Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из телеграммы посла СССР при союзных правительствах в лондоне в народный комиссариат иностранных дел СССР
3 января 1942 г. Ко мне пришел Дежан и передал от де Голля следующую памятную записку: “Уже в течение многих месяцев Французскому национальному комитету было известно, что население французских островов Сен-Пьер и Микелоп, расположенных при входе в залив Святого Лаврентия, желает освободиться от пут перемирия и от власти Виши3, для того чтобы возобновить борьбу под руководством Свободной Франции Ч Это население не могло открыто выражать свою волю вследствие диктаторско-полицейского режима, установленного Виши. С другой стороны, Национальный комитет8 был информирован о том, что радиотелеграфная почта Сен-Пьера, поставленная под контроль начальника, присланного от Виши, передавала метеорологические данные, могущие быть полезными противнику. 24 декабря адмирал Мюзелье, инспектируя суда французского свободного флота, который принимал участие в охране союзной навигации, направился в Сен-Пьер и Микелон для выяснения обстановки. Сойдя на берег с несколькими моряками, он был встречен бурными овациями. Он немедленно организовал плебисцит, который содержал все гарантии, предусмотренные законами Французской республики относительно народного опроса. Этот плебисцит дал 98% голосов в пользу Свободной Франции и против сотрудничества со странами “оси”. Конечно, не без некоторого удивления Французский национальный комитет узнал вечером 25 декабря о первой реакции со стороны американского правительства. Сообщение, опубликованное госдепартаментом, определило присоединение Сен-Пьера и Микелона к голлистам как акт нарушения соглашения, существовавшего между всеми заинтересованными сторонами. Национальному комитету ничего не было известно о таком соглашении 19. Зато Национальный комитет имел серьезные основания думать, что метод нейтрализации французских владений, недавно приме- 61 ненный к Мартинике, мог бы в той или иной форме быть распространен на острова Сен-Пьер и Микелон. Национальный комитет считает, что подобная политика, направленная к тому, чтобы держать в бездействии Французскую империю и, следовательно, сохранить пагубные последствия перемирия, находится в полном противоречии с интересами Франции. Будущее Франции требует, чтобы все части Французской империи, могущие быть освобожденными от позорного режима перемирия, были вновь включены в активную борьбу за освобождение французского и других порабощенных народов”. [...]
А. Богомолов Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 53—54. 26. Телеграмма посла СССР в Великобритании в Народный комиссариат иностранных дел СССР 13 января 1942 г. Во время встречи с Дежаном, комиссаром по иностранным делам у де Голля, состоялся продолжительный разговор, сущность которого сводилась к следующему: Дежан жаловался на США. Американское правительство поддерживает Виши3 и не хочет признавать де Голля. Объясняет это Дежан двумя причинами. Политика американского правительства в настоящее время состоит в том, чтобы удерживать Виши от передачи немцам французского флота и военно-морских баз в Северной и Западной Азии. За это американское правительство готово платить Виши недружелюбным отношением к де Голлю. Между тем американская политика основана на самообмане: немцы фактически пользуются базами во французской империи в Африке и будут пользоваться еще больше. Так что цели Рузвельт не достигает. Во-вторых, левые круги в Америке имеют представление, будто бы де Голль реакционер-фашист, кагуляр 13 и т. д. Это создает вокруг де Голля неблагоприятную атмосферу. На самом же деле все такие слухи неосновательны 17. Воспользовался случаем и спросил Дежана: каковы же подлинные взгляды генерала? Дежан ответил, что взгляды де Голля можно свести примерно к следующему: после разгрома немцев и падения Виши (ибо, по мнению генерала, одно с другим связано) необходимо создание во Франции временного правительства под руководством де Голля. Задачей его должно явиться восстановление и поддержание элементарного порядка в стране в первое время после исчезновения нынешних властей. Дальше при первой же возможности должны состояться демократические выборы в Учредительное собрание, которое и решит вопрос о будущей кон- 62 ституции Франции. Лично Дежан полагает, что эта конституция и вышедшее из недр Учредительного собрания правительство будут весьма левыми, так как, попробовав немцев и Петэна, французы теперь с ненавистью относятся ко всему, что отдает фашизмом. Сверх того, почти все представители “200 фамилий” либо сбежали из Франции, либо оказались в числе лиц, сотрудничавших с немцами; после разгрома Германии их песенка будет спета, фабрики и заводы останутся без хозяев. Очевидно, их придется национализировать. Это создаст новые формы экономики во Франции. Спросил Дежана, если, как он утверждает, взгляды де Голля более прогрессивны, чем о том идут слухи и разговоры, почему генерал не скажет об этом открыто? Мне кажется, что такое открытое изложение его политических целей и стремлений способствовало бы расчйщению атмосферы около руководимого им движения и, в частности, изменению отношения к нему со стороны США. Дежан нашел мою мысль “очень интересной” и заявил, что будет говорить на данную тему с де Голлем.
Коснувшись уезжающей в СССР французской миссии во глазе с Гарро и генералом Пети *, Дежан сказал, что она едет в СССР на неопределенный срок, что Гарро собирается беседовать с Лозовским о координации французских и советских методов пропаганды во Франции, а Пети будет готовить прибытие в СССР деголлев-ской дивизии из Сирии. В ближайшее время де Голль направит в СССР еще несколько человек для работы в миссии. Дежан передал, что де Голль сообщил генералу Исмего о своем намерении послать одну из своих дивизий в СССР. Исмей ответил, что не имеет против этого возражений. Однако от Идена, которому де Голль тоже написал, ответа пока еще нет. По расчетам де Голля, его дивизия сможет попасть в СССР в марте — апреле **. До Тав-риза *** она доберется сама, а оттуда уже потребуется наша помощь. Дежан говорил, что де Голль хотел бы расширить существующее соглашение с СССР в связи с образованием при нем Национального совета ****. Он сказал также, что де Голль хотел бы вернуться к французско-советскому пакту о взаимопомощи 1935 г.20 Я ответил, что передам эти пожелания Советскому правительству. И, Майский Печат. по арх. * См. док. № 19, 20, 21. ** См. док. № 33. *** Ныне г. Тебриз (Иран), **** Имеется в виду Национальный комитет Свободной Франции. 63 27. Выступление председателя Национального комитета Свобод ной Франции по лондонскому радио 20 января 1942 г. Нет ни одного честного француза, который не приветствовал бы победу России. Германская армия, почти полностью брошенная начиная с июня 1941 г. в наступление на всем протяжении этого гигантского фронта, оснащенная мощной техникой, рвущаяся в бой в погоне за новыми успехами, усиленная за счет сателлитов, связавших из честолюбия или страха свою судьбу с Германией,— эта армия отступает сейчас под ударами русских войск, подтачиваемая холодом, голодом и болезнями. Сегодня для Германии война на Восточном фронте — это лишь занесенные снегом кладбища, нескончаемые эшелоны раненых, внезапная смерть генералов. Конечно, не следует думать, что с военной мощью врага уже покончено. Однако нет никакого сомнения в том, что он потерпел одно из самых страшных поражений, какие когда-либо знала история. В то время как мощь Германии и ее престиж поколеблены, солнце русской славы восходит к зениту. Весь мир убеждается в том, что этот 175-миллионный народ достоин называться великим, потому что он умеет сражаться, то есть превозмогать невзгоды п наносить ответные удары, потому что он сам поднялся, взял в свои руки оружие, организовался для борьбы и потому что самые суровые испытания не поколебали его сплоченности.
Французский народ восторженно приветствует успехи и рост сил русского народа, ибо эти успехи приближают Францию к ее желанной цели — к свободе п отмщению. Смерть каждого убитого или замерзшего в России немецкого солдата, уничтожение на широких просторах под Ленинградом, Москвой или Севастополем каждого немецкого орудия, каждого самолета, каждого немецкого танка дают Франции дополнительную возможность вновь подняться и победить. Но если в военном отношении до eux пор не произошло ничего более важного, чем поражение, нанесенное Гитлеру Сталиным на восточноевропейском фронте, то в политическом отношении тот факт, что завтра Россия несомненно будет фигурировать в первом ряду победителей, дает Европе и всему миру гарантию равновесия, радоваться которому у Франции гораздо больше оснований, чем у любой другой державы. К общему несчастью, слишком часто на протяжении столетий па пути франко-русского союза встречались помехи или противодействия, порожденные интригами или непониманием. Тем не менее необходимость в таком союзе становится очевидной при каждом новом повороте истории. 64 Вот почему Сражающаяся Франция объединит свои возрожденные усилия с усилиями Советского Союза. Разумеется, подобное сотрудничество отнюдь не повредит борьбе, которую она ведет совместно с другими своими союзниками. Как раз наоборот! Но в наступившем решающем году Сражающаяся Франция на всех активных и пассивных участках боя этой войны с врагом докажет, что, несмотря на постигшее ее временно несчастье, она является естественным союзником новой России. Разумеется, Франция ничего не ожидает в связи с этим от предателей и трусов, выдавших ее врагу, кроме яростного негодования. Эти люди, конечно, не преминут кричать, что победа на стороне России повлечет за собой в нашей стране социальное потрясение, которого они больше всего боятся. Французская нация презирает это очередное оскорбление. Она знает себя достаточно хорошо, чтобы понимать, что выбор ее собственного режима всегда будет только ее собственным делом. И к тому же она слишком дорого заплатила за позорный союз привилегированных лиц и за интернационал академий.
Страдающая Франция вместе со страдающей Россией. Сражающаяся Франция вместе со сражающейся Россией. Повергнутая в отчаяние Франция вместе с Россией, сумевшей подняться из мрака бездны к солнцу величия. Ш. де Голлъ Лечат, по изд.: Советско-французские отношения..., с. 55—56. 28. Телеграмма посла СССР при союзных правительствах в Лон доне в Народный комиссариат иностранных дел СССР 22 января 1942 г. Де Голль пригласил меня к себе и информировал о положении дел с островами Сен-Пьер и Микелон *. Он показал мне документ английского МИД, в котором сказано, что США, Канада и Англия согласны не возвращать правительству Виши 3 эти острова и объявить их свободной французской территорией, но при условии их демилитаризации и нейтралитета. Радиостанции Виши перейдут под контроль США и Канады. Торговля с островами останется за США и Канадой. Никакой деголлевской администрации не будет и т. д. Де Голль передал в британский МИД следующий меморандум: “Британское правительство довело до сведения Национального комитета проект коммюнике 21 относительно островов Сен-Пьер См. док. № 25. Заказ 3657 65 и Микелон, по поводу которого британское, канадское и американское правительства пришли к соглашению. Предлагаем со стороны Комитета следующие замечания: 1. Комитет, естественно, согласен с текстом параграфа 1. 2. Комитет считает, что эксплуатация радиостанции Сен-Пьера входит всецело в его компетенцию на условиях, дающих все гарантии безопасности интересов союзников и в особенности для навигации, в которой принимают участие пароходы свободных французов. Он не допустит на французской территории наблюдений или контроля агентов других держав. Вместо этого он готов допустить присутствие и содействие одного канадского и одного американского офицеров связи, прикомандированных к соответствующим консульствам. 3. Нейтрализация и демилитаризация островов на весь период войны рассматриваются Комитетом как абсолютно неприемлемые. Такое условие было бы равносильно санкционированию (для территорий, о которых идет речь) перемирия 22 июня 1940 г., которое Комитет не признает и не желает признавать. Кроме того, подобное условие могло бы быть рассмотрено только в том случае, если бы вражеские державы обязались сами признать французские колонии Сен-Пьер и Микелон, как находящиеся вне войны, и если бы было возможным доверять их обязательствам. 4. Согласно письму Черчилля, премьер-министра королевского правительства, от 7 августа генерал де Голль признается главой свободных французов, где бы они ни находились, которые присоединились к нему для защиты дела союзников. Эта оговорка применима, в частности, к населению Сен-Пьера и Микелона, которое громадным большинством свободно изъявило свою волю присоединиться к Свободной Франции. В силу соглашения между Черчиллем и де Голлем и письма Форин оффиса от 26 сентября 1941 г., признающих Национальный комитет, этот Комитет один имеет право осуществлять власть на Сен-Пьере и Микелоне. Он может осуществлять ее лишь согласно законам Французской республики, которые гласят, что колониальные администраторы назначаются центральной властью.
5. В намерение Национального комитета никогда не входило держать в Сен-Пьере и Микелоне морские силы, которые находятся там в настоящий момент. Эти силы предназначены для того, чтобы при первой возможности они возобновили их обычное крей-сироваыие. Большая часть этих сил, впрочем, уже сделала это. Однако силы, необходимые в ближайшее время для обеспечения безопасности островов, будут оставлены. 6. Национальный комитет будет обязан американскому и ка- 66 надскому правительствам, если последние соблаговолят продол* жать их торговый обмен с Сен-Пьером и Микелоном. Национальный комитет не может поверить, чтобы французское население в самом деле могло быть ущемлено в его материальных интересах, лишь потому, что оно проявило свою волю сбросить путы перемирия и возобновить борьбу на стороне союзников. В заключение Комитет должен подчеркнуть невозможность отказаться каким-либо образом от суверенных прав Франции и невозможность пойти на нейтрализацию части империи, как это делают пособники врага: такой отказ привел бы к серьезному подрыву морального состояния французского народа, а также населения территорий, находящихся под властью Комитета, а именно островов Тихого океана, которые Комитет не колебался ни секунды подвергнуть опасности в общих интересах держав, подвергшихся нападению Японии. Таким образом, сведения, полученные из различных пунктов наших владений, уже показывают серьезные отклики вследствие трудностей, возникших у нас с Сен-Пьером и Микелоном. 14 января 1942 года”. Де Голль сказал мне, что хочет довести этот меморандум до сведения Советского правительства. Я поблагодарил за информа* цию. Затем де Голль отметил, что англо-американское предложение неприемлемо, так как если первая свободная земля, которую французы считают своей, выйдет из войны, то французский народ отвернется от него. Де Голль сказал: “Я хочу освобождения Франции, чтобы возобновить войну с Германией, а мне предлагают освободить французские острова, чтобы они вышли из войны. Причиной такой политики США является тайный сговор США с Петэиом, согласно которому Петэн обещает не давать флот и базы в Северной Африке немцам, а США обещают Петэну не пускать де Голля в Африку”. Де Голль говорит, что он совершенно уверен в существовании такого сговора 22. “Англия,— продолжал он,— как это известно, находится под влиянием США. Оба эти государства хотят сохранить сильную Германию против СССР и Франции. Я уверен, что когда англичане приблизятся к Тунису и я попытаюсь войти в Тунис с французскими войсками, то на границе встречу американца с библией в руках, который скажет, что вход в Тунис запрещен для де Голля”. В ответ на это я сказал де Голлю, что понимаю сложность положения с островами, но считаю, что не следует преувеличивать трудности и нужно укрепить отношения с Англией. Де Голль ответил: “Сейчас французский народ мало думает об англичанах и американцах — он смотрит на вас, на Советский Союз”. Я сказал ему, что сейчас надо готовить второй фронт в Европе *, так как * См. док. № 42. 67 только активное освобождение всей французской территории от германской оккупации и борьба с Германией создадут необходимую обстановку для решения всех сложных вопросов. Де Голль опять пожаловался на англичан, сказав, что в повседневных вопросах организации антигерманского движения во Франции они не хотят им помогать. Де Голль сказал, что англичане “в принципе” не возражают против отправки в СССР французской дивизии, но не обещают ее кормить и снабжать в России. Если до 15 марта англичане и американцы не пустят меня в Тунис, сказал де Голль, то 15 марта я отправлю в СССР легкую французскую дивизию, которая у меня имеется в Сирии. Это, говорит он, скорее не дивизия, а бригада численностью в 5 тысяч человек, со 150 офицерами, вооруженная французским оружием и снабженная боеприпасами на 5 месяцев. Командир бригады — генерал Казо. Бригада состоит из 4 батальонов пехоты: один батальон французов, один — североафриканцы и французы и два батальона сенегальцев с французами. Бригаде приданы: артиллерия, танки, связь, радио, транспорт и т. д. К этой бригаде могут быть также прикомандированы 40 французских летчиков *. А. Богомолов Печат. по изд.: Советско-французские отношения.,., с. 56—59. 29. Телеграмма посла СССР в Великобритании в Народный ко миссариат иностранных дел СССР 29 января 1942 г. Я пригласил де Голля на завтрак. В беседе со мной он рассказал, что получил от британского правительства принципиальное согласие на переброску к нам одной из его дивизий, находящихся в Сирии. Однако, заметил де Голль, при практической подготовке такой переброски начинаются “трудности”: то у англичан “не оказывается” необходимых машин, то бензина и т. д. Тем не менее де Голль надеется преодолеть все трудности **. Подробно он будет беседовать об этом с т. Богомоловым. Де Голль коснулся также вопроса о занятых его войсками островах Сен-Пьер и Микелон ***. Этот вопрос как будто бы вступает в стадию урегулирования. Дня четыре тому назад де Голль видел Черчилля и договорился с ним о таком компромиссе: представители Виши3 изгоняются с островов; управление островами пере- * См. док. № 28. ** См. док. № 30. *** См. док. № 25, 28. 68 дается совету, избранному населением, под председательством назначенного де Голлем администратора; на островах остается небольшой гарнизон де Голля, однако острова “нейтрализуются” и не используются для военных целей. На последнем особенно настаивают американцы, которые не хотят “обижать Виши”. Изложенный компромисс еще должны утвердить США. В этой связи де Голль высказывал недовольство политикой американского правительства. На перспективу кампании в Ливии де Голль смотрит весьма пессимистически. По его сведениям, Роммель получает значительные подкрепления из Германии при содействии Виши (помощь идет через Тунис) и, будучи гораздо лучшим генералом, чем его противники, он начинает теснить англичан. Если немцам даже и не удастся вытеснить англичан из Киренаики, то, во всяком случае, Роммель имеет много шансов продержаться до конца апреля, когда в Северной Африке начинается сильная жара, делающая невозможными крупные военные операции. В случае такого оборота дел все надежды, возлагавшиеся англичанами на очищение Северной Африки от врага, окажутся похороненными, и Триполи по-прежнему останется германской базой со всеми вытекающими отсюда последствиями. В ходе беседы были затронуты также вопросы будущего Франции. В области внешней политики де Голль считает необходимым франко-советский союз, который нужен Франции как с политической, так и с иных точек зрения. В области внутренней политики де Голль развил примерно следующую программу: хотя де Голль признает, что после окончания войны должно быть созвано Учредительное собрание, которое и определит будущую конституцию Франции, сам он, однако, полагает, что будущий режим во Франции должен покоиться на двух основных “идеях”: а) сильная исполнительная власть и б) концентрация внимания не на политических, а на социальных и экономических вопросах. Когда я поинтересовался, как де Голль конкретно представляет себе это, то оказалось, что генералу рисуется “корпоративный парламент”, состоящий из ряда курий: крестьянской, промышленной, умственного труда и т. д. “Корпоративный парламент” занимается проблемами хозяйства и социальным устройством. Вопросы же военные и политические должны регулироваться правительством, о способе формирования которого у де Голля, как мне кажется, нет ясного представления, но права которого должны быть неизмеримо больше, чем права правительства Третьей республики. В области социально-экономической де Голль допускает национализацию крупной промышленности или, по крайней мере, ее наиболее важных отраслей, минимум зарплаты, решение конфликтов путем государственного арбитража и т. п. 69 Таким образом, в этой программе встречаются и многие элементы фашизма на итальянский манер. Было бы, однако, неправильным считать де Голля человеком, придерживающимся какой-то вполне определенной, законченной программы. Когда, например, я задал вопрос, справится ли, по его мнению, “корпоративный парламент” с разрешением задачи общенационального порядка, де Голль на мгновение задумался и потом ответил: “Что ж, к “корпоративному парламенту” можно было бы прибавить еще депутатов от избирательных округов”. Я не стал далее углублять эту тему. Разговор с де Голлем лишь подтвердил то, что я неоднократно уже слышал о нем и раньше. Хотя общее политическое настроение де Голля сильно отдает тенденциями модернизированного бонапартизма, у него нет твердых политических взглядов. И. Майский Печат. по изв.: Советско-французские отношения..., с, 59—61. 30. Телеграмма посла СССР в Великобритании в Народный ко миссариат иностранных дел СССР 3 февраля 1942 г. 2 февраля беседовал с Иденом, который сообщил мне, что британское правительство не считает возможным, по крайней мере в настоящее время, согласиться на переброску одной дивизии де Голля в СССР *. Мотивы: после совещания с начальниками штабов и генералом Окинлеком (главнокомандующий на Ближнем Востоке) британское правительство пришло к выводу, что на пути к такой переброске стоят большие трудности. Полевая артиллерия обеих французских дивизий в Сирии находится сейчас в Ливии при оперирующих там деголлевских силах. Общее число “белых” в деголлевских дивизиях на Ближнем Востоке — 4800 человек. Этого, по мнению британского правительства, недостаточно для того, чтобы поддерживать французские силы в боеспособном состоянии как в Ливии, так и в СССР. Англичане не могут взять на себя ни транспортировку деголлевских сил в СССР, ни снабжение их по трансиранской дороге, поскольку это мешало бы подвозу оружия и прочего для Красной Армии. Окинлек вообще считает невозможным отпустить деголлевскую дивизию в СССР, пока он не получит замены из Англии. Общее мое впечатление таково, что дело с отправкой деголлевской дивизии в СССР не выйдет. На всякий случай я спросил Идена, стало ли бы британское правительство возражать против посылки деголлевской дивизии в СССР, если бы Советское правительство взяло на себя снабжение * См. док. № 23, 28, 29, 33. 70 ее всем необходимым. Хотя Идеи ответил, что это, пожалуй, внесло бы новый элемент в сложившееся положение, однако он воздержался от того, чтобы дать какие-либо обещания. И. Майский Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 61—62. 31. Послание председателя Национального комитета Свободной Франции Председателю Совета Народных Комиссаров СССР 25 февраля 1942 г. По случаю 24-й годовщины создания Красной Армии я был бы Вам признателен за передачу славным русским солдатам привета от их французских товарищей. После блестящего сопротивления бешеным атакам нацистских орд советская армия, проявляя великолепный наступательный дух, без передышки отбрасывает захватчиков с советской территории. Руководимая Вами, находящаяся под командованием выдающихся руководителей, Красная Армия является одним из главных инструментов освобождения порабощенных народов. Ш. де Голль Печат. по изд.: Советско-французские отношения..., с. 62, 32. Письмо комиссара по иностранным делам Национального ко митета Свободной Франции послу СССР при союзных прави тельствах в Лондоне 25 февраля 1942 г. Письмом от 13 января Вы соблаговолили переслать мне меморандум Советского правительства относительно функций и организации Межсоюзнического комитета по послевоенным потребностям 23 и просили меня сообщить Вам точку зрения Французского национального комитета по этому вопросу. Имею честь довести до Вашего сведения, что проект, представленный Советским правительством, не вызывает никаких принципиальных возражений со стороны Французского национального комитета, который полностью оценил широту взглядов и великодушные намерения, которыми этот проект проникнут. Мы считаем, что Франция не преминет занять в межсоюзническом бюро или секретариате место, на которое ей дает право ее демографическое, политическое и экономическое значение. Мы желали бы, с другой стороны, чтобы Соединенные Штаты, вступившие в войну после составления Вашего меморандума, могли также внести свой вклад в это дело. 71 Французский национальный комитет оставляет за собой право представить некоторые дополнительные замечания после более углубленного изучения, особенно в части, касающейся правила единогласия. Несомненно представляло бы интерес сделать это правило достаточно гибким, для того чтобы не могли возникать ошибки, подобные тем, какие это правило вызывало в ходе многих обсуждений в Лиге наций 24. М. Дежан Лечат, по изд.: Советско-французские отношения..., с. 62—68.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.061 с.) |