Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Сценического пространства
КОМПОЗИЦИЯ, Композиция сценического пространства.
СНЕНОГРА'ФИЯ, иск-во создания зрительного образа сценического зрелища посредством декораций, костюмов, света, постановочной тех-ки (Техника сцены). Все эти изобразительные средства являются компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Развитие С. тесно связано с развитием изобразительно иск-ва, архитектуры, драматургии, кино. С. помимо художественных задач должна решать и задачи технические. Во-первых, давать возможность удобно работать коллективам и исполнителям различных жанров (хору, танцевальному коллективу, оркестру и т. д., требующих порой взаимоисключаю- щих сценических условий; во-вторых, проводить быструю смену номеров, особенно при открытом занавесе; в-третьих, наиболее выразительно и эффектно разместить в прологе и в финале всех участников; в-четвертых, хорошо видеть проис- ходящее на сцене всем зрителям, а не только сидящим в партере; в-пятых позволять строить мизансцены не только по горизонтали, но и по вертикали.
СЦЕНЫ ЗЕРКАЛО, 'Зеркало сцены. ПЛАН НУЛЕВО'Й, Нулевой план СЦЕНЫ ПЛАНШЕТ, Планшет сцены. СЦЕНЫ ТЕХ'ННКА, Техника сцены. СЮЖЕТ (фр. sujet, букв, предмет), 1) в изобрази- тельном иск-ве - предмет изображения. 2) (в лит-ре)- ход повествования о событиях, способ развертывания темы или изложения фабулы. 3) (театре, кино) сово- купность действий,со-
бытий, в к-рых раскрывается основное содержание художественного произведения.
Динамический аспект произведения иск-ва: развертывание действия во всей его полноте, развитие характеров, человеческих переживаний, взаимоотношений, поступков и т. п.; взаимодей- ствие персонажей и обстоятельств; внутреннее смысловое сцепление образов. С. органически связан с идеей произведения, является способом ее развития и обнаружения. Одновременно С. -это способ существования фабулы. С. и фабула составляют единый конструктивный эл-т произ- ведения, проявляющийся как фабула на предметно- познавательном уровне, как С. на уровне ценностно-аксиологическом. Единицей С. является деталь. Сам же С. в этом плане есть динамика взаимодействующих деталей, жестов, движений и т. п., объединенных идейно-таматически. В основе С. лежит конфликт, к-рый содержит в себе предпосылки развития действия, совершающегося через ряд перипетий (соотнесений, торможений, повторений и т. п.). С этой т. зр. С. есть движущая коллизия, к-рая проходит несколько этапов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Иногда понятия С. и фабулы определяются наоборот; иногда отожествляются.
СЮЖЕТНЫЙ ХОД, (Ср., со сценарным хо- дом) драматургический ход, отображающий по- рядок построения эпизодов, логику развития дей- ствия массового представления. Задача С. х. точно и ярко выразить тему и идею представле- ния и стать стержнем, на к-рый нанизываются номера и эпизоды представления. (Не сюжет, а сюжетный ход!) порою не столько внешний, сколько внутр., ассоциативный, дающий воз- можность не только объединить сквозным дей- ствием отдельные номера представления, но, и это главное, - раскрыть его через сценическое действие - основное выразительное средство те- атра. Напр., введя актерские задачи и мизансце- нирование даже в те номера, к-рые в силу жанра и традиций их не предполагают.
С. х. и сквозное действие представления на- ходят свое зримое выражение в образном приеме, к-рый дает возможность взаимосвязан все его эпизоды и создать из них неразрывную цепь последовательно развивающихся событий, дей- ствий. Один из таких приемов - это введение в его ткань одного или нескольких ведущих, кото- рые произнося специально написанный или по- добранный текст, связывают эпизоды между со- бой необходимым информационным материалом. Для этой цели можно использовать специально подобранные кинокадры (диапозитивы, слайды), или песню, проходящую лейтмотивом, или специально поставленные пластические
(пантомимические, хореографические) миниа- тюры -композиции, или "живые картины", или определенным образом подобранный звукошу- мовой ряд и т. п. Часто режиссеры представления связывают эпизоды не одним каким-л. прие-
87
мом, а прибегая к их синтезу. Напр., используя в сочетании с идущей фоном музыкой слово, или пантомимические миниатюры, либо живые кар- тины ("барельефы"), или сочетая это все вместе. В конечном счете, это зависит от образной формы, в которую "одето" представление.
Т
ТАЛА'НТ (< гр. talamon - первоначально вес, мера, потом в переносном значении - уровень способностей), 1) высокий уровень развития спо- собностей, пр. вс. специальных. О наличии Т. следует судить по результатам деятельности чел- ка, к-рые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Т. чел-ка. направляясь выраженной потребностью в твор- честве, всегда отражает определенные общест- венные запросы. 2) Выдающиеся врожденные качества, особые природные данные. 3) Творче- ская одаренность в иск-ве. Т, - это продуктивная эстетическая интуиция, сила художественного мышления, активность воображения, наблюда- тельность, емкость и мобильность памяти, бо- гатство эмоций. Формы и характер сцепления такого рода качеств зависят от личности худож- ника, жанра и вида иск-ва, в к-ром он работает. Высшая степень Т. - художественный гений. Бу- дучи врожденной способностью, творческая ода- ренность не может быть приобретена одной лишь профессиональной выучкой и образованием, но без них невозможно полноценное функ- ционирование Т. Являясь необходимым условием художественного творчества. Т., нуждается в постоянном совершенствовании, в тесной связи с жизнью, иначе он может быть утрачен, обес- кровлен. Т. неотрывен от мировоззрения худож- ника, его мастерства.
ТА'НЕЦ (нем. Tanz), вид иск-ва, материалом к-рого являются движения и Лозы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие некую единую художественную систему. Т. тесно связан с музыкой, вместе с ней образуя музыкально- хореографический образ (Хореография). Одним из видов сценического танца является эстрадный Т. - небольшая сценка, хореографическая миниа- тюра, включающая эксцентрику, акробатику; ритмический танец и др.
ТВОРЧЕСТВА НАРО'ДНОГО КОН- ЦЕТТ, Виды концерта.
ТВО'РЧЕСТВО, деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общест- венно-исторической уникальностью. Т. специ- фично для ч|ел-ка. т. к. всегда предполагает твор- ца - субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества. Т. предполагает наличие у личности способ- ностей, мотивов, знаний и умений, воображения, интуиции, вдохновения, "озарения" (интуитивно-
го схватывания искомого результата) и т. п. Выделяют четыре стадии процесса Т.: подготовка, созревание, озарение, проверка. Выделяя специфику психической регуляции процесса Т. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта Т. Задача всякого творческого труда - результативная легкость. Если итог работы тяжеловесен, значит, создатели произведения остановились на полдороге. Процесс работы есть преодоление тяжести материала и своей слабости; подлинное произве- дение иск-ва, наоборот, - торжество легкости и силы.
ТВОРЧЕСТВО КОНЦЕ'РТНОЕ, Концерт- ное творчество.
ТВОРЧЕСТВО НАРО'ДНОЕ, Народное творчество.
ТЕА'ТР (< ф. theatron - место для зрелищ, зрелище), род (вид) иск-ва, специфическим сред- ством выражения к-рого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки Т. - в древних охот- ничьих и сельскохозяйственных игрищах, массо- вых народных обрядах. В Древней Греции суще- ствовали различные виды Т. со своими тради- циями, сценической техникой. Богатые и разно- образные формы зрелищ были созданы в странах Древнего Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В средние века носителями народ- ного театрального творчества являлись западно- европейские бродячие актеры - гастрионы, жонглеры, скоморохи. Первый профессиональ- ный европейский Т. эпохи Возрождения - ит. Т. народной комедии масок (комедия дель арте, 16 - 17 вв.). С эпохи Возрождения Т. становится литературным, тяготеет к оседлому существова- нию в городских культурных центрах. В ходе исторического развития определись три основ- ных вида Т., отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выра- зительности - драматический, оперный и балет- ный с некоторыми промежуточными формами Произведение театрального иск-ва - спектакль - создается на основе драматического или музы- кально-сценического произведения в соответст- вии с замыслом режиссера (в балете - балетмей- стера и дирижера, в опере, оперетте - режиссе- ра и дирижера) и под его руководством совмест- ными усилиями актеров, а также художника- сценографа, композитора, хореографа, худож- ников по костюму, свету, гримеров и т. п. 2) Зда- ние, где происходят театральные представления. 3) Представление, спектакль.
Синтетичность театрального иск-ва, связанная с широким использованием выразительных возможностей других иск-в (музыки, танца, ху- дожественного слова, литературных произведе- ний, пантомимы и др.), ставит его на одно из первых мест в ряду выразительных средств те- атрализованного представления. Пути использо- вания иск-ва Т. в театрализованных представл
ниях: включение в сценарий отрывков из пьес, инсценирование - прозаических и лирических произведений, а также документального материала, использование приемов
разновидностей театра (Т. теней, комедии дель арте, Т. кукол, Т. оперы и балета, оперетты). (Театр миниатюр. Театр под открытым небом. Психологический театр. Трансформирующийся театр, Универсальный театр, Условный театр. Эпический театр).
ТЕА'ТР КУКОЛ, вид театрального зрелища, в к- ром действуют куклы, управляемые актерами- кукловодами, обычно скрытыми от зрителя. Различаются устройством кукол и системой их удивления (марионетки, верховые куклы - пер- чаточные, тростевые и др.).
ТЕА'ТР ТЕНЕ'И, вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол (из картона, кожи, специальной цветной пленки), которые находятся между источником света и эк- раном или накладываются на него, (Кукла). ТЕА'ТР МИНИАТЮ'Р, вид театра, в котором ставятся произведения т. н. малых форм - одноактные пьесы, а также пародии, сциеатраенки, скетчи и т. п., иногда связанных общим сюжетом.
ТЕА'ТР ПОД ОТКРЫТЫМ НЕ'БОМ, тип театра, в к-ром сценической площадкой служат площадки, улицы, парки, акватории, архитектурные сооружения и ансамбли. Оформление - ар- хитектура, природа. Художественное освещение - прожектора, подсветки стен, горящие транспаранты, огненные буквы, "живой" открытый огонь: факелы, костры, пожары, фейерверки, естественное освещение местности. Дейст- вующие эл-ты - воздушный транспорт от малого спортивного самолета, аэростата до военного истребителя; водный транспорт: от байдарки до подводной лодки; наземный транспорт; от телеги до тяжелых тягачей. В муз. палитру добавляются естественные шумы: сигналы (вой фабричной трубы, сирены автомашин, сигналы с кораблей, шум самолета и т. п.). Крупные детали реквизита, костюмы, маски. Занавес: световой, дымовой, естественные изгибы улиц, водных каналов. Действующие исполнители - народные массы: герои войны и труда, трудовые коллективы, во- инские подразделения, спортивные коллективы, участники художественной самодеятельности и т.п. Представления Т. п. о. н. сводят до минимума использование литературного текста, соответ- ственно усиливая роль и значение других вырази- тельных средств, обратных мизансцен, аллего- рических построений, пластических.метафор, символики и т. д. "Смешивание" этих красок на палитрах площадей и улиц, акваторий и воздуш- ного пространства создает атмосферу массового зрелища монументального по форме и эпического по соаержанию. Действие развивается здесь не как результат взаимодействия "персонажей", воплоща- емых отдельными актерами, а как результат столкновения обобщающих понятий,
облеченных в зрелищную форму динамических символических образов. Это связано с особыми условиями массовых постановок, особыми по- вышенными требованиями к организации зри- тельского внимания в ситуациях, оптимально этому не способствующих.
Выбор формы зависит от масштабности со- бытия, от того, какой отклик это событие нахо- дит у людей (т.е. от потребности людей праздно- вать данное событие), от материально- технической базы, на которую может опереться постановочная группа, от места действия буду- щего представления. (Гулянье, Карнавал, Массо- вое представление, Улица, Шествия).
ТЕА'ТР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, Психоло- гический театр.
ТЕА'ТР РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ, Психологи- ческий театр.
ТЕА'ТР ТРАНСФОРМИРУЮЩИЙСЯ, Трансформирующийся театр.
ТЕА'ТР УНИВЕРСАЛЬНЫЙ. Универсаль- ный театр.
ТЕА'ТР УСЛОВНЫЙ, Условный театр.
ТЕА'ТР ЭПИЧЕСКИЙ, Эпический театр.
ТЕАТРАЛИЗА'ЦИИ МЕТОД, Метод те- атрализации.
|