Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Таков тайный смысл Гаятри мантры.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
(Га ̄ на ̄ т тра ̄ йате) Га ̄ йатри ̄ есть песня, ее воспеванием мы обретаем освобождение,
Глоссарий
А Абхидхея — средства достижения конечной цели, преданное служение на стадии практики (садхана-бхакти). Аватара — нисхождение Бога или Его вечного спутника в каком-либо образе на тот или иной уровень бытия с определенной миссией. Анируддха — четвертое проявление Господа в Его четверичной экспансии (чатур-вьюхе) на Вайкунтхе. Апарадха — оскорбление Господа, Его святого имени, Его преданного, духовного наставника, святой дхамы, писаний и т.п. Артха — «выгода», «польза», «богатство», материальное процветание», вторая из четырех целей человеческой жизни в системе варнашрама.
Асакти — привязанность (имеется в виду непосредственная и глубокая привязанность к Господу и Его вечным преданным), шестая ступень развития бхакти, предшествующая появлению бхавы. Аханкара — «то, что создает «я», тонкоматериальный элемент, заставляющий обусловленное живое существо отождествлять себя со своим грубым и тонким материальным телом. Ачарья — духовный наставник; тот, кто учит своим примером. Ачинтья-бхеда-абхеда — учение Господа Шри Чайтаньи Махапрабху о «непостижимом одновременном отличии-неотличии» Господа и Его сил, или энергий. Ашрам — 1) каждый из четырех укладов жизни в системе варнашрама; 2) обитель, где живут люди, занятые духовным совершенствованием. Ашрама-дхарма — см. варнашрама-дхарма. Аштанга-йога — система йоги, состоящая из восьми ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи (самоконтроль, контроль ума, физические упражнения, дыхательные упражнения, отвлечение чувств от чувственных объектов, сосредоточение, созерцание и полный разрыв связи с материей).
Б Бабаджи — живущий в отречении подвижник. Баладева — первая полная экспансия Господа, изначальный духовный учитель. Биджа — «семя», «корень», «основа», духовный слог, представляющий собой важнейшую часть мантры. Божественная Чета — Шри Шри Радха-Кришна, Верховная Личность Бога и Высшая Духовная Сила Блаженства Господа. Брахма — вторичный творец вселенной, создающий все разнообразие мира силой, дарованной Всевышним Господом, повелитель гуны страсти. Брахмаджьоти — безличный Брахман как сияние духовного образа Говинды, цель майявади. Брахман — безличный, бескачественный, всепроникающий аспект Господа, сияние духовного образа Шри Кришны. Брахманы — священнослужители и учителя, высшее из четырех сословий в системе варнашрама. Брахмачарья — первый из четырех укладов жизни в системе варнашрама, в рамках которого человек проходил обучение у духовного учителя, живя в бедности и целомудрии; также — вообще обет безбрачия и чистой жизни.
Бхава — начальная ступень совершенства в преданности, сравниваемая с появлением первых лучей солнца премы (чистой любви к Богу) и характеризующаяся спонтанностью чистого преданного служения с появлением признаков божественного экстаза. Бхаджан — 1) интенсивная духовная практика преданности; 2) религиозное песнопение. «Бхагавад-гита» — «Песнь Бога». Знаменитая беседа Всевышнего Господа Шри Кришны со Своим преданным Арджуной, состоявшаяся перед самым началом битвы на Курукшетре. В этой беседе в сжатой форме раскрывается суть духовного знания и преданность (бхакти) провозглашается высшим совершенством, целью существования души. Составляет часть шестой книги эпоса «Махабхарата», хотя широко издается и читается как самостоятельное произведение. Бхагаван — высший, личностный аспект Господа, обладающий, согласно традиционному определению, шестью величиями — красотой, силой, славой, богатством, знанием и отреченностью в их абсолютной полноте. «Бхагаватам» — см. «Шримад Бхагаватам». Бхакти — вечная» чистая» исполненная любви преданность Всевышнему Господу. Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977) — великий проповедник гаудия вайшнавизма XX столетия» основатель ачарья Международного общества сознания Кришны (ISKCON). Бхактивинода Тхакур (1838-1915) — великий вайшнавский святой» богослов и философ» положивший во второй половине XIX столетня начало ренессансу гаудия вайшнавизма» продолжающемуся поныне. Отец Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Бхакти-йога — единение со Всевышним Господом через преданность, путь преданного служения. «Бхакти-расамрита-синдху» — классическое санскритское произведение Шрилы Рупы Госвами, содержащее подробное описание всех аспектов преданного служения. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур (1874-1937) — величайший вайшнавский ачарья первой половины XX столетия, широко распространивший учение Махапрабху по всей Индии, и создавший основу для его распространения по всему миру. Неутомимый проповедник, основатель духовного движения Гаудия Матх. Сын и продолжатель дела Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Духовный наставник Шрилы Шридхары Махараджа, Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады и многих других великих и выдающихся вайшнавов нашего столетия.
В Вайдхи-бхакти — преданное служение, осуществляемое на основе правил и предписаний. Вайкунтха — букв, «место, где нет тревог», вечные духовные миры, где правит Всевышний Господь в Своем образе Нараяны. Вайшешика — одно из философских учений (даршан), формально основывающихся на авторитете Вед, но на деле противоречащих ведическим заключениям; фактически атеистическое, считает причиной мира соединение атомов. Вайшнав — вишнуит, преданный Всевышнего Господа Вишну, или Кришны. Вайшнавизм — вечная религия чистого преданного служения Господу Вишну. См. также Джайва-дхарма. Вайшьи — третье сословие в системе варнашрама — крестьяне и торговцы. Ванапрастха — третий из четырех укладов жизни (ашрамов) в системе варнашрама, в рамках которого человек отходит от деловой и общественной жизни, странствуя по святым местам и посвящая все свое время духовной практике, также, человек в данном ашраме.
Варна — каждое из четырех сословий в системе варнашрама. Принадлежность человека к той или иной варне определяется уровнем его сознания и родом занятий. Варна-дхарма — см. варнашрама-дхарма. Варнашрама-дхарма — ведическая общественно-религиозная система, согласно которой общество подразделяется на четыре сословия (варны) — брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, а также четыре уклада жизни (ашрама) — брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси. См. также соответствующие статьи. Васудева — Кришна как сын Васудевы (его имя в санскритском оригинале пишется с короткой а), Кришна в Матхуре и Двараке, первый образ Господа в Его четверичной экспансии (чатур-вьюхе). Ватсалья-раса — чистое преданное служение Господу в настроении родительской любви. Веданта — «венец Вед». Совершенные ведические философские заключения, представленные в Упанишадах и в последовательной и сжатой форме изложенные великим мудрецом Шрилой Вьясадевой в «Веданта-сутре». «Веданта-сутра» или «Брахма-сутры» — трактат Шрилы Вьясадевы, в котором в виде нескольких сот афоризмов (сутр) изложена философия Вед. Веды — четыре изначальных богооткровенных писания — «Риг-», «Яджур-», «Сама-» и Атхарва-веда; также, в более широком смысле, все священные писания ведической традиции. Вираджа — «река бесстрастия», разделяющая материальный и духовный миры. Вишванатха Чакраварти Тхакур — великий ачарья гаудия вайшнавов, живший во второй половине XVIII — первой половине XVIII веков, автор философских и поэтических произведений, высоко ценимых и почитаемых преданными. Вишну — Всевышний Господь, особенно В Своем образе Владыки-Вседержителя; Господь Нараяна, а также экспансии Господа, отвечающие за сотворение и поддержание материальных вселенных (пуруша-аватары), В материальной вселенной Вишну управляет саттва-гуной. Восемь совершенств — восемь сверхъестественных способностей, приобретаемых в процессе практики аштанга-йоги. Враджа — историческая область в районе Матхуры, Индия, площадью в 168 квадратных миль, где находится Вриндаван и где проходили детские и юношеские игры Шри Кришны. Вриндаван — буквально, «лес из деревьев Туласи (Вринда)»; город в районе Матхуры (что в совр. штате Уттар-Прадеш, Индия), где прошли детские и юношеские годы Шри Кришны, когда Он 5000 лет назад нисходил на эту планету и где совершаются Его самые сокровенные игры с Его ближайшими преданными; высшая обитель Господа в духовном мире (Голока).
Вьясадева — воплощение Господа Кришны, великий ведический мудрец, на заре текущей эпохи Кали-юга записавший Веды и составивший большинство Пуран, «Веданта-сутру» и «Махабхарату».
Г Гандхарвы — райские певцы и музыканты. Ганеша — «повелитель множеств (духов)», слоновоголовый сын Господа Шивы и богини Парвати, божество богатства, успеха и мудрости, милостью Всевышнего Господа Говинды наделенный силой устранять препятствия. Гарбходакашайи Вишну— вторая пуруша-аватара, возлежащая на водах океана Гарбходака и порождающая Брахму. Гаудия-вайшнавыт — последователи Шри Чайтаньи Махапрабху. Гаура-Кришна — -«золотой Кришна» — Шри Чайтанья Махапрабху. Гауранга — «златотелый» — Шри Чайтанья Махапрабху. Гаятри — «песня», особая ведическая мантра из трех строф по восемь слогов в каждой, которую произносят брахманы на восходе солнца, в полдень и на закате. Говинда — имя Всевышнего Господа Шри Кришны, имеющее смысл «Тот, Кто дарует радость земле, коровам и чувствам». Гокула — Вриндаван и окружающая его местность, где Кришна проводил Свои чудесные игры в качестве юного пастушка. Земная Гокула является неотличной от Голоки — высочайшей обители Господа в духовном мире. Голока — «мир коров», «страна коров и пастухов» — высочайшая обитель духовного мира, где Шри Кришна пребывает в Своем изначальном двуруком образе. Гопи — юные пастушки Вриндавана, возглавляемые Шримати Радхарани, самые близкие преданные Шри Кришны, служащие Ему в настроении супружеской любви. Грихастха — второй из четырех укладов жизни (ашрамов) системы варнашрама, семейная и общественная жизнь в соответствии с ведическими правилами и предписаниями; также, человек, живущий в рамках данного ашрама. Гуны — букв. «нити», «веревки», а также «качества». Три основных свойства, или состояния материальной природы, различные сочетания которых создают все разнообразие проявлений материального мира: саттва-гуна (бытие, свет, благость), раджа-гуна (активность, страсть) и тамо-гуна (тьма, косность, невежество). Гуны определяют образ жизни, мышления и деятельности души, на которую влияют. Гуру — духовный наставник.
Д Даршана — 1) непосредственное лицезрение Божества или духовного учителя; 2) система мысли, философия. Дасья-раса — чистое преданное служение Господу в настроении слуги. Дваждырожденный — человек, получивший посвящение, принявший «первое рождение» от мирских отца и матери, а «второе», духовное, от гуру (духовного отца) и Вед (духовной матери). Джайва-дхарма — изначальная, чистая, вечная религия души — вайшнавизм; также, название известной книги Шрилы Бхактивиноды Тхакура, посвященной этой же теме. Джива — душа, индивидуальное живое существо. Джива Госвами (1513-1598) — один из шести Госвами Вриндавана, главных учеников и преемников Шри Чайтаньи Махапрабху. Автор множества религиозно-философских произведений, в том числе монументальной «Шат-сандарбхи» и санскритских комментариев к «Брахма-самхите». Величайший мыслитель Индии и всего мира. Почитается гаудия вайшнавами как таттвачарья — учитель истины.
Джнана — «знание», в первую очередь, духовное. Часто это слово используется в смысле «знание о безличном Брахмане», «низшая форма духовного знания, позволяющая обрести освобождение от страданий материального мира». Дивья Сарасвати — «божественная Сарасвати» — олицетворение божественного слова. Древа желаний — исполняющие желания деревья духовного мира. Дурга — «труднодостижимая», грозная богиня, повелевающая материальным миром (Деви-дхамой), тень (чхая) высшей духовной силы Господа; супруга Господа Шивы. Дхама — «обитель»; святая обитель Всевышнего Господа, святое место, такое как Вриндаван, Навадвипа, Джаганнатха Пури; также, обитель могущественного божества, как например, Деви-дхама — «обитель богини» (Деви), т.е. Дурги — материальный мир. Дхарма — «религия», «долг», «закон», «благочестие», «неотъемлемое свойство чего-л». Внутренне присущая живому существу природа. Внутренняя природа чего бы то ни было. Религия, свод религиозных законов. Также, мирски ориентированная религиозность. Первая из четырех целей человеческой жизни согласно системе варнашрама; долг, обязанности человека в данной системе.
И Ишвара (Парамешвара) — Всевышний Господь как Верховный Творец и Владыка всего сущего. Й Йога — любая систематизированная практика духовного совершенствования. Часто под этим словом понимают аштанга-йогу (см, соответствующую статью). Йога-майя (при олицетворении — с большой буквы) — внутренняя духовная энергия Господа, царящая в духовном мире и создающая все необходимые условия для протекания лилы. Йога-нидра— состояние чудесного, мистического сна Господа Вишну.
К Кама — «желание», «вожделение», «чувственное наслаждение». Регулируемое ведическими предписаниями услаждение чувств — одна из целей человеческой жизни согласно системе варнашрама. Имя бога любви. Кама-дхену — «коровы, исполняющие желания» — чудесные коровы духовного мира, дающие безграничное количество молока, которое есть чистая любовь к Богу. Карма — материальная деятельность; праведные и неправедные поступки, совершенные живым существом ради своего собственного наслаждения, а также последствия этих поступков; закон материальных причин и следствий. Карма-канда — раздел Вед, посвященный материальной благочестивой деятельности. Карми — материалистически ориентированный человек, занятый деятельностью в надежде насладиться ее плодами; материалист. Киннары — разряд небожителей с головами коней и человеческими телами. Киртан — одна из девяти составляющих преданного служения — воспевание святых имен и прославление Всевышнего Господа. Громкое воспевание святых имен Господа, сопровождаемое танцем. Клим — слог-биджа Кама-Гаятри-мантры, указывающий на Господа Кришну. Кришна — «Всепривлекающий»; Изначальная Личность Бога, источник всех прочих образов и воплощений Божества, Абсолют в Своем наивысшем, наиболее прекрасном облике, обладающий вечной чудесной духовной привлекательностью для всех живых существ. Кришналока — высочайшая обитель Господа Кришны в духовном мире, то же, что и Голока. Кшатрии — воины и правители, второе сословие в системе варнашрама. Кширодакашайи Вишну — третья пуруша-аватара, возлежащая в Молочном океане и входящая в сердце каждого живого существа как Параматма.
Л Лакшми — богиня процветания, вечная анергия-супруга Господа в образе Нараяны. Лила-аватары — бесчисленные воплощения Всевышнего Господа, являющие чудесные духовные игры в материальном мире. Лилы — «игры», чудесные духовные деяния Бога или Его чистого преданного. Свободное течение вечного бытия Господа и Его слуг. Лингам — округлый эллиптический символ мужского творящего начала материального мира, символ Господа Шивы.
М Мадхура-раса — отношения богосупружества, высшая форма духовных взаимоотношений чистых душ со Всевышним Господом. Майя — низшая, внешняя энергия Всевышнего Господа, тень, или отражение Его высшей внутренней духовной силы, составляющая этот материальный мир и вводящая в заблуждение порабощенные ею живые существа, заставляя их забыть истину и подлинную природу — как окружающего их мира, так и свою собственную. Майявада — философское учение, считающее Абсолют совершенно безличным, а мир, индивидуальных живых существ и Самого Господа продуктами иллюзии (майи), адекватно объяснить источник и положение которой они, однако, не могут. Эта доктрина, являясь глубоко оскорбительной, противоречит совершенным заключениям Вед (будучи, по сути, скрытой формой буддизма) и прямо враждебна принципам чистого бхакти. Мантра — священный слог, слово или стих, заключающий в себе духовную энергию. Маха-Вишну (Каранарнавашайи Вишну) — первая пуруша-аватара, возлежащая на водах Причинного океана и Своим дыханием порождающая все вселенные. Маха-майя — внешняя, материальная энергия Господа, в отличие от высшей, духовной энергии йога-майя. Махат-таттва — изначальная, недифференцированная форма совокупной материи, из которой проявляется материальный мир. Мокша— освобождение от рабства материи, одна из четырех целей человеческой жизни согласно системе варнашрама. Муралидхара — «Держащий флейту», одно из имен Всевышнего Господа Говинды; чудесная мелодия этой флейты пробуждает бхакти в сердцах живых существ. Мурти — священное изображение. Н Навадвипа — букв, «девять островов», святое место явления и ранних игр Шри Чайтаньи Махапрабху. Девять островов, образуемых Гангой в исторической области Надия (Зап. Бенгалия, Индия) Почитается гаудия вайшнавами как духовно неотличная от Шри Вриндавана. Наги — гигантские многоголовые змеи, обитающие в одном из подземных миров. Нараяна — четырехрукая экспансия Господа Кришны, правящая мирами Вайкунтхи. Поклонение Ему требует строгого соблюдения указаний священных писаний и совершается в настроении благоговейного трепета и почтения (аишварья-бхаве). Нимитта-карана — действенная причина материального мира. Нирвана — прекращение мирского бытия. Ништха — «твердость», «устойчивость»; твердая вера, выражающаяся в непоколебимости практики преданного служения. Четвертая ступень развития ростка преданности, предшествующая ручи (вкусу). Ньяя — одна из индийских философских систем, формально основывающихся на авторитете Вед, но фактически противоречащая ведическим заключениям, хотя разработанные ею приемы логической аргументации используются всеми школами; логика.
О Обусловленная душа — душа, порабощенная материей и вынужденная претерпевать повторяющиеся рождения и смерти. Омкара — священный слог ом, звуковое проявление Господа, с которого начинаются многие ведические мантры.
П Пандит — ученый брахман, специалист в какой-либо отрасли ведического знания. Панча-тапа — суровая аскеза, практикуемая некоторыми джнани и йогами и заключающаяся в стоянии между пяти огней (четырех костров, в качестве же пятого выступает находящееся в зените солнце). Панчопасана — поклонение пяти божествам: Вишну, Сурье, Шиве, Дурге и Ганеше, очень распространенное в современном индуизме, но отвергаемое последователями чистого вайшнавизма, т.к. Вишну при этом почитается как одно из божеств, а не как Всевышний Господь. См. также примечание к комментарию к стиху 52 настоящей книги. Паравьома — вечная безграничная сфера духа за пределами материального мира, в которой пребывают все миры Вайкунтхи; Вайкунтха. Параматма— вездесущая Высшая Душа, аспект Всевышнего Господа. Пребывает в сердце каждого живого существа и в каждом атоме. См. также Кширодакашайи Вишну. Патанджала — аштанга-йога, как она изложена мудрецом Патанджали. Прадхана — предматерия, первоначальное, недифференцированное состояние материи как энергии, из которого проявляется махат-таттва, дающая, в свою очередь, начало всем прочим материальным элементам. Прадьюмна — третий образ Господа в Его четверичной экспансии (чатур-вьюхе). Прайоджана — конечная цель бытия — чистая любовь к Шри Кришне. Пракрити — материальная и духовная природа как объект наслаждения Пуруши, т.е. Всевышнего Господа; включает миры и материальную природу. Прасад — милость Господа; освященная в процессе предложения Господу пища или что-либо другое. Према — чистая, безраздельная духовная любовь ко Всевышнему Господу. Согласно писаниям — зрелый плод чистой преданности, наивысшее совершенство и конечная цель жизни всякого живого существа. Према-бхакти — преданность Господу в чистой, божественной любви — преме. Пураны — восемнадцать священных писаний, дополняющих четыре изначальные Веды и наряду с «Махабхаратой» и «Рамаяной» признаваемые традицией пятой Ведой. Содержат описания историй воплощений Господа Кришны и деяний Его преданных. Пурва-мимамса — одна из индийских философских систем, формально основывающихся на авторитете Вед, но фактически противоречащих ведическим заключениям; атеистическая система, придающая основное значение кармической деятельности. Пуруша — наслаждающийся; субъект; носитель мужского начала; живое существо или Всевышний Господь. Проявления Всевышнего Господа в материальном мире, выполняющие функции созидания, поддержания и разрушения материальных вселенных. Пуруша-аватары — три экспансии (распространения) Всевышнего Господа, ответственные за сотворение материального мира (Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну). Пять великих элементов — пять начал, или стихий, составляющих грубое материальное творение: земля, вода, огонь, воздух и эфир (акаша). Р Рагануга-бхакти — спонтанная преданность, рождаемая сильной любовью и влечением к действиям преданных-рагатмика — вечных обитателей Враджи. Рагатмика-бхакти — спонтанная преданность, пребывающая исключительно в сердцах вечных спутников Шри Кришны в духовном мире. Раджас — «активность», «страсть» — одна из трех гун материальной природы. Радха (Радхаранн) — высшая внутренняя духовная энергия Господа в Своем наивысшем выражении, вечная супруга Шри Кришны. Раса — духовный вкус различных изначальных взаимоотношений души и Всевышнего Господа. Определенный вид отношений между преданным и Кришной; блаженство, которое преданный получает от своего служения Кришне. Различают пять основных, исполненных священного блаженства рас: умиротворенность, служение, дружбу, родительство и богосупружество. Существует также семь второстепенных рас: смех, изумление, жалость, героизм, гнев, страх и отвращение. Рудра — Господь Шива в своем грозном образе разрушителя вселенной. Рупа Госвами (1489-1564) — вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху, главный из шести Госвами Вриндавана. Был лично избран Господом Чайтаньей в качестве Своего преемника и главы Своей сампрадаи (духовной линии). Вследствие уникального положения, которое Шрила Рупа Госвами занимает среди последователей Махапрабху, их также называют рупанугами (последователями Шри Рупы). Признается гаудия вайшнавами расататтвачарьей (наставником, раскрывающим истину о расе). Автор множества религиозно-философских и поэтических произведений, в том числе знаменитого «Бхакти-расамрита-синдху». Ручи — вкус; естественная склонность к слушанию, воспеванию и другой деятельности в преданном служении. Пятая ступень развития преданности, следующая после обретения твердости (ништхи).
С Садхака — совершающий садхану. Садхана — духовная практика. Садхана-бхакти — преданность на стадии практики, преданное служение на начальных ступенях, регулируемое правилами и ограничениями. Садху — святой человек, подвижник, странник. Сакхья-раса — чистое преданное служение Господу в настроении друга. Самадхи — состояние сверхсознания, при котором душа полностью теряет связь с телом и чувствами вследствие глубочайшей погруженности в объект созерцания. Для преданного означает полное внутреннее погружение в духовную лилу Господа. Самбандха — «взаимосвязь», онтологическое положение Всевышнего Господа, мира и живого существа в их взаимоотношениях друг с другом. Сампрадая — духовная преемственность. Санатана Госвами (1488-1558) — один из шести Госвами Вриндавана, главных учеников и преемников Шри Чайтаньи Махапрабху. Старший брат и духовный наставник Шрилы Рупы Госвами. Автор многих книг, высоко почитаемых вайшнавами. Санкаршана — второй образ Господа в Его четверичной экспансии (чатур-вьюхе). Санкхья — 1) система аналитического исследования элементов и последовательности материального творения и объяснения разницы между материей и духом, изложенная Господом Капилой, сыном Девахути» воплощением Господа Кришны; 2) атеистическая философия с тем же названием, созданная в гораздо более поздние времена самозванцем-Капилой. Санньяса — отречение от мира; жизнь в отречении, четвертый ашрам в системе варнашрама; в наше время — монашество. Санньяси — человек, принявший санньясу; монах. Саттва — -«бытие», «чистота», «благость» — одна из трех гун материальной природы. Сат-чнт-ананда — «бытие, сознание и блаженство», три неотъемлемых свойства Абсолютной Истины, во всей полноте присутствующие в имени, облике и деяниях Господа Кришны. Саюджья-мукти — временное растворение индивидуальной души в безличном Брахмане — цель последователей майявады. Свамша — непосредственная экспансия Всевышнего Господа, единосущная с Ним. Сварупа — подлинная сущность, истинная изначальная природа чего-либо. Сваям-рупа — высший, изначальный образ Шри Кришны, источник всех прочих Его проявлений. Сиддханта — «(совершенные) заключения», конечные принципы какого-либо учения. Сурья — божество солнца; солнце. Т Тамас — «тьма», «косность», «невежество» — одна из трех гун материальной природы. Танматры — тонкие формы объектов чувств, категория учения санкхьи. Тантры — класс священных писаний, поведанных, в основном, Господом Шивой, и посвященных, главным образом, вопросам религиозной практики. Подразделяются на три вида согласно трем гунам природы. В наше время под «тантрой» часто понимаются практики, описанные в соответствующих текстах и предназначенные для людей, находящихся в тамо- гуне. Таттва — истина; начало, основополагающий принцип чего-либо. У Упадана-карана — материальная причина творения. Упанишады — класс священных писаний, входящих в состав четырех Вед и излагающих философское учение об Абсолюте и нашем истинном «я». В канонический список входит 108 Упанишад. Х Хираньягарбха — изначальный, коллективный Брахма, первообраз всех Брахм отдельных вселенных. Ч Чайтанья Махапрабху (1486-1534) — Сам Всевышний Господь Шри Кришна в Своем лике божественного великодушия; Шри Кришна, принявший чувства и цвет тела Шримати Радхарани, дабы ощутить вкус любви, которую Она испытывает к Нему. В некоторые, редкие Кали-юги (последние эпохи в четверичном цикле) Он приходит на землю в образе преданного и дарует людям божественную любовь (прему) в ее наивысочайшем проявлении, одновременно играя роль юга-аватары (воплощения Господа, дающего путь духовного самоосуществления для соответствующей эпохи), распространяет санкиртану, т.е. совместное воспевание святых имен Бога — главный духовный метод для нашего времени. Самый милосердный из всех ликов Всевышнего Господа. «Чайтанья-чаритамрита» — знаменитое произведение, описывающее жизнь и учение Шри Чайтаньи Махапрабху, созданное на бенгали Кришнадасом Кавираджей Госвами (завершено в 1616 году). Одно из главных священных писаний гаудия вайшнавов. Четыре цели человеческой жизни — четыре главных цели существования в материальном мире согласно системе варнашрама: благочестие (дхарма), процветание (артха), чувственное наслаждение (кама) и освобождение (мокша, или мукти). Четырнадцать миров — четырнадцать основных уровней бытия в пределах материальной вселенной, включающие райские, средние и адские системы миров. Чинтамани — наделенный чудесной силой духовный драгоценный камень. Ш Шакти — сила, или энергия. Шамбху — см. Шива. Шанта-раса — чистое преданное служение Господу в настроении умиротворенности, или нейтральности. Шветадвипа — «Белый остров»; 1) область Голоки, где Кришна являет Себя как Шри Чайтанья Махапрабху, в материальном мире проявлена как Навадвипа; 2) обитель Кширодакашайи Вишну посреди Молочного океана. Шестьдесят четыре искусства — традиционные искусства и умения, перечисляемые в ведических писаниях. Шеша — наделенное особой силой проявление Всевышнего Господа в виде огромного тысячеглавого змея, поддерживающего все миры и служащего ложем для Господа Маха-Вишну. Шива — одно из трех проявлений Господа, правящих материальным миром (гуна-аватар). Отвечает за разрушение вселенной и повелевает тамо- гуной. Шлока — двухсложный стих санскритской поэзии. Шраддха — вера; вера во Всевышнего Господа, в писания и преданное служение, первая ступень развития бхакти. Шри — «процветание», одно из имен Лакшми, богини процветания, вечной энергии-супруги Всевышнего Господа в Его образе Вишну- Нараяны; эпитет, добавляемый к имени, равносильный слову «чтимый», «святой». Шримад-Бхагаватам — «Бхагавата-пурана», главная из восемнадцати Пуран, в которой описывается только преданность Всевышнему Господу. Суть и венец всей ведической литературы. Литературное проявление Господа. Состоит из восемнадцати тысяч стихов. Шрингара-раса — см. мадхура-раса. Шуддха-бхакти — чистая, беспримесная преданность. Шудры — четвертое сословие в системе варнашрама — слуги (рабочие). Шьямасундара — одно из имен Господа Шри Кришны, указывающее на Его чарующий облик мальчика-пастушка с прекрасным цветом тела, подобным цвету темного грозового облака. Э Экспансия — эманация, принятие Господом определенных образов для совершения определенных лил. Я Янтра — священное графическое изображение или узор, содержащий духовную энергию и символизирующий какое-либо божество или Всевышнего Господа, либо какое-то Его проявление или шакти.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.138 с.) |