Из телеграммы посла СССР при союзных правительствах в лондоне в народный комиссариат иностранных дел СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из телеграммы посла СССР при союзных правительствах в лондоне в народный комиссариат иностранных дел СССР



3 января 1942 г.

Ко мне пришел Дежан и передал от де Голля следующую па­мятную записку:

“Уже в течение многих месяцев Французскому национальному комитету было известно, что население французских островов Сен-Пьер и Микелоп, расположенных при входе в залив Святого Лаврентия, желает освободиться от пут перемирия и от власти Виши3, для того чтобы возобновить борьбу под руководством Сво­бодной Франции Ч Это население не могло открыто выражать свою волю вследствие диктаторско-полицейского режима, установлен­ного Виши.

С другой стороны, Национальный комитет8 был информирован о том, что радиотелеграфная почта Сен-Пьера, поставленная под контроль начальника, присланного от Виши, передавала метеоро­логические данные, могущие быть полезными противнику. 24 де­кабря адмирал Мюзелье, инспектируя суда французского свобод­ного флота, который принимал участие в охране союзной навига­ции, направился в Сен-Пьер и Микелон для выяснения обста­новки.

Сойдя на берег с несколькими моряками, он был встречен бур­ными овациями. Он немедленно организовал плебисцит, который содержал все гарантии, предусмотренные законами Французской республики относительно народного опроса. Этот плебисцит дал 98% голосов в пользу Свободной Франции и против сотрудниче­ства со странами “оси”.

Конечно, не без некоторого удивления Французский нацио­нальный комитет узнал вечером 25 декабря о первой реакции со стороны американского правительства. Сообщение, опубликован­ное госдепартаментом, определило присоединение Сен-Пьера и Микелона к голлистам как акт нарушения соглашения, существо­вавшего между всеми заинтересованными сторонами. Националь­ному комитету ничего не было известно о таком соглашении 19. Зато Национальный комитет имел серьезные основания думать, что метод нейтрализации французских владений, недавно приме-

61

ненный к Мартинике, мог бы в той или иной форме быть распро­странен на острова Сен-Пьер и Микелон.

Национальный комитет считает, что подобная политика, на­правленная к тому, чтобы держать в бездействии Французскую империю и, следовательно, сохранить пагубные последствия пере­мирия, находится в полном противоречии с интересами Франции. Будущее Франции требует, чтобы все части Французской империи, могущие быть освобожденными от позорного режима перемирия, были вновь включены в активную борьбу за освобождение фран­цузского и других порабощенных народов”. [...]

А. Богомолов

Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 53—54.

26. Телеграмма посла СССР в Великобритании в Народный комис­сариат иностранных дел СССР

13 января 1942 г.

Во время встречи с Дежаном, комиссаром по иностранным де­лам у де Голля, состоялся продолжительный разговор, сущность которого сводилась к следующему:

Дежан жаловался на США. Американское правительство под­держивает Виши3 и не хочет признавать де Голля. Объясняет это Дежан двумя причинами. Политика американского правительства в настоящее время состоит в том, чтобы удерживать Виши от пе­редачи немцам французского флота и военно-морских баз в Се­верной и Западной Азии. За это американское правительство го­тово платить Виши недружелюбным отношением к де Голлю. Ме­жду тем американская политика основана на самообмане: немцы фактически пользуются базами во французской империи в Афри­ке и будут пользоваться еще больше. Так что цели Рузвельт не достигает. Во-вторых, левые круги в Америке имеют представле­ние, будто бы де Голль реакционер-фашист, кагуляр 13 и т. д. Это создает вокруг де Голля неблагоприятную атмосферу. На самом же деле все такие слухи неосновательны 17.

Воспользовался случаем и спросил Дежана: каковы же подлин­ные взгляды генерала? Дежан ответил, что взгляды де Голля мож­но свести примерно к следующему: после разгрома немцев и па­дения Виши (ибо, по мнению генерала, одно с другим связано) необходимо создание во Франции временного правительства под руководством де Голля. Задачей его должно явиться восстановле­ние и поддержание элементарного порядка в стране в первое время после исчезновения нынешних властей. Дальше при первой же возможности должны состояться демократические выборы в Учредительное собрание, которое и решит вопрос о будущей кон-

62

ституции Франции. Лично Дежан полагает, что эта конституция и вышедшее из недр Учредительного собрания правительство бу­дут весьма левыми, так как, попробовав немцев и Петэна, фран­цузы теперь с ненавистью относятся ко всему, что отдает фашиз­мом. Сверх того, почти все представители “200 фамилий” либо сбежали из Франции, либо оказались в числе лиц, сотрудничав­ших с немцами; после разгрома Германии их песенка будет спета, фабрики и заводы останутся без хозяев. Очевидно, их придется национализировать. Это создаст новые формы экономики во Фран­ции. Спросил Дежана, если, как он утверждает, взгляды де Голля более прогрессивны, чем о том идут слухи и разговоры, почему генерал не скажет об этом открыто? Мне кажется, что такое от­крытое изложение его политических целей и стремлений способ­ствовало бы расчйщению атмосферы около руководимого им дви­жения и, в частности, изменению отношения к нему со стороны США. Дежан нашел мою мысль “очень интересной” и заявил, что будет говорить на данную тему с де Голлем.

Коснувшись уезжающей в СССР французской миссии во глазе с Гарро и генералом Пети *, Дежан сказал, что она едет в СССР на неопределенный срок, что Гарро собирается беседовать с Лозов­ским о координации французских и советских методов пропаганды во Франции, а Пети будет готовить прибытие в СССР деголлев-ской дивизии из Сирии. В ближайшее время де Голль направит в СССР еще несколько человек для работы в миссии. Дежан пере­дал, что де Голль сообщил генералу Исмего о своем намерении по­слать одну из своих дивизий в СССР. Исмей ответил, что не имеет против этого возражений. Однако от Идена, которому де Голль тоже написал, ответа пока еще нет. По расчетам де Голля, его дивизия сможет попасть в СССР в марте — апреле **. До Тав-риза *** она доберется сама, а оттуда уже потребуется наша по­мощь.

Дежан говорил, что де Голль хотел бы расширить существую­щее соглашение с СССР в связи с образованием при нем Нацио­нального совета ****. Он сказал также, что де Голль хотел бы вернуться к французско-советскому пакту о взаимопомощи 1935 г.20

Я ответил, что передам эти пожелания Советскому правитель­ству.

И, Майский

Печат. по арх.

* См. док. № 19, 20, 21.

** См. док. № 33. *** Ныне г. Тебриз (Иран), **** Имеется в виду Национальный комитет Свободной Франции.

63

27. Выступление председателя Национального комитета Свобод­ ной Франции по лондонскому радио

20 января 1942 г.

Нет ни одного честного француза, который не приветствовал бы победу России.

Германская армия, почти полностью брошенная начиная с июня 1941 г. в наступление на всем протяжении этого гигантского фронта, оснащенная мощной техникой, рвущаяся в бой в погоне за новыми успехами, усиленная за счет сателлитов, связавших из честолюбия или страха свою судьбу с Германией,— эта армия от­ступает сейчас под ударами русских войск, подтачиваемая холо­дом, голодом и болезнями.

Сегодня для Германии война на Восточном фронте — это лишь занесенные снегом кладбища, нескончаемые эшелоны раненых, внезапная смерть генералов. Конечно, не следует думать, что с во­енной мощью врага уже покончено. Однако нет никакого сомнения в том, что он потерпел одно из самых страшных поражений, какие когда-либо знала история.

В то время как мощь Германии и ее престиж поколеблены, солнце русской славы восходит к зениту. Весь мир убеждается в том, что этот 175-миллионный народ достоин называться великим, потому что он умеет сражаться, то есть превозмогать невзгоды п наносить ответные удары, потому что он сам поднялся, взял в свои руки оружие, организовался для борьбы и потому что самые су­ровые испытания не поколебали его сплоченности.

Французский народ восторженно приветствует успехи и рост сил русского народа, ибо эти успехи приближают Францию к ее желанной цели — к свободе п отмщению. Смерть каждого убитого или замерзшего в России немецкого солдата, уничтожение на ши­роких просторах под Ленинградом, Москвой или Севастополем каждого немецкого орудия, каждого самолета, каждого немецкого танка дают Франции дополнительную возможность вновь поднять­ся и победить.

Но если в военном отношении до eux пор не произошло ничего более важного, чем поражение, нанесенное Гитлеру Сталиным на восточноевропейском фронте, то в политическом отношении тот факт, что завтра Россия несомненно будет фигурировать в первом ряду победителей, дает Европе и всему миру гарантию равнове­сия, радоваться которому у Франции гораздо больше оснований, чем у любой другой державы.

К общему несчастью, слишком часто на протяжении столетий па пути франко-русского союза встречались помехи или противо­действия, порожденные интригами или непониманием. Тем не ме­нее необходимость в таком союзе становится очевидной при каж­дом новом повороте истории.

64

Вот почему Сражающаяся Франция объединит свои возрож­денные усилия с усилиями Советского Союза. Разумеется, подоб­ное сотрудничество отнюдь не повредит борьбе, которую она ведет совместно с другими своими союзниками. Как раз наоборот! Но в наступившем решающем году Сражающаяся Франция на всех ак­тивных и пассивных участках боя этой войны с врагом докажет, что, несмотря на постигшее ее временно несчастье, она является естественным союзником новой России.

Разумеется, Франция ничего не ожидает в связи с этим от пре­дателей и трусов, выдавших ее врагу, кроме яростного негодова­ния. Эти люди, конечно, не преминут кричать, что победа на сто­роне России повлечет за собой в нашей стране социальное потря­сение, которого они больше всего боятся. Французская нация презирает это очередное оскорбление. Она знает себя достаточно хорошо, чтобы понимать, что выбор ее собственного режима всегда будет только ее собственным делом. И к тому же она слишком дорого заплатила за позорный союз привилегированных лиц и за интернационал академий.

Страдающая Франция вместе со страдающей Россией. Сража­ющаяся Франция вместе со сражающейся Россией. Повергнутая в отчаяние Франция вместе с Россией, сумевшей подняться из мра­ка бездны к солнцу величия.

Ш. де Голлъ

Лечат, по изд.: Советско-французские отношения..., с. 55—56.

28. Телеграмма посла СССР при союзных правительствах в Лон­ доне в Народный комиссариат иностранных дел СССР

22 января 1942 г.

Де Голль пригласил меня к себе и информировал о положении дел с островами Сен-Пьер и Микелон *. Он показал мне документ английского МИД, в котором сказано, что США, Канада и Англия согласны не возвращать правительству Виши 3 эти острова и объя­вить их свободной французской территорией, но при условии их демилитаризации и нейтралитета. Радиостанции Виши перейдут под контроль США и Канады. Торговля с островами останется за США и Канадой. Никакой деголлевской администрации не будет и т. д.

Де Голль передал в британский МИД следующий меморандум: “Британское правительство довело до сведения Национально­го комитета проект коммюнике 21 относительно островов Сен-Пьер

См. док. № 25. Заказ 3657

65

и Микелон, по поводу которого британское, канадское и американ­ское правительства пришли к соглашению.

Предлагаем со стороны Комитета следующие замечания:

1. Комитет, естественно, согласен с текстом параграфа 1.

2. Комитет считает, что эксплуатация радиостанции Сен-Пье­ра входит всецело в его компетенцию на условиях, дающих все га­рантии безопасности интересов союзников и в особенности для на­вигации, в которой принимают участие пароходы свободных фран­цузов.

Он не допустит на французской территории наблюдений или контроля агентов других держав. Вместо этого он готов допустить присутствие и содействие одного канадского и одного американ­ского офицеров связи, прикомандированных к соответствующим консульствам.

3. Нейтрализация и демилитаризация островов на весь период войны рассматриваются Комитетом как абсолютно неприемлемые. Такое условие было бы равносильно санкционированию (для тер­риторий, о которых идет речь) перемирия 22 июня 1940 г., которое Комитет не признает и не желает признавать.

Кроме того, подобное условие могло бы быть рассмотрено толь­ко в том случае, если бы вражеские державы обязались сами при­знать французские колонии Сен-Пьер и Микелон, как находящие­ся вне войны, и если бы было возможным доверять их обязатель­ствам.

4. Согласно письму Черчилля, премьер-министра королевского правительства, от 7 августа генерал де Голль признается главой свободных французов, где бы они ни находились, которые присое­динились к нему для защиты дела союзников. Эта оговорка при­менима, в частности, к населению Сен-Пьера и Микелона, которое громадным большинством свободно изъявило свою волю присое­диниться к Свободной Франции.

В силу соглашения между Черчиллем и де Голлем и письма Форин оффиса от 26 сентября 1941 г., признающих Национальный комитет, этот Комитет один имеет право осуществлять власть на Сен-Пьере и Микелоне. Он может осуществлять ее лишь согласно законам Французской республики, которые гласят, что колони­альные администраторы назначаются центральной властью.

5. В намерение Национального комитета никогда не входило держать в Сен-Пьере и Микелоне морские силы, которые находят­ся там в настоящий момент. Эти силы предназначены для того, чтобы при первой возможности они возобновили их обычное крей-сироваыие. Большая часть этих сил, впрочем, уже сделала это. Од­нако силы, необходимые в ближайшее время для обеспечения бе­зопасности островов, будут оставлены.

6. Национальный комитет будет обязан американскому и ка-

66

надскому правительствам, если последние соблаговолят продол* жать их торговый обмен с Сен-Пьером и Микелоном. Националь­ный комитет не может поверить, чтобы французское население в самом деле могло быть ущемлено в его материальных интересах, лишь потому, что оно проявило свою волю сбросить путы переми­рия и возобновить борьбу на стороне союзников.

В заключение Комитет должен подчеркнуть невозможность от­казаться каким-либо образом от суверенных прав Франции и не­возможность пойти на нейтрализацию части империи, как это де­лают пособники врага: такой отказ привел бы к серьезному подры­ву морального состояния французского народа, а также населения территорий, находящихся под властью Комитета, а именно остро­вов Тихого океана, которые Комитет не колебался ни секунды подвергнуть опасности в общих интересах держав, подвергшихся нападению Японии.

Таким образом, сведения, полученные из различных пунктов наших владений, уже показывают серьезные отклики вследствие трудностей, возникших у нас с Сен-Пьером и Микелоном.

14 января 1942 года”.

Де Голль сказал мне, что хочет довести этот меморандум до сведения Советского правительства. Я поблагодарил за информа* цию. Затем де Голль отметил, что англо-американское предложе­ние неприемлемо, так как если первая свободная земля, которую французы считают своей, выйдет из войны, то французский на­род отвернется от него. Де Голль сказал: “Я хочу освобождения Франции, чтобы возобновить войну с Германией, а мне предлага­ют освободить французские острова, чтобы они вышли из войны. Причиной такой политики США является тайный сговор США с Петэиом, согласно которому Петэн обещает не давать флот и базы в Северной Африке немцам, а США обещают Петэну не пускать де Голля в Африку”. Де Голль говорит, что он совершенно уверен в существовании такого сговора 22. “Англия,— продолжал он,— как это известно, находится под влиянием США. Оба эти государства хотят сохранить сильную Германию против СССР и Франции. Я уверен, что когда англичане приблизятся к Тунису и я попыта­юсь войти в Тунис с французскими войсками, то на границе встре­чу американца с библией в руках, который скажет, что вход в Ту­нис запрещен для де Голля”.

В ответ на это я сказал де Голлю, что понимаю сложность по­ложения с островами, но считаю, что не следует преувеличивать трудности и нужно укрепить отношения с Англией. Де Голль от­ветил: “Сейчас французский народ мало думает об англичанах и американцах — он смотрит на вас, на Советский Союз”. Я сказал ему, что сейчас надо готовить второй фронт в Европе *, так как

* См. док. № 42.

67

только активное освобождение всей французской территории от германской оккупации и борьба с Германией создадут необходи­мую обстановку для решения всех сложных вопросов. Де Голль опять пожаловался на англичан, сказав, что в повседневных во­просах организации антигерманского движения во Франции они не хотят им помогать.

Де Голль сказал, что англичане “в принципе” не возражают против отправки в СССР французской дивизии, но не обещают ее кормить и снабжать в России. Если до 15 марта англичане и аме­риканцы не пустят меня в Тунис, сказал де Голль, то 15 марта я отправлю в СССР легкую французскую дивизию, которая у меня имеется в Сирии. Это, говорит он, скорее не дивизия, а бригада численностью в 5 тысяч человек, со 150 офицерами, вооруженная французским оружием и снабженная боеприпасами на 5 месяцев. Командир бригады — генерал Казо. Бригада состоит из 4 батальо­нов пехоты: один батальон французов, один — североафриканцы и французы и два батальона сенегальцев с французами. Бригаде приданы: артиллерия, танки, связь, радио, транспорт и т. д. К этой бригаде могут быть также прикомандированы 40 фран­цузских летчиков *.

А. Богомолов

Печат. по изд.: Советско-французские отношения.,., с. 56—59.

29. Телеграмма посла СССР в Великобритании в Народный ко­ миссариат иностранных дел СССР

29 января 1942 г.

Я пригласил де Голля на завтрак. В беседе со мной он расска­зал, что получил от британского правительства принципиальное согласие на переброску к нам одной из его дивизий, находящихся в Сирии. Однако, заметил де Голль, при практической подготовке такой переброски начинаются “трудности”: то у англичан “не ока­зывается” необходимых машин, то бензина и т. д. Тем не менее де Голль надеется преодолеть все трудности **. Подробно он будет беседовать об этом с т. Богомоловым.

Де Голль коснулся также вопроса о занятых его войсками ост­ровах Сен-Пьер и Микелон ***. Этот вопрос как будто бы вступа­ет в стадию урегулирования. Дня четыре тому назад де Голль ви­дел Черчилля и договорился с ним о таком компромиссе: предста­вители Виши3 изгоняются с островов; управление островами пере-

* См. док. № 28.

** См. док. № 30.

*** См. док. № 25, 28.

68

дается совету, избранному населением, под председательством на­значенного де Голлем администратора; на островах остается не­большой гарнизон де Голля, однако острова “нейтрализуются” и не используются для военных целей. На последнем особенно настаи­вают американцы, которые не хотят “обижать Виши”. Изложен­ный компромисс еще должны утвердить США. В этой связи де Голль высказывал недовольство политикой американского прави­тельства.

На перспективу кампании в Ливии де Голль смотрит весьма пессимистически. По его сведениям, Роммель получает значитель­ные подкрепления из Германии при содействии Виши (помощь идет через Тунис) и, будучи гораздо лучшим генералом, чем его противники, он начинает теснить англичан. Если немцам даже и не удастся вытеснить англичан из Киренаики, то, во всяком случае, Роммель имеет много шансов продержаться до конца апреля, ког­да в Северной Африке начинается сильная жара, делающая не­возможными крупные военные операции. В случае такого оборота дел все надежды, возлагавшиеся англичанами на очищение Се­верной Африки от врага, окажутся похороненными, и Триполи по-прежнему останется германской базой со всеми вытекающими от­сюда последствиями.

В ходе беседы были затронуты также вопросы будущего Фран­ции. В области внешней политики де Голль считает необходимым франко-советский союз, который нужен Франции как с политиче­ской, так и с иных точек зрения.

В области внутренней политики де Голль развил примерно сле­дующую программу: хотя де Голль признает, что после окончания войны должно быть созвано Учредительное собрание, которое и оп­ределит будущую конституцию Франции, сам он, однако, полагает, что будущий режим во Франции должен покоиться на двух основ­ных “идеях”: а) сильная исполнительная власть и б) концентра­ция внимания не на политических, а на социальных и экономиче­ских вопросах. Когда я поинтересовался, как де Голль конкретно представляет себе это, то оказалось, что генералу рисуется “кор­поративный парламент”, состоящий из ряда курий: крестьянской, промышленной, умственного труда и т. д. “Корпоративный парла­мент” занимается проблемами хозяйства и социальным устройст­вом. Вопросы же военные и политические должны регулироваться правительством, о способе формирования которого у де Голля, как мне кажется, нет ясного представления, но права которого должны быть неизмеримо больше, чем права правительства Третьей рес­публики. В области социально-экономической де Голль допускает национализацию крупной промышленности или, по крайней мере, ее наиболее важных отраслей, минимум зарплаты, решение конф­ликтов путем государственного арбитража и т. п.

69

Таким образом, в этой программе встречаются и многие эле­менты фашизма на итальянский манер. Было бы, однако, непра­вильным считать де Голля человеком, придерживающимся какой-то вполне определенной, законченной программы. Когда, напри­мер, я задал вопрос, справится ли, по его мнению, “корпоративный парламент” с разрешением задачи общенационального порядка, де Голль на мгновение задумался и потом ответил: “Что ж, к “корпо­ративному парламенту” можно было бы прибавить еще депутатов от избирательных округов”. Я не стал далее углублять эту тему. Разговор с де Голлем лишь подтвердил то, что я неоднократно уже слышал о нем и раньше.

Хотя общее политическое настроение де Голля сильно отдает тенденциями модернизированного бонапартизма, у него нет твер­дых политических взглядов.

И. Майский

Печат. по изв.: Советско-французские отношения..., с, 59—61.

30. Телеграмма посла СССР в Великобритании в Народный ко­ миссариат иностранных дел СССР

3 февраля 1942 г.

2 февраля беседовал с Иденом, который сообщил мне, что бри­танское правительство не считает возможным, по крайней мере в настоящее время, согласиться на переброску одной дивизии де Голля в СССР *. Мотивы: после совещания с начальниками шта­бов и генералом Окинлеком (главнокомандующий на Ближнем Во­стоке) британское правительство пришло к выводу, что на пути к такой переброске стоят большие трудности. Полевая артиллерия обеих французских дивизий в Сирии находится сейчас в Ливии при оперирующих там деголлевских силах. Общее число “белых” в деголлевских дивизиях на Ближнем Востоке — 4800 человек. Этого, по мнению британского правительства, недостаточно для того, чтобы поддерживать французские силы в боеспособном со­стоянии как в Ливии, так и в СССР. Англичане не могут взять на себя ни транспортировку деголлевских сил в СССР, ни снабже­ние их по трансиранской дороге, поскольку это мешало бы подво­зу оружия и прочего для Красной Армии. Окинлек вообще счита­ет невозможным отпустить деголлевскую дивизию в СССР, пока он не получит замены из Англии. Общее мое впечатление таково, что дело с отправкой деголлевской дивизии в СССР не выйдет. На всякий случай я спросил Идена, стало ли бы британское прави­тельство возражать против посылки деголлевской дивизии в СССР, если бы Советское правительство взяло на себя снабжение

* См. док. № 23, 28, 29, 33.

70

ее всем необходимым. Хотя Идеи ответил, что это, пожалуй, внес­ло бы новый элемент в сложившееся положение, однако он воздер­жался от того, чтобы дать какие-либо обещания.

И. Майский

Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 61—62.

31. Послание председателя Национального комитета Свободной Франции Председателю Совета Народных Комиссаров СССР

25 февраля 1942 г.

По случаю 24-й годовщины создания Красной Армии я был бы Вам признателен за передачу славным русским солдатам приве­та от их французских товарищей. После блестящего сопротивления бешеным атакам нацистских орд советская армия, проявляя вели­колепный наступательный дух, без передышки отбрасывает захват­чиков с советской территории. Руководимая Вами, находящаяся под командованием выдающихся руководителей, Красная Армия является одним из главных инструментов освобождения порабо­щенных народов.

Ш. де Голль

Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 62,

32. Письмо комиссара по иностранным делам Национального ко­ митета Свободной Франции послу СССР при союзных прави­ тельствах в Лондоне

25 февраля 1942 г.

Письмом от 13 января Вы соблаговолили переслать мне мемо­рандум Советского правительства относительно функций и орга­низации Межсоюзнического комитета по послевоенным потребно­стям 23 и просили меня сообщить Вам точку зрения Французского национального комитета по этому вопросу.

Имею честь довести до Вашего сведения, что проект, представ­ленный Советским правительством, не вызывает никаких принци­пиальных возражений со стороны Французского национального комитета, который полностью оценил широту взглядов и велико­душные намерения, которыми этот проект проникнут. Мы счита­ем, что Франция не преминет занять в межсоюзническом бюро или секретариате место, на которое ей дает право ее демографиче­ское, политическое и экономическое значение.

Мы желали бы, с другой стороны, чтобы Соединенные Штаты, вступившие в войну после составления Вашего меморандума, мо­гли также внести свой вклад в это дело.

71

Французский национальный комитет оставляет за собой право представить некоторые дополнительные замечания после более уг­лубленного изучения, особенно в части, касающейся правила еди­ногласия. Несомненно представляло бы интерес сделать это пра­вило достаточно гибким, для того чтобы не могли возникать ошиб­ки, подобные тем, какие это правило вызывало в ходе многих об­суждений в Лиге наций 24.

М. Дежан

Лечат, по изд.: Советско-французские отношения..., с. 62—68.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.061 с.)