Таков тайный смысл Гаятри мантры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таков тайный смысл Гаятри мантры.



(Га ̄ на ̄ т тра ̄ йате)

Га ̄ йатри ̄ есть песня, ее воспеванием мы обретаем освобождение,
Сладкая музыка Божественного, помощь высшей из наших потребностей;
Приход к стопам Гауранги, мелодия суть санкиртана —
Затем — достижение Вриндаваны, святой звуковой волны флейты Кришны.
Санкиртана Махапрабху помогает исцелить нас,
Привести к блаженству служения, известному как раса.
Сладкая песнь флейты Кришны, вступающим во Вриндавану,
Его служителям помогает вновь и вновь  возносить служение.
При звуках флейты все помышляют: «Ах! Он идет!», «Он приближается!»,
Изумленная этим чудом, река Ямуна не в силах продолжить бег своих вод.
Все друзья окружают Его на всем протяжении вечера;
Слушая песню флейты, Яшода говорит себе: «Скоро придет мой сын!»
О Кришна, Владыка любви — Властелин сердца, Господь Шри Говинда,
Песнь Твоей флейты звучит в ночи, и гопи бегут к Ямуне.
Господь Враджа-дхамы — Сладостная Высшая Истина
Увлекает всех Своих слуг, просто играя на флейте.
Дасья, сакхья, ватсалья, все виды расы
Вплоть до высшей, мадхуры, — все олицетворены Шри Радхой —
Весь мир служения пребывает в Радхике;
Все виды служения подобны ветвям — они не более чем Ее часть.
Священная песнь пробуждает нас и мы смиренно предлагаем наши сердца
Ее святым стопам-лотосам — служению Шри Радхи.
Раса-ра ̄ джа, Маха ̄ бха ̄ ва — дуи ека ру ̄ па —
Владыка любви — Ее Супруг, и оба воплотились в едином образе:
Пришел Золотой Господь, Гауранга Махапрабху,
И привлек Гаятри к Радха-дасьям.
Веды, Упанишады, все записанные откровения истины,
Сошлись в «Шримад Бхагаватам», вершине всех вероисповеданий;
К сему высшему уровню осознания Бога
Придет сердце, внимающее этой вести преданности.

 

 

Глоссарий

 

А

Абхидхея средства достижения конечной цели, преданное служение на стадии практики (садхана-бхакти).

Аватара — нисхождение Бога или Его вечного спутника в каком-либо образе на тот или иной уровень бытия с определенной миссией.

Анируддха — четвертое проявление Гос­пода в Его четверичной экспансии (чатур-вьюхе) на Вайкунтхе.

Апарадха — оскорбление Господа, Его святого имени, Его преданного, духовного наставника, святой дхамы, писаний и т.п.

Артха — «выгода», «польза», «богатство», материальное процветание», вторая из четырех целей человеческой жизни в системе варнашрама.

Асакти — привязанность (имеется в виду непосредственная и глубокая привязанность к Господу и Его вечным преданным), шестая ступень развития бхакти, предшествующая появлению бхавы.

Аханкара — «то, что создает «я», тон­коматериальный элемент, заставляющий обусловленное живое существо отождествлять себя со своим грубым и тонким материальным телом.

Ачарья — духовный наставник; тот, кто учит своим примером.

Ачинтья-бхеда-абхеда — учение Господа Шри Чайтаньи Махапрабху о «непостижимом одновременном отличии-неотличии» Госпо­да и Его сил, или энергий.

Ашрам — 1) каждый из четырех укладов жизни в системе варнашрама; 2) обитель, где живут люди, занятые духовным совершенствованием.

Ашрама-дхарма — см. варнашрама-дхарма.

Аштанга-йога система йоги, состо­ящая из восьми ступеней: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи (самокон­троль, контроль ума, физические упражнения, дыха­тельные упражнения, отвлечение чувств от чувственных объектов, сосредоточение, созерцание и полный разрыв связи с материей).

 

 

Б

Бабаджи — живущий в отречении под­вижник.

Баладева — первая полная экспансия Господа, изначальный духовный учитель.

Биджа — «семя», «корень», «основа», ду­ховный слог, представляющий собой важнейшую часть мантры.

Божественная Чета — Шри Шри Радха-Кришна, Вер­ховная Личность Бога и Высшая Духовная Сила Бла­женства Господа.

Брахма — вторичный творец вселенной, создающий все разнообразие мира силой, дарованной Всевышним Господом, повелитель гуны страсти.

Брахмаджьоти — безличный Брах­ман как сияние духовного образа Говинды, цель майявади.

Брахман — безличный, бескачественный, всепроникающий аспект Господа, сияние духовного об­раза Шри Кришны.

Брахманы — священнослужи­тели и учителя, высшее из четырех сословий в системе варнашрама.

Брахмачарья  — первый из четырех укладов жизни в системе варнашрама, в рамках кото­рого человек проходил обучение у духовного учителя, живя в бедности и целомудрии; также — вообще обет безбрачия и чистой жизни.

Бхава — начальная ступень совершенства в преданности, сравниваемая с появлением первых лу­чей солнца премы (чистой любви к Богу) и характеризующаяся спонтанностью чистого преданного служения с появлением признаков божественного экстаза.

Бхаджан 1) интенсивная духовная практика преданности; 2) религиозное песнопение.

«Бхагавад-гита» — «Песнь Бога». Знаменитая беседа Всевышнего Господа Шри Криш­ны со Своим преданным Арджуной, состоявшаяся пе­ред самым началом битвы на Курукшетре. В этой бе­седе в сжатой форме раскрывается суть духовного зна­ния и преданность (бхакти) провозглашается высшим совершенством, целью существования души. Составляет часть шестой книги эпоса «Махабхарата», хотя широко издается и читается как самостоятельное произведение.

Бхагаван высший, личностный аспект Господа, обладающий, согласно традиционному опреде­лению, шестью величиями — красотой, силой, славой, богатством, знанием и отреченностью в их абсолютной полноте.

«Бхагаватам» см. «Шримад Бхагаватам».

Бхакти вечная» чистая» исполненная любви преданность Всевышнему Господу.

Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977) — великий проповед­ник гаудия вайшнавизма XX столетия» основатель ачарья Международного общества сознания Кришны (ISKCON).

Бхактивинода Тхакур (1838-1915) великий вайшнавский святой» богослов и философ» положивший во второй половине XIX сто­летня начало ренессансу гаудия вайшнавизма» продол­жающемуся поныне. Отец Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

Бхакти-йога — единение со Всевыш­ним Господом через преданность, путь преданного слу­жения.

«Бхакти-расамрита-синдху» — классическое санскритское произведение Шрилы Рупы Госвами, содержащее подробное описа­ние всех аспектов преданного служения.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур (1874-1937) — величайший вайшнавский ачарья первой половины XX столетия, широко распространивший учение Махапрабху по всей Индии, и создавший основу для его распространения по всему миру. Неутомимый проповедник, основатель ду­ховного движения Гаудия Матх. Сын и продолжатель дела Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Духовный нас­тавник Шрилы Шридхары Махараджа, Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады и многих других вели­ких и выдающихся вайшнавов нашего столетия.

 

 

В

Вайдхи-бхакти — преданное служе­ние, осуществляемое на основе правил и предписаний.

Вайкунтха букв, «место, где нет тре­вог», вечные духовные миры, где правит Всевышний Господь в Своем образе Нараяны.

Вайшешика одно из философских учений (даршан), формально основывающихся на ав­торитете Вед, но на деле противоречащих ведическим заключениям; фактически атеистическое, считает при­чиной мира соединение атомов.

Вайшнав — вишнуит, преданный Все­вышнего Господа Вишну, или Кришны.

Вайшнавизм — вечная религия чистого преданного служения Гос­поду Вишну. См. также Джайва-дхарма.

Вайшьи — третье сословие в си­стеме варнашрама — крестьяне и торговцы. Ванапрастха третий из четырех ук­ладов жизни (ашрамов) в системе варнашрама, в рам­ках которого человек отходит от деловой и обществен­ной жизни, странствуя по святым местам и посвящая все свое время духовной практике, также, человек в данном ашраме.

Варна — каждое из четырех сословий в си­стеме варнашрама. Принадлежность человека к той или иной варне определяется уровнем его сознания и родом занятий.

Варна-дхарма — см. варнашрама-дхарма.

Варнашрама-дхарма — веди­ческая общественно-религиозная система, согласно ко­торой общество подразделяется на четыре сословия (варны) — брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, а также четыре уклада жизни (ашрама) — брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси. См. также соответст­вующие статьи.

Васудева — Кришна как сын Васудевы (его имя в санскритском оригинале пишется с короткой а), Кришна в Матхуре и Двараке, первый образ Гос­пода в Его четверичной экспансии (чатур-вьюхе).

Ватсалья-раса — чистое преданное служение Господу в настроении родительской любви.

Веданта — «венец Вед». Совершенные ве­дические философские заключения, представленные в Упанишадах и в последовательной и сжатой форме изложенные великим мудрецом Шрилой Вьясадевой в «Веданта-сутре».

«Веданта-сутра» или «Брахма-сутры» — трактат Шрилы Вьясадевы, в котором в ви­де нескольких сот афоризмов (сутр) изложена фило­софия Вед.

Веды — четыре изначальных богооткровенных писания — «Риг-», «Яджур-», «Сама-» и Атхарва-веда; также, в более широком смысле, все священные писания ведической традиции.

Вираджа — «река бесстрастия», разде­ляющая материальный и духовный миры.

Вишванатха Чакраварти Тхакур — великий ачарья гаудия вайшнавов, живший во второй половине XVIII — первой половине XVIII веков, автор философских и поэтичес­ких произведений, высоко ценимых и почитаемых пре­данными.

Вишну — Всевышний Господь, особенно В Своем образе Владыки-Вседержителя; Господь Нарая­на, а также экспансии Господа, отвечающие за сотво­рение и поддержание материальных вселенных (пуруша-аватары), В материальной вселенной Вишну управ­ляет саттва-гуной.

Восемь совершенств — во­семь сверхъестественных способностей, приобретаемых в процессе практики аштанга-йоги.

Враджа — историческая область в районе Матхуры, Индия, площадью в 168 квадратных миль, где находится Вриндаван и где проходили детские и юношеские игры Шри Кришны.

Вриндаван — буквально, «лес из де­ревьев Туласи (Вринда)»; город в районе Матхуры (что в совр. штате Уттар-Прадеш, Индия), где прошли детские и юношеские годы Шри Кришны, когда Он 5000 лет назад нисходил на эту планету и где совершаются Его самые сокровенные игры с Его ближай­шими преданными; высшая обитель Господа в духов­ном мире (Голока).

Вьясадева — воплощение Господа Криш­ны, великий ведический мудрец, на заре текущей эпо­хи Кали-юга записавший Веды и составивший боль­шинство Пуран, «Веданта-сутру» и «Махабхарату».

 

 

Г

Гандхарвы — райские певцы и музыканты.

Ганеша — «повелитель множеств (духов)», слоновоголовый сын Господа Шивы и богини Парвати, божество богатства, успеха и мудрости, милостью Все­вышнего Господа Говинды наделенный силой устра­нять препятствия.

Гарбходакашайи Вишну— вторая пуруша-аватара, возлежащая на водах океана Гарбходака и порождающая Брахму.

Гаудия-вайшнавыт — по­следователи Шри Чайтаньи Махапрабху.

Гаура-Кришна — -«золотой Криш­на» — Шри Чайтанья Махапрабху.

Гауранга «златотелый» — Шри Чайта­нья Махапрабху.

Гаятри — «песня», особая ведическая мантра из трех строф по восемь слогов в каждой, ко­торую произносят брахманы на восходе солнца, в пол­день и на закате.

Говинда имя Всевышнего Господа Шри Кришны, имеющее смысл «Тот, Кто дарует радость земле, коровам и чувствам».

Гокула — Вриндаван и окружающая его местность, где Кришна проводил Свои чудесные игры в качестве юного пастушка. Земная Гокула является неотличной от Голоки — высочайшей обители Господа в духовном мире.

Голока «мир коров», «страна коров и пастухов» — высочайшая обитель духовного мира, где Шри Кришна пребывает в Своем изначальном двуру­ком образе.

Гопи — юные пастушки Вриндавана, возглав­ляемые Шримати Радхарани, самые близкие предан­ные Шри Кришны, служащие Ему в настроении су­пружеской любви.

Грихастха — второй из четырех укладов жизни (ашрамов) системы варнашрама, семейная и об­щественная жизнь в соответствии с ведическими пра­вилами и предписаниями; также, человек, живущий в рамках данного ашрама.

Гуны — букв. «нити», «веревки», а также «качества». Три основных свойства, или состоя­ния материальной природы, различные сочетания ко­торых создают все разнообразие проявлений материа­льного мира: саттва-гуна (бытие, свет, благость), раджа-гуна (активность, страсть) и тамо-гуна (тьма, кос­ность, невежество). Гуны определяют образ жизни, мышления и деятельности души, на которую влияют.

Гуру — духовный наставник.

 

 

Д

Даршана — 1) непосредственное лице­зрение Божества или духовного учителя; 2) система мысли, философия.

Дасья-раса — чистое преданное служе­ние Господу в настроении слуги.

Дваждырожденный — человек, получивший посвящение, принявший «первое рожде­ние» от мирских отца и матери, а «второе», духовное, от гуру (духовного отца) и Вед (духовной матери).

Джайва-дхарма — изначальная, чистая, вечная религия души — вайшнавизм; также, название известной книги Шрилы Бхактивиноды Тхакура, посвященной этой же теме.

Джива — душа, индивидуальное живое су­щество.

Джива Госвами (1513-1598) — один из шести Госвами Вриндавана, главных учеников и преемников Шри Чайтаньи Махапрабху. Автор мно­жества религиозно-философских произведений, в том числе монументальной «Шат-сандарбхи» и санскрит­ских комментариев к «Брахма-самхите». Величайший мыслитель Индии и всего мира. Почитается гаудия вайшнавами как таттвачарья — учитель истины.

Джнана — «знание», в первую очередь, ду­ховное. Часто это слово используется в смысле «зна­ние о безличном Брахмане», «низшая форма духовного знания, позволяющая обрести освобождение от стра­даний материального мира».

Дивья Сарасвати — «божествен­ная Сарасвати» — олицетворение божественного слова.

Древа желаний — исполняющие желания деревья духовного мира.

Дурга — «труднодостижимая», грозная бо­гиня, повелевающая материальным миром (Деви-дхамой), тень (чхая) высшей духовной силы Господа; су­пруга Господа Шивы.

Дхама — «обитель»; святая обитель Всевыш­него Господа, святое место, такое как Вриндаван, Навадвипа, Джаганнатха Пури; также, обитель могущест­венного божества, как например, Деви-дхама — «оби­тель богини» (Деви), т.е. Дурги — материальный мир.

Дхарма — «религия», «долг», «закон», «благочестие», «неотъемлемое свойство чего-л». Внут­ренне присущая живому существу природа. Внутрен­няя природа чего бы то ни было. Религия, свод рели­гиозных законов. Также, мирски ориентированная религиозность. Первая из четырех целей человеческой жизни согласно системе варнашрама; долг, обязан­ности человека в данной системе.

 

 

И

Ишвара (Парамешвара) Всевышний Господь как Верховный Творец и Владыка всего сущего.

Й

Йога — любая систематизированная практика духовного совершенствования. Часто под этим словом понимают аштанга-йогу (см, соответствующую статью).

Йога-майя (при олицетворении — с боль­шой буквы) — внутренняя духовная энергия Госпо­да, царящая в духовном мире и создающая все необхо­димые условия для протекания лилы.

Йога-нидра— состояние чудесного, мистического сна Господа Вишну.

 

 

К

Кама — «желание», «вожделение», «чувст­венное наслаждение». Регулируемое ведическими пред­писаниями услаждение чувств — одна из целей челове­ческой жизни согласно системе варнашрама. Имя бога любви.

Кама-дхену — «коровы, исполняющие желания» — чудесные коровы духовного мира, даю­щие безграничное количество молока, которое есть чис­тая любовь к Богу.

Карма — материальная деятельность; пра­ведные и неправедные поступки, совершенные живым существом ради своего собственного наслаждения, а также последствия этих поступков; закон материаль­ных причин и следствий.

Карма-канда — раздел Вед, посвящен­ный материальной благочестивой деятельности.

Карми — материалистически ориентирован­ный человек, занятый деятельностью в надежде насла­диться ее плодами; материалист.

Киннары — разряд небожителей с головами коней и человеческими телами.

Киртан одна из девяти составляющих преданного служения — воспевание святых имен и прославление Всевышнего Господа. Громкое воспева­ние святых имен Господа, сопровождаемое танцем.

Клим слог-биджа Кама-Гаятри-мантры, указывающий на Господа Кришну.

Кришна «Всепривлекающий»; Изначаль­ная Личность Бога, источник всех прочих образов и воплощений Божества, Абсолют в Своем наивысшем, наиболее прекрасном облике, обладающий вечной чудесной духовной привлекательностью для всех живых существ.

Кришналока высочайшая обитель Господа Кришны в духовном мире, то же, что и Го­лока.

Кшатрии — воины и правители, второе сословие в системе варнашрама.

Кширодакашайи Вишну — третья пуруша-аватара, возлежащая в Молочном океане и входящая в сердце каждого живого существа как Параматма.

 

 

Л

Лакшми — богиня процветания, вечная анергия-супруга Господа в образе Нараяны.

Лила-аватары — бесчис­ленные воплощения Всевышнего Господа, являющие чудесные духовные игры в материальном мире.

Лилы — «игры», чудесные духовные деяния Бога или Его чистого преданного. Свободное течение вечного бытия Господа и Его слуг.

Лингам — округлый эллиптический символ мужского творящего начала материального мира, символ Господа Шивы.

 

 

М

Мадхура-раса — отношения богосупружества, высшая форма духовных взаимоотношений чистых душ со Всевышним Господом.

Майя — низшая, внешняя энергия Всевыш­него Господа, тень, или отражение Его высшей внут­ренней духовной силы, составляющая этот материаль­ный мир и вводящая в заблуждение порабощенные ею живые существа, заставляя их забыть истину и под­линную природу — как окружающего их мира, так и свою собственную.

Майявада — философское учение, счи­тающее Абсолют совершенно безличным, а мир, инди­видуальных живых существ и Самого Господа продук­тами иллюзии (майи), адекватно объяснить источник и положение которой они, однако, не могут. Эта док­трина, являясь глубоко оскорбительной, противоречит совершенным заключениям Вед (будучи, по сути, скрытой формой буддизма) и прямо враждебна прин­ципам чистого бхакти.

Мантра — священный слог, слово или стих, заключающий в себе духовную энергию.

Маха-Вишну (Каранарнавашайи Вишну) — первая пуруша-аватара, возлежащая на водах Причинного океана и Своим дыханием порождающая все вселенные.

Маха-майя — внешняя, материальная энергия Господа, в отличие от высшей, духовной энер­гии йога-майя.

Махат-таттва — изначальная, не­дифференцированная форма совокупной материи, из которой проявляется материальный мир.

Мокша— освобождение от рабства материи, одна из четырех целей человеческой жизни согласно системе варнашрама.

Муралидхара «Держащий флей­ту», одно из имен Всевышнего Господа Говинды; чу­десная мелодия этой флейты пробуждает бхакти в сердцах живых существ.

Мурти — священное изображение.

Н

Навадвипа — букв, «девять островов», святое место явления и ранних игр Шри Чайтаньи Махапрабху. Девять островов, образуемых Гангой в ис­торической области Надия (Зап. Бенгалия, Индия) Почитается гаудия вайшнавами как духовно неотлич­ная от Шри Вриндавана.

Наги — гигантские многоголовые змеи, обитающие в одном из подземных миров.

Нараяна — четырехрукая экспансия Господа Кришны, правящая мирами Вайкунтхи. Пок­лонение Ему требует строгого соблюдения указаний священных писаний и совершается в настроении бла­гоговейного трепета и почтения (аишварья-бхаве).

Нимитта-карана — действенная причина материального мира.

Нирвана — прекращение мирского бытия.

Ништха — «твердость», «устойчивость»; твердая вера, выражающаяся в непоколебимости прак­тики преданного служения. Четвертая ступень развития ростка преданности, предшествующая ручи (вкусу).

Ньяя — одна из индийских философских си­стем, формально основывающихся на авторитете Вед, но фактически противоречащая ведическим заключе­ниям, хотя разработанные ею приемы логической ар­гументации используются всеми школами; логика.

 

О

Обусловленная душа — ду­ша, порабощенная материей и вынужденная претерпе­вать повторяющиеся рождения и смерти.

Омкара — священный слог ом, звуковое проявление Господа, с которого начинаются многие ве­дические мантры.

 

 

П

Пандит ученый брахман, специалист в какой-либо отрасли ведического знания.

Панча-тапа — суровая аскеза, практи­куемая некоторыми джнани и йогами и заключаю­щаяся в стоянии между пяти огней (четырех костров, в качестве же пятого выступает находящееся в зените солнце).

Панчопасана — поклонение пяти бо­жествам: Вишну, Сурье, Шиве, Дурге и Ганеше, очень распространенное в современном индуизме, но отвер­гаемое последователями чистого вайшнавизма, т.к. Вишну при этом почитается как одно из божеств, а не как Всевышний Господь. См. также примечание к комментарию к стиху 52 настоящей книги.

Паравьома — вечная безграничная сфе­ра духа за пределами материального мира, в которой пребывают все миры Вайкунтхи; Вайкунтха.

Параматма— вездесущая Высшая Ду­ша, аспект Всевышнего Господа. Пребывает в сердце каждого живого существа и в каждом атоме. См. также Кширодакашайи Вишну.

Патанджала — аштанга-йога, как она изложена мудрецом Патанджали.

Прадхана — предматерия, первоначаль­ное, недифференцированное состояние материи как энергии, из которого проявляется махат-таттва, даю­щая, в свою очередь, начало всем прочим материаль­ным элементам.

Прадьюмна — третий образ Господа в Его четверичной экспансии (чатур-вьюхе).

Прайоджана — конечная цель бытия — чистая любовь к Шри Кришне.

Пракрити — материальная и духовная природа как объект наслаждения Пуруши, т.е. Все­вышнего Господа; включает миры и мате­риальную природу.

Прасад — милость Господа; освященная в процессе предложения Господу пища или что-либо другое.

Према чистая, безраздельная духовная любовь ко Всевышнему Господу. Согласно писаниям —       зрелый плод чистой преданности, наивысшее совер­шенство и конечная цель жизни всякого живого су­щества.

Према-бхакти — преданность Госпо­ду в чистой, божественной любви — преме.

Пураны — восемнадцать священных писаний, дополняющих четыре изначальные Веды и наряду с «Махабхаратой» и «Рамаяной» признаваемые традицией пятой Ведой. Содержат описания историй во­площений Господа Кришны и деяний Его преданных.

Пурва-мимамса — одна из индий­ских философских систем, формально основывающих­ся на авторитете Вед, но фактически противоречащих ведическим заключениям; атеистическая система, при­дающая основное значение кармической деятельности.

Пуруша — наслаждающийся; субъект; но­ситель мужского начала; живое существо или Всевыш­ний Господь. Проявления Всевышнего Господа в мате­риальном мире, выполняющие функции созидания, поддержания и разрушения материальных вселенных.

Пуруша-аватары — три экспансии (распространения) Всевышнего Господа, ответственные за сотворение материального мира (Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну).

Пять великих элементов — пять начал, или стихий, составляющих грубое материальное творение: земля, вода, огонь, воздух и эфир (акаша).

Р

Рагануга-бхакти — спонтанная преданность, рождаемая сильной любовью и влечением к действиям преданных-рагатмика — вечных обитате­лей Враджи.

Рагатмика-бхакти — спонтан­ная преданность, пребывающая исключительно в серд­цах вечных спутников Шри Кришны в духовном мире.

Раджас — «активность», «страсть» — одна из трех гун материальной природы.

Радха (Радхаранн) — высшая внутренняя духовная энергия Господа в Своем наивыс­шем выражении, вечная супруга Шри Кришны.

Раса — духовный вкус различных изначаль­ных взаимоотношений души и Всевышнего Господа. Определенный вид отношений между преданным и Кришной; блаженство, которое преданный получает от своего служения Кришне. Различают пять основ­ных, исполненных священного блаженства рас: умиро­творенность, служение, дружбу, родительство и богосупружество. Существует также семь второстепенных рас: смех, изумление, жалость, героизм, гнев, страх и отвращение.

Рудра — Господь Шива в своем грозном образе разрушителя вселенной.

Рупа Госвами   (1489-1564) — вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху, главный из шес­ти Госвами Вриндавана. Был лично избран Господом Чайтаньей в качестве Своего преемника и главы Своей сампрадаи (духовной линии). Вследствие уникального положения, которое Шрила Рупа Госвами занимает среди последователей Махапрабху, их также называют рупанугами (последователями Шри Рупы). Признается гаудия вайшнавами расататтвачарьей (наставником, раскрывающим истину о расе). Автор множества ре­лигиозно-философских и поэтических произведений, в том числе знаменитого «Бхакти-расамрита-синдху».

Ручи — вкус; естественная склонность к слу­шанию, воспеванию и другой деятельности в предан­ном служении. Пятая ступень развития преданности, следующая после обретения твердости (ништхи).

 

 

С

Садхака — совершающий садхану.

Садхана — духовная практика.

Садхана-бхакти — преданность на стадии практики, преданное служение на начальных ступенях, регулируемое правилами и ограничениями.

Садху — святой человек, подвижник, стран­ник.

Сакхья-раса — чистое преданное слу­жение Господу в настроении друга.

Самадхи состояние сверхсознания, при котором душа полностью теряет связь с телом и чувст­вами вследствие глубочайшей погруженности в объект созерцания. Для преданного означает полное внутрен­нее погружение в духовную лилу Господа.

Самбандха — «взаимосвязь», онтологи­ческое положение Всевышнего Господа, мира и живого существа в их взаимоотношениях друг с другом.

Сампрадая — духовная преемствен­ность.

Санатана Госвами (1488-1558) — один из шести Госвами Вриндавана, главных учени­ков и преемников Шри Чайтаньи Махапрабху. Стар­ший брат и духовный наставник Шрилы Рупы Госва­ми. Автор многих книг, высоко почитаемых вайшнавами.

Санкаршана — второй образ Господа в Его четверичной экспансии (чатур-вьюхе).

Санкхья — 1) система аналитического ис­следования элементов и последовательности материаль­ного творения и объяснения разницы между материей и духом, изложенная Господом Капилой, сыном Девахути» воплощением Господа Кришны; 2) атеистическая философия с тем же названием, созданная в гораздо более поздние времена самозванцем-Капилой.

Санньяса — отречение от мира; жизнь в отречении, четвертый ашрам в системе варнашрама; в наше время — монашество.

Санньяси — человек, принявший санньясу; монах.

Саттва — -«бытие», «чистота», «благость» — одна из трех гун материальной природы.

Сат-чнт-ананда — «бытие, созна­ние и блаженство», три неотъемлемых свойства Абсо­лютной Истины, во всей полноте присутствующие в имени, облике и деяниях Господа Кришны.

Саюджья-мукти временное растворение индивидуальной души в безличном Брах­мане — цель последователей майявады.

Свамша — непосредственная экспансия Всевышнего Господа, единосущная с Ним.

Сварупа — подлинная сущность, истинная изначальная природа чего-либо.

Сваям-рупа — высший, изначальный образ Шри Кришны, источник всех прочих Его про­явлений.

Сиддханта — «(совершенные) заключе­ния», конечные принципы какого-либо учения.

Сурья — божество солнца; солнце.

Т

Тамас — «тьма», «косность», «невежест­во» — одна из трех гун материальной природы.

Танматры — тонкие формы объектов чувств, категория учения санкхьи.

Тантры — класс священных писа­ний, поведанных, в основном, Господом Шивой, и по­священных, главным образом, вопросам религиозной практики. Подразделяются на три вида согласно трем гунам природы. В наше время под «тантрой» часто понимаются практики, описанные в соответствующих текстах и предназначенные для людей, находящихся в тамо- гуне.

Таттва — истина; начало, основополагаю­щий принцип чего-либо.

У

Упадана-карана — материальная причина творения.

Упанишады — класс священных писаний, входящих в состав четырех Вед и излагаю­щих философское учение об Абсолюте и нашем истин­ном «я». В канонический список входит 108 Упани­шад.

Х

Хираньягарбха — изначальный, коллективный Брахма, первообраз всех Брахм отдель­ных вселенных.

Ч

Чайтанья Махапрабху   (1486-1534) — Сам Всевышний Господь Шри Кришна в Своем лике божественного великодушия; Шри Криш­на, принявший чувства и цвет тела Шримати Радхарани, дабы ощутить вкус любви, которую Она испыты­вает к Нему. В некоторые, редкие Кали-юги (послед­ние эпохи в четверичном цикле) Он приходит на зем­лю в образе преданного и дарует людям божественную любовь (прему) в ее наивысочайшем проявлении, од­новременно играя роль юга-аватары (воплощения Гос­пода, дающего путь духовного самоосуществления для соответствующей эпохи), распространяет санкиртану, т.е. совместное воспевание святых имен Бога — глав­ный духовный метод для нашего времени. Самый милосердный из всех ликов Всевышнего Господа.

«Чайтанья-чаритамрита» — знаменитое произведение, описывающее жизнь и учение Шри Чайтаньи Махапрабху, созданное на бенгали Кришнадасом Кавираджей Госвами (заверше­но в 1616 году). Одно из главных священных писаний гаудия вайшнавов.

Четыре цели человеческой жизни — четыре главных цели существования в материальном мире согласно системе варнашрама: благо­честие (дхарма), процветание (артха), чувственное на­слаждение (кама) и освобождение (мокша, или мукти).

Четырнадцать миров — четырнадцать основных уров­ней бытия в пределах материальной вселенной, вклю­чающие райские, средние и адские системы миров.

Чинтамани — наделенный чудесной си­лой духовный драгоценный камень.

Ш

Шакти — сила, или энергия.

Шамбху — см. Шива.

Шанта-раса — чистое преданное слу­жение Господу в настроении умиротворенности, или нейтральности.

Шветадвипа — «Белый остров»; 1) область Голоки, где Кришна являет Себя как Шри Чайтанья Махапрабху, в материальном мире проявле­на как Навадвипа; 2) обитель Кширодакашайи Вишну посреди Молочного океана.

Шестьдесят четыре искусства — традиционные искусства и умения, перечисляемые в ведических писаниях.

Шеша — наделенное особой силой проявле­ние Всевышнего Господа в виде огромного тысяче­главого змея, поддерживающего все миры и служащего ложем для Господа Маха-Вишну.

Шива — одно из трех проявлений Господа, правящих материальным миром (гуна-аватар). Отве­чает за разрушение вселенной и повелевает тамо- гуной.

Шлока — двухсложный стих санскритской поэзии.

Шраддха — вера; вера во Всевышнего Господа, в писания и преданное служение, первая сту­пень развития бхакти.

Шри — «процветание», одно из имен Лакшми, богини процветания, вечной энергии-супруги Все­вышнего Господа в Его образе Вишну- Нараяны; эпи­тет, добавляемый к имени, равносильный слову «чти­мый», «святой».

Шримад-Бхагаватам — «Бхагавата-пурана», главная из восемнадцати Пуран, в которой описывается только преданность Всевышнему Господу. Суть и венец всей ведической литературы. Литературное проявление Господа. Состоит из восемнадцати тысяч стихов.

Шрингара-раса — см. мадхура-раса.

Шуддха-бхакти — чистая, беспри­месная преданность.

Шудры — четвертое сословие в си­стеме варнашрама — слуги (рабочие).

Шьямасундара — одно из имен Господа Шри Кришны, указывающее на Его чарующий облик мальчика-пастушка с прекрасным цветом тела, подобным цвету темного грозового облака.

Э

Экспансия — эманация, принятие Господом опре­деленных образов для совершения определенных лил.

Я

Янтра — священное графическое изобра­жение или узор, содержащий духовную энергию и сим­волизирующий какое-либо божество или Всевышнего Господа, либо какое-то Его проявление или шакти.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.138 с.)