Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Запись беседы заместителя народного комиссара иностранных дел СССР с послом Франции в СССРСтр 1 из 21Следующая ⇒
Телеграмма народного комиссара иностранных дел СССР послу СССР в Турции 14 августа 1941 г. Мы получили от Майского сообщение об аналогичной беседе его с политическими представителями де Голля профессорами Кассеном и Дежаном * еще до получения от Вас телеграммы о Вашем разговоре с Жеро Жувом **. 13 августа мы сообщили Майскому, что согласны установить с де Голлем официальные отношения на той же базе, как установлены отношения между Англией и де Голлем5, и согласны на обмен представителями в ближайшее время. К Вашему сведению сообщается, что это не означает признания так называемой Свободной Франции1, о чем не ставит вопроса и де Голль, но означает установление с де Голлем как руководителем французов, борющихся против германского фашизма, официального контакта. В. Молотов Печат. по арх. * См. док. № 4, 6. ** См. док. Яг 7. 9. Письмо народного ШмИссйра иностранных дел СССР послу Ве ликобритании в СССР 15 августа 1941 g. В одной из наших бесед Вы затронули вопрос об отношении Советского правительства к правительству де Голля *, высказав при этом мнение о том, что для британского правительства было бы очень стеснительным, если бы Советское правительство относилось бы к правительству де Голля * в вопросе признания более благосклонно, нежели это сделало британское правительство7. Я ответил Вам, что Советское правительство учтет позицию в этом вопросе британского правительства. В настоящее время я хочу довести до Вашего сведения, что на днях политические представители генерала де Голля в Лондоне профессора Кассен и Дежан обратились к г-ну Майскому с вопросом об установлении тех или иных официальных отношений между Советским правительством и де Голлем** и что в связи с этим г-ну Майскому поручено сообщить гг. Кассену и Дежану об отсутствии со стороны Советского правительства возражений против установления с де Голлем официальных отношений в такой же форме, как это имеет место у де Голля с британским правительством 5. В. Молотов Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 45. Письмо посла Великобритании в СССР народному комиссару иностранных дел СССР 18 августа 1941 г. Я получил Ваше письмо от 15 августа ***, в котором Ваше Превосходительство столь любезно информировали меня о том, что Советское правительство дало указание советскому послу в Лондоне сообщить представителям генерала де Голля о том, что оно не имеет возражений против установления официальных отношений с генералом де Голлем на той же основе, на какой существуют отношения между правительством Его Величества и генералом де Голлем5.
Я весьма благодарен Вашему превосходительству за это сообщение, которое, я знаю, будет встречено правительством Его Величества с большим удовлетворением. Л. Керр Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 46. * Так в тексте. ** См. док. № 4, 6. *** См. док. № 9. 50 Печат, по арх. 116 58. Телеграмма посла СССР при союзных правительствах в Лон доне в Народный комиссариат иностранных дел СССР 26 сентября 1942 г. Дежан передал письмо с уведомлением, что Национальный комитет принимает текст коммюнике и считает нашу формулу признания Сражающейся Франции новым этапом в развитии совместных усилий Франции и Советского Союза в борьбе с агрессией и фашизмом *. В устной беседе Дежан сообщил мне, что в английском тексте подчеркивается, что под Сражающейся Францией подразумеваются французы и территории, которые сотрудничают с Объединенными Нациями в войне против общих врагов; это сужает смысл признания до пределов “Движения свободных французов”. Там же, где речь идет о всех французах, которые не принимают капитуляции, английская формула говорит о том, что Сражающаяся Франция — это символ сопротивления **. Сегодня вечером беседовал с де Голлем. Посетив многие африканские и ближневосточные территории, он констатирует, что влияние и политическое значение Франции там выросло. Авторитет же англичан упал после поражения в Сингапуре, сдачи Тобрука и особенно в связи с их бездействием в Европе. Англичане до сих пор пытаются подменить в Сирии и в Ливане французскую администрацию, но это им не удается. Я спросил его мнение об обстановке в Лондоне. Де Голль сказал, что обстановка мало изменилась. По поводу Валлена *** он сказал мне, что не стоит обращать внимание на английские газеты. Валлен сделал декларацию о том, что он покинул де ля Рока и Виши 3, так как считает ошибкой поддержку Петэна, и переходит к деголлистам, то есть к открытой борьбе с Германией. “Я считаю,— говорит де Голль,— политику “Боевых крестов” 35 неверной, но я не удивлен заявлением Валлена в прессе и по радио”. “Если бы завтра ко мне пришел кто-либо из вождей Французской коммунистической партии,— продолжал де Голль,— с единственным заявлением о готовности вместе со мной драться против немцев, то я бы его принял. Я хочу объединить всех французов, которые хотят драться с Германией. Если англичане недовольны тем, что я принял Валлена, то если я приму кого-либо из видных коммунистов, то они тоже не будут довольны, и в англосаксонских газетах появятся статьи против меня. В каких же случаях англичане будут мной довольны? Только если я буду им послушен. Тогда у меня будет группа сторонников, много приглашений на обеды в Лондоне, но никакого авторитета во Франции”.
* См. прил. к док. ** См. приложения к сборнику, док. № 4. *** См. док. № 84. 117 Де Голль рассказал далее, что Валлен привез ему письмо от Эррио, в котором тот пишет, что хотя он и стар, но все же готов принять участие в борьбе против Германии на стороне де Голля. Де Голль говорит, что он рад этому письму, но что англичане сейчас же затеяли интригу с целью противопоставить ему Эррио. С раздражением он заметил, что англичане непрерывно пытаются его свалить, используя то тех, то других лиц. По поводу нашего коммюнике де Голль сказал, что это большая поддержка для него и если он сможет что-либо сделать практически для участия в боевых действиях на советском фронте, то он это сделает. О втором фронте 31 он говорит, что англичане проводили совещание военных экспертов, то есть английских и американских генералов; это совещание дало отрицательное заключение о возможности открытия второго фронта в Европе. Де Голля от участия в этом устранили, так как знали, говорил де Голль, что он добивался бы положительного заключения. Де Голль заметил, что английские и американские генералы всегда за бездействие.
Де Голль спросил меня, почему СССР не хочет признать Францию участницей этой войны. Я ответил ему, что наша формула является таким признанием в известных условиях. Он согласился с этим, но объяснил, что он хотел бы, чтобы Франция была признана СССР участницей настоящей войны со всеми вытекающими отсюда выводами А. Богомолов ПРИЛОЖЕНИЕ П И С ЬМ О КОМИССАРА ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ ФРАНЦУЗСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПОСЛУ СССР ПРИ СОЮЗНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВАХ В ЛОНДОНЕ 26 сентября 1942 г. Я довел до сведения Французского национального комитета и генерала де Голля, по его возвращении, сообщение, которое Вы соблаговолили сделать мне 24 сентября от имени правительства Союза Советских Социалистических Республик относительно определений Сражающейся Франции и Французского национального комитета. Национальный комитет единодушно одобрил предложенный текст коммюнике, значение которого он высоко оценивает. Национальный комитет и генерал де Голль особенно высоко оценили те побудительные причины, которые привели Советское правительство к принятию этого решения. 118 Они убеждены, что данное коммюнике знаменует собой важный этап на пути, который должен все больше объединять Францию и Советскую Россию в едином стремлении разгромить агрессию и фашизм и вместе трудиться для восстановления мира в условиях военной безопасности и экономического процветания.
,М. Дежан Нечат. по изд.: Советско-французские отношения..,, с. 95—97. 59. Коммюнике правительства СССР и Французского националь ного комитета 29 сентября 1942 г. Французский национальный комитет довел до сведения Советского правительства о своем желании именовать отныне “Сражающейся Францией” движение французов, где бы они ни находились, не признающих капитуляции перед гитлеровской Германией и борющихся против нее за освобождение Франции. Советское правительство пошло навстречу этому пожеланию Французского национального комитета, как выражающему волю французских патриотов содействовать всеми доступными средствами совместной победе над гитлеровской Германией и над ее сообщниками в Европе. Советское правительство согласилось с Французским национальным комитетом о нижеследующих определениях: 1. “Франс Комбатант” (Сражающаяся Франция) является совокупностью французских граждан и территорий, которые не признают капитуляции и которые всеми имеющимися в их распоряжении средствами способствуют, где бы они ни находились, освобождению Франции через совместную победу союзников над гитлеровской Германией и над всеми ее сообщниками в Европе. 2. Французский национальный комитет является руководящим органом Сражающейся Франции и единственным органом, обладающим правом организовывать участие в войне французских граждан и французских территорий и представлять их интересы при правительстве Союза Советских Социалистических Республик, особенно в той мере, в которой эти интересы затрагиваются ведением войны. Лечат, по изд.: Советско-французские отношения..., с. 97, 60. Заявление Советского правительства об ответственности гитлеровских захватчиков и их сообщников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах Европы 14 октября 1942 г. Чрезвычайный посланник и полномочный министр Чехословацкой республики г-н Фирлингер и представитель Французского национального комитета г-н Гарро передали через Народный комиссариат иностранных дел на имя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР И. В. Сталина коллективную ноту правительств Чехословакии, Польши, Югославии, Норвегии, Греции, Бельгии, Голландии и Люксембурга и Французского национального комитета, подписавших 13 января с. г. “Декларацию о наказании за преступления, совершенные во время войны”. В этой ноте выражено пожелание, чтобы со стороны Советского Союза было сделано предупреждение об ответственности за злодеяния, совершаемые гитлеровцами в оккупированных ими странах.
14 октября народный комиссар иностранных дел В. М. Молотов по поручению Советского правительства направил г-ну Фир-лингеру и г-ну Гарро нижеследующее заявление: Председатель Совета Народных Комиссаров СССР И. В. Сталин, ознакомившись с обращенным к нему призывом представителей стран, временно оккупированных гитлеровской Германией, сделать торжественное предупреждение об ответственности за злодеяния, совершаемые гитлеровцами на захваченных ими территориях, поручил Народному комиссариату иностранных дел довести до сведения правительств Чехословакии, Польши, Югославии, Норвегии, Греции, Бельгии, Голландии и Люксембурга и Французского национального комитета нижеследующее заявление Советского правительства: Советское правительство и весь советский народ относятся с чувством братской солидарности и с глубокой симпатией к страданиям и к освободительной борьбе народов оккупированных гитлеровской Германией стран Европы. Бедствия, унижения и мучения, причиняемые этим народам гитлеровской тиранией, тем более понятны народам Советского Союза, что гитлеровские захватчики во временно оккупированных ими советских районах совершают в чудовищных масштабах свои злодейские преступления: массовые убийства мирных граждан, разрушение городов и деревень, ограбление и разорение населения, зверские насилия над женщинами, детьми и стариками, увод в рабство сотен тысяч людей. Сообщенные Советскому правительству в полученном им коллективном обращении сведения о зверствах гитлеровских оккупантов и их сообщников снова подтверждают повсеместный и пред- 120 умышленный характер их кровавых преступлений, свидетельствуя о том, что немецко-фашистское правительство и его сообщники, стремящиеся поработить народы оккупированных стран, разрушить их культуру и унизить национальное достоинство, поставили себе также целью прямое физическое истребление значительной части населения на захваченной территории. Советское правительство в то же время констатирует, что германским фашистам не удалось ни методами устрашения и подкупа, ни путем разжигания расовой розни, ни грабежами и голодом, ни кровавыми расправами сломить волю европейских народов к борьбе против оккупантов, за освобождение и восстановление независимости своих стран. Не.страшась неизбежных жертв, которые несет с собой эта справедливая, освободительная борьба, и не зная ни пощады к врагу, ни компромиссов с ним и его пособниками, патриоты в угнетаемых гитлеровцами странах применяют все доступные средства борьбы с захватчиками, вплоть до развертывания народного партизанского движения.
Мужественные борцы за честь, свободу и независимость народов, угнетаемых гитлеровцами, не останавливаются ни перед чем, чтобы нанести гитлеровским оккупантам и германской военной машине максимально возможный ущерб; они срывают военно-промышленное производство на оккупированных территориях, действуя разными методами — от замедления темпов и ухудшения качества работы до забастовок, массового ухода с производства, порчи машин и продукции, диверсионных актов на заводах, электростанциях, шахтах; они организуют бойкот сельскохозяйственных поставок немецким угнетателям; они срывают мероприятия гитлеровцев по вербовке и увозу в Германию иностранных рабочих, обрекаемых на рабский труд для производства оружия, предназначенного против союзников угнетенных народов Европы; они, борцы против гнета германских разбойничьих империалистов, уничтожают или портят военные и сырьевые запасы оккупантов; они нарушают коммуникации врага, разбирая рельсы, взрывая мосты и пуская поезда под откос, вызывая аварии на торговых судах и военных кораблях, разрывая телеграфную и телефонную связь; они оказывают практическую помощь действиям союзной авиации над оккупированной гитлеровцами территорией; они саботируют мероприятия военных и гражданских оккупационных властей; они наказывают смертью виновников, организаторов и исполнителей гитлеровского насилия и террора, так же как и предателей, помогающих оккупантам. Наиболее ощутимый ущерб нанесен врагу в тех странах, где, наподобие великому движению народных мстителей — партизан, борющихся против оккупантов на временно оккупированных гитлеровцами советских территориях, верные патриоты бесстрашно вступи- 121 ли на тот же путь вооруженной борьбы с захватчиками, как это имеет место в особенности в Югославии. Не подлежит сомнению, что успешное развитие этой славной освободительной борьбы во всех ее проявлениях станет одним из самых важных условий окончательного разгрома общего врага и приблизит час возмездия, к которому столь справедливо призывают представители оккупированных гитлеровской Германией стран. В нотах народного комиссара иностранных дел В. М. Молото-ва: от 25 ноября 1941 г.— О возмутительных зверствах германских властей в отношении советских военнопленных, от 6 января с. г.— О повсеместных грабежах, разорении населения и чудовищных зверствах германских властей на захваченных ими советских территориях и от 27 апреля с. г.— О чудовищных злодеяниях, зверствах и насилиях немецко-фашистских захватчиков в оккупированных ими советских районах и об ответственности германского правительства и командования за эти преступления,— направленных всем правительствам, с которыми Советский Союз поддерживает дипломатические отношения, Советское правительство возложило “всю ответственность за бесчеловечные и разбойничьи действия немецких войск на преступное гитлеровское правительство Германии” и заявило, что “гитлеровское правительство и его пособники не уйдут от суровой ответственности и от заслуженного наказания за все их неслыханные злодеяния, совершенные против народов СССР и против всех свободолюбивых народов”. Советское правительство сообщило также, что его органы “ведут подробный учет всех этих злодейских преступлений гитлеровской армии, за которые негодующий советский народ справедливо требует и добьется возмездия”. Ознакомившись ныне с полученной информацией о чудовищных злодеяниях, совершенных и совершаемых гитлеровцами по приказу правительства и военных и гражданских властей Германии на территории Франции, Чехословакии, Польши, Югославии, Норвегии, Греции, Бельгии, Голландии и Люксембурга, и предавая поступившую от представителей этих стран информацию широкой гласности, Советское правительство настоящим вновь заявляет во всеуслышание, со всей решительностью и непреклонностью, что преступное гитлеровское правительство и все его пособники должны понести и понесут заслуженное суровое наказание за злодеяния, совершенные ими против народов Советского Союза и против всех свободолюбивых народов на территориях, временно оккупированных немецкой армией и ее сообщниками. Советское правительство одобряет и разделяет выраженное в полученной им коллективной ноте законное стремление обеспечить передачу в руки правосудия и привлечение к ответственности виновных в указанных преступлениях и приведение в исполнение вынесенных приговоров. Советское правительство готово поддержать направленные к этой цели практические мероприятия союзных и дружественных правительств и рассчитывает, что все заинтересованные государства будут оказывать друг другу взаимное содействие в розыске, выдаче, предании суду и суровом наказании гитлеровцев и их сообщников, виновных в организации, поощрении или совершении преступлений на оккупированной территории. Советское правительство согласно с заявлением президента Соединенных Штатов Америки г-на Рузвельта, сделанным им в его речи 12 октября, по вопросу о наказании “нацистских лидеров, конкретно ответственных за бесчисленные акты зверств”, а именно, что “клика лидеров и их жестоких сообщников должна быть названа по имени, арестована и судима в соответствии с уголовным законом”. Всему человечеству уже известны имена и кровавые злодеяния главарей преступной гитлеровской клики: Гитлера, Геринга, Гесса, Геббельса, Гиммлера, Риббентропа, Розенберга и других организаторов немецких зверств из числа руководителей фашистской Германии. Советское правительство считает, что оно, так же как и правительства всех государств, отстаивающих свою независимость от гитлеровских орд, обязано рассматривать суровое наказание этих уже изобличенных главарей преступной гитлеровской шайки как неотложный долг перед бесчисленными вдовами и сиротами, родными и близкими тех невинных людей, которые зверски замучены и убиты по указаниям названных преступников. Советское правительство считает необходимым безотлагательное предание суду специального международного трибунала и наказание по всей строгости уголовного закона любого из главарей фашистской Германии, оказавшихся уже в процессе войны в руках властей государств, борющихся против гитлеровской Германии. Возобновляя в данный момент свое предупреждение о всей тяжести ответственности, которую должны понести преступные гитлеровские правители и все их пособники за совершаемые ими чудовищные злодеяния, Советское правительство считает своевременным подтвердить выраженное в его официальных заявлениях убеждение в том, что гитлеровское правительство, признающее только грубую силу, “должно быть сломлено всесокрушающей силой свободолюбивых народов”, ибо “интересы всего человечества требуют, чтобы как можно скорее и раз и навсегда покончить с шайкой оголтелых убийц, именуемой правительством гитлеровской Германии”. Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 08—102,
61. Из письма посла СССР при союзных правительствах в Лон доне народному комиссару иностранных дел СССР 15 октября 1942 г. 1. Встреча В. Молотова с де Голлем *, а также коммюнике ** об этой встрече произвели в Лондоне большое впечатление. В английских кругах, недовольных независимой позицией де Голля, советский жест был встречен весьма холодно, и по Лондону был пущен слух, что фраза о демократической Франции в коммюнике была вписана в Москве. Это говорилось для того, чтобы подчеркнуть правильность отрицательного отношения Англии к де Гол-лю, окруженному кагулярами 13 и мечтающему о личной диктатуре. Однако, наша поддержка де Голля подбодрила Бенеша и югославов, которые стали говорить, что желают восстановления сильной и независимой Франции на континенте. 2. Основная внешнеполитическая идея де Голля такова: Франция сражается с Германией, как английский союзник 37, она продолжает оставаться равноправным участником этой войны. Англосаксонские правительства не намерены признать де Голля своим равноправным союзником, с которым придется делиться в будущем. Это повело к попыткам спихнуть де Голля и заменить его более податливым свободным французом. 3. Одной из наиболее видных фигур в окружении де Голля является Дежан, сторонник прочного союза с СССР. Он видит в нас опору против англосаксонских поползновений свести Францию до уровня второстепенной державы. Другими крупными фигурами в Национальном комитете являются Диетельм — комиссар финансов, внутренних дел и информации, человек, связанный с французской тяжелой промышленностью и с бельгийским крупным капиталом, Андре Филип, христианский социалист, профессор Сора. Военная разведка де Голля находится в руках у французских офицеров — Бийотта и Пасси. Пасси глубоко враждебен СССР. В общем и целом, Национальный комитет держится личным влиянием де Голля. 4. Основной лозунг де Голля приблизительно таков: “Если ты готов драться с немцами за освобождение и восстановление сильной и независимой Франции, то идем со мной, какие бы политические убеждения у тебя ни были”. Сознавая политические выгоды такой позиции и боясь разногласий, де Голль не хочет опубликовывать какого-либо программного документа. 5. США и Англия хотят, чтобы после войны Франция была второстепенной державой без мощного военного п экономического потенциала 30. Англичане признают де Голля вождем Движения * См. док. № 42. ** См. док. № 47. 124 свободных французов для эмигрантов и их агентуры во Франции и “символом сопротивления” — для французского народа в целом. Американцы сохраняют полную свободу рук в отношении де Голля. Они пытаются подкупить крупных политических деятелей Франции, с тем чтобы обеспечить себе прочные позиции в будущей второстепенной Франции и на европейском континенте. В этой обстановке позиции де Голля непрочны, и он хочет во что бы то ни стало укрепить свое влияние во Франции. 6. Англичане и американцы пытаются организовать в Лондоне антидеголлевскую оппозицию. В этой оппозиции можно наметить следующие группы: а) газета “Франс”, связанная с англичанами; б) группа адмирала Мюзелье, представляющая французский флот; в) Лабарт с журналом “Ла Франс либр”, связанный с англичанами и поляками. Общий план этих оппозиционных групп следующий: а) устранить влияние де Голля на политическую жизнь и на политический строй Франции после ее освобождения; б) подготовить из числа старых французских парламентариев и чиновников временное правительство Франции; в) используя пребывание на территории Франции английской и американской оккупационных армий, поддержать это временное правительство и создать условия для выборов Французского национального собрания, которое обеспечит создание постоянного правительства и принятие конституции. Для осуществления этого плана проводится систематическая дискредитация де Голля, с тем чтобы свести его роль к роли храброго генерала, который после въезда в Париж уступит свое место французским политикам вроде Эррио, Шотана, Жанене и другим. 7. Де Голль видит в СССР опору в своей политике борьбы за восстановление мощной и независимой Франции. Он отлично понимает, что сильная Франция на континенте может найти себе опору в континентально-европейских странах, которые не хотят ни германского, ни англосаксонского господства в Европе. 8. Де Голль старается добиться признания Франции равноправным участником в настоящей войне на стороне союзных держав. Чехословаки готовы дать де Голлю такое свидетельство своей поддержки, но ни Англия, ни США на это пока не идут. С нашей стороны такое признание является вполне возможным и даже желательным, так как это не только воодушевило бы французский народ, но и укрепило бы международные позиции Франции как нашего возможного союзника в Европе. Реальной задачей является создание тесных и дружественных отношений между СССР, Францией, Чехословакией и балканскими государствами. 9. Де Голль, так же как и англичане, боится революции во Франции, но надеется, что ему удастся предотвратить ее форсированием национального подъема в стране. Поддержку коммунистов 125 он принимает с удовлетворением, но беспокоится о том, какие лозунги выдвинет Французская коммунистическая партия после поражения Германии. [...] А. Богомолов Печат. по арх. 62. Телеграмма посла СССР при союзных правительствах в Лон доне в Народный комиссариат иностранных дел СССР 13 ноября 1942 г. Встречался с де Голлем. Визит де Голля вслед за Плевеном 38 показывает, насколько он заинтересован в том, чтобы узнать, изменилось ли наше отношение к нему после американских операций в Алжире 39. Де Голль сказал, что хочет лично изложить положение дел в Африке с военной и политической точек зрения. По мнению де Голля, в военном отношении африканская операция американцев является большим успехом. Американцы подошли вплотную к Тунису и ведут там бои с войсками Виши 3. Англичане взяли Тобрук и гонят остатки роммелевцев по Киренаике. Войска “оси” не могут удержаться в Киренаике и даже едва ли смогут пробиться в Триполитанию, так как на их пути лежит Ливийская пустыня. Де Голль предполагает, что немцы и итальянцы станут драться за Тунис и Триполитанию (так он называет западную часть Ливии, примыкающую к Тунису). В настоящее время происходит переброска войск “оси” с Сардинии и Сицилии на африканское побережье. Тунис и Триполитания имеют хорошие дороги и много воды. Занятие всего африканского побережья могло бы сильно изменить ход современной войны, так как создалась бы реальная угроза англо-американского нападения на наиболее слабые участки Южной Европы. Если с военной точки зрения де Голль доволен этой операцией, то политически он ею весьма встревожен. В результате долговременной деятельности американцев в Виши им удалось привлечь на свою сторону ряд людей Виши и в их числе Дарлана 40. Американцы играют на недоверии Виши к англичанам и к русским, их контакт устанавливается прежде всего на основе общей позиции борьбы с большевизмом и опасности революции во Франции. Нащупав общую точку соприкосновения с петэновцами в политике, американцы взялись за африканскую операцию изолированно от англичан и русских, чтобы иметь возможность сговориться с Виши. Дарлан от имени Петэна сдал американцам Алжир и предложил Ногесу в Тунисе не сопротивляться. Петэновский губернатор Алжира вступил в контакт с американцами. Петэн не дезавуировал Дарлана, но все же отдал приказ сопротивляться захвату француз- 126 ских колоний. В Касабланке и в Оране французы дрались, и их военные корабли потоплены или повреждены американцами. В Тунисе французы сопротивляются американцам. Петэн разжаловал Жиро. Американцы задумали североафриканскую операцию как операцию чуть ли не совместную с Виши, но эффект все же не таков, каким.его ожидали. Все же у американцев имеется Жиро, Ногес, Дарлан и вся североафриканская администрация Виши. Есть опасность, что американцы попробуют в Северной Африке продолжить политику Виши и развернуть движение борющихся французов под сочетанием знамен США и Петэна. Де Голль, однако, говорит, что в самой Франции с возмущением отметили тот факт, что американцы начали освобождение Франции с реабилитации предателя Дарлана. Дарлан отдал приказ французскому флоту покинуть Тулон и прийти в Алжир. Флот отказался, и немцы поспешили подписать с петэновским флотом соглашение о том, что они не зайдут в Тулон и оставят его в положении нейтралитета. Самые большие корабли французского флота “Дюнкерк” и “Страсбург” находятся не на воде, а в сухих доках в Тулоне. Инцидент с флотом показал, что американцы не могут считать всех сторонников Петэиа своими союзниками. По мнению де Голля, англичане довольны военными успехами американцев, но испугались их политической линии, так как если сегодня американцы так поступили с французскими колониями, то завтра может настать черед английских колоний, например Индии. Американцы и так уж слишком укрепились в Канаде и в Австралии. Рассказывая о своей встрече 7 ноября с Черчиллем и с Иде-ном за завтраком, он расценил позицию Черчилля весьма благоприятно, так как Черчилль заявил, что Англия продолжает считать де Голля центром объединения французских сил. Де Голль усматривает в этом боязнь англичан роста американского влияния в Европе. С его точки зрения, предприятие в Африке является неудачной и опасной аферой. Поблагодарил де Голля за информацию и сказал ему, что отношение Советского правительства к нему и к движению Сражающейся Франции остается прежним. Спросил де Голля, читал ли он речь Сталина от 6 ноября 41. Он сказал, что читал и вполне с ней согласен. Никаких более детальных соображений он не высказывал. Думаю, что англичане в полном согласии с американцами пошли на североафриканские операции Рузвельта. Де Голль переоценивает в данном случае англо-американские противоречия, но думаю, что он отчасти прав, когда говорит о ревнивом отношении англичан к американским успехам в Африке. А. Богомолов Печат. по арх. 127 159 Иностранных дел СССР 8 августа 1943 г. 1. 5 августа я сообщил Вам текст пересмотренной формулы, предложенной моим правительством для признания Французского комитета национального освобождения. 2. Г-н Идеи весьма хотел бы, чтобы Вы поняли, что тот факт, что формула, составленная в англо-американской форме с целью облегчить переговоры с правительством Соединенных Штатов, не означает ни в каком смысле, что правительство Его Величества имело намерение сделать предложенное признание исключительно англо-американским актом. То, к чему оно стремится,— это одновременное раздельное или совместное признание Комитета правительствами Его Величества в Соединенном королевстве и в британских доминионах и правительствами СССР и Соединенных Штатов Америки 78. А. Керр Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 187—188. 121. Запись беседы заместителя народного комиссара иностранных дел СССР с заместителем представителя Французского Иностранных дел СССР 25 августа 1943 г. Мне поручено моим правительством информировать Вас о том, что принято решение признать Французский комитет национального освобождения, а также сообщить Вам формулу признания, текст которой прилагается *. Мое правительство намерено передать этот текст Французскому комитету завтра, 26 августа, и опубликовать его в британской прессе утром 27 августа. А. Керр ПРИЛОЖЕНИЕ ФОРМУЛА ПРИЗНАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ФРАНЦУЗСКОГО КОМИТЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ Правительство Его Величества в Соединенном Королевстве вновь желает ясно заявить о своей цели сотрудничать со всеми французскими патриотами, стремящимися к освобождению французского народа и французских территорий от угнетения врагом. В соответствии с этим правительство Его Величества в Соединенном Королевстве приветствует создание Французского комитета национального освобождения. Оно полагает, что Комитет создан и будет действовать на основе принципа коллективной ответственности всех его членов за ведение войны. Оно уверено также в том, что та точка зрения, что срранцузский народ сам должен решить вопрос о своем устройстве и создать свое собственное правительство, после того как он получит возможность свободно выразить свою волю, является общей для него и Комитета. При таких условиях правительство Его Величества в Соединенном Королевстве желает сделать следующее заявление: Правительство Его Величества в Соединенном Королевстве признает немедленно Французский комитет национального освобождения как орган, управляющий теми французскими заморскими территориями, которые признают его власть, и как орган, приняв- * См. прил. к док. ший на себя функции бывшего Французского национального комитета в отношении территорий в Леванте. Правительство Его Величества в Соединенном Королевстве признает также Комитет в качестве органа, способного обеспечить руководство французскими усилиями в войне в рамках межсоюзнического сотрудничества. Оно с сочувствием принимает к сведению желание Комитета, чтобы его рассматривали в качестве органа, способного обеспечить осуществление всех французских интересов и их защиту. Намерение правительства Его Величества состоит в том, чтобы по возможности удовлетворить эту просьбу, сохраняя за собой право рассматривать в консультации с Комитетом вопрос о практическом применении этого принципа в каждом случае, когда он возникнет. Правительство Его Величества в Соединенном Королевстве приветствует решимость Комитета продолжать общую борьбу в тесном сотрудничестве со всеми союзниками до тех пор, пока не будут полностью освобождены французские и союзные территории и пока не будет одержана полная победа над всеми враждебными державами. Во время войны военные нужды важнее всего, и весь контроль, необходимый для осуществления военных операций, сохраняется, следовательно, за верховным командующим союзными армиями на любом театре военных действий. В отношении некоторых территорий, находящихся под управлением Комитета, между французскими властями и властями Соединенного Королевства уже существуют соглашения. Создание Французского комитета национального освобождения может сделать необходимым пересмотр этих соглашений, при этом правительство Его Величества в Соединенном Королевстве полагает, что до их пересмотра все такие соглашения, заключенные после июня 1940 г., за исключением тех, которые стали автоматически неприменимыми в результате образования Французского комитета национального освобождения, останутся в силе как соглашения между правительством Его Величества в Соединенном Королевстве и Французским комитетом национального освобождения. А. Керр Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 189—190. 125. Письмо посла США в СССР народному комиссару иностранных дел СССР 25 августа 1943 г. Я получил указание от своего правительства сообщить Вам, что оно решило сделать следующее заявление по поводу его отношений с Французским комитетом национального освобождения: “Правительство Соединенных Штатов вновь желает ясно заявить о своей цели сотрудничать со всеми французскими патриота-
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.073 с.) |