Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценического пространства

Поиск

КОМПОЗИЦИЯ, Композиция сценического
пространства.

СНЕНОГРА'ФИЯ, иск-во создания зрительного
образа  сценического  зрелища  посредством
декораций, костюмов, света, постановочной тех-ки
(Техника сцены). Все эти изобразительные средства
являются компонентами театрального представления,
способствуют раскрытию его содержания, сообщают
ему определенное эмоциональное звучание. Развитие
С. тесно связано с развитием изобразительно иск-ва,
архитектуры, драматургии, кино.
С. помимо художественных задач должна решать и
задачи технические. Во-первых, давать возможность
удобно работать коллективам и исполнителям
различных жанров (хору, танцевальному коллективу,
оркестру и т. д., требующих порой взаимоисключаю-
щих сценических условий; во-вторых, проводить
быструю смену номеров, особенно при открытом
занавесе; в-третьих, наиболее выразительно и
эффектно разместить в прологе и в финале всех
участников; в-четвертых, хорошо видеть проис-
ходящее на сцене всем зрителям, а не только
сидящим в партере; в-пятых позволять строить
мизансцены не только по горизонтали, но и по
вертикали.

СЦЕНЫ ЗЕРКАЛО, 'Зеркало сцены.
ПЛАН НУЛЕВО'Й, Нулевой план
СЦЕНЫ ПЛАНШЕТ, Планшет сцены.
СЦЕНЫ ТЕХ'ННКА, Техника сцены.
СЮЖЕТ (фр. sujet, букв, предмет), 1) в изобрази-
тельном иск-ве - предмет изображения. 2) (в лит-ре)-
ход повествования о событиях, способ развертывания
темы или изложения фабулы. 3) (театре, кино) сово-
купность действий,со-


бытий, в к-рых раскрывается основное содержание
художественного произведения.

Динамический аспект произведения иск-ва:
развертывание действия во всей его полноте,
развитие характеров, человеческих переживаний,
взаимоотношений, поступков и т. п.; взаимодей-
ствие персонажей и обстоятельств; внутреннее
смысловое сцепление образов. С. органически
связан с идеей произведения, является способом ее
развития и обнаружения. Одновременно С. -это
способ существования фабулы. С. и фабула
составляют единый конструктивный эл-т произ-
ведения, проявляющийся как фабула на предметно-
познавательном уровне, как С. на уровне
ценностно-аксиологическом. Единицей С. является
деталь. Сам же С. в этом плане есть динамика
взаимодействующих деталей, жестов, движений и
т. п., объединенных идейно-таматически. В основе
С. лежит конфликт, к-рый содержит в себе
предпосылки развития действия, совершающегося
через ряд перипетий (соотнесений, торможений,
повторений и т. п.). С этой т. зр. С. есть движущая
коллизия, к-рая проходит несколько этапов:
экспозиция, завязка, развитие действия,
кульминация, развязка.
Иногда понятия С. и
фабулы определяются наоборот; иногда
отожествляются.

СЮЖЕТНЫЙ ХОД, (Ср., со сценарным хо-
дом) драматургический ход, отображающий по-
рядок построения эпизодов, логику развития дей-
ствия массового представления. Задача С. х.
точно и ярко выразить тему и идею представле-
ния и стать стержнем, на к-рый нанизываются
номера и эпизоды представления. (Не сюжет, а
сюжетный ход!) порою не столько внешний,
сколько внутр., ассоциативный, дающий воз-
можность не только объединить сквозным дей-
ствием
отдельные номера представления, но, и
это главное, - раскрыть его через сценическое
действие - основное выразительное средство те-
атра. Напр., введя актерские задачи и мизансце-
нирование даже в те номера, к-рые в силу жанра
и традиций их не предполагают.

С. х. и сквозное действие представления на-
ходят свое зримое выражение в образном приеме,
к-рый дает возможность взаимосвязан все его
эпизоды и создать из них неразрывную цепь
последовательно развивающихся событий, дей-
ствий. Один из таких приемов - это введение в
его ткань одного или нескольких ведущих, кото-
рые произнося специально написанный или по-
добранный текст, связывают эпизоды между со-
бой необходимым информационным материалом.
Для этой цели можно использовать специально
подобранные кинокадры (диапозитивы, слайды),
или песню, проходящую лейтмотивом, или
специально         поставленные          пластические

(пантомимические, хореографические) миниа-
тюры -композиции, или "живые картины", или
определенным образом подобранный звукошу-
мовой ряд и т. п. Часто режиссеры представления
связывают эпизоды не одним каким-л. прие-


87


мом, а прибегая к их синтезу. Напр., используя в
сочетании с идущей фоном музыкой слово, или
пантомимические миниатюры, либо живые кар-
тины ("барельефы"), или сочетая это все вместе. В
конечном счете, это зависит от образной формы, в
которую "одето" представление.

 

Т

ТАЛА'НТ (< гр. talamon - первоначально вес,
мера, потом в переносном значении - уровень
способностей), 1) высокий уровень развития спо-
собностей, пр. вс. специальных. О наличии Т.
следует судить по результатам деятельности чел-
ка, к-рые должны отличаться принципиальной
новизной, оригинальностью подхода. Т. чел-ка.
направляясь выраженной потребностью в твор-
честве, всегда отражает определенные общест-
венные запросы. 2) Выдающиеся врожденные
качества, особые природные данные. 3) Творче-
ская одаренность в иск-ве. Т, - это продуктивная
эстетическая интуиция, сила художественного
мышления, активность воображения, наблюда-
тельность, емкость и мобильность памяти, бо-
гатство эмоций. Формы и характер сцепления
такого рода качеств зависят от личности худож-
ника, жанра и вида иск-ва, в к-ром он работает.
Высшая степень Т. - художественный гений. Бу-
дучи врожденной способностью, творческая ода-
ренность не может быть приобретена одной лишь
профессиональной выучкой и образованием, но
без них невозможно полноценное функ-
ционирование Т. Являясь необходимым условием
художественного творчества. Т., нуждается в
постоянном совершенствовании, в тесной связи с
жизнью, иначе он может быть утрачен, обес-
кровлен. Т. неотрывен от мировоззрения худож-
ника, его мастерства.

ТА'НЕЦ (нем. Tanz), вид иск-ва, материалом
к-рого являются движения и Лозы человеческого
тела, поэтически осмысленные, организованные
во времени и пространстве, составляющие некую
единую художественную систему. Т. тесно связан
с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-
хореографический образ (Хореография). Одним
из видов сценического танца является эстрадный
Т. - небольшая сценка, хореографическая миниа-
тюра, включающая эксцентрику, акробатику;
ритмический танец и др.

ТВОРЧЕСТВА НАРО'ДНОГО КОН-
ЦЕТТ,
Виды концерта.

ТВО'РЧЕСТВО, деятельность, порождающая
нечто качественно новое и отличающаяся
неповторимостью, оригинальностью и общест-
венно-исторической уникальностью. Т. специ-
фично для ч|ел-ка. т. к. всегда предполагает твор-
ца - субъекта творческой деятельности; в природе
происходит процесс развития, но не творчества.
Т. предполагает наличие у личности способ-
ностей, мотивов, знаний и умений, воображения,
интуиции, вдохновения, "озарения" (интуитивно-


го схватывания искомого результата) и т. п.
Выделяют четыре стадии процесса Т.:
подготовка, созревание, озарение, проверка.
Выделяя специфику психической регуляции
процесса Т. Станиславский выдвинул
представление о сверхсознании как высшей
концентрации духовных сил личности при
порождении продукта Т. Задача всякого
творческого труда - результативная легкость.
Если итог работы тяжеловесен, значит, создатели
произведения остановились на полдороге.
Процесс работы есть преодоление тяжести
материала и своей слабости; подлинное произве-
дение иск-ва, наоборот, - торжество легкости и
силы.

ТВОРЧЕСТВО КОНЦЕ'РТНОЕ, Концерт-
ное творчество.

ТВОРЧЕСТВО НАРО'ДНОЕ, Народное
творчество.

ТЕА'ТР (< ф. theatron - место для зрелищ,
зрелище), род (вид) иск-ва, специфическим сред-
ством выражения к-рого является сценическое
действие, возникающее в процессе игры актера
перед публикой. Истоки Т. - в древних охот-
ничьих и сельскохозяйственных игрищах, массо-
вых народных обрядах. В Древней Греции суще-
ствовали различные виды Т. со своими тради-
циями, сценической техникой. Богатые и разно-
образные формы зрелищ были созданы в странах
Древнего Востока, в Индии, Китае, Индонезии,
Японии и др. В средние века носителями народ-
ного театрального творчества являлись западно-
европейские бродячие актеры - гастрионы,
жонглеры, скоморохи. Первый профессиональ-
ный европейский Т. эпохи Возрождения - ит. Т.
народной комедии масок (комедия дель арте, 16
- 17 вв.). С эпохи Возрождения Т. становится
литературным, тяготеет к оседлому существова-
нию в городских культурных центрах. В ходе
исторического развития определись три основ-
ных вида Т., отличающиеся специфическими
признаками и средствами художественной выра-
зительности - драматический, оперный и балет-
ный с некоторыми промежуточными формами
Произведение театрального иск-ва - спектакль -
создается на основе драматического или музы-
кально-сценического произведения в соответст-
вии с замыслом режиссера (в балете - балетмей-
стера
и дирижера, в опере, оперетте - режиссе-
ра
и дирижера) и под его руководством совмест-
ными усилиями актеров, а также художника-
сценографа, композитора, хореографа, худож-
ников по костюму, свету, гримеров и т. п. 2) Зда-
ние, где происходят театральные представления.
3) Представление, спектакль.

Синтетичность театрального иск-ва, связанная
с широким использованием выразительных
возможностей других иск-в (музыки, танца, ху-
дожественного слова, литературных произведе-
ний, пантомимы и др.), ставит его на одно из
первых мест в ряду выразительных средств те-
атрализованного представления. Пути использо-
вания иск-ва Т. в театрализованных представл


ниях: включение в сценарий отрывков из пьес,
инсценирование - прозаических и лирических
произведений, а также документального
материала,               использование               приемов

разновидностей театра (Т. теней, комедии дель
арте, Т. кукол,
Т. оперы и балета, оперетты).
(Театр миниатюр. Театр под открытым небом.
Психологический театр. Трансформирующийся
театр, Универсальный театр, Условный театр.
Эпический театр).

ТЕА'ТР КУКОЛ, вид театрального зрелища, в к-
ром действуют куклы, управляемые актерами-
кукловодами, обычно скрытыми от зрителя.
Различаются устройством кукол и системой их
удивления (марионетки, верховые куклы - пер-
чаточные, тростевые и др.).

ТЕА'ТР ТЕНЕ'И, вид театрального зрелища,
основанный на использовании плоских кукол (из
картона, кожи, специальной цветной пленки),
которые находятся между источником света и эк-
раном или накладываются на него, (Кукла).
ТЕА'ТР МИНИАТЮ'Р, вид театра, в котором
ставятся произведения т. н. малых форм -
одноактные пьесы, а также пародии,
сциеатраенки, скетчи
и т. п., иногда связанных
общим сюжетом.

ТЕА'ТР ПОД ОТКРЫТЫМ НЕ'БОМ, тип
театра, в к-ром сценической площадкой служат
площадки, улицы, парки, акватории, архитектурные
сооружения и ансамбли. Оформление - ар-
хитектура,
природа. Художественное освещение -
прожектора,    подсветки    стен,    горящие
транспаранты, огненные буквы, "живой" открытый
огонь: факелы, костры, пожары, фейерверки,
естественное освещение местности.
Дейст-
вующие эл-ты - воздушный транспорт от малого
спортивного самолета, аэростата до военного
истребителя; водный транспорт: от байдарки до
подводной лодки; наземный транспорт; от телеги
до тяжелых тягачей. В муз. палитру добавляются
естественные шумы:   сигналы (вой фабричной
трубы, сирены автомашин, сигналы с кораблей,
шум самолета и т. п.). Крупные детали реквизита,
костюмы, маски. Занавес:
световой, дымовой,
естественные изгибы улиц, водных каналов.
Действующие исполнители - народные массы:
герои войны и труда, трудовые коллективы, во-
инские подразделения, спортивные коллективы,
участники художественной самодеятельности и
т.п. Представления Т. п. о. н. сводят до минимума
использование литературного текста, соответ-
ственно усиливая роль и значение других вырази-
тельных средств, обратных мизансцен, аллего-
рических построений, пластических.метафор,
символики и т. д. "Смешивание" этих красок на
палитрах площадей и улиц, акваторий и воздуш-
ного пространства создает атмосферу массового
зрелища монументального по форме и эпического
по соаержанию. Действие развивается здесь не как
результат взаимодействия "персонажей", воплоща-
емых отдельными актерами, а как результат
столкновения обобщающих понятий,


облеченных в зрелищную форму динамических
символических образов. Это связано с особыми
условиями массовых постановок, особыми по-
вышенными требованиями к организации зри-
тельского внимания в ситуациях, оптимально
этому не способствующих.

Выбор формы зависит от масштабности со-
бытия, от того, какой отклик это событие нахо-
дит у людей (т.е. от потребности людей праздно-
вать данное событие), от материально-
технической базы, на которую может опереться
постановочная группа, от места действия буду-
щего представления. (Гулянье, Карнавал, Массо-
вое представление, Улица, Шествия).

ТЕА'ТР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, Психоло-
гический театр.

ТЕА'ТР РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ, Психологи-
ческий театр.

ТЕА'ТР ТРАНСФОРМИРУЮЩИЙСЯ,
Трансформирующийся театр.

ТЕА'ТР УНИВЕРСАЛЬНЫЙ. Универсаль-
ный театр.

ТЕА'ТР УСЛОВНЫЙ, Условный театр.

ТЕА'ТР ЭПИЧЕСКИЙ, Эпический театр.

ТЕАТРАЛИЗА'ЦИИ МЕТОД, Метод те-
атрализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.008 с.)