Особенности работы при обучении написанию сочинения в соответствии с темой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности работы при обучении написанию сочинения в соответствии с темой



При обучении написанию сочинения в соответствии с темой необходимо развивать следующие навыки и умения:

· навык понимания темы: недопустимо расширение темы до уровня тематического направления;

· умение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить своирассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения;

· пониманиетерминовилинравственно-психологическихпонятийвформулировке избранной темы.

Работу над итоговым сочинением следует начинать с выбора и обдумывания темы. Обдумывание темы связано с пониманием значения каждого слова в ее формулировке. Важно уяснить, какой краткий ответ на вопрос темы можно дать изначально, чтобы в сочинении этот ответ развернуто обосновать.

Чтобы определить нужный ракурс раскрытия темы, следует выявить в ее формулировке ключевые слова, которые позволят, не уходя от тематического направления, сузить тему дозаданного в вопросе аспекта рассуждения.

 

Мы выделили ключевые слова в возможных темах 2019/20 учебного года.

· Какие проблемы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?

· Согласны ли с пониманием Л. Н. Толстым роли личности и народа в истории?

· Как Вы понимаете смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?

· Для чего человек живет?

· Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?

· К чему может привести отчаяние?

· Почему тема добра и зла вечно волнует человечество?

· Согласны ли вы с тем, что высшая мудрость - различать добро и зло?

· Можно ли оправдать жестокость?

· Чтосближает надежду и отчаяние?

· Почему зло разрушает душу?

· Почему важно уметь контролировать свои мечты?

· Почему не кончается поединок добра с зла?

· Легко либыть любимым?

Первые из выделенных слов «вопросительные», они указывают, например, напричинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а такжена альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?).

Второе выделенное слово в каждой теме «смысловое», т.е. указывающее на тот ракурс ответа, которого должен придерживаться выпускник в своем рассуждении. Обычно это глаголы, которые дают направление размышлениям.

Отступления от темы происходят потому, что ученики не умеют работать со всей формулировкой целостно, а воспринимают (раскрывают ее фрагментарно: отдельные слова, словосочетания, часть предложения). Часто они определяют тему, выраженную в составе подлежащего, и не видят рему (новое в теме), выраженную в составе сказуемого. Также они не обращают внимание на вопросительные слова, указывающие на смысловые отношения темы и ремы. В результате в поле их внимания оказываются лишь ключевые понятия, а смысловые отношения, логические связи между понятиями (причинно-следственные отношения – «почему?», альтернативного выбора – «всегда ли?» и проч.) не воспринимаются ими и остаются невостребованными.

Необходимо учить школьников видеть не только ключевые слова, но и смысловые отношения между ними.

 

Задание 1

Подчеркните ключевые слова в темах сочинения

· Каково представление Л. Н. Толстого о настоящей жизни? (По роману «Война и мир»)

· Как Вы понимание смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?

· В чем смысл духовных исканий героев романа «Война и мир»?

· Как в романе Л. Н. Толстого раскрывается проблема ответственности человека за свои поступки?

· Может ли доброта причинить вред человеку?

· Необходимы ли границы смирению?

· Может ли мстительный человек быть счастливым?

· Чем отличается гордость от гордыни?

· Уместна ли доброта на войне?

· Жизнь человека, у которого нет надежды, бессмысленна?

· Согласны ли вы с мнением М. Булгакова: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит"?

 

Умение писать сочинение в соответствии с темой связано с умением определить основнуюпроблему будущего сочинения.

Основная проблема обычно заявлена в формулировке темы сочинения, так как большинство тем формулируется вопросительным предложением. В этом вопросе и заявлена проблема. Ученики должны научиться давать навопрос конкретный лаконичный ответ, который и станет основной мыслью сочинения, основным тезисом.

Необходимо постоянно учить школьников давать конкретные ответы на вопросы тем сочинения, т.е. формулировать основную мысль (тезис сочинения), можно предложить школьникам оценить готовые формулировки главных мыслей высказывания, выбирая из них наиболее удачные, а также обосновать свою формулировку или свой выбор.

Предлагаем варианты таких заданий.

 

Задание 2

Оцените готовые формулировки основной мысли будущего сочинения в аспекте ее соответствия предложенной теме сочинения.

 

Тема сочинения Варианты формулировок главной мысли
Направление: «Война и мир» – к 150-летию великой книги Тема:Каково представление Л. Н. Толстого о настоящей жизни? По мнению Толстого, настоящая жизнь –это жизнь, основанная на нравственных законах простоты, добра, искренности, любви, на стремлении быть лучше
Направление: «Надежда и отчаяние» Тема:Почему не все средства хороши для осуществления надежд?   Надежда –эта та высокая цель, которая должна помочь человеку или человечеству стать выше, счастливее, лучше,подняться хотя бы на одну ступеньку над самим собой. Безнравственные средства осуществления надежд делают человека (общество) безнравственным, не позволяют стать лучше, ломают душу человека, нравственность общества.
Направление: «Добро и зло»: Тема: Уместна ли доброта на войне?   Доброта на войне, с одной стороны, неуместна, потому что идет жестокое сражение с врагом. С другой стороны, уместна, так как позволяет человеку оставаться человеком. Война – это не только ненависть, это и умение продолжать достойно жить.
Направление: «Гордость исмирение» Тема: Помогает ли смирение понять себя?   Смирение помогает человеку понять себя, потому что позволяет переосмыслить свои ошибки, увидеть свои недостатки, оценить свои возможности.
Направление: «Добро и зло» Тема: Доброта – это проявление силы или слабости?   Доброта –это проявление силы, потому что быть добрым нелегко, для этого требуется способность к сопереживанию, бескорыстие, умение пойти на жертвы.

Задание 3

Сформулируйте основную мысль будущего сочинения в соответствии с предложенной темой.

 

Актуальна ли проблема добра и зла в современном мире?  
Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?  
Можно ли судить о человеке по его мечте?  
В чём разница между гордостью и смирением?  
Почему человеку нужно оставаться добрым к братьям нашим меньшим?  
Может ли мстительный человек быть счастливым?  
Легко ли быть любимым?  
Как вы понимаете высказывание: «Только любящий видит лицо любимого»?  
Согласны ли Вы с тем, что жестокий человек не способен любить?  

 

О глубоком понимании темы свидетельствует умение раскрыть ее с разных сторон, многоплановое размышление о сформулированной в вопросе проблеме. Навык многопланового раскрытия темы необходимо развивать. Ученик должен видеть аспекты, направления развития основной мысли. Это поможет избежать повторов одних и тех же мыслей, сделает сочинение содержательным.

Задание 4

Сформулируйте возможные аспекты раскрытия предложенных тем.

· Согласны ли вы с тем, что равенство всегда было самой прочной основой любви.

· Нужно ли мечтать о недостижимом? 

· Почему месть разрушает душу?

· Согласны ли вы с мнением М. Булгакова: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит"?

· Как вы понимаете смысл высказывания: «Парадокс любви: двое становятся одним, оставаясь двумя»?

· Можно ли сказать, что доброта к животным является высшим проявлением человечности?

· Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?

Важным оказывается и умение продуктивно сузить тему и выбрать пути ее раскрытия. Самой распространенной стратегией оказывается движение от собственного размышления,составляющего обычно первую часть сочинения, к тексту литературного источника (втораячасть).

Навык собственных содержательных размышлений очень значим при написании сочинения.В сочинениях ценится умение раскрыть представления учеников о мире ичеловеке, оценка окружающей действительности, элементы рефлексии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.011 с.)