Критерии оценивания сочинения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценивания сочинения



Подготовка к итоговому сочинению

в соответствии с открытыми направлениями для тем

2019- 2020 учебного года

 

Методические рекомендации

 

Екатеринбург

2019

УДК
ББК

Рецензенты:

Романова О.В.,к.п.н.,заместитель директора ИМЦ, НижнийТагил.

Красноселова Л. А.,учитель в.к.к., МАОУ Гимназия №9, Екатеринбург

Автор-составитель: Долинина Т.А., заведующий кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО»

Подготовка к итоговому сочинению в соответствии с открытыми направлениями для тем 2019-2020 учебного года: методические рекомендации / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», кафедра филологического образования; авт.-сост. Т.А. Долинина. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019 – 57 с.

 

Данные методические рекомендации помогут педагогам выстроить систему работы по подготовке к написанию итогового сочинения в 11 классе. В рекомендациях дается характеристика требований к итоговому сочинению, основных направленийдля тем 2019-2020 учебного года, по которым предстоит писать сочинение, предлагаются примерные списки произведений, позволяющие выбрать произведение, опираясь на которое можно выстраивать аргументацию в сочинении. Дается характеристика деятельности по написанию сочинения: объясняются приемы правильного прочтения темы, приемы, развивающие умения подбирать вспомогательные тезисы и подтверждать их аргументами из текстов художественных произведений, анализируются возможные способы написания сочинения, приемы работы с основной частью сочинения, вступлением и заключением, дается алгоритм написания сочинения, примеры работ школьников.

Рекомендации могут быть использованы на дополнительных образовательных программах, проводимых кафедрой филологического образования, а также учителями русского языка и литературы как дополнительный материал на уроках и как материал для проведения факультативов и элективных курсов по дисциплинам филологического цикла.

ББК    

© ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2019

 

Содержание

Введение 4
Требования к написанию итогового сочинения и критерии оценивания 6
  Анализ результатов написания итогового сочинения в 2018 и 2019 годах   Общая характеристика открытых направлений для тем итогового сочинения 2019-2020 учебного года     8   14
Особенности работы над сочинением по каждому из критериев   Список литературы 30   46  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшими требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов являются требования к результату образования. Особое значение имеет рассмотрение и решение проблем подготовки к написанию итогового сочинения.

С 2014 года в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014, регистрационный № 33604) выпускники 11 классов стали писать итоговое сочинение.

Основная цель проведения итогового сочинения: определение уровня речевой культуры выпускника, его начитанности, личностной зрелости и умения рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Ниже перечислены открытые направления для тем итогового сочинения и комментарий к ним, в соответствии с которыми Рособрнадзор будет разрабатывать закрытый перечень тем сочинений 2019-2020 учебного года.

Тематические направления

«Война и мир» – к 150-летию великой книги
Надежда и отчаяние
Добро и зло
Гордость и смирение
Он и она

 

Каждое тематическое направление, кроме первого, включает два понятия, по преимуществу полярных.Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения ирасширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построенияаргументации.

В рамках указанных тематических направлений итогового сочинения будут разработаны конкретные темы, раскрытие которых предполагает обязательную опору на произведения русской и мировой литературы.

При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки, осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

В требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к результату образования сформулированы следующие универсальные учебные действия: анализ, синтез, подведение под понятие и выведение следствий, выбор оснований и критериев для сопоставления, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез и их обоснование, навык смыслового чтения, умение воспринимать, анализировать и интерпретировать текст, выделять тему, идею, проблематику прочитанного текста, выявлять авторскую позицию, видеть поднимаемую в произведении проблему в контексте эпохи. Именно эти умения проверяются при написании итогового сочинения.

Данные методические рекомендации ориентированына решение следующих задач:

· развитие умения правильного чтения темы сочинения, понимания особенностей работы с ключевыми словами темы;

· развитие умения давать прямой связный ответ на вопрос темы сочинения, формулировать тезис сочинения;

· развитие умения обосновывать основной тезис вспомогательными тезисами (доводами);

· развитие умения подтверждать вспомогательные тезисы аргументами из текста художественного произведения;

· развитие умения понимать, анализировать и интерпретировать художественное произведение с учетом концепции автора;

· развитие умения высказывать собственное суждение по предложенной в теме сочинения проблеме;

· развитие умения выстраивать рассуждениев соответствии с темой сочинения;

· развитие умения создавать собственный текст с учетом требований, предъявляемых к композиции и оформлению сочинения-рассуждения.

 

Структура и содержание данных рекомендаций позволяет выстроить работу, ориентированную на достижение сформулированных задач. В рекомендациях дается общая характеристика тематических направлений, основанная на закономерностях освещения предлагаемых в формулировках тем и мотивов в классической литературе. Предлагаются примерные списки книг, позволяющие выбрать произведение, опираясь на которое можно выстраивать аргументацию в сочинении. Дается характеристика деятельности при написании сочинения: объясняются приемы обучения правильному прочтению темы сочинения, выделению ключевых слов темы, приемы, развивающие умение подбирать вспомогательные тезисы и подтверждать их аргументами из текстов художественных произведений, анализируются возможные алгоритмы написания сочинения, приемы работы с основной частью сочинения, вступлением и заключением, примеры работ школьников.

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:

 

Требования к сочинению:

Требование № 1.    «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2.    «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

 

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

«Соответствие теме»;

«Аргументация. Привлечение литературного материала»;

«Композиция и логика рассуждения»;

«Качество письменной речи»;

«Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение (изложение) необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3- № 4.

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотностьвыпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Общие выводы

Анализ итоговых сочинений выявил их типичные недостатки:

¾ смешение в итоговом сочинении форматов двух творческих экзаменационных работ: сочинения на ЕГЭ по русскому языку и итогового сочинения;

¾ стремление любыми доступными средствами избежать должной трудоемкости в работе с первоисточниками (списывание готовых сочинений и их фрагментов, обращение к кратким пересказам, фильмам и т.п.);

¾ нежелание выпускников строить самостоятельный текст, готовность воспользоваться чужим текстом без его творческой переработки и даже элементарного осмысления;

¾ распространенность методики обучения написанию сочинения по заданному алгоритму (что приводит к созданию псевдотекстов);

¾ невысокий уровень речевой культуры и практической грамотности; затруднения значительного числа выпускников в формулировании своих мыслей и создании текстовс осмысленным логичным содержанием

Тематические направления

«Война и мир» – к 150-летию великой книги
Надежда и отчаяние
Добро и зло
Гордость и смирение
Он и она

 

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Надежда и отчаяние

Понятия «надежда» и «отчаяние» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление этих понятий, различного отношения к миру, зависящего от того, что окажется сильнее: надежда или отчаяние,на понимание необходимости веры в себя, в свои мечты, важности умения преодолевать сложности и решать возникающие проблемы, на раздумья о губительной силе отчаяния и о том, что все зависит от человека.

 

3. Добро и зло

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Направление нацеливает выпускников на раздумья о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе, о разграничении нравственного и безнравственного, о зыбкости границы между добром и злом, об изменении представления человека о добре и зле, о прощении.

Также важно увидеть проблему выбора человека между добром и злом и ответственности за свой выбор, можно поразмышлятьо борьбе со злом, способах противостояния злу и о непротивлении ему, о равнодушии и пассивности, о совести человека как регуляторе его поведения, можно задуматься о том, какзарождаются добро и зло в душе человека, что влияет на этот процесс, о формировании личности.

Понятия «добро» и «зло» принадлежат к «вечным» категориям, поэтому во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения. Писатели постоянно исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Гордость и смирение

Понятия «гордость» и «смирение» тоже во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление значимых нравственных категорий, понимание того, что с гордостью и смирением связано мировосприятие человека, особенности его поведения, отношения к людям, к жизненным проблемам.Важно понимание разницы между гордостью, гордыней и тщеславием, истинной и ложной гордостью, истинным и показным смирением, понимание того, является смирение слабостью или силой. Темы данного направлениянацеливают выпускников на раздумья о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, актуализируют представления выпускников о предназначении человека, о необходимости разумного соотношения гордости и смирения.

 

Он и она

В рамках данного направления можно поразмышлять об особенностях изображения женских и мужских характеров в литературе, о силе и слабости героев, о взаимоотношениях мужчины и женщины, о роли любви в жизни человека, о верности/измене, взаимопонимании и его отсутствии, о возможности достижения взаимопонимания, об одиночестве человека, о дружбе, семье, самопожертвовании, сострадании, о влиянии людей друг на друга, о необходимости выстраивать отношения с любимым человеком, об ошибках в человеческих отношениях и умении их исправлять.

Надежда и отчаяние

Для успешного написания сочинения необходимо понять, какие смыслы вкладываются в понятия «надежда» и «отчаяние».

Надежда – ожидание чего-либо желаемого, соединенное с уверенностью в возможности осуществления.

Отчаяние – отрицательная эмоция, связанная с пониманием невозможности удовлетворить ожидание, какую-либо потребность. Это отсутствие надежды, осознание собственной беспомощности. Отчаяние является производным от слова чаяние (чаять, надеяться), то есть отчаяние обозначает крушение надежд.

Понятия «надежда» и «отчаяние» противопоставлены друг другу, но и связаны, так как крушение надежды порождает отчаяние, но отчаяние может породить новые надежды. Преобладание того или иного определяет отношение человека к миру, его поведение в жизни.

В конкретных темах сочинения надежда может рассматриваться как высокая цель, к которой человек стремится, а может осмысливаться как пустая мечтательность, пассивное отношение к жизни. Отчаяние может пониматься как ощущение полной безысходности, но может быть связано с определенным состоянием, которое позволяет человеку осмыслить происходящее, чтобы идти дальше.

Темы сочинения могут ориентировать на понимание необходимости веры в себя, в свои мечты, на осознание важности умения преодолевать сложности и решать возникающие проблемы, на раздумья о губительной силе отчаяния и о том, что все зависит от человека.

 

Задумаемся над возможными подходами к раскрытию темы надежды и отчаяния.

1. Надежда может быть высокой, нравственной, ориентированной на достижение счастья, на разрешение социальных проблем, на победу над врагом, на борьбу с губительной реальностью: М. Горький «Старуха Изергиль»(образ Данко), Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»,произведения о Великой Отечественной войне. Надежда может быть ориентированной на счастье отдельного человека: А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Такая надежда дает человеку силы бороться за свои идеалы, за свое счастье.

2. Надежда может быть связана с эгоистичными, меркантильными мечтами: А. С. Грибоедов «Горе от ума» (Молчалин),Н.В. Гоголь «Мертвые души» (Чичиков), «Шинель», А. П. Чехов «Крыжовник». Герои, живущие такими надеждами, как правило, не вызывают симпатии ни у автора произведения, ни у читателя.

3. Надежда может оказаться напрасной, и тогда отчаяние может привести героя к трагичному итогу (А. Н. Островский «Гроза») или антигуманным идеям (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»).

4. Отсутствие надежды на возможность изменений в жизни ведет к отсутствию цели в жизни, к гибели человека в человеке: М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»; И.А. Гончаров «Обломов», А. П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре». В этих произведениях показана победа бездуховной действительности.

5. Могут предлагаться темы, показывающие ситуацию, когда человек преодолевает свое отчаяние, находит силы бороться с жизненными проблемами и в этой борьбе приобретает новые надежды, новый смысл жизни: М. Шолохов «Судьба человека», М. Горький «Старуха Изергиль»  (образ Данко).

 

Рассуждения о надежде и отчаянии включают в себя раздумья о том, помогает или мешает осуществлению надежд, о том, что надежду необходимо соотносить с реальными возможностями, что реальность может убить надежду, но возможно и то, что борьба с жестокой реальностью ведет человека к достижению мечты.

Подготовку к сочинению необходимо начать с сопоставления надежды и цели, помочь выпускникам понять, что в той ситуации, когда для осуществления надежд совершаются какие-либо действия, надежда становится целью.

При подготовке к сочинению следует обсудить то, что надеждымогут быть ориентированы на людей, человечество, но могут быть и личностными, что надежда не может оправдываться сама по себе, для ее достижения необходимы усилия, труд, умение преодолевать преграды. Средства осуществления надеждтоже могут быть разными: допустимыми, соответствующими нравственным нормам, и недопустимыми, нарушающими эти нормы.

Следует отметить, что в литературе немало героев, по-разному относящихся к надеждам: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высоких надежд и подчинены низменным целям.

Также необходимо подчеркнуть важность умения надеяться на лучшее в жизни человека, отметить, что человек сам решает, с чем связаны его надежды, сам определяет средства их осуществления. Это его нравственный выбор. Необходимо поговорить и о трудностях осуществления высоких надежд, о сложной борьбе человека с отчаянием, о необходимости определенных качеств характера, от которых зависит способность человека справиться с отчаянием, осуществить надежды. Также следует поговорить о том, какой становится жизнь человека без надежды.

Необходимо помнить, что тема сочинения может формулироваться не только на сопоставлении понятий, но и на рассуждении об одном из понятий. Например, требуется рассказать только о влиянии отчаяния на жизнь человека.

 

Полезно провести обсуждение некоторых из возможных тем сочинений.

· Для чего человек живет?

· Жизнь человека, у которого нет надежды, бессмысленна?

· Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?

· Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?

· Согласны ли вы с высказыванием Г. Троепольского: «Жизнь идет, потому что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь».

· Согласны ли вы с утверждением, что часто из самого отчаяния рождается надежда.

· К чему может привести отчаяние?

· Что помогает человеку справиться с отчаянием?

· Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?

· Почему не все средства хороши для осуществления надежд?

· Согласны ли Вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?

· Можно ли судить о человеке по его мечте?

· Всегда ли осуществление надежд делает человека счастливым?

· Может ли осуществление надежд принести разочарование?

· Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?

· Что случится с человеком, если у него отобрать надежду?

                                      

Предлагаем приблизительный список литературы. Его можно сократить, можно дополнить произведениями, которые покажутся выпускникам более интересными.

· М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»

· Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души»

· А.Н. Островский «Гроза»

· М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»

· Л. Н. Толстой «Война и мир»

· И. А. Гончаров «Обломов»

· В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

· А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

· А. П. Чехов «Ванька», «Крыжовник», «Ионыч», «Человек в футляре», «Вишневый сад»

· М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»

· А. Грин «Алые паруса»

· М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

· Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

· М.А. Шолохов «Судьба человека»

· К. Симонов «Жди меня»

· А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»

· И. А. Бунин «Надежда»

· Е. И. Замятин «Мы»

· И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»

· К. Г. Паустовский «Телеграмма»

· Джек Лондон «Мартин Иден»

 

 

3. Добро и зло

Данное направление нацеливает выпускников на раздумья о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Для успешной работы полезно понять смыслы данных понятий.

Добро - философский термин, равнозначный термину благо, но последний обыкновенно понимается шире: блага бывают материальные и духовные, между тем как под добром понимается большей частью лишь нравственное благо. Добро проявляется в желании помогать нуждающимся, в бескорыстии, щедрости, великодушии, терпимости, умении прощать.

Зло – в широком смысле этот термин относится ко всему, что получает от нас отрицательную оценку, порицается нами; в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более узком смысле «зло» обозначает страдания живых существ, нарушение нравственного порядка.Зло проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Исходя из определения, мы можем говорить о добре/зле по отношению друзьям, любимым, близким и малознакомым людям, к животным, природе.

Творить добро или зло решает сам человек. Это его нравственный выбор. Быть добрым нелегко, для этого требуется способность к сопереживанию, бескорыстие, умение пойти на жертвы.

Материалы таких рассуждений выпускники могут использовать во вступлении и заключении к сочинению. Эти материалы также помогут в объяснении аргументов, примеров из художественных произведений, используемых при написании основной части сочинения.

Задумаемся над возможными подходами к раскрытию темы добра и зла.

1. Противопоставление добра и зла. Можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии, о разграничении нравственного и безнравственного, о зыбкости границы между добром и злом, об изменении представления человека о добре и зле,

2. Также важно увидеть проблему выбора человека между добром и злом, проблему трудности этого выбора и ответственности за него, можно поразмышлять о борьбе со злом, способах противостояния злу и о непротивлении ему, о равнодушии и пассивности, о совести человека как регуляторе его поведения.

3. Проблема необходимости добра в жизни человека, приятия других людей, любви к ним, прощения и понимания. Можно говорить о необходимости доброго отношения к людям, природе, животным.

4. Причины добра и истоки зла. Можно задуматься о том, какзарождаются добро и зло в душе человека, что влияет на этот процесс, о формировании личности.

5. Губительное влияние зла на душу человека.

 

Необходимо помнить, что тема сочинения может формулироваться не только на сопоставлении понятий, но и на рассуждении об одном из понятий. Например, требуется рассказать только о доброте или только о зле.

Анализ особенностей развития в литературе мотивов «добра и зла» позволяет предположить, какие проблемы могут прозвучать в формулировках тем по данному направлению.

· Почему тема добра и зла вечно волнует человечество?

· Почему люди бывают жестоки друг к другу?

· Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?

· Может ли доброта принести человеку разочарование?

· Что в большей степени управляет человеком: добро или зло?

· Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?

· Как вы понимаете высказывание: «И добро и зло — в твоем сердце»?

· Согласны ли вы с тем, что высшая мудрость - различать добро и зло?

· Согласны ли вы с утверждением: "Триумф зла — бездействие доброго человека"?

· Уместна ли жестокость на войне?

· Уместна ли доброта на войне?

· Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?

· Можно ли оправдать зло?

· Доброта – это проявление силы или слабости?

· Трудно ли быть добрым?

· Может ли доброта причинить вред человеку?

· Актуальна ли проблема добра и зла в современном мире?

· Согласны ли Вы с тем, что злой человек не способен любить?

· Согласны ли Вы с высказыванием Д.Фонвизина: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»?

· Доброта истинная и ложная.

· Может ли доброта победить зло?

· Можно ли сказать, что доброта к животным является высшим проявлением человечности?

 

Составим приблизительный список литературы. Его можно сократить, можно дополнить произведениями, которые покажутся выпускникам более интересными.

1. А. Пушкин «Капитанская дочка»

2. М. Лермонотов «Герой нашего времени»

3. Л. Толстой «Война и мир», «После бала»

4. Ф.Достоевский «Преступление и наказание»

5. В.Г.Короленко «Дети подземелья»

6. А.И.Куприн «Изумруд»

7. А.П.Чехов «Тоска», «Ионыч», «Палата № 6»

8. Л. Андреев «Кусака»

9. М. Горький «На дне»

10. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

11. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»

12. Б. Пастернак «Доктор Живаго»

13. А.П.Платонов «Юшка»

14.  М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

15.  В. Каверин «Два капитана»

16.  Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

17.  Г.Паустовский «Телеграмма»

18.  Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

19. В.Закруткин «Матерь человеческая»

20.  В. П. Астафьев «Людочка»

21. В.К. Железников «Чучело»

22. Е.Габова «Не пускайте рыжую на озеро».

23. Т.Кенэлли «Список Шиндлера».

24.  С.Коллинз «Голодные игры»

25. Дж. Бойтон «Мальчик в полосатой пижаме»

26. У. Голдинг «Повелитель мух»

27. А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

 

 

Гордость и смирение

Понятия «гордость» и «смирение» тоже во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление значимых нравственных категорий, понимание того, что с гордостью и смирением связано мировосприятие человека, особенности его поведения, отношения к людям, к жизненным проблемам.

Для успешной работы полезно понять смыслы данных понятий.

Гордость – нравственное качество личности, проявляющееся как чувство собственного достоинства, независимости личности, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам.Это форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе.

Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе, с обладанием определенной собственностью и т. д Человек может гордиться своей родиной, своими спортивными или профессиональными достижениями, а может своими материальными приобретениями (А. П. Чехов «Крыжовник»)Предмет гордости раскрывает моральный облик человека и определяет его поведение.

Нельзя забывать и об отрицательных формах проявления гордости (гордыня, чванливость, хвастливость, нетребовательность к себе). В таком значении гордость может выражаться как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство. Гордость может сочетаться с упрямством, самоуверенностью, самодурством, презрением к кому-, чему-либо.Чрезмерная гордость может быть причиной межличностных конфликтов.

Смирение – нравственное качество, противоположное гордости. Это осознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, способность к обузданию своих отрицательных чувств, стремлений. Проникнутая смирением любовь к ближним распространяется на всех людей - без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому.Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым, способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям обиды, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню. Смирение не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, и связано с его устремлённостью к нравственному идеалу - жизни на основе любви.Смирение требует силы характера, способности идти на жертвы, даже самопожертвования.

Смирение может возникнуть от сознания, что совершенство (нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким. Такое смирение может быть как проявлением слабости, так и проявлением силы.

Смирение может быть неистинным, показным, представляющим собой собственно самоуничижение и рабскую покорность.

Важно понимание разницы между гордостью, гордыней и тщеславием, истинной и ложной гордостью, истинным и показным смирением, понимание того, является смирение слабостью или силой. Темы данного направлениянацеливают выпускников на раздумья о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, актуализируют представления выпускников о предназначении человека, о необходимости разумного соотношения гордости и смирения.

Необходимо помнить, что тема сочинения может формулироваться не только на сопоставлении понятий, но и на рассуждении об одном из понятий. Например, требуется рассказать только о гордости.

 

Задумаемся над возможными подходами к раскрытию темы гордости исмирения.

· Гордость как проявление высоких нравственных качеств человека, достойный предмет гордости.

· Качества, которыми обладает гордый человек. Сложность воспитания и сохранения в себе подобных высоких нравственных качеств.

· Гордость как проявление гордыни, тщеславие. Противопоставление себя другим людям.Разрушительное влияние гордыни на душу человека.

· Смирение как проявление высоких нравственных качеств человека. Любовь к людям и всему живому. Деятельное смирение. Устремлённость к нравственному идеалу - жизни на основе любви.

· Качества, которыми обладает смиренный человек. Сложность воспитания и сохранения в себе подобных высоких нравственных качеств.

· Смирение как слабость, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность. Неистинное, показное смирение.

· Трудность нравственного выбора между гордостью и смирением.

· Гармоничное сочетание гордости и смирения.

 

Анализ особенностей освещения в литературе мотивов «гордости и смирения» позволяет предположить, какие проблемы могут прозвучать в формулировках тем по данному направлению.

1. Гордость и гордыня: в чем отличие?

2. Какого человека называют гордым?

3. Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед?

4. Гордость - это положительное или отрицательное качество?

5. В чём разница между гордостью и смирением?

6. Помогает ли смирение понять себя?

7. Гордость или смирение обогащают личность?

8. Что общего между гордостью и смирением?

9. Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения - тщеславие; смирение без гордости - униженность?

10. Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление эгоизма мешает человеку быть счастливым».

11. Согласны ли вы с тем, что гордость — это своего рода презрение ко всем другим, кроме самого себя?

12. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?

13. Как вы понимаете смысл высказывания: "Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье"?

14. Сила или слабость человека проявляется в смирении?

15. Истинное и ложное смирение. В чем разница?

16. Согласны ли вы с высказыванием: «Если кричит гордость, значит, любовь молчит»?

17. Как вы понимаете высказывание: «Гордость свойственна всем людям: разница лишь в том, где и когда они её проявляют»?

18. Нужно ли прощать врагов?

 

Составим приблизительный список литературы. Его можно сократить, можно дополнить произведениями, которые покажутся выпускникам более интересными.

· А.С. Грибоедов «Горе от ума»

· А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина»

· М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова..», «Мцыри»

· Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель», «Страшная месть»

· И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.138.162 (0.193 с.)