Вечные темы, мотивы, проблемы и отражение их в формулировках направлений для тем итогового сочинения 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вечные темы, мотивы, проблемы и отражение их в формулировках направлений для тем итогового сочинения



                

Итоговое сочинение ориентировано на оценку умения обучающихся работать с художественным произведением. Литературоцентричность итогового сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место.

Целостность понимания художественного произведения во многом зависит от способности обучающихся воспринимать литературный процесс в совокупности его многообразных связей, различных межтекстовых художественных взаимодействий, в способности видеть основные мотивы, темы, проблемы в конкретном произведении и их интерпретацию автором произведения.

Способность воспринимать тот или иной художественный текст на интертекстуальном уровне позволяет услышать отзвуки различных культур, понять традиции звучания темы, мотива и то смысловое приращение, которое происходит в художественном произведении конкретного автора.Особое значение в анализе художественного текста приобретают сквозные темы, образы и мотивы. Использование приемов мотивного анализа позволяет развивать умение находить аналогии, устанавливать ассоциации, развивать независимость мышления, способность посмотреть с новой стороны на уже известное, формирует умение понимать концепцию автора, позволяет выйти за границыотдельного текста.

Обращение на уроках литературы к сквозным мотивам и темам позволяет увидеть, как они раскрываются в произведениях разных авторов.

Темы надежды и отчаяния, добра и зла, гордости и смирения, отношений мужчины и женщины, нравственного выбора находили свое отражение уже в мифах Древней Греции, в Библии, Коране, в произведенияхВ.Шекспира. В русской литературе все они освещены еще в «Слове о полку Игореве». Если мы обратимся к произведениям А.Грибоедова, А.Пушкина, М.Лермонтова, Л.Толстого, Ф.Достоевского, М.Булгакова и т.д., то увидим, что каждый автор размышлял над названными проблемами.

Вечные темы, мотивы, проблемы переходят из одной эпохи в другую, из одного произведения в другое, от одного автора к другому именно потому, что они вечные. Они актуальны во все времена, так как человек всегда пытался найти ответы на общечеловеческие нравственные вопросы. Конечно, все давно знают, как следует поступать, но в жизни часто бывает по-другому. Человек постоянно стоит перед выбором (необходимо обратить внимание на то, что предложенные направления «надежда и отчаяние», «гордость и смирение», «добро и зло» тем итогового сочинения 2019г. связаны с проблемой нравственного выбора), этот выбор чрезвычайно труден и не всегда совершается в соответствии с нравственными нормами. Для писателей оказывается очень важно понять, почему одни делают выбор по законам человечности, а другие переступают через законы морали; понять, что заставляет одного человека отказаться от надежд, чувства гордости, идеалов добра, а другого- сохранять верность нравственным нормам, преодолевая любые преграды. Художникам слова необходимо осмыслить, как должны выстраиваться отношения между мужчиной и женщиной, в чем разница между гордостью и гордыней, как различить истинное смирение, истинную доброту и слабость, почему, несмотря на всю жестокость окружающего мира, доброта побеждает. Эти вечные вопросы «кочуют» из одного произведения в другое, но рассматриваются они разными авторами по-разному. Конечно, писатели осуждают безнравственный выбор, но каждый автор по-своему показывает и сам выбор, и духовные переживания героев.

Например, темы гордости и смирения, добра и злаотражены и у А.Грибоедова в его произведении «Горе от ума», и у А.Пушкина в «Капитанской дочке», и в романе Л. Толстого «Война и мир», и в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание», и в произведении М.Горького «Старуха Изергиль», но раскрываются они в разных аспектах. У А. Грибоедова смирение показано как примирение с существующими условиями, подчинение им. Гордость Чацкого, его нежелание подстраиваться под существующие правила вызывает уважение автора.Тема зла связана у Грибоедова с фамусовским обществом, косностью жизненных позиций героев, их нежеланием служить «делу, а не лицам», стремлением любой ценой жить удобно только для себя. Тема добра связана с образом Чацкого, его активной жизненной позицией, его пониманием существующих проблем и стремлением к переменам.

У Пушкина тема гордости показана как тема верности долгу, понятиям чести. Смирение воспринимается как доброта. При этом они не противопоставлены друг другу, а гармонично сочетаются в характерах героев. Доброта и смирение Маши Мироновой никак не мешают ей сохранять чувство гордости и достоинства. Добрый капитан Миронов, полностью подчиняющийся своей жене, оказывается чрезвычайно гордым человеком, сохранившим перед лицом смерти свое человеческое достоинство. С этих же позиций можно проанализировать характеры всех героев Пушкина.Тема добра связана с темой любви, умением видеть в человеке именно человека, умением думать не о себе, а о других людях, с темой милосердия, сострадания, верности долгу и понятиям чести. Тема зла связана с социальными проблемами, с завистью, предательством.

У Л. Толстого показано стремление героев к гармоничному сочетанию гордости и смирения. Жизненные искания каждого героя во многом связаны именно с этим. Его герои проходят сложный путь отказа от человеческой гордыни к возможности жить в мире людей на равных (мечты князя Андрея о славе, обида на Наташу и прощение ее, встреча Пьера с Платоном Каратаевым). Однако жизненные искания героев Толстого – это не путь к смирению (разговор Пьера и Наташи о Платоне в эпилоге). Это путь в мир людей. Большое внимание уделяет писатель и проблеме истинной и ложной доброты (образ Сони в сопоставлении с образом княжны Марьи, отношение солдат, партизан, отдельных героев к врагу, пришедшему завоевать их страну). Тема добра и зла у Толстого тесно связана и с темой войны.

У Достоевского чрезмерная гордость, даже гордыня, приводит главного героя к противопоставлению себя, своей идеи другим людям, Богу. И только смирение Сони, понимаемое Достоевским как умение принять свою судьбу, людей, такими, какие они есть, любить их и любить Бога, помогает Раскольникову задуматься над возможностью и для себя такой жизненной позиции. Тема зла понимается автором как идея Раскольникова, основанная на противопоставлении одного человека миру людей, на разрешении преступления во имя высокой идеи. Тема добра связана с любовь к людям, Богу, с принятием людей в их сложной сущности.

У Горького тема гордости связана с человеческой гордыней, с противопоставлением себя другим людям (образ Ларры), но тема гордости связана и с умением жить для других людей, повести их за собой к счастью, даже если они слабы и несовершенны (образ Данко).Тема добра и зла у Горького связана с любовью к людям или презрением к ним, противопоставлением себя им.

Как видим, в основе каждого произведения звучат общие для всех проблемы, но каждый автор предлагает свою концепцию их рассмотрения и разрешения. Задача пишущего сочинение увидеть эту разницу.

Необходимо отметить еще одну особенность работысо «сквозными» (вечными) темами, мотивами, образами при написании сочинений. В одном произведении могут быть раскрыты все или почти все вечные темы/проблемы, прозвучавшие в формулировках направлений. Например, в «Капитанской дочке» А.Пушкина, «Войне и мире» Л.Толстого,«Преступлении и наказании» Ф. Достоевского, «Мастере и Маргарите» М. Булгакова раскрываются темы надежды и отчаяния, гордости и смирения, дора и зла, тема любви, сложности отношений мужчины и женщины.

 

Попробуем сделать некоторые выводы, помогающие в осмыслении предложенных направлений для тем итогового сочинения и в подборе произведений, которые мы будем использовать для написания сочинения по конкретной теме.

1. Сформулированные направления – это еще не темы сочинения. К сочинению необходимо готовиться, ориентируясь на эти направления, но при этом необходимо учитывать, что конкретные темы могут быть очень разнообразны. Например, сформулированная по направлению «Гордость и смирение» конкретная тема сочиненияможет рассматривать понятие «гордость» как чувство человеческого достоинства, высокое понимание чести, а может как гордыню, противопоставление себя другим. Смирение же может рассматриваться как доброта, а может как слабость, покорность. По направлению «Надежда и отчаяние»в конкретной теме сочинения надежда может рассматриваться как высокая цель, к которой человек стремится, а может осмысливаться как пустая мечтательность, пассивное отношение к жизни. Отчаяние может пониматься как ощущение полной безысходности, но может быть связано с определенным состоянием, которое позволяет человеку осмыслить происходящее, чтобы идти дальше. Именно поэтому не следует по одному направлению использовать при подготовке только одно произведение, необходимо учитывать все возможные аспекты раскрытия предложенного направления в формулировке темы сочинения. Важно внимательно читать предложенную на экзамене конкретную тему и использовать только то произведение, которое соответствует затрагиваемому в формулировке темы аспекту раскрытия направления. Также не рекомендуем готовиться только по одному направлению. Конкретная формулировка темы сочинения по этому направлению может оказаться неожиданной для школьников, и если не были отработаны и другие направления, то это вызовет определенные затруднения.

2. Одна и та же вечная проблема может звучать во многих произведениях, но раскрывается она по-разному: каждый автор видит свои аспекты ее освещения. То есть при написании сочинения по конкретно сформулированной теме (ее формулировка будет известна только на экзамене) можно использовать различные произведения, выбор этих произведений богат, но необходимо учитывать, как сформулирована тема сочинения и в каком произведении концепция автора соответствует этой формулировке. Не рекомендуем готовиться только по одному направлению или с опорой на одно произведение. Причины были названы выше.

3. В одном произведении могут быть раскрыты все или почти все вечные темы/проблемы, прозвучавшие в формулировках направлений, то есть одно произведение может стать источником примеров по всем направлениям. Однако, как уже отмечалось выше, мы не рекомендуем вести подготовку к написанию итогового сочинения, используя только одно произведение, так как формулировка конкретной темы сочинения может оказаться неожиданной.

4. Умение увидеть общее и различное в раскрытии сквозных мотивов/тем/проблем в конкретных произведениях становится определяющим при написании итогового сочинения.

5. Умение точно понимать конкретную формулировку предлагаемой конкретной темы сочинения способствует успешности написания сочинения.

6. Недопустимо искажать концепцию автора анализируемого произведения.

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.133.198 (0.007 с.)