстого?

· Как раскрывается проблема гуманизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»?

· Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?

· Как раскрывается в романе Л. Н.Толстого «Война и мир» «мысль семейная»?

· Какую роль в становлении личности, по мнению Л. Н. Толстого, может играть семья?

· Что такое,по мнению Толстого, счастливая семья?

· Как раскрывается тема счастья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»?

 

 

Надежда и отчаяние

Для успешного написания сочинения необходимо понять, какие смыслы вкладываются в понятия «надежда» и «отчаяние».

Надежда – ожидание чего-либо желаемого, соединенное с уверенностью в возможности осуществления.

Отчаяние – отрицательная эмоция, связанная с пониманием невозможности удовлетворить ожидание, какую-либо потребность. Это отсутствие надежды, осознание собственной беспомощности. Отчаяние является производным от слова чаяние (чаять, надеяться), то есть отчаяние обозначает крушение надежд.

Понятия «надежда» и «отчаяние» противопоставлены друг другу, но и связаны, так как крушение надежды порождает отчаяние, но отчаяние может породить новые надежды. Преобладание того или иного определяет отношение человека к миру, его поведение в жизни.

В конкретных темах сочинения надежда может рассматриваться как высокая цель, к которой человек стремится, а может осмысливаться как пустая мечтательность, пассивное отношение к жизни. Отчаяние может пониматься как ощущение полной безысходности, но может быть связано с определенным состоянием, которое позволяет человеку осмыслить происходящее, чтобы идти дальше.

Темы сочинения могут ориентировать на понимание необходимости веры в себя, в свои мечты, на осознание важности умения преодолевать сложности и решать возникающие проблемы, на раздумья о губительной силе отчаяния и о том, что все зависит от человека.

 

Задумаемся над возможными подходами к раскрытию темы надежды и отчаяния.

1. Надежда может быть высокой, нравственной, ориентированной на достижение счастья, на разрешение социальных проблем, на победу над врагом, на борьбу с губительной реальностью: М. Горький «Старуха Изергиль»(образ Данко), Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»,произведения о Великой Отечественной войне. Надежда может быть ориентированной на счастье отдельного человека: А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Такая надежда дает человеку силы бороться за свои идеалы, за свое счастье.

2. Надежда может быть связана с эгоистичными, меркантильными мечтами: А. С. Грибоедов «Горе от ума» (Молчалин),Н.В. Гоголь «Мертвые души» (Чичиков), «Шинель», А. П. Чехов «Крыжовник». Герои, живущие такими надеждами, как правило, не вызывают симпатии ни у автора произведения, ни у читателя.

3. Надежда может оказаться напрасной, и тогда отчаяние может привести героя к трагичному итогу (А. Н. Островский «Гроза») или антигуманным идеям (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»).

4. Отсутствие надежды на возможность изменений в жизни ведет к отсутствию цели в жизни, к гибели человека в человеке: М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»; И.А. Гончаров «Обломов», А. П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре». В этих произведениях показана победа бездуховной действительности.

5. Могут предлагаться темы, показывающие ситуацию, когда человек преодолевает свое отчаяние, находит силы бороться с жизненными проблемами и в этой борьбе приобретает новые надежды, новый смысл жизни: М. Шолохов «Судьба человека», М. Горький «Старуха Изергиль»  (образ Данко).

 

Рассуждения о надежде и отчаянии включают в себя раздумья о том, помогает или мешает осуществлению надежд, о том, что надежду необходимо соотносить с реальными возможностями, что реальность может убить надежду, но возможно и то, что борьба с жестокой реальностью ведет человека к достижению мечты.

Подготовку к сочинению необходимо начать с сопоставления надежды и цели, помочь выпускникам понять, что в той ситуации, когда для осуществления надежд совершаются какие-либо действия, надежда становится целью.

При подготовке к сочинению следует обсудить то, что надеждымогут быть ориентированы на людей, человечество, но могут быть и личностными, что надежда не может оправдываться сама по себе, для ее достижения необходимы усилия, труд, умение преодолевать преграды. Средства осуществления надеждтоже могут быть разными: допустимыми, соответствующими нравственным нормам, и недопустимыми, нарушающими эти нормы.

Следует отметить, что в литературе немало героев, по-разному относящихся к надеждам: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высоких надежд и подчинены низменным целям.

Также необходимо подчеркнуть важность умения надеяться на лучшее в жизни человека, отметить, что человек сам решает, с чем связаны его надежды, сам определяет средства их осуществления. Это его нравственный выбор. Необходимо поговорить и о трудностях осуществления высоких надежд, о сложной борьбе человека с отчаянием, о необходимости определенных качеств характера, от которых зависит способность человека справиться с отчаянием, осуществить надежды. Также следует поговорить о том, какой становится жизнь человека без надежды.

Необходимо помнить, что тема сочинения может формулироваться не только на сопоставлении понятий, но и на рассуждении об одном из понятий. Например, требуется рассказать только о влиянии отчаяния на жизнь человека.

 

Полезно провести обсуждение некоторых из возможных тем сочинений.

· Для чего человек живет?

· Жизнь человека, у которого нет надежды, бессмысленна?

· Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?

· Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?

· Согласны ли вы с высказыванием Г. Троепольского: «Жизнь идет, потому что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь».

· Согласны ли вы с утверждением, что часто из самого отчаяния рождается надежда.

· К чему может привести отчаяние?

· Что помогает человеку справиться с отчаянием?

· Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?

· Почему не все средства хороши для осуществления надежд?

· Согласны ли Вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?

· Можно ли судить о человеке по его мечте?

· Всегда ли осуществление надежд делает человека счастливым?

· Может ли осуществление надежд принести разочарование?

· Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?

· Что случится с человеком, если у него отобрать надежду?

                                      

Предлагаем приблизительный список литературы. Его можно сократить, можно дополнить произведениями, которые покажутся выпускникам более интересными.

· М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»

· Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души»

· А.Н. Островский «Гроза»

· М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»

· Л. Н. Толстой «Война и мир»

· И. А. Гончаров «Обломов»

· В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

· А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

· А. П. Чехов «Ванька», «Крыжовник», «Ионыч», «Человек в футляре», «Вишневый сад»

· М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»

· А. Грин «Алые паруса»

· М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

· Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

· М.А. Шолохов «Судьба человека»

· К. Симонов «Жди меня»

· А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»

· И. А. Бунин «Надежда»

· Е. И. Замятин «Мы»

· И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»

· К. Г. Паустовский «Телеграмма»

· Джек Лондон «Мартин Иден»

 

 

3. Добро и зло

Данное направление нацеливает выпускников на раздумья о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Для успешной работы полезно понять смыслы данных понятий.

Добро - философский термин, равнозначный термину благо, но последний обыкновенно понимается шире: блага бывают материальные и духовные, между тем как под добром понимается большей частью лишь нравственное благо. Добро проявляется в желании помогать нуждающимся, в бескорыстии, щедрости, великодушии, терпимости, умении прощать.

Зло – в широком смысле этот термин относится ко всему, что получает от нас отрицательную оценку, порицается нами; в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более узком смысле «зло» обозначает страдания живых существ, нарушение нравственного порядка.Зло проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Исходя из определения, мы можем говорить о добре/зле по отношению друзьям, любимым, близким и малознакомым людям, к животным, природе.

Творить добро или зло решает сам человек. Это его нравственный выбор. Быть добрым нелегко, для этого требуется способность к сопереживанию, бескорыстие, умение пойти на жертвы.

Материалы таких рассуждений выпускники могут использовать во вступлении и заключении к сочинению. Эти материалы также помогут в объяснении аргументов, примеров из художественных произведений, используемых при написании основной части сочинения.

Задумаемся над возможными подходами к раскрытию темы добра и зла.

1. Противопоставление добра и зла. Можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии, о разграничении нравственного и безнравственного, о зыбкости границы между добром и злом, об изменении представления человека о добре и зле,

2. Также важно увидеть проблему выбора человека между добром и злом, проблему трудности этого выбора и ответственности за него, можно поразмышлять о борьбе со злом, способах противостояния злу и о непротивлении ему, о равнодушии и пассивности, о совести человека как регуляторе его поведения.

3. Проблема необходимости добра в жизни человека, приятия других людей, любви к ним, прощения и понимания. Можно говорить о необходимости доброго отношения к людям, природе, животным.

4. Причины добра и истоки зла. Можно задуматься о том, какзарождаются добро и зло в душе человека, что влияет на этот процесс, о формировании личности.

5. Губительное влияние зла на душу человека.

 

Необходимо помнить, что тема сочинения может формулироваться не только на сопоставлении понятий, но и на рассуждении об одном из понятий. Например, требуется рассказать только о доброте или только о зле.

Анализ особенностей развития в литературе мотивов «добра и зла» позволяет предположить, какие проблемы могут прозвучать в формулировках тем по данному направлению.

· Почему тема добра и зла вечно волнует человечество?

· Почему люди бывают жестоки друг к другу?

· Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?

· Может ли доброта принести человеку разочарование?

· Что в большей степени управляет человеком: добро или зло?

· Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?

· Как вы понимаете высказывание: «И добро и зло — в твоем сердце»?

· Согласны ли вы с тем, что высшая мудрость - различать добро и зло?

· Согласны ли вы с утверждением: "Триумф зла — бездействие доброго человека"?

· Уместна ли жестокость на войне?

· Уместна ли доброта на войне?

· Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?

· Можно ли оправдать зло?

· Доброта – это проявление силы или слабости?

· Трудно ли быть добрым?

· Может ли доброта причинить вред человеку?

· Актуальна ли проблема добра и зла в современном мире?

· Согласны ли Вы с тем, что злой человек не способен любить?

· Согласны ли Вы с высказыванием Д.Фонвизина: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»?

· Доброта истинная и ложная.

· Может ли доброта победить зло?

· Можно ли сказать, что доброта к животным является высшим проявлением человечности?

 

Составим приблизительный список литературы. Его можно сократить, можно дополнить произведениями, которые покажутся выпускникам более интересными.

1. А. Пушкин «Капитанская дочка»

2. М. Лермонотов «Герой нашего времени»

3. Л. Толстой «Война и мир», «После бала»

4. Ф.Достоевский «Преступление и наказание»

5. В.Г.Короленко «Дети подземелья»

6. А.И.Куприн «Изумруд»

7. А.П.Чехов «Тоска», «Ионыч», «Палата № 6»

8. Л. Андреев «Кусака»

9. М. Горький «На дне»

10. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

11. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»

12. Б. Пастернак «Доктор Живаго»

13. А.П.Платонов «Юшка»

14.  М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

15.  В. Каверин «Два капитана»

16.  Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

17.  Г.Паустовский «Телеграмма»

18.  Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

19. В.Закруткин «Матерь человеческая»

20.  В. П. Астафьев «Людочка»

21. В.К. Железников «Чучело»

22. Е.Габова «Не пускайте рыжую на озеро».

23. Т.Кенэлли «Список Шиндлера».

24.  С.Коллинз «Голодные игры»

25. Дж. Бойтон «Мальчик в полосатой пижаме»

26. У. Голдинг «Повелитель мух»

27. А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

 

 

Гордость и смирение

Понятия «гордость» и «смирение» тоже во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление значимых нравственных категорий, понимание того, что с гордостью и смирением связано мировосприятие человека, особенности его поведения, отношения к людям, к жизненным проблемам.

Для успешной работы полезно понять смыслы данных понятий.

Гордость – нравственное качество личности, проявляющееся как чувство собственного достоинства, независимости личности, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам.Это форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе.

Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе, с обладанием определенной собственностью и т. д Человек может гордиться своей родиной, своими спортивными или профессиональными достижениями, а может своими материальными приобретениями (А. П. Чехов «Крыжовник»)Предмет гордости раскрывает моральный облик человека и определяет его поведение.

Нельзя забывать и об отрицательных формах проявления гордости (гордыня, чванливость, хвастливость, нетребовательность к себе). В таком значении гордость может выражаться как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство. Гордость может сочетаться с упрямством, самоуверенностью, самодурством, презрением к кому-, чему-либо.Чрезмерная гордость может быть причиной межличностных конфликтов.

Смирение – нравственное качество, противоположное гордости. Это осознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, способность к обузданию своих отрицательных чувств, стремлений. Проникнутая смирением любовь к ближним распространяется на всех людей - без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому.Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым, способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям обиды, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню. Смирение не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, и связано с его устремлённостью к нравственному идеалу - жизни на основе любви.Смирение требует силы характера, способности идти на жертвы, даже самопожертвования.

Смирение может возникнуть от сознания, что совершенство (нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Такое смирение может быть как проявлением слабости, так и проявлением силы.

Смирение может быть неистинным, показным, представляющим собой собственно самоуничижение и рабскую покорность.

Важно понимание разницы между гордостью, гордыней и тщеславием, истинной и ложной гордостью, истинным и показным смирением, понимание того, является смирение слабостью или силой. Темы данного направлениянацеливают выпускников на раздумья о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, актуализируют представления выпускников о предназначении человека, о необходимости разумного соотношения гордости и смирения.

Необходимо помнить, что тема сочинения может формулироваться не только на сопоставлении понятий, но и на рассуждении об одном из понятий. Например, требуется рассказать только о гордости.

 

Задумаемся над возможными подходами к раскрытию темы гордости исмирения.

· Гордость как проявление высоких нравственных качеств человека, достойный предмет гордости.

· Качества, которыми обладает гордый человек. Сложность воспитания и сохранения в себе подобных высоких нравственных качеств.

· Гордость как проявление гордыни, тщеславие. Противопоставление себя другим людям.Разрушительное влияние гордыни на душу человека.

· Смирение как проявление высоких нравственных качеств человека. Любовь к людям и всему живому. Деятельное смирение. Устремлённость к нравственному идеалу - жизни на основе любви.

· Качества, которыми обладает смиренный человек. Сложность воспитания и сохранения в себе подобных высоких нравственных качеств.

· Смирение как слабость, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Неистинное, показное смирение.

· Трудность нравственного выбора между гордостью и смирением.

· Гармоничное сочетание гордости и смирения.

 

Анализ особенностей освещения в литературе мотивов «гордости и смирения» позволяет предположить, какие проблемы могут прозвучать в формулировках тем по данному направлению.

1. Гордость и гордыня: в чем отличие?

2. Какого человека называют гордым?

3. Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед?

4. Гордость - это положительное или отрицательное качество?

5. В чём разница между гордостью и смирением?

6. Помогает ли смирение понять себя?

7. Гордость или смирение обогащают личность?

8. Что общего между гордостью и смирением?

9. Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения - тщеславие; смирение без гордости - униженность?

10. Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление эгоизма мешает человеку быть счастливым».

11. Согласны ли вы с тем, что гордость — это своего рода презрение ко всем другим, кроме самого себя?

12. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?

13. Как вы понимаете смысл высказывания: "Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье"?

14. Сила или слабость человека проявляется в смирении?

15. Истинное и ложное смирение. В чем разница?

16. Согласны ли вы с высказыванием: «Если кричит гордость, значит, любовь молчит»?

17. Как вы понимаете высказывание: «Гордость свойственна всем людям: разница лишь в том, где и когда они её проявляют»?

18. Нужно ли прощать врагов?

 

Составим приблизительный список литературы. Его можно сократить, можно дополнить произведениями, которые покажутся выпускникам более интересными.

· А.С. Грибоедов «Горе от ума»

· А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина»

· М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова..», «Мцыри»

· Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель», «Страшная месть»

· И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника»

· Л.Н. Толстой «Война и мир»

· А. И. Куприн «Поединок»

· Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

· А.П. Чехов «Ионыч», «Вишневый сад», «Попрыгунья»

· М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»

· М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

· А.П. Платонов «Юшка»

· М.А. Шолохов, «Тихий Дон», «Судьба человека»

· В. Солоухин «Мститель»

· В.Л. Кондратьев «Сашка»

· Ф. Искандер «Возмездие»

· В. А. Закруткин «Матерь человеческая»

· А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»

· А.И. Солженицын «Матренин двор»

· Шекспир «Гамлет»

· А. Дюма «Граф Монте-Кристо»

· Уайльд «Портрет Дориана Грея»

 

 

Он и она

В рамках данного направления можно поразмышлять об особенностях изображения женских и мужских характеров в литературе, о силе и слабости героев, о взаимоотношениях мужчины и женщины, о роли любви в жизни человека, о верности/измене, взаимопонимании и его отсутствии, о возможности достижения взаимопонимания, об одиночестве человека, о дружбе, семье, самопожертвовании, сострадании, о влиянии людей друг на друга, о необходимости выстраивать отношения с любимым человеком, об ошибках в человеческих отношениях и умении их исправлять.

В отечественной литературе любовь чаще всего представлена как облагораживающая, очищающая, возвышающая сила, как жизненная ценность, объединяющая людей и способствующая гармонизации мира. Благодаря любви герои русской литературы поднимаются к более высоким уровням сознания, ищут путь к истине. В произведениях писателей‑классиков часто можно встретить тему отвергнутой любви, вольной или невольной вины.

 

Задумаемся над возможными подходами к раскрытию темы.

· Он и она: от любви до ненависти. Верность/измена, благодарность, уважение, любовь/ненависть, ревность, дружба, жалость и др. Привязанность, симпатия, привычка и др. Взаимопонимание и его отсутствие, способы достижения взаимопонимания.

· Любовь бывает разная: взаимная/безответная, платоническая/физическая, разрушающая/созидательная, любовь-страсть – любовь спокойная, реальная/идеальная. Любовь – дружба, роковая любовь, любовь красивая, деятельная, самоотверженная. Истинная/ложная. Первая любовь.

· Взаимоотношения в семье. Какими бывают взаимоотношения в разных семьях, на чем они основываются.

· Одиночество человека. Роль любви в жизни человека.

Анализ особенностей освещения в литературе отношений мужчины и женщины позволяет предположить, какие проблемы могут прозвучать в формулировках тем по данному направлению.

1. Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?

2. Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?

3. Согласны ли вы с мнением М. Булгакова: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит"?

4. Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?

5. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?

6. От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?

7. Когда можно простить измену в любви?

8. Легко ли быть любимым?

9. Согласны ли вы с тем, что равенство всегда было самой прочной основой любви.

10. Согласны ли вы с мнением о том, что любовь есть высшее мужество: она готова к любым жертвам?

11. Как вы понимаете высказывание: «Только любящий видит лицо любимого»?

12. Согласны ли вы с утверждением: «У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?

13. Как вы понимаете смысл высказывания: "Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?

14. Согласны ли вы с мыслью о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?

15. Как вы понимаете высказывание: «Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями»?

16. Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?

17. Как вы понимаете смысл высказывания: «Парадокс любви: двое становятся одним, оставаясь двумя»?

18. Согласны ли вы с тем, что любовь – это готовность стареть с другим человеком.

 

Составим приблизительный список литературы. Его можно сократить, можно дополнить произведениями, которые покажутся выпускникам более интересными.

 

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

2. М. Ю. Лермонтов «Герой нашеговремени»

3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

4. Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»

5. И. С. Тургенев «Первая любовь», «Ася»

6. И. А. Гончаров «Обломов»

7. Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

8. А. П. Чехов «Душечка»

9. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

10. П. Нилин «Старик Завеев»

11. В. Шукшин «Светлые души»

12. В. Богомолов «Первая любовь»

13. Дж. Остин «Гордость и предубеждение»

14. О. Уальд «Соловей и роза»

15. О. Генри «Дары волхвов», «Русские соболя», «На чердаке», «Роман биржевого маклера»

16. А. Моруа «Фиалки по средам»

17. Ф.С. Фицджеральд «Три часа между самолетами»

18. Дж. Лондон «Дочь Авроры»

19. Р. Киплинг «Стрелы амура»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.154 с.)