Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Целостность худо'жествен-
НОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, существенная ха- рактеристика произведения иск-ва. к-рое пред- ставляет материально-идеальную систему, некий художественный мир. Это произведение, к-рое уже чисто в физическом отношении всегда орга- низованное в пространстве и времени. Ц. х. п. имеет двойственный противоречивый характер, к-рый выражается в наличии материально- чувственной внешней и внутренней (духовной) сторон, формы и содержания, знака и значения. Эти стороны находятся в диалектическом ед-ве.
Произведение иск-ва - это организованное це- лое. Слово, звук, жест, мрамор и т. п. существу
ют вне произведения, до него, как материал, волею художника и в соответствии с его замыслом приводится в определенное соотношение, взаимосвязь, имеющую
устойчивый характер (в рамках произведения).
В то же время, любое произведение иск-ва, будучи органической целостностью как ед-во определенного содержания и формы, и в этом смысле, завершенным, одновременно предстает открытой, развернутой к личности восприни- мающего (читателя, слушателя), т. е. потенци- ально незавершенной художественной системой,
В течение всей жизни художественного про- изведения, протекающей в историческом про- странстве и времени, оно способно от эпохи к эпохе каждый раз в акте его исполнения и вос- приятия раскрываться по особому, стать поводом к открытию в нем новых смыслов, акцентов ню- ансов и т. п.
Практика режиссуры ставит проблему худо- жественной Ц. как ключевую проблему профес- сии, как ее смысл и цель. Все эл-ты театральной Ц.: актер, его психологическая жизнь и пласти- ческая выразительность, мизансцена, звук, свет, декорация'», т. д. должны находиться в со- подчинении, быть взаимно обусловленными и пояснять друг друга. (Композиция).
ЦЕЛЬ, идеальное, осознанное, мысленное предвосхищение результата, на достижение к- рого направлено действие чел-ка. В качестве непосредственного мотива Ц- направляет и регу- лирует человеческую деятельность. Содержание Ц. зависит от объективных законов действитель- ности, реальных возможностей субъекта, приме- няемых средств.
ЦЕЛЬНОСТЬ, Целое, Целостность.
ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ, Событийный ряд.
ЦЕРЕМОНИА'.Л. официально принятый распорядок церемонии' (торжественного приема, шествия и т. п.).
ЦЕРЕМОНИЯ (< лат. caerimoma - благого- вение, культовый обряд), торжественный офици- альный акт, при проведении к-рого установлен определенный порядок - церемониал. 2) Особен- но Торжественный ритуал.
ЦИРК (< лат. circus - круг), 1) в Древнем Ри- ме - место для конных состязаний и состязаний колесниц, для травли зверей, боев гладиаторов, кулачных боев и т д 2) Здание с ареной (мане- жем) и амфитеатром для зрителей, где даются цирковые представления. 3) Вид иск-ва, специ- фика к-рого заключается в создании художест- венного образа при помощи движений, трюков, актерского мастерства. Решая как бы сверхзада- чу, демонстрируя виртуозно-свободное владение трудно осваиваемым предметом (животными, пространством, своим телом и чувствами), цир- ковой артист творит по законам эксцентрично- сти, раскрывая высшие человеческие возможно- сти. Слагаемыми циркового образа являются также.музыка, грим, костюм исполнителя.
104
Иск-во Ц. играет существенную роль в эмо- циональном воздействии на зрителя. Театрализо- ванные вечера, представления, праздники не об- ходятся без цирковых атрибутов: веселых экс- центрических номеров, ярких костюмов, масок, иллюзионных номеров и т. д. Жанры Ц.; клоуна- да, акробатика(силовая, прыжковая, пластиче- ская, вольтижная и др.). эквилибристика (на ка- тушках, на шаре, на вольностоящих лестницах, на переходной лестнице, на проволоке, на канате, на штейн-трапе, на велосипедах), жонглирование (сольное, силовое, антиподистское), мани- пулирование, гимнастика, пантомима, муз. экс- центрика, иллюзионизм, наездничество, дресси- ровка животных, "оригинальный жанр" и т. д.
ч
ЧАСТУШКА, произведение устной народ- ной поэзии, лирическая или лирико-комедийная миниатюра - четверостишие или двустишие (ли- рическое или злободневное, шутливое), испол- няемое на определенный напев. На эстраде Ч. - составная часть куплетного жанра. Они еще бо- лее лаконичны и просты по своей структуре, чем куплеты. Ч. за редким исключением всегда че- тырехстрочны. Для Ч характерна простая сло- весная и муз. форма, точность в выборе темы, любовь к острому слову, ясность мысли, энер- гичность и краткость. Один из часто встречаю- щихся в частушках приемов - повтор, своеоб- разный «крупный план», цель к-рого - выделение наиболее важной мысли
Виды Ч.: сольные (мужские и женские), Ч.- диалоги, групповые, плясовые (двух- и четырех- строчные), Ч с припевом, двухстрочные "стра- дания", "семеновна". "матаня" и т. д. Ч. может включать в себя и трагическое, и публицистиче- ское содержание Они могут исполняться под балалайку, гармошку, баян, группу народных инструментов.
ЧИ'СТЫЙ ПРО'ФИЛЬ, ракурс сценический, в сценической композиции применяется реже, чем абсолютный фас. Главный недостаток Ч п. в том, что он наименее универсален с т. зр. обо- зреваемости. Профильная фигура в середине сцены одной половиной зала читается как полу- лицевая, др. - как полуспи'нная. А эти два ракур- са служат различным задачам и обладают неоди- наковыми выразительными возможностями, Ч. п. в статике лучше всего помогает создать эффект окаменелости человеческой фигуры.
ЧТЕ'НИЕ ХОРОВО'Е, Хор речевой.
ЧУВСТВА, 1) (психол.) дифференцирован- ные и устойчивые эмоции, возникающие на ос- нове переживаний чел-ком своего отношения к предметам и явлениям действительности, на ос- нове высших социальных потребностей чел-ка (Ч. интеллектуальные, Ч. эстетических, Ч. нрав- ственных). В этом смысле Ч связаны с представ- лением или идеей о нек-ром объекте - конкрет-
ном или обобщенном (напр., Ч. любви к Родине, к человеку). Сильное, абсолютно доминирующее Ч. называется страстью, События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни чел-ка, наряду со специфическими, могут вызвать также изменения общего эмоционального фона -т. и. настроения. Формирование Ч. - необходимое условие развития чел-ка как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для 'того, чтобы ими руководствоваться, только, став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реаль- ными побуждениями к деятельности. Ч. обшест- 'венные обусловлены исторически, как и сама личность. 2) (В театре) атрибут сценического действия. (Чувство меры. Чувство целого. Чув- ство юмора}.
ЧУВСТВО МЕРЫ, эстетическое чувство, к- рое вызывается необходимостью и достаточно- стью определенных количественных характери- стик произведений иск-ва для возникновения непременно присущего ему качества - художе- ственности. Художественное качество произве- дения иск-ва обусловлено организованностью, согласованностью, стройностью, соразмерностью всех его количественных сторон (величина в пространстве и во времени, пропорции, ритм, эл- ты формы и т. д.). В иск-ве мера определяется закономерностями строения произведения, обна- руживаемыми в творчестве. Она связана также с психологическими и культурно-историческими закономерностями эстетического восприятия. Мера предполагает точность выражения в каж- дом эл-те формы художественного произведения определенной грани его содержания, а также необходимость и достаточность именно этих эл- тов для создания художественного целого. То, что может быть устранено из произведения без ущерба для художественности должно быть уст- ранено как нарушающее меру. В этом смысле произведение в любом виде иск-ва должно соз- даваться по принципу работы скульптора: устра- нение лишнего. (Условность),
ЧУВСТВО ЦЕ'ЛОГО, I) эстетическое пе- реживание художником своего произведения как единого целого. Это переживание конца произ- ведения в его начале и начала произведения - в его конце, умение видеть в каждом эпизоде часть целого. Для реж-ра - это умение охватить цель- ный образ мероприятия, массового действия в первоначальном режиссерском замысле, чувство режиссерской композиции. Для исполнителя - в каждый отдельный момент пребывания на сцене переживать свою роль в целом, ухватить одно- временно начало и конец номера, эпизода, чув- ствовать место своего номера в общей компози- ции представления. Для участника праздника - активная сопричастность к праздничному дейст- вию, участвуя в одном из праздничных эпизодов, ощущать весь масштаб праздника. Это чувство сопричастности вызывается и закрепляется в кульминационных моментах праздника, в его
105
финале, где оно воплощается в образе общения, в впечатлении, оставляя след в эмоциональной памяти, образуя эмоциональное образное пред- ставление о свершившемся праздничном собы- тии. Массовое театрализованное действо свою жизненную и художественную цельность обре- тает в самом процессе его свершения, в органи- ческом ед-ве жизненного и художественного действия его участников.
ЧУВСТВО Ю'МОРА. Юмор.
Ш
ШАНТА'Н (фр. chantant), пивные и кафе, где давалось публичное увеселение, в центре к-рого стоит скабрезность, возникли в VIII в. в Париже. В Ш., простую программу к-рого составляли му- зыкальные пьесы, пение, а затем и танцы, пред- почтение отдавалось фривольному жанру, дву- смысленным шансонеткам (песенкам) и танцам подчеркнуто эротическим. Скабрезность облача- ется в невинную внешнюю форму и состоит в скрытом двойном смысле ловко подобранных слов, в рафинированных паузах, в подчеркивании известных мест, в мимических движениях, сопровождающих шансонетку и т. п. С цинизмом слов соединяется цинизм жестов, при помощи жестов все перекидывается в область эротики. Ш. - предтеча варьете
ША'РИ-ВА'РИ (< фр. charivarie - кошачий концерт) - в цирке финальная комбинация груп- пового номера, пролога или эпилога представле- ния, в к-рой все участники одновременно испол- няют темповые эффектные трюки.
ШЕСТВИЕ (лат. processio - движение впе- ред), коллективное прохождение массы людей по улицам и площадям Ш. - это вид общественных акций, создающих в движении по улицам или площадям в динамически развивающийся сим- волический образ жизненного события. В зави- симости от цели Ш. выбирается его форма и вы- разительные средства. Определяется место Ш. в обшей структуре праздника: Ш.-пролог, Ш.- кульминация, Ш.-эпилог. Ш.-связка между эпи- зодами. Определяется маршрут Ш. и его время, объекты остановок. Определяется характер Ш.: Ш.-зрелише или Щ.-действие, в к-рое включено максимальное число жителей данного населен- ного пункта. Различают религиозные Ш. и свет- ские Ш.
К религиозным относят траурные церемонии (напр., в Иране Ш. в честь царя Хусейна, на к- ром участники истязают себя), "процессию теле- ги" - перевезение статуи Джанганнатха на ог- ромной, шестнадцатиколесной телеге из одного храма в другой (в Индии), крестный ход в День Рождества Христова (в европейских странах и России) и т. п.
К светским Ш. можно отнести парады, мани- фестации, демонстрации, процессии памятно- реквиемного характера, карнавал и др.
В массовом Ш. коллективное прохождение .участников по улицам и площадям составляет основу театрализованного действия, декориро- ванные машины, сценические площадки, интер- медии в публике и др. средства театрализации являются своеобразным художественным эпи- центром, вокруг к-рого концентрируется реаль- ное действие. Отрыв театрализации от действия масс снижает эмоциональную реакцию, умень- шает активность участников, превращает их в сторонних наблюдателей красивого зрелища. Ш. должно увлекать людей к финалу праздника - митингу, гулянью, зрелищу на стадионе, к фей- ерверку и т. п.
Ш. и парады дают возможность создать раз- вивающиеся сюжетно эпизоды театрализованного действия в движении, продемонстрировать тематический замысел в динамических картинах.
В своем тематическом построении Ш. и пара- ды опираются в первую очередь на достижения людей - реальных героев конкретной коллектив- ной общности в сочетании с их оптимистическим праздничным настроением и потребностью в действенной активности. Большое значение при организации Ш. и парадов имеет точность художественного оформления, являющегося не самоцелью, а компонентом действия. В зависи- мости от сценарно-режиссерского замысла по- разному сочетаются реальная и художественная образность, темпо-ритмический рисунок как всего Ш., так и отдельных его частей. Ш. и пара- ды должны органично перерастать в кульмина- ционное действие, позволяющие реализовать активность участников через конкретные по- ступки, несущие глубоко символический смысл (факельное действо, общая клятва, хоровое пение и проч.)
ШЛЯГЕР (нем. Shiager - букв, гвоздь сезона, боевик), эстрадная песня или мелодия, имеющая особый успех у публики в данное время.
ШО'У (англ show - зрелище, показ), 1) пыш- ное сценическое 'зрелище с участием "звезд" эс- трады, цирка, спорта.джаз-оркестра, балета на льду и т. п. 2) Спектакль в широком смысле слова, к-рый на западе нередко сопровождает проведение какого-л. мероприятий в обществен- ной и культурной жизни, напр., конкурсы красо- ты, вручение театральных, литературных и ки- нопремий. Акценты смещаются в сторону внеш. эффектов, призванных приукрашивать содержа- ние происходящих событий.
ШТАМП (< ит. stampa - печать), I) стерео- типное выражение, механически воспроизводи- мое в типичных речевых контекстах и ситуациях, шаблонная фраза, выражение (напр., "Вопрос ждет своего решения). 2) Общеизвестный обра- зец, к-рому слепо подражают; шаблон, трафарет. 3) (В театре) однажды и навсегда установленные формы (приемы) выражения любого чувства, любого образа, любого действия, любого сцени- ческого переживания, потерявшие какое бы то ни было внутреннее содержание, когда актеры
106
подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, т. е. копируют внеш. результат переживаний, к-рые когда-то у какого-то актера были свежим и взволнованным выражением жизненной правды. Это раз и навсе- гда зафиксированная маска чувств. Напр., любовь выражается воздушными и настоящими поцелуями, коленопреклонениями, волнение - быстрым хождением взад и вперед, стуком ста- кана о графин или о зубы и т. п.
ШТАНКЕТНЫИ ПОДЪЕ'М, Декорацион- ный подъем.
ШУМЫ', звуки, не относящиеся к категории муз. и не являющиеся человеческой речью. К Ш. относятся все звуковые формы проявления живой и неживой природы, голоса животных и птиц, звуки стихий, работающей техники и т. п. Кроме того, источником Ш. часто является сам человек. вся деятельность к-рого, все жизненные функции постоянно связаны с различными звучаниями (напр., звуки шагов или кашля, плача или смеха, звуки ликующей толпы и крики негодования или выкрики торговцев и причитания покупателей на восточном базаре, в к-рых не различаются смысловые оконченные фразы).
Особо следует сказать о явлении, к-рое можно назвать «шумовой музыкой» (завывание ветра, шум дождя, звук топора по дереву, скрип двери и т.п.).
Принципы методики создания «шумовой му- зыки»:
1) строгое «дозирование» звукошумового фрагмента. Оптимальная длительность звучания каждой записи в зависимости от ее содержания и технических качеств может составлять либо 4 - 10, либо 50 - 60 секунд. Здесь нужен лишь штрих, намек, чтобы воображение слушателя могло «дорисовать» создаваемую картину. На полтора часа сценического действия достаточно 5-6 коротких фонограмм, к-рые должны быть собраны на одном носителе.
2) Соединение шумовой фонограммы с изо- бразительным рядом (демонстрацией слайдов, фрагментов и т, п.).
3) Минимальное употребление часто исполь- зуемых материалов, чтобы избежать эффекта «заигранной пластинки».
4) Умелая и тонкая подача фонограммы (не зависимо от времени ее звучания). Важнейшие качества любой шумовой фонограммы: а) каж- дый шумовой пример записывается в определен- ной тембровой окраске, к-рая позволяет отличить друг от друга однотипные Ш. Напр., конский топот по булыжной мостовой будет звучать иначе, чем по деревянному мосту; подъезд ма- шины зависит от типа автомашины (грузовая, легковая, автобус и пр.) и т. д; б) любой шумовой пример требует необходимого ритма записи (напр., колеса поезда, проходя по стыкам рельс, выстукивают вполне определенный свой собственный ритм, "рисунок", зависящий от типа вагонов - двухосных, четырехосных и т. д.;
в) темп записи (напр., запись стремительно мчащейся машины будет отличаться от записи, воспроизводящей медленный подъем той же ма- шины и т. д.)
Еще один способ умелой подачи фонограммы - краткий словесный комментарий, предуведом- ляющий, подготавливающий зрителя-слушателя к восприятию. (Шумовые эффекты).
ШУМОВЫЕ (ЗВУКОВЫЕ) ЭФФЕ'КТЫ производятся за кулисами с помощью простых приспособлений. Так. чтобы изобразить дождь, используют вращающийся на горизонтальной оси барабан, в к-ром перекрывается обыкновенный горох; в зависимости от скорости вращения дождь утихает или припускает сильным ливнем. Гром производится железным листом, подвешенным на раме (или набором из 2-3 листов разного размера и разного звучания). Цокот подков имитируется постукиванием опреде- ленным образом деревянными коробками без крышек друг о друга. Сейчас шумовые приборы заменили магнитофоны, стереофонические аку- стические системы и наборы пластинок с запи- санными на них всевозможными шумами и зву- ками Звяканье двух серебряных ложечек, подве- шенных свободно • на нитках у самого микрофона, в записи дает могучий колокольный звон. Мерное шуршание скомканным куском целлофана дает топот шагающей роты солдат. Ветер, вьюгу, свист снаряда, взрыв, звук мотора и т. п. можно воссоздавать с помощью языка и губ. Некоторые эстрадные артисты строят на таком "микрофонном эффекте" целые номера. Шумовое оформление очень важно для создания на сцене определенной атмосферы. Хорошо продуманный и точно выполненный звуковой эффект может стать ярким художественным компонентом спектакля.
Э
ЭКЛЕКТИКА (< гр. ekiektikos - выбираю- щий), 1) формальное, механическое соединение разнородных, часто противоположных принци- пов, взглядов, теорий, стилевых и художествен- ных эл-тов и т. п. 2) Отсутствие ед-ва целостно- сти, последовательности в убеждениях, теориях; беспринципное сочетание разнородных, несо- вместимых, противоположных воззрений, напр.. материализма с идеализмом. 3) В архитектуре и изобразительном иск-ве сочетание разнородных стилевых эл-тов или произвольный выбор стили- стического оформления для зданий или художе- ственных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности 19 в.). 4) В режиссуре массовых действ проблема Э. выражается в механическом соединении стилевых и художественных эл-тов текстах исполнителей, в оформлении
107
представления, костюмах разных коллективов (готовых и взятых на прокат) и т. п.
ЭКРАН (фр. ёсгап - шит), плоскость для ото- бражения лучей проектора, является частью одежды сцены. Э. может быть плотным, непро- зрачным, позволяющим давать прямую проек- цию, или полупрозрачным, позволяющим давать рирпроекцию (обратную проекцию), основанную на пропускании лучей проектора. В Петербурге на массовых праздниках в качестве Э. использу- ют низкие облака. Живым экраном называют художественный фон, используемый в стадион- ных представлениях. (Полиэкран).
ЭКСПЛИКАЦИЯ (< лат. explicatio - истол- кование, объяснение, разъяснение), 1) то же, что легенда. 2) Краткое письменное сопровождение экспозиции музея или выставки; содержит объ- яснение и оценку данного исторически- художественного явления. 3) Объяснение услов- ных обозначений, употребляемых на планах, картах и проч. (Графический метод)- -4) (В теат- ре, театрализованных представлениях) письмен- ное сопровождение и объяснение в условных обозначениях режиссерского замысла.
ЭКСПОЗИГЦИЯ (< лат. ekspositio - выстав- ление на показ, изложение, описание), 1) в музе- ях и на выставках - размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типо- логической и пр.). 2) (Муз.) начальный раздел сонатной формы, в к-ром излагаются основной темы произведения, а также 1 -я часть фуги, включающая проведение темы во всех голосах.
3) (Лит.) часть литературного произведения, в к- рой характеризуется обстановка, расстановка персонажей и обстоятельств, непосредственно предшествующих началу действия; предваряю- щей начало развертывания фабулы. Располагает- ся в начале (прямая Э. дается как вступительная часть), реже в середине (задержанная Э. - внутри текста) или в конце (обратная Э.) повествования.
4) (В театрализованном представлении) введение в тему (ср. с прологом). Э. в широком плане - оформление фойе, встреча гостей, какие-л. действия до начала представления, музыка. В узком смысле - завязка - оформление сцены, первые слова ведущих, посвящающих в курс дела. Задача Э. - психологически и эмоционально подготовить зрителя к восприятию зрелищной части мероприятия,
ЭКСПРОМТ (< лат. exprointus - находящийся в готовности, имеющийся под рукой), 1) не- большое стихотворение, чаще шуточного со- держания, созданное мгновенно, разновидность импровизации. 2) Лирическая муз. пьеса импро- визационного склада. 3) В широком смысле - различного рода выступления, исполнения без предварительной специальной подготовки («вы- ступать экспромтом»).
ЭКСЦЕ'НТРИК (фр, excentrique). цирковой или эстрадный актер, номера к-рого строятся на неожиданном контрасте, причудливом смеще-
нии привычных понятий, алогичном поведении создаваемого им образа.
ЭКСЦЕНТРИКА (вне центра: < лат. ех - из, от и centrum - центр круга, сердцевина), 1) в те- атре, цирке, кино, на эстраде, заостренно' комедийное изображение алогичных, нелепых действий персонажа; Э. муз. - трюковое испол- нение муз. произведения на обычных или особых эксцентрических муз инструментах - колоколь- чиках, бубенчиках, пилах и т. и. 2) Художест- венный прием заостренно-комедийного изобра- жения действительности, основанный на нарочи- том нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками, явлениями.
ЭМОЦИЯ (< фр. emotion - волнение, < лат. emoveo - потрясать, возбуждать, волновать), не- посредственное пристрастное психическое пере- живание жизненного смысла явлений и ситуаций, душевное волнение (гнев, страх, радость и т. д.), возникающее у чел-ка и животного в результате воздействия на него внеш. и внутр. раз- дражителей, Э. имеет ярко выраженную субъек- тивную окраску, т. к. связана с удовлетворением (положительная Э.) или неудовлетворением (от- рицательная Э.) различных потребностей орга- низма. В театрализованных представлениях одна из главных психолого-педагогических задач - превращение Э. по поводу того или иного собы- тия в зрелище человеческих чувств. Эмоцио- нальное восприятие идей усиливается коллек- тивной атмосферой представления, праздника, превращающейся в мощный стимул воздействия, реж-ру необходимо помнить об органичном слиянии в сценарно-режиссёрском замысле ин- формационно-логической и эмоционально- образной линии развивающегося действия. (Эмоциональная память).
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПА'МЯТЬ, 1) запас хранящихся в сознании эмоциональных впечат- лений (память «чувств»). 2) Способность актера сохранять и воспроизводить в сознании, а также сценически воплощать прежние эмоциональные впечатления, эмоциональный опыт в контексте создаваемого им образа.
ЭМПАТИЯ (гр. empatheia - сопереживание), I) (психол.) постижение эмоциональных состоя- ний др. чел-ка в форме сопереживания. Различа- ют; эмоциональную Э. основанную на механиз- мах проекции (т. е. интерпретации эмоциональ- ного состояния др. чел-ка в соответствии со своими личностными особенностями) и подра- жания моторным к аффективным реакциям др. чел-ка; когнитивная Э.. базирующаяся на интел- лектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.); предикативная Э., рассматриваемая как способность предсказывать реакции др. чел-ка в конкретных ситуациях. Как особые формы Э. выделяют: сопереживание - переживание субъ- ектом тех же эмоциональных состояния, к-рые испытывает др. чел-к на основе отожествления с ним, и сочувствие - переживание субъекта по
108
поводу чувств др. чел-ка. 2) (В театре) переходный механизм от! фантазии к воображению, т. е. качественного состояли между ними. В Э. про- исходят водораздел между актерской и режис- серской профессиями. 3) В массовом действе сопереживание реж-ром общественных настрое- ний, к-рое служит отправным эмоциональным моментом при создании замысла.
ЭНЕРГИЯ (< гр. energeia - действие, дея- тельность), общая качественная мера различных форм движения и взаимодействия. В соответст- вии с физическими процессами различают Э. тепловую, механическую, электромагнитную, гравитационную, ядерную и т. д. Вследствие су- ществования закона сохранения энергии понятие Э. связывает воедино все явления природы. 2) Деятельная сила, настойчивость, решительность в достижении поставленной цели (Э. режиссера, Э. сценического действия).
ЭОРТОЛОТИЯ (от греч. еортп - праздник и Адуос - наука), современная наука о праздниках. Э. утверждает взгляд на праздник как на общест- венный акт, форму человеческой культуры, от- ражающую художественными средствами обще- ственно значимые события, явления, факты, политические, нравственные, эстетические идеа- лы той или иной эпохи.
ЭПИЗО'Д (гр. epeisodion, букв. - вставка), 1) случай, происшествие (Ср., Событие) 2) Часть художественного произведения имеющая отно- сительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы. 3) (В драма- тургии, массовом действии) относительно само- стоятельная единица действия, имеющая закон- ченное образное решение и строится по законам композиции.
ЭПИЗО'ДА МАССОВОГО КОМПО- ЗИ'ЦИЯ, Композиция массового эпизода.
ЭПИЛОГ (гр. epilogos). 1) в древнегреческой драме заключительный монолог - обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или с итоговым объяснением содержания. 2) В современной лит-ре - заключительная часть произведения, в к-рой кратко сообщается о судьбе героев после изображаемых в нем собы- тий, а порой обсуждаются нравственные, фило- софские аспекты изображаемого или даются до- полнительные разъяснения замысла автора (про- тивоположное - пролог). 3) Заключительная часть оперы, кинофильма и др. 4) Конец, развязка чего- л..
ЭПИЧЕСКИЙ ТЕА'ТР, тип театра, в к-ром всеми средствами сценической выразительности реж-р и актер стремятся разбудить в зрителе интеллектуальное, рациональное отношение к показываемому и стремление переделать порядок вещей. Основу восприятия зрителем эпического спектакли представляет сотворчество с ин- теллектуальным уклоном или соучастие.
Э'ПОС (гр. epos - слово, повествование, рас- сказ, песня), 1) то же, что эпопея, а также древ- ние историко-героические песни (напр., былины)
2) Род литературный (наряду с лирикой и дра- мой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспо- минаемых повествователем). Личность автора- повествователя формально устраняется до пре- дела. Э. схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протя- женности и событийной насыщенности (сюжет- ность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. - ведущий жанр литературного Э. - эпическую поэма. Ис- точник ее сюжета - народное предание, образцы идеализированы и обобщены, речь отражает от- носительно монолитное народное сознание, форма стихотворная ("Илиада" Гомера, "Энеида" Вергилия). В 18 - 19 вв. ведущим жанром стано- вится роман (рыцарский, плутовской, авантюр- ный, исторический, приключенческий и пр.). Сюжеты заимствуются преимущественно в со- временности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное мно- гоязычное общественное сознание, форма про- заическая (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Др. жанры Э. - повесть, рассказ, новелла. Стре- мясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы ("Повести Белкина" А. С. Пушкина). На этой же основе складывается роман-эпопея ("Сага о Фор- сайтах" Дж. Голсуорси).
ЭСКИ'З (фр. esquisse), предварительный на- бросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или от- дельной его части. (Э. костюма, Э. декорации, и отдельных ее деталей, Э., отдельных предметов, аксессуаров и т. д.). Э. - не схематичный чертеж, а полная картина, на к-рой предметы указывают- ся в перспективе. Э. выполняется в цвете (крас- ками).
ЭСТРА'ДА (фр. estrade - помост, возвыше- ние), 1) Специальная (постоянная или времен- ная), приподнятая над землей (или с рядами кре- сел на земле) сценическая площадка (настил, пол, помост) для концертных выступлений арти- стов. 2) Синтетический вид сценического иск-ва. Включает т. н. малые формы драмы, комедии и вокального иск-ва, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера полифонической пестроты дивертисмента объе- динены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Кратковременность эстрадного дей- ствия требует предельной концентрированности выразительности средств. Отсюда яркость, пре- увеличенность деталей, мгновенность актерского перевоплощения. Развернутая психологическая характеристика противопоказана эстраде. Это отнюдь не исключает актерского перевоплоще- ния, однако достигается оно своими эстрадными средствами: заостренной гиперболой, гротеском, буффонадой, эксцентрикой. Э. обращается к ме- тафорическим чертам и деталям, к причудливому переплетению правдоподобия и карикатуры, ре- ального и фантастического, способствуя тем са-
109
мым созданию атмосферы неприятия их жизнен- ных прототипов, противостояния их процветанию в действительности Современная эстрада оперирует такими эл-тами комедии дель арте, как маска, жест, выразительная пластика, стре- мительность развития действия, интрига. Для Э. типичны злободневность, сочетание в лучших образцах развлекательности с серьезным содер- жанием, воспитательным функциями, когда ве- селье дополняется разнообразием эмоциональной палитры, а подчас и социально-политической, гражданской патетикой. Будучи одним из наиболее подвижных видов иск-ва, Э. в то же время более др. иск-в подвержено штампу, снижению художественно-эстетической ценности талантливых находок, вплоть до превращения их в кия. На развитие современной Э. сильное влияние оказывают такие «технические» иск-ва, как кит и особенно телеиск-во, часто вклю- чающее в свои программы эстрадные представ- ления, концерты. Благодаря этому традиционные формы и приемы Э. обретают не только большую масштабность и распространенность, но и психологическую глубину (использование крупного плана, др. выразительных средств эк- ранных иск-в), яркую зрелищность. (Мюзик-холл. Варьете, Кабаре, Шоу, Театр миниатюр).
Иск-во эстрады играет существенную роль в эмоциональном воздействии на зрителя. Театра- лизованные вечера (напр., новогодние), пред- ставления (напр., агитбригады), праздники не обходятся беЬ шутки, юмора, без конферансье, ярких костюмов, масок, шуточных танцев, фель- етонов, интермедий, реприз и куплетов, пародий и сценок и т. д. Эти сценические формы заимст- вованы из эстрады. (Новаторов 50)
Все многообразие форм в целом можно свести в три группы: концертная (дивертисментная) эстрада, объединяющая в себе все виды выступлений в эстрадных концертах; театральная эстрада в виде камерных спектаклей театров миниатюр (театров-кабаре, кафе-театров) или же, наоборот, в масштабных концертных ревю, к-рые показываются в мюзик-холлах, располагающих многочисленным испол- нительским составом и первоклассной сцениче- ской техникой; праздничная эстрада, ото- жествляемая с народными гуляниями и праздни- ками на открытом воздухе, в т. ч. на стадионах, а также с балами, маскарадами, карнавалами, про- исходящими в закрытых помещениях (домах и дворцах культуры, кафе, ресторанах и т. п.).
ЭСТРА'ДНЫЙ МОНОЛОГ, размышления, иногда речь действующего лица (персонажа, в отличие от фельетона эстрадного), обращенная к самому себе или зрителям, он позволяет рас- крыть душевную жизнь персонажа, выявить его характер. Многие литературные и музыкальные произведения на эстраде (2) могут исполняться как внутр. монологи или как монологи, рождаю- щиеся в конкретных предлагаемых обстоятель- ствах, когда слова возникают «здесь, сегодня,
сейчас». Монолог - сценическая форма, в к-рой перевоплощение должно особенно плотно смы- каться с выявлением подлинной внутренней жизни чел-ка, а вслед за этим и выражением личности художника. Поэтому исполнителю опасно слишком нагружать себя чертами внеш- ней характерности.
ЭСТРА'ДНОСТЬ, понятие, объединяющее в себе все специфические качества иск-ва эстрады (2), особенность исполнительства на эстраде, имеющая общие свойства: открытость, лаконизм, мобильность, праздничность, оригинальность, разнообразие. Понятие Э. включает в себя не только комедийные жанры, но и лирику, патети- ку, драматизм.
ЭСТРА'ДНЫЙ ФЕЛЬЕТО'Н, самостоя- тельный номер разговорного жанра, исполняе- мый одним актером, в к-ром он (актер) раскры- вает свое отношение к явлениям жизни, свое ми- ровоззрение: это сатирико-публицистическое обозрение на злобу дня. В Э. ф. факты и явления современности излагаются от лица импровизи- рующего рассказчика в отличие от эстрадного монолога. По основному приему Э. ф. - инсцени- рованный рассказ, построенный на самом тесном контакте одного актера со зрителем. Рассказ, по ходу к-рого персонажи Э. ф. «оживают» на очень короткое время. При этом нельзя сказать, что актер перевоплощается в образы своих героев, скорее рассказчик с большей или меньшей степенью яркости лишь изображает встречаю- щиеся по ходу повествования людей, и именно использование этого принципа позволяет сохра- нить в рассказе сквозное действие. Вместе с тем,
|