Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Полуспинная мизансце'на,
сценический ракурс, основное назначение к-рого - полностью сосредоточить внимание зрителя на главном объекте, открытом лице партнера, и ' дополнить картину полуспинной позой первого. В П. м. закрыто лицо актера, но иногда именно это и требуется. Пластика тела приобретает особую красноречивость и вместе с тем какую-то таинственность. Зрителю предоставляется
возможность до фантазировать, что выражают в этот момент лицо и глаза актера. Остановка в повороте полуспиной тоже выразительна по позе и используется в основном в двух случаях: если надо подчеркнуть таинственный или зловещий оттенок этой остановки или, наоборот, если момент остановки персонажа не несет никакой смысловой нагрузки, а требуется для композиционного равновесия всей картины. Переход и уход персонажа полуспиной по диагонали отличается скромностью, простотой, недосказанностью.
ПОЛУФА'С (ТРУАКА'Р) сценический ракурс, обладает большими возможностями видоизменения. Эта поза достаточно красноречива, раскрыта, читаема для зрителя и удобна для прямого и косвенного общения с партнером. Вольно стоящие ноги и с тяжестью тела преимущественно на одной из них, ракурс корпуса и определенным поворот головы - все это может передать сложный подтекст позы. Переход по сцене в П. (движение по диагонали сцены) одна из ценнейших мизансценических возможностей.
ПОЛЯ'НА, луг, небольшое ровное пространство среди леса. П. может быть использована как игровое пространство, напр., при организации фольклорного праздника, конкурса туристические песни и т. п.
ПОЛЯРНОСТЬ, принцип композиции,
сформулированный М. Чеховым. Он выражается в том, что начало (сразу или постепенно) превращается в конце произведения в свою противоположность. П. создает напряжение развития действия в пьесе, в спектакле, в театрализованном представлении, где в каждом моменте существует противостояние полярных сил, противодвижение от начала к концу и от конца к началу,
ПОМОЩНИКИ РЕЖИССЕРА, группа к-рые во время репетиций-2 и театрализованного
представления обеспечивают своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены - в ы п у с к а ю щ и е. П. р. работают под непосредственным руководством ассистента режиссера. Обычно количество П.р. оп-
ределяется числом выходов на сцену (правая, левая, задняя сторона сцены и т. л), к которым добавляется еще один помощник - ведущий теат- рализованного представления. В задачу выпус- кающих входит и организация порядка за кули- сами (соблюдение тишины, проверка наличия необходимого реквизита и т. п.). При необходи- мости определяются и др. помощники: следящие за своевременным приходом коллективов и ис- полнителей на сцену и их уходом после испол- нения номера за пределы сценического про- странства, по компьютерному обеспечению, по сувенирам и реквизиту, по работе с реальными героями и т. п.
ПОРТА'Л (< лат., porta - дверь, ворота, вход), архитектурная арка, обрамляющая зеркало сцены. Непосредственная задача П - обрамление сцены, маскировка хода занавеса и скрытие пер- вого софита. Размеры рамы зависят от зеркала сцены и ширины зрительного залп. Боковые П. должны быть достаточно широкими, чтобы за них уходила пола занавеса, и группа актеров могла за ними приготовиться для выхода. За ка- менным П, находятся обычно порталы раздвиж- ные. Сдвигаясь, они, если это необходимо, су- жают зеркало сцены.
ПОСЛЕДЕ'ЙСТВИЕ, духовное влияние ус- ловной праздничной игры на повседневную жиз- ненную деятельность ее участников - жизненные стремления и поступки, к-рые вызваны празд- ничным событием.
ПОСТАНОВОЧНАЯ ЧА'СТЬ структурное подразделение театра, обеспечивающее художе- ственно-техническую строну постановки. П. ч. работает под непосредственным руководством художника-оформителя, возглавляется заведую- щим и объединяет в себе художника по свету, реквизитора, костюмера, машинистов и рабочих сцены, радистов, электриков и т. п. (Заведующий постановочной частью, Постановочная группа). ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА, Организа- ционные структуры праздника. ПОСТАНОВОЧНОЙ ГРУППЫ ДИ-
РЕ'КТОР. Директор постановочной группы.
ПОСТАНО'ВОЧНЫЙ ПЛАН, форма фиксации основных эл-тов режиссерского замысла. П. п называют также режиссерской разработкой, режиссерской экспликацией. В П. п. указывается прогнозируемая аудитория, мотивы выбора и социально-педагогическое значение отмечаемого события, определение темы представления, праздника. Жизненная идея, конфликт-2, действенное содержание
постановки (сверхзадача, сквозное действие, режиссерский ход, общее композиционное построение, событийный ряд, эпизодное построение), приемы театрализации
документального действия и реальных героев, жанр, смена атмосфер, пространственное и сценографическое решение постановки, опорные и главные мизансцены, монтажный лист поста- новки, состав постановочной группы, план под- готовки постановки и график репетиций. В за-
63
висимости от формы представления или праздника, его масштабов какие-то эл-ты П. п. могут опускаться или иметь специфический характер.
ПОСТУПОК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, Ху- дожественный поступок,
ПОТРЕБНОСТЬ, исходная форма активности живых существ. Динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение - основная движущая сила развития человека. Благодаря П жизнь приобретает целенаправленность, и либо достигается удовлетворение П., либо предотвра- щается неприятное столкновение со средой. Живое массовое театрализованное действие рождается лишь в том случае, когда оно отвечает подлинным жизненным П. людей, к-рые являются его участниками. Уже на стадии первоначального замысла сценарист и реж-р должны точно уяснить и почувствовать, каким хотят видеть люди свой праздник в данном месте, в данной жизненной общественной ситуации, что они ожидают от праздничного действия, в каком виде праздничного общения хотят участвовать. Задача сценариста и реж- ра воплотить эту жизненную потребность
участников в сценарном замысле и в режиссерском решении, выразить в них особенности места и времени проведения данного театрализованного действия и личных жизненных интересов той группы людей, к-рые участвуют в праздничном событии.
Любое искусственное навязывание смысловых театрализованных решений, не соответствующих реальным духовным потребности людей, вызовет "неприятное" столкновение участников с театрализованной средой л разрушит живое развитие праздничного действия В то же время реж-ру следует учитывать главную s.p.m яичную П. чел-ка - ожидание необычного, неожиданного. Праздничное действие должно удивлять и радовать неожиданным чудесным преображением привычной будничной среды и привычных будничных форм общения людей.
ПОХО'ДКА, поступь, манера ходить. Ис- пользуется как составная часть характеристики образа. П. может быть принята за основу приема и хода эстрадного номера-3. Напр., в миниатюре "Походка" А. И. Райкин, продемонстрировав П, разных людей (от трудолюбивых и бездельников до беспощадного шага фашизма) наглядно показал, что за такой простой и обыденной вещью, как П., могут стоять огромные темы, такие, как жизнь и судьба целого человечества.
ПРА'ВДА и BETA, Вера и правда. ПРА'ЗДНИК, форма эстетической и художе- ственной деятельности, включенная непосредственно в ткань социокультурной реальности. Массовый праздник переводит на язык игровых правил наиболее существенные переломные моменты человеческой жизни. Он отличается широким активным и творческим участием масс, рассредоточен на обширной территории, пред- полагает одновременное возникновение, наличие
64
+многих очагов художественного действия, где каждый из его участников может выбрать свое
праздничное действие. Праздничное игровое
общение включает в себя как неотъемлемую часть
- зрелище - представление.
Классификация П. может быть проведена по нескольким основаниям. I) По времени проведения: а) периодически отмечаемые (напр.. День победы. Олимпийские игры) и непе- риодические, обусловленные моментом (напр., начала крупного строительства, презентация фирмы), б) стабильные (напр, Рождество) и под- вижные (напр.. Пасха), в) календарные - летние (День Ивана Купалы), осенние (Праздник уро- жая), зимние (Новый год), весенние (Маслении- ца), 2) пространственная масштабность: а)
местные, локальные праздники,
распространенность к-рых ограничена, б) региональные праздники республик, города, села, улицы (напр.. Праздник Севера), в) национальные (напр.. Праздник Русской березки, татарский Сабантуй, Фестиваль финно-угорских народов), г) государственные (напр.. День Кон- ституции, День независимости), д) международ- ные (напр.. Олимпийские игры. День породнен- ных городов и т.п.); 3) по вероисповеданию - светские (день рождения, день совершеннолетия) и религиозные (день ангела, конфирмация и т.д.), к-рые различаются по конфессиям (православные, католические, буддистские, иудейские и т. д.): 4) по видам человеческой деятельности и сферам бытия: общественно-политические (1 Мая, 9 Мая, 8 Марта, и г. п.), профессионально-трудовые (дни профессий, проводы на пенсию), природно- экологические; (Проводы зимы, Новый год, День птиц. День охраны окружающей среды), семейно- бытовые (дни рождения, совершеннолетия, свадьбы, новоселье и т. д), историко-культурные н праздники искусств (праздники спортивные, праздники улиц, домов, праздник духовой музы- ки, песни и танца, книг и т. д.). (Праздник улицы, Драматургия массового праздника. Участник представления, праздника. Организационные структуры праздника, Праздничная ситуация. Праздничность}.
ПРАЗДНИК УЛИЦЫ, Улица.
ПРАЗДНИКА (ДЕЙСТВИЯ) МА'ССОВОГО ДРАМАТУРГИЯ, Драматургия массового праздника (действия).
|